СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разновозрастное занятие по математике 7,9 классы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чернышова Л.В.

Математика? Математика!!!

Разновозрастное занятие по математике в 7,9 классах

 

Цели занятия:

  1. Предметные:
    • Научить применять знания, полученные на уроках, в нестандартных ситуациях, познакомить с разными приемами решения задач.

2. Метапредметные:

  • Развивать умение сравнивать,  анализировать, делать вывод
  • Развивать логическое мышление,   смысловую и образную память

3. Личностные:

  • Воспитывать чувство коллективизма, ответственности перед товарищами.
  • Развивать коммуникативные способности учащихся;

 

 

Ход занятия

Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

7 класс

9 класс

1. Орг момент

Создать положительную мотивацию к деятельности на уроке

Учитель использует ярку дминанту для начала урока

(приложение 1)

Пытаются найти ответ к уравнению, решение которого откладывается до конца занятия 

2. Развиваем гибкость ума через решение задач

7 класс.  научить применять переформулировки условия задачи или переключаться с прямого хода мыслей на обратный

9 класс.  отрабатать навыки расширения сферы поиска решения, учиться отделять главное от второстепенного, извлекать из текста не только то, что там сказано прямо, но и то, что содержится между строк.

 

Предлагает задания (приложение 2)

Работают в группах

 

Работают в группах

Обсуждается решение задач

3. Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые.

 

7 класс.   учиться видеть главные причины происходящего, объяснять их сущность, делать выводы, находить закономерности, отрабатывать вычислительные навыки.

9 класс.  Развивать интеллектуальные особенности учащихся через применение на уроках различных нестандартных и олимпиадных задач, что позволяет развивать творческое мышление, повышать математические способности учащихся.

Предлагает задания, комментирует , направляет по ходу решения

(приложение 3)

Работают в группах

 

Работают в группах

Обсуждается решение задач

4. Без логики нет математики

  Отрабатать навыки размышления над задачей, учиться отделять главное от второстепенного, вычленять ведущие закономерности явлений.

Такие задачи носят занимательный характер, решение которых развивает логическое мышление и не требуют большого запаса математических знаний, поэтому они привлекают даже тех учащихся, которые не очень любят математику.

 

Предлагает задания, комментирует , направляет по ходу решения

(приложение 4)

Работают в группах

 

Работают в группах

Обсуждается решение задач

5.   В геометрию тропинки одолеем без запинки

Учиться проводить необходимые дополнительные  построения, переводить текст задачи на язык математики

 

Предлагает задания, комментирует , направляет по ходу решения

(приложение 5)

Работают в группах

 

Работают в группах

Обсуждается решение задач

6. итог занятия

Найти решение уравнения, предложенного в начале урока

Нацеливает на решение уравнения нестандартным способом, предлагает «выйти за рамки» текста задачи

 Совместно решают уравнение

7 Рефлексия

Подвести итоги занятия, определить достижение цели каждым учеником

Рефлексия (приложение 6)

Просмотр содержимого документа
«Разновозрастное занятие по математике 7,9 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Молотицкая средняя общеобразовательная школа













Разновозрастное занятие по математике

в 7,9 классах в рамках тематического дня

«Экскурсия в математику»









Учитель

Л.В.Чернышова















2013



Экскурсия в математику

Разновозрастное занятие по математике в 7,9 классах



Цели занятия:

  • Научить применять знания, полученные на уроках, в нестандартных ситуациях, познакомить с разными приемами решения задач.

  • Развивать коммуникативные способности учащихся;

  • Развивать умение сравнивать, анализировать, делать вывод

  • Развивать логическое мышление, смысловую и образную память

  • Воспитывать чувство коллективизма, ответственности перед товарищами.



Ход занятия

Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

7 класс

9 класс

1. Орг момент

Создать положительную мотивацию к деятельности на уроке

Учитель использует ярку дминанту для начала урока

(приложение 1)

Пытаются найти ответ к уравнению, решение которого откладывается до конца занятия

2. Развиваем гибкость ума через решение задач

7 класс. научить применять переформулировки условия задачи или переключаться с прямого хода мыслей на обратный

9 класс. отрабатать навыки расширения сферы поиска решения, учиться отделять главное от второстепенного, извлекать из текста не только то, что там сказано прямо, но и то, что содержится между строк.


Предлагает задания (приложение 2)

Работают в группах


Работают в группах

Обсуждается решение задач

3. Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые.


7 класс. учиться видеть главные причины происходящего, объяснять их сущность, делать выводы, находить закономерности, отрабатывать вычислительные навыки.

9 класс. Развивать интеллектуальные особенности учащихся через применение на уроках различных нестандартных и олимпиадных задач, что позволяет развивать творческое мышление, повышать математические способности учащихся.

Предлагает задания, комментирует , направляет по ходу решения

(приложение 3)

Работают в группах


Работают в группах

Обсуждается решение задач

4. Без логики нет математики

Отрабатать навыки размышления над задачей, учиться отделять главное от второстепенного, вычленять ведущие закономерности явлений.

Такие задачи носят занимательный характер, решение которых развивает логическое мышление и не требуют большого запаса математических знаний, поэтому они привлекают даже тех учащихся, которые не очень любят математику.


Предлагает задания, комментирует , направляет по ходу решения

(приложение 4)

Работают в группах


Работают в группах

Обсуждается решение задач

5. В геометрию тропинки одолеем без запинки

Учиться проводить необходимые дополнительные построения, переводить текст задачи на язык математики


Предлагает задания, комментирует , направляет по ходу решения

(приложение 5)

Работают в группах


Работают в группах

Обсуждается решение задач

6. итог занятия

Найти решение уравнения, предложенного в начале урока

Нацеливает на решение уравнения нестандартным способом, предлагает «выйти за рамки» текста задачи

Совместно решают уравнение

7 Рефлексия

Подвести итоги занятия, определить достижение цели каждым учеником

Рефлексия (приложение 6)



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Оформление доски.

Эмблема урока: 28k + 30n + 31m = 365

Комментарий учителя к уравнению:

Говорят уравнение вызывает сомнение, но итогом сомнения может быть озарение!

Задание для учащихся. Найти хотя бы одно решение уравнения.

(Уравнение, красочно оформленное, вывешивается сверху, в центре доски, к концу урока будет найдено его решение).



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

II этап. Развиваем гибкость ума через решение задач.

7 класс. .

1) У двух зрячих один брат слепой, но у слепого нет зрячих братьев. Как это может быть? (из первой фразы как будто следует, что речь в задаче идет о братьях, тогда как на самом деле зрячими оказываются сестры).

2) Дано 5 спичек. Сложите их них 2 равносторонних треугольника. А теперь сложите из 6 спичек – 4 равносторонних треугольника (первая задача решается в плоскости, а вторая в пространстве).

9 класс.

1) Известно, что бумеранг можно бросить так, что он вернется обратно. А можно как-то ухитриться и бросить теннисный мяч так, чтобы он вернулся обратно?

Ответ: мяч нужно бросить вверх и он вернется обратно.

2) В лесной школе после первой контрольной по математике животные получили следующие отметки:

ЕНОТ – “1”, БАРСУК –“2”, КОЗЕРОГ– “3”, ОБЕЗЬЯНА – “4”.

А сколько получила корова?

Ответ: корова получила “5”, нужно подсчитать количество замкнутых линий в буквах.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

7 класс

Решить задачу: Можно ли найти 7 таких последовательно натуральных чисел, что их сумма будет простым числом?

Ответ: нет.

Учащиеся решали задание из учебника, в котором требуется найти пропущенные числа:

 

26

52

11

 

44

У них получились разные ответы:

26

26

52

 

19

26

52

11

33

44

11

18

44

Найдите правила, по которым учащиеся заполнили клетки.

9 класс.

Что больше? или 2

Ответ:

Найти два числа, если их сумма, произведение и частное от деления равны между собой, то есть а + b = а · b = а : b

Ответ: а = ; b = –1

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

7 класс. В трех мешках находится крупа, вермишель и сахар. На одном мешке написано “крупа”, на другом “вермишель”, на третьем “крупа или сахар”. В каком мешке что находится, если содержимое каждого для них не соответствует действительности?

9 класс. На столе стоят три одинаковые коробки, в одной находятся 2 желтых шара, в другом – один красный и один желтый, в третьем 2 красных. На коробках написано: “Два желтых”, “Два красных” и “Желтый и красный”. При этом известно, что ни одна из надписей не соответствует действительности. Из какой коробки, не глядя, надо вынуть шар, чтобы можно было определить содержимое каждой коробки?

Ответ: из коробки с надписью “Красный и желтый”.

(Учащимся можно предложить провести логические рассуждения при условии, если шар вынимается из любой другой коробки)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Учитель:

Сегодня геометрия является одной из экологически чистых продуктов, потребляемых в образовании. Только геометрическое мышление пока сопротивляется “всеобщей компьютеризации”. Именно в области геометрии человек еще не проиграл интеллектуального соревнования компьютеру и поэтому развитие геометрического мышления является одной из важных задач школы.

7 класс. Найти величину угла между биссектрисами смежных и вертикальных углов.

Ответ: 90? и 180?.

9 класс. Отметьте 6 точек на плоскости так, чтобы на расстоянии ровно 1 см от каждой были ровно 3 другие.

Ответ: построить равносторонний треугольник со стороной 1 см и выполнить параллельный перенос на вектор , где || = 1см, под углом 30? к основанию.

Общая задача

Представьте себе, что вы охватили земной шар по экватору. А теперь прибавьте к длине окружности 1 метр и снова охватите земной шар, у вас должен получиться зазор. Пролезет ли кошка через этот зазор?

(Такие нестандартные задачи у учащихся вызывают большой интерес. На первый взгляд, кажется, что ответ должен быть отрицательным, но если задачу перевести на язык геометрии, то нужно найти всего лишь разность между радиусами двух окружностей.)

В решении этой задачи принимают участие 2 группы. Вероятнее всего учащиеся 7 класса дадут отрицательный ответ, а учащиеся 9 класса будут производить математические выкладки.

Пусть С – длина окружности, тогда (С +1) – длина большей окружности. Радиус первой окружности равен , радиус большей окружности равен . Тогда величина зазора равна: =

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Вернемся к эмблеме занятия.

28k + 30n + 31m = 365

Слова учителя: Кто увидел? Кто догадался? Кто решил?

“Смотреть – не значит видеть!”

Ответ: 365 – это количество дней в году, 28 – количество дней в феврале, 30 – количество дней имеют 4 месяца в году, 31 – количество дней имеют 7 месяцев в году. Тогда: 28 ·1 + 30 · 4 + 31 · 7 = 365.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6:

Оцените свое отношение к занятию , закончив одну из фраз :

- сегодня мне понравилось …

- меня поразило …

- меня удивило …

- мне хотелось бы…

- я не в полнее удовлетворен тем, что …

Дополнительные задачи (если останется время).

Из 8 монет 1 монета фальшивая (более легкая). Как с помощью двух взвешиваний обнаружить ее на рычажных весах?

Денежная и весовая единица в Древнем Риме? (акр, талант, динар)