СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разновидности эксперимента

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я взяла именно эту тему, потому что люблю экспериментировать, мне это интересно и эксперимент является актуальной темой в наше время. Некоторые эксперименты из моей жизни вы узнайте чуть позже. Для начала хочу пояснить, что одним из хорошо известных в социологии методов сбора первичной информации является социальный эксперимент.

По моему мнению, эксперимент - это сбор информации, анализ, а затем проверка гипотез относительно причинных связей между явлениями. Какова задача эксперимента, спросите вы. Главной задачей является необходимость одобрения на практике, а также теоретически установленных причинно-следственных закономерностей. Так же эксперимент можно рассматривать, как метод проверки научной гипотезы. Целью современного эксперимента является реальная закономерность, а также выражения причинно-следственной взаимозависимости признаков социальных объектов.

Наиболее полное определение эксперимента дано в «Рабочей книге социолога»: «Эксперимент в социологии – это способ получения информации о количественном и качественном изменении показательной деятельности и поведении объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов».

Я считаю эксперимент не то, что можно, а даже необходимо проводить, если задачи не могут решиться другим путем.  Эксперимент нужен для решения задач, связанные с реакцией какой-либо социальной группы на вводимые внутренние или внешние факторы.  

Просмотр содержимого документа
«Разновидности эксперимента»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ





Социально-гуманитарный факультет

Кафедра общей социологии

















Реферат

по дисциплине:

«Общая социология»

на тему:

«Разновидности эксперимента»





























Выполнила студентка

1 курса

ДО-ПЕД-Б-01-З-2016-А группы

Ширинова Анастасия Андреевна

Проверил: Кртян Белла Петросовна

01.06.2017

_________(Оценка)

Москва 2017







Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…2

Основная часть……………………………………………………………..…...3

1.1 Виды эксперимента ………………………………………………………...4

1.2 Типы социальных экспериментов………………………………………..5

1.3 Личный эксперимент…………………………………………………….…7

Заключение……………………………………………………………………...10

Список литературы…………………………………………………………….11



















































Введение

Я взяла именно эту тему, потому что люблю экспериментировать, мне это интересно и эксперимент является актуальной темой в наше время. Некоторые эксперименты из моей жизни вы узнайте чуть позже. Для начала хочу пояснить, что одним из хорошо известных в социологии методов сбора первичной информации является социальный эксперимент.

По моему мнению, эксперимент - это сбор информации, анализ, а затем проверка гипотез относительно причинных связей между явлениями. Какова задача эксперимента, спросите вы. Главной задачей является необходимость одобрения на практике, а также теоретически установленных причинно-следственных закономерностей. Так же эксперимент можно рассматривать, как метод проверки научной гипотезы. Целью современного эксперимента является реальная закономерность, а также выражения причинно-следственной взаимозависимости признаков социальных объектов.

Наиболее полное определение эксперимента дано в «Рабочей книге социолога»: «Эксперимент в социологии – это способ получения информации о количественном и качественном изменении показательной деятельности и поведении объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов».

Я считаю эксперимент не то, что можно, а даже необходимо проводить, если задачи не могут решиться другим путем. Эксперимент нужен для решения задач, связанные с реакцией какой-либо социальной группы на вводимые внутренние или внешние факторы.






















Основная часть

1.1 Виды эксперимента

Логика эксперимента заключается в том, чтобы группу людей поставить в необычную ситуацию(экспериментальную), а затем, проследить за их реакцией, анализируя все изменения деятельности и поведения.

Во время этого экспериментатор, например, социолог, тщательно наблюдает за направлением, величиной и устойчивостью изменения нужных ему характеристик, которые называются контрольными.

Самое главное для экспериментатора это создание соответствующих условий, которые ему нужны, иначе все факторы примут неправильный оборот событий. В качестве контрольных выбираются факторы (характеристики), самые важные с точки зрения изучаемой проблемы, создания экспериментальной ситуации. В свою очередь изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем. Такие характеристики называются факторными. Характеристики, не имеющие значения, с точки зрения решения задач исследования, называются нейтральными.

Виды эксперимента и методы отбора экспериментальных групп.

Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты подразделяются на 2 вида. Первый, когда объект исследования находится в привычных, естественных условиях (в большинстве случаем это дом или место работы). Этот вид называется полевым. И второй, когда объект исследования находится в чужом, искусственном, непривычном для места обитания, где специально создали все необходимые условия (такие как лагерь, театр, больница и т.д.).

По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты.

При линейном эксперименте анализу дается все та же группа, что была с самого начала, то есть ничего не меняется, данная группа была и контрольной (первоначальное состояние) и экспериментальной (после эксперимента). В параллельном эксперименте одновременно участвуют две разные группы: контрольная и экспериментальная, причем кол-во состава должен быть одинаковым. Хочу заметить, что в контрольной группе характеристики остаются неизменчивыми, а в экспериментальной – изменяются. По окончании эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются. Затем анализируют, что именно изменилось и в какую сторону. Ну а потом делаются заключительные выводы о причинах и объемах положительных или отрицательных изменений в объекте исследования.





1.2 Типы социальных экспериментов

Сейчас я попробую рассказать о примерной структуре построения и осуществления социального эксперимента. Хочу заметить, что структура может быть построена у всех по-разному. Для начала нужно определить цель эксперимента, что вы хотите добиться в итоге. Затем выбрать объект (напомню, это контрольные и экспериментальн6ые группы). Определить предмет исследования (что именно вы хотите подать эксперименту). Определить или сделать необходимые условия и местонахождение. Определить задачи. Выбрать способы контроля самого протекания данного эксперимента. Проанализировать удавшийся или неудавшийся эксперимент. Ну и по завершение, проверить эффективность или неэффективность проделанной вами работы.

Логика эксперимента всегда подчинена поиску причин, характера изменения интересующего исследователя социального явления или процесса.

Хочу представить вашему вниманию таблицу классификации социальных экспериментов.

Типы социальных экспериментов



Основные деления

Типы

I. Специфика задач.

  1. 1.Научно-исследовательские;

  2. 2.Практические.

II. Характер экспериментальной ситуации.

  1. 1.Полевые;

  2. 2.Лабораторные.

III. Логическая структура доказательства гипотезы.

  1. 1.Параллельные;

  2. 2.Последовательные.

IV. Характер объекта.

  1. 1.Социальный;

  2. 2.Педагогический;

  3. 3.Экономический и т.д.



Попробую привести небольшой пример социального эксперимента в области педагогики на уроках физической культуры.

Цель данного эксперимента будет состоять в выявлении реакции детей, на влияния различных стилей и методов работы педагога. Данные стили и методы педагога, являются неожиданность для детей. Они привыкли всегда к одним режимам, заданиям, упражнениям, темпу и стилю общения руководителя (педагога). Нестандартная ситуация, неожиданная методика предполагает собой, что дети должны заинтересовать и быть более активными на уроках физической культуры. Контрольная и экспериментальная группы организовывались с учетом цели и задач исследования. Предмет исследования – эффективность занятий по физическому воспитанию в условиях различного стиля учителя на деятельность учащихся. Контрольными характеристиками в данном исследовании выступает уровень двигательной активности детей на уроках физкультуры, факторными – различные стили учителя. Нейтральными могут выступать качество выполнения двигательных действий. Экспериментальная ситуация задается проведением занятий в контрольной и экспериментальной группах различными стилями руководства.

Гипотезой, положенной в основание данного социального эксперимента, явилось предположение о том, что применение демократического стиля педагога по физкультуре деятельностью маленьких спортсменов (детей) на занятиях по физической культуре, предусматривающего некоторую свободу выбора видов двигательной активности, приведет к повышению двигательной активности.

Проверка гипотезы в данном случае осуществлялась путем определения моторной плотности занятий.

















































1.3 Личный эксперимент

Я работаю педагогом начальных классов. Исходя из этого я решила провести свой личный эксперимент. Сейчас я вас с ним познакомлю подробнее.

Целью моего педагогического эксперимента является проверка, на практике, разработанной мной системы работы с детьми по развитию у них потребности в социальном контакте. В то же время, эксперимент носил поисковый характер, так как в ходе его проведения проверялась, дополнялась и корректировалась данная система, разработанная первоначально в гипотетическом плане.

Этапы исследования:

Первый этап – поисково-теоретический:

• изучение и анализ методических и литературных источников по проблеме формирования потребности в социальном контакте у детей начальных классов;

• подбор диагностических методик, выявляющих уровень развития самооценки, оценки ребенком сверстников и измерение межличностных отношений в классе у детей начальных классов;

• подбор, систематизация игр, игровых упражнений, а также эффективных приемов, направленных на развитие потребности в социальном контакте у детей начальных классов для формирующего этапа эксперимента;

• определение теоретических положений концепции исследования.

Второй этап – опытно – экспериментальный:

• проведение диагностики уровня развития социальной сферы у детей данного возраста;

• проведения анализа данных первоначальной диагностики;

• проведение ряда занятий, формирующих потребность в социальном контакте у учащихся;

• проведение итоговой диагностики;

• проведение анализа опытно – экспериментальных данных.

Третий этап – заключительно – обобщающий:

• систематизация и обобщение результатов исследования;

• формулировка выводов;

Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:

На первом этапе изучалась и анализировалась литература по данному направлению работы. Изучался уровень потребности ребенка в

общении, особенности развития межличностных взаимоотношений в группе сверстников, а также коммуникативных навыков детей: вербальное и невербальное общение. Подборка системы заданий, а также дидактических игр и упражнений, которые можно было бы использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности детей вне занятий. Комплексная система работы предполагает решение следующих задач: изучение потребности ребенка в общении, межличностные взаимоотношения в группе сверстников, развитие у детей коммуникативных навыков: вербальное и невербальное общение с детьми и взрослыми.

В 1 неделю практики проводилось обследование с целью выявления потребности детей в социальном контакте, межличностных отношений в группе сверстников, выявления у них уровня коммуникативных навыках (первоначальная диагностика).



Второй этап — основной педагогический эксперимент проходил на 2 неделе, с целью проверки эффективности, разработанной нами системы работы по формированию потребности в социальном контакте и положительного межличностного отношения в группе сверстников у детей начальных классов (формирующий этап).

На третьем этапе проводились обобщения, обработка полученных данных контрольной диагностики и результатов эксперимента.

Благодаря целенаправленной систематической работе в течение трех этапов формирующего эксперимента, у детей заметны определенные достижения в развитии потребности в социальном контакте, коммуникативные навыки в совместной деятельности, а также выявлены затруднения в выполнении ряда заданий.

Довольно успешное проведение планированной работы с детьми экспериментальной группы по формированию потребности в социальном контакте, является достаточным основанием для перехода к третьему этапу экспериментальной работы.

В данной работе проводились обобщения, обработка полученных данных контрольной диагностики и результатов эксперимента.

Таким образом, сравнительный анализ данных, полученных в начале и конце опытно-экспериментальной работы, показал действенность предложенной мной системы педагогической работы, направленной на наиболее успешное развитие потребности в социальном контакте у детей начальных классов на занятиях по творчеству через совместную деятельность.

Анализ хода и результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил гипотезу данного исследования, основанную на том, что у детей начальных классов складываются элементы социальной потребности, не только в общении с другими людьми (взрослые, сверстники), но и при развитии психического познавательного процесса — воображения, на занятиях по творчеству.





















































Заключение

Эксперимент - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Проверка эксперимента производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий.

Социальный эксперимент выполняет две основные функции:

1 функция- это достижение желаемого или не желаемого эффекта, путем практики анализа проделанной работы.

2 функция- это проверка научной гипотезы, которую вы поставили в самом начале.

В первой функции эксперимент направлен на получение практического эффекта управления некоторыми процессами. Познавательные результаты представляют здесь побочный продукт управленческого эффекта.

А во второй функции проверка целиком сосредоточена на познавательном результате. Эксперимент выступает в качестве самого сильного способа проверки объяснительной гипотезы.

В заключение, хочу отметить, что современная практика показывает, что экспериментальные исследования являются надежным методом сбора информации и научного анализа. Поэтому не стоит бояться экспериментировать. Это касается всего. От макияжа и стиля одежды, до эксперимента на своей работе. Главное знать меру, чтобы не переборщить. Также главное не забывать, что при эксперименте, могут возникнуть ряд трудностей, которые могут испортить чистоту естественнонаучного эксперимента. Нельзя устранить влияние отношений, существующих за пределами исследуемого. Еще нужно учитывать определенные этические проблемы, что требует от исследователя повышенной ответственности, так эксперимент непосредственно затрагивает конкретного человека. Ваш эксперимент может привести к положительному результату и для вас, и для окружающих, но также причинить вред. Но стоит забывать о личных качествах и внутреннем мире объекта эксперимента. Как бы интересно и увлекательно это не было, нужно продумывать каждый шаг и рассматривать результат эксперимента со всех сторон, быть аккуратным данном деле.



















Список литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.. Андреева. – М.: «Просвещение», 2007. – 688 с.

2. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

3. Гусейнова Ф.Д. Социология. Учебное пособие, ч. 2. - М., 1997.
4. Теория и методика социальной работы. Уч. пособие. М.: Изд-во “Союз”, 1994. – 199с.



12