СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разноуровневые задания по русскому языку 3 - 4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разноуровневые задания по всем темам и разделам русского языка для учащихся 3-4 классов с нарушением интеллекта

Просмотр содержимого документа
«Разноуровневые задания по русскому языку 3 - 4 классы»

Русский язык

Прилагаемые разноуровневые задания разработаны по всем темам и разделам программы русского языка для учащихся 3-4 классов с интеллектуальной недостаточностью.

Задания предназначены для установления учителем уровня сформированности у школьников учебно-языковых, орфографических и коммуникативно-речевых знаний, умений и навыков.

Задания репродуктивного (низкого) I уровня ориентирует ученика на действия по узнаванию, распознаванию понятий, различению и установлению подобий – выделения букв в словах, слов в предложениях и др.

Репродуктивно-продуктивный (удовлетворительный, средний) II и III уровни предусматривают задания на воспроизведение и применение знаний в знакомой ситуации – завершение предложений по памяти, данному образцу или по опорным словам, работа над деформированным текстом.

Для продуктивного (достаточного, высокого) IV и V уровней предлагаются задания на применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. для решения нового круга задач. Учитель определят степень сформированности мыслительных операций, умение ученика самостоятельно применять знания в практической деятельности. Незначительная часть учащихся класса не могут выполнять задания данных уровней и поэтому к ним разработаны только по одному заданию как образец.

Разноуровневые задания предназначены для поурочного и тематического контроля, который проводится с целью установления качества усвоения программного материала при изучении конкретной темы.


Разноуровневые задания по предмету "Русский язык"


3 класс


Гласные звуки. Буквы гласных звуков.

1 уровень

1. Подчеркни буквы гласных.

Сок, сыр, кот, сын, снег, рак, дом.

2. Спиши слова, подчеркни буквы гласных в середине слова.

Торт, лук, рот, нож, шар.

2 уровень

1. Назови предметы на рисунках. Запиши слова в тетрадь.


нож жук мак кот стул мяч

___________ ___________ _______ ______ ________ ___________

2. Выпиши буквы гласных в словах.

Рыба, дети, вишня, бусы, зима, окно.

Запомни эти слова.

3 уровень

1. Спиши слова, вставь пропущенные гласные буквы а или я.

Шл…па, м…ч, д…тел, ..йцо, н…ня, б…нан, к..ток.

2. Среди слов найди имена, запиши их.

Коля, кот, тетя, Юля, юла, Вика, вилка, Маша, машина.

4 уровень

1. Запиши сначала слова с буквой у в начале слова, затем слова, где у стоит в конце слова, а затем в середине слова.

Игрушка, круг, урок, беру, несу, рука, уточка, Руслан, груша, лук, утюг.

5 уровень

1. Придумай по 5 слов с буквами гласных – о, у, а.



Согласные звуки. Буквы согласных звуков.

1 уровень

1. Запиши слова. Подчеркни букву л.

Лук, лопата, вилка, пол, лампа, улица, плащ, пальто, самолет.

2. Вместо точек запиши букву б.

…атон, бо…ы, ба…ушка, …усы, …рюки, ба…очка, …умага.

2 уровень

1. Вместо точек вставь буквы б или п.

В саду росли тюль…аны. Мама готовит …ирожки. Петя сделал из бумаги ..ароход. Возле дома стоит за…ор. Дедушка катит …очку.

2. Подчерки слова в которых есть буква ф . Запомни эти слова.

Вадим ест фасоль. В саду растут фрукты. Федя пьет кефир. В каробке были конфеты.

3 уровень

1. Рисунки замени словами. Подчеркни в этих словах буквы д и т.

По озеру плавала ___________ . утка

На улице построили ___________. дом

В парке гуляли ___________. дети

В вазе стояли ___________. ландыши

2. Составь из слов предложения, запиши их.

Брат, есть, у, Димы.

Пирог, мам, вкусный, испекла.

Стоит, в, конце, точка, предложения.

Даша, цветы, купила.

4 уровень

1. Составьте слова из слогов.

Ши, ма, шу, на, ба, ка, ли, да, ша.

5 уровень

1. Составь предложения со словами.

Кошка ловит жук

Коля ловит забор

На заборе сидел мышку

Петя красит шарф

Бабушка вяжет рыбу


Мягкость согласных звуков

1 уровень

1. Спиши слова, подчеркни букву и .

Лицо, вишня, Рита, зима, лимон, Лида, сани.

2. Спиши слова, подчеркни слова с буквой и .

Лиза, Маша, лиса, кино, сапог, сапоги, Катя.

2 уровень

1. Спиши предложения, вставь вместо точек пропущенные буквы я, и, е .

На опушке л…са стоит л…па. Тан… моет пол. Вит… поливает цв..ты.

2. Спиши. Подчеркни мягкие согласные.

Ел, ель, пень, диван, лось, дятел, пыль, месяц.

3 уровень

1. Запиши слова парами.

Образец. Пенек – пень.

Денек ___________

уголек ___________

шесток ___________

братик ___________

2. Какие буквы указывают на мягкость звука [р']? Подчеркни эти буквы.

Зарядка.

По порядку стройся в ряд!

На зарядку все подряд.

(А.Барто)

4 уровень

1. Вставь вместо точек где нужно мягкий знак (ь).

Диван …, кроват…, клен…, пен…, колос…, лос…, дятел…, тен… .

5 уровень

1. Придумай предложения с данными словами.

Рысь, ель, постель.


Слоги, перенос слов.

1 уровень

1. Прочитай, подчеркни слова с одним гласным звуком.

Мак, клен, мука, мел, зуб, рука, лицо, нос, глаза, дым, кот.

2. Прочитай слова по слогам, запиши по слогам.

Образец. Му-ка.

Коза, рыба, мешок, пенал, луна, море, Маша, парта.

2 уровень

1. Прочитай слова, спиши их и подчеркни буквы гласных. Определи, сколько в словах слогов.

Дорога, доска, потолок, ученик, книга, девочка, туман.

2. Подели слова черточками на слоги.

Груша, огород, ложка, вилка, тарелка.

3 уровень

1. Спиши предложения. Подели слова на слоги (там, где это возможно),

Катя учит уроки. Коля гуляет с собакой. Он очень любит свою собаку. Пришла зима. Выпал снег.

2. Напишите слова в столбик. Рядом запишите эти же слова, разделяя их черточками для переноса.

Образец: ре-бя-та.

Ученица, класс, тетрадь, линейка, карандаш.

4 уровень

1. Прочитай слова. Какие из них можно перенести. Выпиши их.

Снег, брат, баня, мак, дом, банан, рак, сок, зима, школа, стол.

5 уровень

1. Прочитай. Составь предложения. Подчеркнутые слова подели на слоги.

Собака охраняет звезды

Папа рубит посуду

Ночью светят дом

Катя моет кормушку

Птицы клюю дрова

Дети вешают зерно


Ударение в словах

1 уровень

1. Прочитай слова. подчеркни слоги, которые произносятся с большей силой.

Зима, муха, кусты, компот, санки.

2. Прочитай и запиши слова. Поставь в каждом слове ударение.

Образец. Кошка.

Лыжи, собака, посуда, подушка, уроки, книжка, альбом, ручка.

2 уровень

1. Выпиши слова, в которых ударение падает на первый слог.

кукла, кусок, рыба, зима, батон, масло, стакан, шторы.

2. Подчеркни в словах ударные слоги. Запомни слова.

Ландыш, пенал, солнце, кубик, буква, петух, курица, дружба, грибы.

3 уровень

1. Прочитай слова по слогам, нарисуй схему каждого слова. Поставь ударение.

Образец. Лужа. (______ ______)

Комары, пчела, повар, ваза, чашка, сметана, мальчик, девочка, люди.

2. Прочитай предложения, подчеркни те слова, в которых ударение падает на второй слог.

Зимой падает снег. Петух клюет зерно. Маша режет картошку. Оля нашла щенка.

4 уровень

1. Спиши рассказ. Во всех словах обозначь ударение.

Снежинки.

Появились снежинки в облаке высоко над землей. Первая снежинка была как звездочка. Вторая напоминала цветок. А третья сверкала как солнышко.

5 уровень

1. Из слов: рыба, цветок, колбаса составь предложения. во всех словах поставь ударение.

Большая буква

1 уровень

1. Прочитай и спиши имена и подчеркни имена, которые начинаются с буквы А, а затем с буквы К.

Катя, Аня, Андрей, Алла, Коля, Алеша, Костя, Анжела, Артур.

2. Подчеркни в каждом слове первую букву.

Татьяна Ивановна Васильева, Александр Иванович Бондаренко, Нина Викторовна Дроздова, Наталья Николаевна Матвеева.

2 уровень

1. Спиши названия городов в алфавитном порядке.

Гродно, Могилев, Витебск, Брест, Гомель, Кричев, Полоцк, Несвеж, Орша, Слоним, Жодино, Новогрудок.

2. Прочитай предложения, подчеркни большую букву в именах, отчествах.

Людмила Ивановна лечит людей. Иван Матвеевич учит детей. Любовь Николаевна работает поваром. Людмила Васильевна шьет платья.

3 уровень

1. Закончи предложения, запиши их.

Меня зовут _________. Моя фамилия _________. Мою учительницу зовут _________. Мою воспитательницу зовут _________.


2. Прочитай. Выпиши имена и фамилии космонавтов.

Юрий Гагарин – космонавт.

Валентина Терешкова первой из женщин побывала в космосе. Космонавты – смелые люди.

4 уровень

1. Прочитай. Выпиши предложения с названием городов.

В Беларуси много красивых городов. Минск – наша столица. Древний город Полоцк. Брест – город-герой. Гомель – южный город нашей страны.

5 уровень

1. Прочитай. Исправь ошибки. Дай животным подходящие клички. Выпиши животных вместе с кличками.

Жили-были дед да баба с маленькой внучкой.

Кошку рыжую свою назвали Жучкой.

А Хохлаткою они звали теленка.

А еще была у них курица Буренка.

А еще у них была собачка Мурка.

Слова, которые называют предметы.

1 уровень

1. Рассмотри рисунки. Покажи, какие предметы ты видишь.

Батон книга стул ручка телефон



Используй слова: книга, стул, телефон, ручка, батон.

2. Прочитай. Подчеркни выделенные слова.

Мама несет сумку. Катя читает книгу. На столе стоит ваза. Дедушка нашел гриб.

2 уровень

1. Прочитай предложения, запиши их. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что? Что обозначают эти слова?

На землю падают листья. Птицы улетают на юг. В лесу растут ягоды. В саду растут фрукты. На грядке растет свекла.

2. Прочитай слова. Какие вопросы ты к ним поставишь кто? или что?

Курица, девочка, береза, сарай, кот, повар, дедушка, трамвай, самолет.

3 уровень

1. Замени рисунки словами.

Возле дома лежали (что?) ____________ . кирпичи

Саша надел (что?) ____________ . шапка

В шкафу висит (что?) ____________ . одежда

На дереве растут (что?) ____________ . яблоки

Белка грызет (что?) ____________ . орехи

2. Прочитай и запиши предложения. Вместо точек вставь нужные слова. поставь к ним вопросы.

У нас выросли _______________. (______?)

Первый мед принесла _______________. (______?)

По небу плывут _______________. (______?)

Весной цветут _______________. (______?)

По реке плывет _______________. (______?)

Используй слова: пчела, цветы, облака, уточка, помидоры.

4 уровень

1. Запиши предложения. Подчеркни слова, которые называют предметы.

Мама сварила щи. Гуси щиплют траву. Щенок грызет косточку. Настя принесла карандаши. Коля убирает постель. Петя выносит мусор.

5 уровень

1. Из слов левого и правого столбика составь предложения и запиши их.

Подчеркни слова, которые обозначают предметы. Поставь к ним вопросы.

Строит дом художник

Управляет самолетом повар

Готовит еду строитель

Рисует картинки летчик


Слова, которые называют признаки предметов.

1 уровень

1. Прочитай, спиши. Подчеркни слова, которые обозначают признаки предмета.

У жирафа длинная шея. У медведя толстый слой жира. Мама стирает постельное белье. Маленькая Олечка играет с куклой. Комбайн убирает спелую рожь. В чашке горячий чай.

2. Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, названия признаков предмета – мяч.

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вспячь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

(С. Маршак)

2 уровень

1. Прочитай и запиши словосочетания.

Яблоко зеленое

малина красная

платье красивое

стакан стеклянный

2. Закончи предложение.

Это красная ________________ .

Это белый ________________ .

Это желтое ________________ .

Это зеленый ________________ .

Используй слова: лист, солнце, лента, шарф.

3 уровень

1. Прочитай, замени рисунки словами.

Висит синий ______________ . шарф

Стоит красный ______________ . телефон

Лежит желтая ______________ . подушка

Вырос зеленый ______________ . огурец

Падает белый ______________ . снег

2. Вместо точек подбери необходимые слова, запиши предложения.

Большое круглое ________________. ель

Зеленая колючая ______________ . дом

Высокий кирпичный ______________ . трава

Круглый резиновый ______________ . колесо

Зеленая густая ______________ . мяч

4 уровень

1. Расскажи о своем друге. Используй слова: вежливый, умный, красивый, добрый.

5 уровень

1. Прочитай, отгадай загадку. Какие слова называют признаки предметов, подчеркни их.

Серебристый, нежный, пышный, легкий, беленький, пушистый, он ложится на дорожки потихоньку, понемножку.

(_______________)


Слова, которые называют действия предметов.

1 уровень

1. Подчеркни слова, которые обозначают действия двумя чертами.

Образец. Мама работает на фабрике.

На клумбе растут розы. В квартире звонит телефон. Липа цветет во дворе. Люди собирают мед. в мае цветут деревья.

2. Спиши. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что делает?

Кот мяукает. Собака лает. Мышка пищит. Корова мычит. Петух кукарекает. Змея шипит.

2 уровень

1. Прочитай слова. К словам в первом столбике подбери подходящие слова из второго столбика, запиши.

Художник лечит

Врач рисует

Учитель варит

Повар учит

2. Прочитай слова. составь из них предложения, запиши их.

живет, Моя, в Минске, семья.

живем, Мы, в, доме, многоэтажном.

квартире, в, четыре, человека, У, нас, живет.

3 уровень

1. Прочитай, вставь необходимые слова. Запиши предложения.

В небе ___________ самолет. Коля ___________щуку. Костя __________собаку. Заяц ________ под кустом. Дедушка ________ газету. Максим ___________ в шахматы.

Используй слова: ловит, встречает, спит, летит, играет, читает.

2. Прочитай, измени предложения по образцу. Поставь к подчеркнутым словам вопросы.

Образец. Ярко светит (что делает?) солнышко.

В поле работает (_________________?) трактор.

Дети играют (_________________?)в мяч.

Собака спит (_________________?) в конуре.

Медведь спит (_________________?) в берлоге.

Сережа рисует (_________________?) самолет.

4 уровень

1. Прочитай. Спиши предложения. Подчеркни двумя линиями слова, которые обозначают действия предметов. Поставь к ним вопросы.

На небе появилась радуга. Дети бегали по лужам. На небе засияло солнце. Наташа полила цветок. Петя чистил картошку.

5 уровень

1. Дополни предложения словами, которые называют действия предметов.

Я умею хорошо рисовать, пол _________, посуду __________, пыль _______, постель _________, носки ___________.


Предложение

1 уровень

1. Прочитай предложения. Запиши их. Сколько слов в предложении?

В реке водится рыба. (___) У ласточек вывелись птенцы. (__) Ночью в небе светят звезды. (__) В лесу растут грибы. (__)

2. Прочитай, запиши в конце каждого предложения поставь точку.

Мама и дочка варят борщ Варя чистит картошку Мама нарезает капусту Варя режет свеклу и морковь Вкусный будет борщ

2 уровень

1. Прочитай, вставь вместо точек нужные слова. Запиши предложения.

Рыбки плавают __________. Идет сильный __________. Папа водит __________. Ласточка свила __________. Дети поливают __________.

Используй слова: аквариуме, дождь, гнездо, машину, грядки

2. Допиши предложения.

Лена играет на _________________. В школе звенит _________________.

Мальчик несет _________________. Дети делают _________________.

В корзине лежат _________________.

Используй слова: яблоки, зарядку, пианино, звонок, портфель.

3 уровень

1. Прочитай. Составь предложения и запиши их.

Люда вытирает ___________ . кормушку

Дети вешают ____________ . окно

Маша ухаживает за ____________ . корова

Оля разговаривает с ____________ . теленком

На лугу пасется ____________ . учительницей

2. Подбери подписи к рисункам.

идет на небе дети бегают

летний дождь радуга по лужам

Прошел теплый летний дождь. Засияло солнце. на небе появилась радуга. Она была очень красивая. Дети бегали по лужам. Им было весело.

4 уровень

1. Прочитай. К словам из верхней строки подбери слова из нижней строки. Запиши предложения.

Дворник, мама, яблоки, машина, ребята.

Подметает, едет, играют, зреют, печет.

5 уровень

1. Из слов в каждой строчке составь предложения. Запиши предложения. Озаглавь текст.

подарили, котенка, Насте

назвала, она, Тимка, котенка.

любил, рыбу, Тимка, и, молоко

вскоре, в, кота, Тимофея, вырос, котенок




4 класс

Гласные и согласные звуки. Буквы гласных и согласных звуков.

1 уровень

1. Прочитай. Запиши слова. Подчеркни буквы, которыми одно слово отличается от другого.

Осы – очи, Саша – сажа, шашки – шишки, бел – мел, рот – кот, Луша – лужа, Тима – Дима.

2. Перепиши буквы в тетрадь. Рядом с каждой письменной буквой запиши такую же печатную букву.

Образец. М – М

Б, Ю, Ш, А, Т, У, Н, В

2 уровень

1. Запиши по памяти буквы, которые обозначают согласные звуки.

2. Прочитай слова. Вставь буквы гласных звуков а и о.

Помид…р, к…ранд…ш, ш…пк…, ручк…, ш…кол…д, смет…на, белк…, пен…л.

3 уровень

1. Прочитай буквы. Найди буквы согласных и запиши их.

А, б, у, т, к, я, м, л, е, ш, ю, ц, и, ж.

2. Прочитай и дополни устно предложения.

Я пишу в словах ____________ звуки

Ребята пишут и слышат _________ _________ буквы

Мы произносим ____________ звуки

Мы слышим _____________ буквы

4 уровень

1. Расставь буквы в словах в правильном порядке. Запиши полученные слова.

Д и с н е, В л а я, к л у к а, К с о я т, ц а р и к у.

5 уровень

1. Прочитай текст.

Я обидел товарища. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре.

Я остался один и горько заплакал.

- Кто наказал его? – спросила соседка.

- Он сам наказал себя, - ответила мама.

Почему так ответила мама?

Озаглавь текст. В названии текста подчеркни буквы, обозначающие согласные звуки.


Алфавит

1 уровень

1. Прочитай буквы. Запиши их.

Б, Д, Ж, З, К, М, Н, И, Е.

2. Напиши два имени на букву К, два имени на букву Д, два имени на букву Д.

2 уровень

1. Прочитай слова. Запиши их в алфавитном порядке. Пользуйся алфавитом.

Ручка, карандаш, учебник, тетрадь, альбом, краски, пенал, резинка, клей, линейка.

2. Прочитай. Запиши названия рек в алфавитном порядке.

Свислочь, Буг, Днепр, Сож, Березина, Щара.

3 уровень

1. Прочитай. Запишите слова в алфавитном порядке.

1) Трамвай, автобус, троллейбус, такси, самолет, поезд;

2) Ира, Саша, Лида, Люда, Костя, Денис, Света, Таня, Лариса, Оля.

2. Прочитай слова. Проверь, стоят ли они по алфавиту. Спиши. Подчеркни буквы гласных.

Молоток, расческа, сестра, бабушка, клумба, огород, овощи, фрукты, телевизор, холодильник, пылесос.

4 уровень

1. Прочитай. Назови по алфавиту сначала имена детей, а затем их фамилии.

Илья, Бондаревич, Щукина, Дима, Прокопьев, Оля, Настя, Дрозвода, Олешкевич, Костя, Гусаков, Андрей.

5 уровень

1. Прочитай.

Шоколадка

Шоколад, как дом – в окошках…

Два окошка дам Антошке.

Два дам Оле, два – Катюше,

ведь они мои подружки.

Два окна – для деда Вани,
эти два – для тети Тани.

Вот весь домик разделила,

никого не позабыла.

Запиши в алфавитном порядке имена всех взрослых и детей, с которыми девочка решила поделиться шоколадом.


Слог. Перенос слов.

1 уровень

1. Рассмотри рисунки. Допиши слоги и закончи слова.

береза сосна огурцы яблоко свекла

бере… сос… огур… ябло… свек…

2. Прочитай слова по слогам. Запиши, подчеркни в словах гласные буквы.

Ракета, волосы, брови, воробей, косилка, товарищ, голова, помидоры, грибы, вилка.

2 уровень

1. Прочитай. Спиши, разделив слова на слоги.

Образец. Де-воч-ка.

Машина, деревня, воробей, перемена, птенцы, дожди, мальчик, птица, крыша, рука, магазин.

2. Прочитай. Спиши, разделив слова для переноса.

Платье, майка, тарелка, чашка, миска, стакан, ложка, вилка, лейка.

3 уровень

1. Спиши предложения, разделив, где возможно, слова для переноса.

Ребята собирали яблоки. Гриб растет в лесу. Еж гуляет по лесу. Коля играет в парке. На опушке леса растет дуб.

2. Составь слова и запиши их. Подчеркни слово, которое нельзя перенести.

Но Ся

Ки ра на Ва То

к ля

4 уровень

1. Прочитай. Вместо точек вставь нужные слова. Раздели их на слоги.

Дедушка заметил под кустом …

На деревьях распускаются …

Дети собирают …

Люди копают …

Вырос хороший …

Используй слова: урожай, помидоры, еж, листья, картофель.

5 уровень

1. Прочитай пословицы. Как вы понимаете их значение?

В ноябре зима с осенью борется.

Ноябрь без топора мосты наводит.

Спишите пословицы, разделяя каждое слово черточками для переноса.


Ударение в слове

1 уровень

1. Прочитай слова, подчеркни ударные слоги. Спиши, обозначь в каждом слове ударения.

Настя, забор, топор, земля, шляпа, кукла, озеро, улица.

2. Прочитай. Спиши. Подчеркни буквы гласных, на которые падает ударение.

Ботинки, клумба, улица, река, банан, цапля, персик, картина, магазин.

2 уровень

1. Прочитай, поставь ударение в выделенных словах.

Отец построил дом. На улице красивые дома. На берегу реки растет сосна. Сосны стоят в ряд. Рыбаки варили уху. Мама надела сережку в ухо.

2. Прочитай слова. Спиши. Поставь знак ударения. Подчеркни буквы, которые обозначают безударные гласные.

Лес, лесник, лесной.

Сосна, сосновый.

Снег, снеговик, снегурочка, снежок.

Рыба, рыбак.

3 уровень

1. Прочитай слова. выпиши пять слов - названий предметов, которые можно есть. Подчеркни в них ударный слог.

Банан, корзина, замок, яблоко, куст, слива, сумка, виноград, вишня, ложка.

2. Прочитай слова. Правильно выговаривай их. Назови ударные слоги. Спиши, подчеркни ударные слоги.

Трава, травы, дежурный, крапива, снежки, портфель, магазин, шофер, поле, поля.

4 уровень

1. Из словаря в конце учебника подбери пять двухсложных и пять трехсложных слов. Запиши их и поставь ударение.

5 уровень

1. Прочитай начало рассказа. Допиши его окончание.

Всю ночь мела пурга. Утром отец вышел во двор расчищать дорожки.

________________________________________________________________________________________________________________________________

Спиши. В каждом слове обозначь ударение. Подчеркни безударные гласные.

Твердые и мягкие согласные

1 уровень

1. Прочитай слова. Спиши, подчеркни согласные буквы, которые звучат мягко.

Образец. Люда.

Гриша, Миша, Дима, Аля, Вася, Денис, Вера, Костя, Лида.

2. Прочитай слова. Спиши, подчеркни слоги с мягким р.

Брат, гора, тряпка, ремонт, врач, книжка, мышка, ромашка, Рома.

2 уровень

1. Прочитай слова. Запиши в один столбик слова с твердым р, в другой с мягким р.

Рыба, гриб, журавли, брат, Рита, рябина, карандаш, орех, Жора.

2. Прочитай. подбери нужные слова, дополни предложения. спиши их.

У Деда Мороза красный …

Отец … дрова

Из трубы шел …

… читает книгу.

… делает уроки.

Маша … руки .

Используй слова: мыло, Мила, дым, Дима, нес, нос.

3 уровень

1. Прочитай слова. составь из слов предложения. Запиши. Подчеркни слова с мягким знаком.

Играет, хоккей, в , мальчик.

Тетя Вера, пальто, купила.

День, весь, дождь, льет.

Отправляет, письмо, бабушка.

2. Прочитай. Спиши, где нужно вставь ь .

Крас…ки, январ…, буквар…, пал…цы, пис…мо, дожд…, ден…ги, берез…ка, кон…верт.

4 уровень

1. Спиши слова с ь в середине и в конце слова. Раздели их на переносы.

Образец. Сен-тябрь.

Фасоль, сильный, серенький, школьный, уголь, медведь, кровать, школьники.

5 уровень

1. Отгадай загадку. Спиши загадку. В выделенных словах подчеркни буквы, указывающие на мягкость согласных звуков.

Тянется нитка, среди нив петляя, лесом, перелеском без конца и края. Ни ее порвать, ни в клубок смотать.

(Н. Гилевич)


Шипящие согласные звуки. Правописание ши, жи, ча, ща, чу, щу

1 уровень

1. Прочитай слова. Спиши, подчеркни буквы, которые обозначают шипящие согласные.

Щенок, Луша, снежок, лужок, щетка, часы, жук, груша, крыша, щука, живот.

2. Спиши слова. Подчеркни слоги с шипящими согласными.

Машина, ножик, ошибка, задача, чаща, лыжи, шишка, чаща, роща.

2 уровень

1. Прочитай слова. Найди и выпиши слова с мягкими шипящими.

Жара, чемодан, чисто, ежик, щи, врачи, жук, снежинка.

2. Прочитай слова, найди и выпиши слова с твердыми шипящими.

Чудо, черный, качу, большой, чисто, шапка, щека, ужин, встреча, чайник.

3 уровень

1. Спиши, вместо точек напиши ши, жи.

Поло… книгу на полку.

В ухе вкусные ер…

Рыбы …вут в реке.

…шки растут на сосне.

2. Спиши слова. Вставляй вместо точек ча или ща.

В учебнике была трудная зада…

У мамы была приятная встре…

Бабушка варила щи со …велем.

Вокруг была ча…

4 уровень

1. Спиши, вставляя недостающие сочетания ши, жи.

Вер … на, пру...на, о…бка, сне...нка, ма…на, дру…ть, слу…ть, спе…ть, кру…ть.

Подчеркни дописанные сочетания.

5 уровень

1. Рассмотри рисунки. Запиши слова- названия предметов.


ножи ужи жаба щенок


шишка жук ландыши чайник


1) Как пишутся слоги ша, жа, ча, ща? Приведи пример.

2) Как пишутся слоги жи, ши? Назови слова с этими слогами.




Звонкие и глухие согласные

1 уровень

1. Прочитай слова. Найди звуки, которыми отличаются слова в парах. Подчеркни их.

Образец: уши - ужи

Уши – ужи кожа – Гоша

жар – шар бочка – почка

Зина – Сима дуб – туб

2. Прочитай слоги, слова, предложения. Подчеркни с и з.

Са – за Лиза – лиса

сы – зы Сима – Зина

Я порезала палец.

У меня болит зуб.

Бабушка читает Зое сказку.

2 уровень

1. Рассмотри рисунки. Допиши предложения, подчеркни буквы с – з.

Света разбила ____________ . стакан

На клумбе растут ____________ . розы

В саду созрела ____________ . слива

Возле дома выросла ____________ . березка

2. Прочитай. Измени слова так, чтобы после последнего согласного стоял гласный. Запиши слова парами.

Образец. Луг – луга.

Хлеб - … Нож - …

Дуб - … Утюг - …

Гриб - … Гараж - …

3 уровень

1. Прочитай. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Много грибов – один гри…

Много лодок – одна ло…ка

Много рыбок – одна ры…ка

Много пирогов – один пиро…

2. Прочитай. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

На бере..ке висели сере…ки.

В лесу зрели яго…ки.

Ду...ки выстроились в ряд.

Стреко..ка села на лист.

Врач лечил зу… .

4 уровень

1. Прочитай. Вставь нужные слова.

Суп едят … . Дедушка ловко управлял … . (ложка, лодка)

В огороде рос … . За деревней был … . (луг, лук)

Вдали была … . На стволе дерева была … . (гора, кора)

5 уровень

1. Прочитай слова. Какую букву надо писать? Запиши слова, добавляя недостающие буквы. Рядом в скобках запиши проверочные слова.

б или п ? коро…ка (___________)

в или ф ? вере…ка (___________)

г или к ? овра… (___________)

д или т ? бесе…ка (___________)

ж или ш ? руба…ка (___________)

з или с ? гла… (___________)








Однокоренные слова

1 уровень

1. Прочитай. Спиши. Выдели корень в родственных словах по образцу.

Образец. Мед – медовик – медовый.

Рыба, рыбак, рыбный.

Лес, лесок, лесной.

Вода, водичка, водный.

Зима, зимушка, зимовать.

2. Прочитай. Выпиши родственные слова в столбики.

Дом, лес, лесник, домик, домишка, лесной, двор, вода, водный, дворник, водичка, дворовый.

2 уровень

1. Прочитай предложения. Выпиши из них однокоренные слова.

Зимой медведь зимует в берлоге. Часовщик чинит часы. Во дворе метет дворник. Весной с березок собирают березовый сок.

2. Прочитай слова. Обозначь дугой корень. Как можно назвать эти слова?

Стол, столовая, столик.

Мир, мирный, мирок.

Пять, пятерка, пятый.

Сад, садовник, садовый.

3 уровень

1. Запиши однокоренные слова.

Молоко - … - …

Трава - … - …

Четыре - … - …

2. Прочитай слова. В каждой строке найди лишнее слово. Запиши только однокоренные слова.

1) Свет, светлый, светлячок, солнце.

2) Море, моряк, молодой, морской.

3) Трава, травка, травяной, травить.

4) Мороз, морской, морозик, морозный.

4 уровень

1. Прочитай.

Беларусь богата на ягоды. В наших лесах растут вкусные ягоды. Из ягод варят варенье, делают ягодные соки. Ягодники надо оберегать: не мусорить, не вырывать с корнем растения. Собирать надо ягодку по ягодке.

Найди в тексте однокоренные слова. Выпиши их. Выдели дугой общую часть. Обозначь ударения.

5 уровень

1. Дополни строку однокоренными словами.

Воз, …, … .

Дружба, … , … .

Ученик, … , … .

Со словом дружба составь предложение.


Разделительный мягкий знак

1 уровень

1. Прочитай слова. Правильно их произноси. Подчеркни разделительный ь.

Белье, Дарья, Илья, деревья, листья, воробьи, друзья.

2. Прочитай, запиши слова. Подчеркни буквы между которыми стоит разделительный ь.

Пью, пьешь, пьет, пьем, пьете, пьют.

2 уровень

1. Вставь нужные слова, запиши предложения.

Появились … на … . Уехали … в деревню. … работает в огороде.

Используй слова: семья, листья, деревья, братья.

2. Запиши предложения. подчеркни в словах разделительный ь и буквы, между которыми он стоит.

Илья и братом идут в школу. Семья смотрит телевизор. Малыш пьет молоко, В лесу поют соловьи. Грачи вьют гнезда.

3 уровень

1. Прочитай. Выпиши сначала имена девочек, а потом – мальчиков.

Дарья, Илья, Марья, Ульяна, Касьян, Наталья, Татьяна.

Составь предложение с одним из имен.

2. Прочитай. Слова в скобках измени, скобки опусти. Запиши предложения.

Бабушка (пить) чай с вареньем.

Настя (шить) платье для куклы.

Мама (лить) воду в чайник.

Малыш (бить) мяч в стену.

Используй слова: пьет, шьет, льет, бьет.

4 уровень

1. Прочитай. Выпиши сначала слова с разделительным ь, затем - слова с ь, который обозначает мягкость.

В семью пришел гость. Его угощали чаем с вареньем. Бабушка приготовила салат-оливье. Илья рассказывал стихотворение. Татьяна пела песню. Гость был очень рад.

5 уровень

1. Прочитай тексты.

У бабушки нашей хватает забот. Никто на свете платья

Для Тани с Наташей и вяжет, и шьет. Нарядней не носил.

Кто сшил его на счастье

и на здоровье сшил.

Кто сшил нарядное платье для девочки? Выпиши слова с разделительным мягким знаком. Произноси звуки и назови буквы в слове шьет.


Слова-названия предметов

1 уровень

1. Прочитай названия предметов. Подчеркни слова с вопросом кто? а затем с вопросом что?

Белка (_______?), зонт (_______?), шапка (_______?), медведь (_______?),

гром (_______?), воробей (_______?), коза (_______?), ромашка (_______?),

кукла (_______?).

2. Подчеркни сначала слова-названия предметов, которые отвечают на вопрос кто?, потом - на вопрос что?

Машина, брат, утка, ветер, дождь, радуга, мама, гость, сестра, теленок, диван, птица.

2 уровень

1. Прочитай. Образуй слова и запиши их.

Образец. Маша.

шина кла

газин бики

ма шинист ку ртка

льчик сок

ма рица

2. Прочитай. напиши вместо точек нужные слова.

Карп – рыба, а курица - … .

Малина – ягода, а яблоко - …

Береза – дерево, а тюльпан - … .

Используй слова: фрукт, цветок, птица.

3 уровень

1. Прочитай и спиши. вместо точек пиши слово котенок, изменяй его по вопросам.

У Насти был (кто?) … . Настя очень любила своего (кого?) … . Девочка часто играла с (кем?) … . Настя заботилась ( о ком?) … .

2. Прочитай слова. Объясни, почему некоторые слова написаны с большой буквы.

Ольга, учительница, мальчик, Денис, Иванова, цветы, Брест, Шарик, Днепр, деревня, река, Минск, город, Беларусь, столица.

4 уровень

1. Прочитай и спиши предложения. Изменяй слова, которые стоят в скобках.

(Ученик) копают картошку.

(Коза) щиплют зеленую травку.

(Ель) растут в лесу.

(Студент) идут в университет.

(Девочка) идут в цирк.

5 уровень

1. Прочитай.

Родное.

Я узнал, что у меня есть огромная родня:

и тропинка, и лесок, в поле – каждый колосок,
речка, небо надо мною – это все мое родное.

(В. Орлов)

Поставь вопросы к выделенным словам. Что они обозначают? Выпиши слова-названия предметов, обозначь в них ударения.


Слова – названия признаков предметов

1 уровень

1. Рассмотри рисунки. определи цвет и запиши.

платье роза мячи костюм

синее красная зеленые черный


Платье (какое?)… . Мячи (какие?)… . Роза (какая?)… . Костюм (какой?)… .

2. Прочитай. Скажи, какие продукты на вкус.

Образец. Вишня (какая?) кислая.

Сахар, яблоки, огурец, капуста.

Используй слова: соленый, кислая, вкусные, сладкий.

2 уровень

1. Прочитай слова. Определи, из какого материала сделаны предметы.

Образец. Стакан (какой?) стеклянный.

Стул (какой?)____________ деревянный

Чашка (какая?) ___________ полотняная

Скатерть (какая?) __________ глиняная

Ручка (какая?) _________ желтое

Солнце (какое?) _________ пластмассовая

2. Прочитай. рассмотри рисунки, назови их по признакам. Запиши.

Круглый, резиновый, красный … мяч

Зеленый, овальный, вкусный … огурец

Длинная, деревянная, узкая …. полка

Маленькая, черная, вкусная … смородина

3 уровень

1. Прочитай сочетание слов. Составь с ними предложение.

Деревянная ложка, деревянная полка, деревянный стул.

2. Вместо точек поставь нужное слова. Спиши предложение.

Стол высокий, а стул … .

Груша сладкая, а яблоко … .

Кот черный, а собака … .

Помидоры большие, а перец … .

Используй слова: кислое, низкий, белая, маленький.

4 уровень

1. Прочитай. Вместо точек подбери нужные слова-названия признаков предметов.

Ручей (какой?) … , а река (какая?) … .

День (какой?) … , а ночь (какая?) … .

Лето (какое?) … , а зима (какая?) … .

Лимон (какой?) … , а сахар (какая?) … .

5 уровень

1. Прочитай. В каждой строке найди лишнее слово.

1) Квадратный, круглый, прямоугольный, коричневый.

2) Кирпичный, деревянный, черный, пластмассовый.

3) Стеклянная, глиняная, высокая, хрустальная.


Слова – названия действий предметов

1 уровень

1. Прочитай предложение. Подчеркни слова – названия действий предметов.

Образец. Наступила весна.

Наступила весна. Прилетают перелетные птицы. Ребята делают для них домики. Домики они повесят на деревьях.

2. Прочитай предложения. Спиши их, подчеркни слова – названия действий - двумя чертами.

Образец. Мама (что делает?) наливает чай.

Уж (что делает?) ползет. Конь (что делает?) бежит. Птица (что делает?) летит. Рыба (что делает?) плывет. Лягушка (что делает?) скачет.

2 уровень

1. Прочитай и ответь на вопросы. Измени слова по образцу.

Образец. Сегодня Вчера Завтра

что делаю? что делал? что буду делать?

я читаю я читал я буду читать

Я пишу я … я …

Я рисую я … я …

2. Придумай и запиши предложения.

Гремит … . Летит … . Мычит … . Лает … . Квакает … . Светит … . Мурлыкает … . Дует … .

Используй слова: ветер, лягушка, корова, гром, собака, птица, солнце, кот.

3 уровень

1. Прочитай предложение. Слова – названия действий в них перепутались. Составь и запиши правильные предложения.

Кошка лает. Кукушка мяукает. Дождь светит. Солнце идет. Собака кукует. Туча сверкает. Молния плывет

2. Прочитай слова. Составь рассказ, вставляя вместо точек нужные слова – названия действий.

Зима.

Зима… . Снег… . Дети … зиму. Они … на лыжах и коньках. Мороз … .

Используй слова: крепчает, любят, наступила, идет, катаются.

4 уровень

1. Назови действия, которые могут выполнять ученик, собака, кот.

Ученик собака кот

____________ ____________ ____________

____________ ____________ ____________

____________ ____________ ____________

5 уровень

1. Отгадай загадки. Спиши их.

Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает , зимой согревает.

(______________)

2. Гладишь – ласкается.

Дразнишь – кусается.

(______________)

Подчеркни слова-названия действий предметов. Поставь к ним вопросы.


Предлоги

1 уровень

1. Прочитай. Спиши. Подчеркни предлоги.

Дети идут в школу. Они увидели на дереве воробушка. Он чирикал. Дети бросили на землю крошки хлеба.

2. Прочитай предложения. Найди к ним рисунки. Запиши предложения под рисунками. Подчеркни выделенные слова.

Мама достает книгу из шкафа.

Под столом сидит кошка.

Картина висит на стене.

Цветок стоит на столе.

картина цветок под мама

висит на столе стоит на тумбочке столом сидит кот берет книгу из шкафа

2 уровень

1. Прочитай предложения. выбери нужные предлоги. Запиши предложения, Подчеркни предлоги.

Брат приехал (из,в) деревни. Мальчик пасет коров (за, в) деревней. Дедушка любит ходить (в, на ) лес. Папа пошел (в, на) футбол. Птицы улетают (в, на) юг. Сеня сидит (за, в) партой.

2. Прочитай. Выпиши предлоги со словами, к которым они относятся.

Образец. На озеро.

Товарищи пошли на озеро. Затем они сели в лодку. Ребята вставили весла в лодку. Они отплыли от берега. Ребята поплыли к лесу.

3 уровень

1. Прочитай текст. Вставь пропущенные предлоги.

Дети купались … реке. Дедушка вернулся … деревни. Семья отдыхала … море. Колхозники копали картофель … поле. Бабушка гуляла … внуком.. Повар варил щи … кастрюле.

2. Прочитай. Вставь нужные предлоги. Подчеркни предлоги.

Лес стоит … холме. Колхозники готовы … севу. Дима … братом поехали … лагерь. Бабушка сварила борщ … капустой. Ребята вышли … школы. Гости приехали … Минска.

Слова для выбора: на, с, к, из, в.

4 уровень

1. Прочитай предложения и вопросы. Запиши ответы на вопросы.

Ваня пошел на реку. Откуда пришел Ваня?

Птицы улетели на юг. Откуда прилетели птицы?

Мама пошла в магазин. Откуда пришла мама?

Пловец нырнул под воду. Откуда выплыл пловец?

Самолет полетел в Москву. Откуда вернулся самолет?

Трамвай привез детей к вокзалу. Откуда приехали дети?

5 уровень

1.Прочитай. Составь из данных слов предложения. Запиши их. Подчеркни предлоги.


Растут, в, цветы, комнате.

Бабушке, внук, к, решил, поехать.

Берлоги, медведь, из, вылез.

Волшебной, рыбке, о, читали, сказку.