СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗНОЖАНРОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ПРИРОДЕ. И. СОКОЛОВ-МИКИТОВ «РАДУГА», «МАЙ». Е. ТРУТНЕВА «ЭХО», И. ШЕВЧУК «ЛЕНИВОЕ ЭХО» 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для восприятия стихотворений и рассказов о природе, для формирования умений сравнивать стихи о природе разных поэтов, выражать свою точку зрения, определять тему, жанр прослушанного или прочитанного произведения

Просмотр содержимого документа
«РАЗНОЖАНРОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ПРИРОДЕ. И. СОКОЛОВ-МИКИТОВ «РАДУГА», «МАЙ». Е. ТРУТНЕВА «ЭХО», И. ШЕВЧУК «ЛЕНИВОЕ ЭХО» 1 класс»

МОУ «Созвездие» «СОШ с. Тепловка»





Разножанровые произведения О ПРИРОДЕ.
И. СОКОЛОВ-МИКИТОВ «РАДУГА», «МАЙ». Е. ТРУТНЕВА «ЭХО», И. Шевчук «Ленивое эхо»

1 класс



 









Составила и провела

учитель начальных классов

Тугушева Дина Фарраховна,




2024-2025 год

Тип урока: постановка и решение учебной задачи

Цель деятельности педагога: создать условия для восприятия стихотворений и рассказов о природе, для формирования умений сравнивать стихи о природе разных поэтов, выражать свою точку зрения, определять тему, жанр прослушанного или прочитанного произведения

Планируемые результаты

Предметные: научатся использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме; получат возможность научиться сравнивать тексты сказок и стихотворений, инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах

Метапредметные:

•  познавательные – моделируют обложку к произведению И. Соколова-Микитова «Радуга», воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы;

•  регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций, осуществляют итоговый контроль деятельности;

•  коммуникативные – составляют небольшие устные монологические высказывания, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения

Личностные: проявляют интерес к культуре родной страны, мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и т. п., применяют правила делового сотрудничества

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организационный момент.

Объявление темы урока

Создает положительный эмоциональный настрой.

– Сегодня на уроке мне будет помогать…

Отгадайте вы игрушку.

Колпачок, как у Петрушки,

Маленький, удаленький,

Вырос ростом с валенок.

Показ иллюстрации или мягкой игрушки.

– У гнома есть любимая песня. Давайте ее послушаем.

Звучит запись песни Г. Гладкова на слова В. Приходько «В коробке с карандашами»

Демонстрируют готовность к работе на уроке.

Отгадывают загадку.



– Гном.

Рассматривают иллюстрации.

Слушают песню

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Знакомство с новым разделом и повторение изученных произведений о природе

– Прочитайте название раздела. Как вы думаете, о чем будут произведения этого раздела? Какие писатели темой своего творчества выбрали природу?

Загадки из учебника о радуге и про эхо вынесены на слайды.

– Отгадайте, о чем сегодня будут произведения?

– Какие слова помогли найти отгадки?

Речевая разминка.

Весеннее настроение

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие.

А в небе – солнце теплое,

Веселое и доброе.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные,

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются.

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей весеннее!

М. Пляцковский


Прогнозируют содержание раздела.




– Радуга, эхо, май, гроза.

Упражняются в чтении

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Сценка «Разговор красок»

– Порой во время дождя ты сидишь у окна, с грустью смотришь на двор и прислушиваешься к звукам дождя. И тебе начинает казаться, что у всех вещей есть голоса, что все вещи разговаривают. И твои цветные карандаши тоже. Слышите, что говорит красный карандаш?

– Вслед за ним откликается оранжевый…


– Желтый тоже не молчит…


– И зеленый шелестит…

– А голубой восклицает…


– И синий не отстает…

– А фиолетовый шепчет…

– Но дождь смолкает. И вместе с ним смолкают голоса цветных карандашей. Над горизонтом встает…

Участвуют в инсценировке.




Красный. Я – мак, я – огонь!

Оранжевый. Я – морковь, я – апельсин, я – заря!

Желтый. Я – пух утенка, я – пшеница, я – солнце!

Зеленый. Я – трава, я – леса!

Голубой. Я – незабудка, я – лед, я – небо!

Синий. Я – колокольчик, я – море!

Фиолетовый. Я – слива, я – сирень, я – сумерки!

Участвовать в инсценировке

– Отгадайте загадку.

За лугами, над водой хлынул дождик проливной,

А потом повисло в небе коромысло.

Ребятишек радует цветная…

Отгадывают загадку.



– Радуга

III. Работа

по теме урока.

Работа по учебнику и тетради.

Рассказ И. Соколова-Мики-

това

Организует слушание рассказа (читает учитель); выполнение задания 2 в учебнике.

Осуществляет помощь в составлении диафильма (чтение по абзацам) и словесное рисование картин природы.

Организует самостоятельное выполнение заданий в тетради, проверку; моделирование обложки; сравнение с готовым образцом.

– Кто автор? Назовите заглавие произведения. В каком жанре оно написано? Назовите тему произведения.

– Гному очень понравилось, как вы справились с самостоятельной работой. Он решил познакомить вас со своим другом. Хотите узнать, кто он?

Следят по тексту за чтением учителя.

Выполняют задания в учебнике и тетради.

Составляют диафильм, выполняют словесное рисование картин природы.

Самостоятельно выполняют задания в тетради, проводят фронтальную проверку.

Моделируют обложку

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы

Слушание стихотворения
Е. Трутневой

Книги закрыты. Учитель читает текст, не называя произведения.

– Что я прочитала? Какое это стихотворение: веселое, грустное или забавное, похожее на игру? Кто догадался, как называется стихотворение?

– Откройте книгу и проверьте свои предположения. Кто написал это произведение?

– Хотите узнать, на что способно эхо?

В волшебной пещере живет Эхо,

С ним разговаривать просто потеха.

Давайте крикнем все: «Ау-у-у-у…»

В ответ услышим: «Уу-у-у-у…»

Скажем все: «Иди сюда!»

Отвечает Эхо: «А-а-а-а…»

Крикнем дедушке: «Ты где?»

Отвечает он нам: «Де-де-е-е…»

Хватит, дедушка, шалить,

Только бы тебе шутить!

Иди сюда, мы ждем тебя!

Воспринимают на слух стихотворение.

– Стихотворение.

Отвечают на вопросы к тексту

Слушать в соответствии с целевой установкой

Работа по группам

– Нарисуйте, каким вы представляете себе дедушку Эхо.

Выполнение работы и организация выставки лучших работ.

Я в пещере живу, целый день кричу,

Отвечаю тут и там самым разным голосам.

Только я хочу сказать, что люблю я поиграть,

Пошутить, побаловать, всех вокруг позабавлять

Работают в группах.

Организуют выставку рисунков

Слушать собеседника; при необходимости вступать с ним в диалог

Работа по учебнику, тетради

Организует самостоятельную работу со стихотворением Е. Трутневой «Эхо»; выполнение задания 1 в тетради.

– Что вы добавили к данной модели обложки?

– Какое произведение читали? Покажите фамилию автора и прочитайте. Какой заголовок у этого стихотворения?

Выполняют чтение стихотворения; работают в тетради.


– Стихотворение о природе.

– Трутнева «Эхо»

Осуществлять анализ объектов, использовать модель для решения учебной задачи

Упражнение в чтении.

Игра «Эхо»

Организует выразительное чтение парами отдельных двустиший с выделением пунктограмм (знаков препинания).

Слушай, слушай, не зевай, не зевай.

Все за мной повторяй, повторяй.

Экран – кран, шутка – утка, смех – мех,

Олень – лень, хлопушка – пушка

Коллективное чтение под руководством учителя (учитель читает текст, а дети – ответы)

Анализировать степень выразительности чтения – своего и чужого

Словесное рисование

Читает отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо».

«Мне было тогда лет пять-шесть. Мы жили в деревне. Однажды мы с мамой пошли в лес за земляникой. Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла на старой лесной вырубке.

– Ау! – кричу я.

– Ау! – отозвалось из лесной дали. Я удивился.

– Да ведь это эхо! – сказала мама.

– Эхо? А что оно там делает?

– Ничего не делает. Твой же голос отдается в лесу, а тебе кажется, что кто-то тебе отвечает.

Я недоверчиво слушал маму.

– Мама, а может, там все-таки кто-нибудь дразнится? – тихо спросил я. – Пойдем в лес, посмотрим.

– Ну пойдем, только никого мы с тобой не найдем.

Мы шли по лесу, и я изредка покрикивал: «Ты здесь?».

«Зде-е-е-сь!» – отвечало впереди.

И вдруг я увидел «эхо»...».

– Каким вы представляете себе то «эхо»?

Дочитывает рассказ.

«… Мама, вон это эхо, на пеньке сидит!

– Это же дедушка Кузьма коров пасет! – засмеялась мама.

– Дедушка, а я думал, ты – эхо! – закричал я и обнял деда».

– Как вы думаете, почему мальчик обрадовался, увидев деда, а не эхо? Как вы думаете, гном и его друг любят играть с лесным эхом? Почему? Об этом неприветливом эхе написал стихотворение И. Шевчук

Воспринимают рассказ на слух

Слушать в соответствии с целевой установкой

Работа со стихотворением И. Шевчука.

Работа по учебнику, в тетради

Организует самостоятельное чтение стихотворения И. Шевчука «Ленивое эхо»; выполнение заданий в учебнике; выразительное чтение (задание 3).

Выразительное чтение по ролям

Выполняют самостоятельное чтение стихотворения, задания в учебнике и тетради.

Выразительно читают по ролям.

Выполняют задания в тетради

Принимать и сохранять учебную задачу

Игра «Эхо»

Читает слова.

Раскла-душка-душка-душка.

Неза-будка-будка-будка.

Кана-рейка-рейка-рейка.

Бала-лайка-лайка-лайка.

Погре-мушка-мушка-мушка.

Приба-утка-утка-утка.

– Весна – время тающего снега, говорливой воды, птичьих запевок, время прилета птиц, их хлопот и песен.

Показ слайдов «Природа весной»

Договаривают вторую часть слова

Оценивать правильность выполнения действия

Работа с поговорками

Доска разделена на три части:

Март
Март с водой,
апрель с травой

Апрель
В апреле земля преет

Май

Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый

– Объясните поговорки о весенних месяцах.

Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла и достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано доброжелательно и красиво. Какие произведения о природе вы сегодня прочитали? Кто их авторы? Чем похожи произведения? Чем отличаются?

Слайд. «Все весны дыханием согрето, все кругом и любит, и поет». (А. Толстой.)

Читают поговорки, объясняют их значение (смысл)

Анализировать содержание произведения


Чтение стихотворения (со слайда) «птичьим базаром».

– Что, Весна, ты принесла? И скворцов, и зябликов,

И ответила Весна: И несет любой ручей

«Принесла я вам, ребятки, Целый флот корабликов.

Лейки, грабли и лопатки, И еще я принесла

Первые подснежники, Много света и тепла,

Желтые скворечники. Прыгалки и салки,

Принесла я вам грачей, Новые считалки»

Читают стихотворение

Анализировать степень правильности чтения

Работа с рассказом И. Соколова-Микитова

Организует самостоятельное знакомство с произведением (выделение и чтение фамилии автора и заглавия).


– Какие картины вы представили себе при чтении?

Осуществляют первичное самостоятельное чтение рассказа про себя.

Определяют жанр и тему, работают на листах формата А4.

Выполняют самопроверку по готовому образцу

Выделять основы смыслового чтения. Оценивать правильность выполнения действия

Выполнение заданий 1–4

в учебнике, тетради

Организует работу по составлению плана и подробного пересказа

Составляют план рассказа, ответы подтверждают словами из текста

Проводит самостоятельную работу в тетради.

Организует проверку выполнения самостоятельной работы: чтение и выделение голосом слов, передающих радость зайчишек

Выполняют самостоятельную (дифференцированную) работу в тетради

Демонстрирует слайды, на которых помещены рассказы писателя, иллюстрации, подписи к ним.

– Назовите рассказы И. Соколова-Микитова, которые вы читали.

Слайд 1. «Ёж».

«В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик еж теплое зимовище. Ночью и днем таскает в нору под старым пнем душистые сухие листочки и мягкий лесной мох – стелет зимнюю постель».

Слайд 2. «Белка».

«Самый веселый, самый проворный и хлопотливый зверек в наших лесах – шустрая белка».

Слайд 3. «Беляк».

«Почти весь год в страхе живет зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрачные дни».

Слайд 4. Портрет писателя.

– Сделайте вывод, о чем пишет И. Соколов-Микитов

Рассматривают иллюстрации на обложке (задание 3) и комментируют их.

– «Русский лес».

Формулируют вывод

Работа в группах

– Прочитайте басню К. Ушинского «Солнце и радуга», ответьте на вопрос и перескажите близко к тексту.

«Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная дуга-радуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга да и стала хвастаться, что она красивее самого солнца.

Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это правда, но ведь без меня и радуги не бывает». А радуга только смеется да пуще хвастается. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучку – и радуги как не бывало».

– Без чего не бывает радуги?

Работают в группах

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует подведение итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

Зовет зверей кукушка:

– Довольно, сони, спать!

Весна пришла к вам в гости,

Давно пора вставать!

– Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски – вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы. Слушайте весну!

Отвечают на вопросы, формулируют вывод

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Для самостоятельной работы: выучить любое стихотворение о весне; попробовать сочинить свое стихотворение о весне и сделать рисунок (по желанию)