Урок математики в 5 классе
Тема: «Разные способы сравнения дробей»
УМК:Г.В. Дорофеев
Тип урока: ОНЗ
Учитель: В.В. Ермоленко, МОУ средняя школа №52 г. Ярославль
Основные цели:
Повторить и закрепить изученные правила сравнения дробей: сравнения дробей с одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями, приведение дробей к общему знаменателю;
Сформировать способность к построению и применению алгоритма сравнения дробей с помощью сравнения с 1, сравнения дополнений до 1 и с помощью сравнения с промежуточным числом.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Ребята, с множеством каких чисел мы работаем?
(С множеством дробных чисел)
-Чему вы уже научились?
(Мы научились приводить дроби у общему знаменателю, сравнивать дроби с разными числителями и разными знаменателями, с равными числителями и равными знаменателями)
- Правильно. Но есть еще способы сравнения дробей. Хотите узнать эти способы
(Да!)
-Значит, вперед за новыми знаниями. И работать мы будем дружно и успешно, как всегда. Новые знания строятся всегда на хорошо усвоенных старых умения и знания. Поэтому, наш урок открытия новых знаний мы начнем с повторения
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель этапа:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: основное свойство дроби, правильные и неправильные дроби, приведение дробей к одинаковому знаменателю, к одинаковому числителю;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сравнить дроби, у которых разные знаменатели и разные числители.
Организация учебного процесса на этапе 2:
-Предлагаю сравнить дроби и назвать основные алгоритмы, которые вы применяли.
(Учащиеся устно сравнивают дроби, проговаривая правило, которое применяют для сравнения. Правило в виде эталона фиксируется на доске)
1) и ; 3) и ; 5) и ;
2) и 4) и ; 6) и ;
Правило1
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, у которой числитель больше , если а с , если а |
Правило 2
Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та дробь, у которой знаменатель меньше , если в , если в с |
Правило 3
-Вы хорошо справились, т.к. знаете правила сравнения
Предлагаю сравнить дроби в течении 1 минуты:
и ; и ; и
_ Кто выполнил задание?
(Выполнивших задание нет)
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Почему нет результата?
(Трудно считать по известным правилам, мало времени)
- Что у вас не получилось?
(Не получилось быстро сравнить предложенное дроби)
Почему?
(Мы применяли известные способы сравнения дробей, но их трудно применить к данным дробям)
-Что вы предлагаете в этой ситуации?
(Придумать новые способы сравнения дробей)
- Значит, вы предполагаете, что существуют и другие способы сравнения дробей. ( Да)
-Какая цель нашего урока?
(Найти способы сравнения, в которых не надо приводить дроби к общему знаменателю или одинаковому числителю)
- Значит, существуют и другие способы сравнения дробей Сформулируйте тему урока.
(Различные способы сравнения дробей)
- Запишем тему в тетради
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа:
организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
Организация учебного процесса на этапе 4:
-Что в математике нам помогает выйти из затруднения?
(Наблюдение, рассуждения, анализ, схемы и рисунки)
- Правильно. Наблюдать, рассуждать и анализировать вы будете в группах, работая по плану над предложенными заданиями
5. Реализация плана выхода из затруднения.
1) организовать работу в группах по предложенному плану для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4:
(Групповая работа. Класс разбивается на группы. Каждой группе предлагается задание и план реализации этого задания. Группы работают на листах формата А3. Результат работы каждой группы - новый способ действия, зафиксированный в вербальной форме и с помощью эталона. По окончанию работы, к доске выходят по одному ученику от группы, прикрепляют к доске лист с результатом групповой работа и представляют ее)
Задания для групп
1 группа. (Способ сравнения с 1)
Задание: сравнить дроби:
Разбейте данное множество дробей на две группы:
; ; .
Правильные дроби | Неправильные дроби ; |
Отметьте дроби на координатной прямой.
Наблюдаем: (какую закономерность заметили в расположении дробей на координатной прямой):
Сделайте вывод: Любая правильная дробь меньше любой неправильной дроби
Ответь на вопрос задания: (
Как можно назвать новый способ сравнения дробей?
(Способ сравнения с 1)
Новый эталон
Любая правильная дробь меньше любой неправильной дроби , если |
_
_______________________________________________________________________________
2А группа. (Сравнение с )
Задание. Сравнить дроби и
Какая доля отмечена на каждом рисунке,
На рис.1 закрась круга;
На рис.2 закрась круга;
Сравни закрашенные части, объясни сравнение с помощью рисунков
Сделай вывод: Если одна из дробей меньше , а другая больше , то первая дробь меньше второй
Сравнить дроби
Как назовёте этот способ сравнения? (Сравнение с )
2Б группа (Сравнение с
Задание. Сравнить дроби и .
На координатной прямой отметь середину единичного отрезка;
С какой стороны от находится дробь , сравни дроби и
С какой стороны от находится дробь , сравни дроби и
Проанализируй расположение дробей на координатной прямой и сделай вывод
Если одна из дробей меньше , а другая больше , то первая дробь меньше второй
5 )Как назовёте этот способ сравнения? (Сравнение с )
Новый эталон:
Если одна из дробей меньше , а другая больше , то первая дробь меньше второй , если |
________________________________________________________________________________
3А группа. (Сравнение дробей с помощью сравнения дополнений дробей до 1)
Задача. Два одинаковых сосуда заполнили водой: один на , а другой на . В каком сосуде воды оказалось больше?
Изобразите сосуды в виде прямоугольника с высотой 6;
Закрасьте части прямоугольников, соответствующие количеству налитой воды;
Какую часть сосудов надо дополнить, чтобы сосуды были полными;
Сравни дополнения;
Сравни дроби , и
Сделай вывод (Чем больше дополнение до 1, тем дробь меньше, чем дополнение до 1 меньше, тем дробь больше);
3Б группа. (Сравнение дробей с помощью сравнения дополнений дробей до 1)
На координатной прямой с единичным отрезком 12 отметьте дроби и
Какая из дробей ближе к 1?
Найдите дроби, которые являются дополнением данных дробей до 1
(У дополнение ;
У дополнение _)
Сравни дополнения данных дробей ( )
Сравни дроби и ( )
Сделай вывод: (из двух дробей больше та, у которой дополнение до 1 меньше и меньше та дробь, у которой дополнение до1 больше)
Как можно назвать этот способ сравнения (способ дополнения до 1)
Новый эталон
Из двух дробей больше та, у которой дополнение до 1 меньше и меньше та дробь, у которой дополнение до1 больше |
Класс заслушивает представителей групп, при необходимости корректирует и дополняет выступающего. Новые эталоны вывешиваются на доску и проговариваются во внешней речи.
6. Фиксация выхода из затруднения
Цель этапа: зафиксировать выход из затруднения в пробном действии
Организация учебного процесса на этапе 6
-Вспомним, с каким затруднение вы столкнулись в начале урока?
(Мы не смогли сравнить дроби, потому что нам не хватило способов сравнения)
- Вы узнали новые способы сравнения?
Да!
- Повторим новые способы сравнения
-Вы готовы преодолеть затруднение?
-Готовы!
Ученики возвращаются к примерам, которые вызвали затруднение и решают их.
; (сравнение с1) ; ( дополнение до 1)
7. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 7
На доске блоками записаны задания, при выполнении которых надо применить новые способа сравнения дробей. Учитель предлагает сопоставить блоки заданий с новыми эталонами и выполнить задание.
-Найди на доске блок заданий, в котором можно сравнить дроби, сравнивая их с 1
Ученик находит блок и сравнивает дроби, проговаривая во внешней речи новое правило
Задание: сравнить дроби
а) г) и ;
______________________________________________________________________________________
-Найди на доске задание, в котором можно сравнить дроби, сравнивая их с
Ученик находит задание и выполняет его, проговаривая во внешней речи новое правило
Задание: сравнить дроби:
а) и ; в) и ;
-Найдите задание, в котором дроби сравниваются с помощью дополнения до1.
Ученик находит на доске блок с таким заданием и выполняет его
Сравни дроби:
а) и б) и в) и г) и
-Вы нашли новые способы сравнения, потренировались их применять, смогли сравнить дроби, которые вызвали затруднение. Можно ли считать, что вы научились новым способам? Как это проверить?
(Попробовать самостоятельно выполнить задание)
-Выполните.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 8:
-Вы нашли новые способы сравнения, потренировались их применять, смогли сравнить дроби, которые вызвали затруднение. Можно ли считать, что вы научились новым способам? Как это проверить?
(Попробовать самостоятельно выполнить задание)
-Выполните
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам, делают самопроверку по предложенному образцу, анализируют результат своей работы.
1 вариант Сравнить дроби, не приводя их к общему знаменателю а) и ; б) и ; в) и | 2 вариант Сравнить дроби, не приводя их к общему знаменателю а) и ; б) и ; в) и |
Образец для самопроверки
1 вариант
а) ;т.к. ; | Сравнение по дополнению до1: 1) Вычесть дроби из 1; 2) Сравнить результаты; 3) Больше та дробь, для которой разность меньше. |
б) | Сравнение с : ; Если одна из дробей меньше , а другая больше , то первая дробь меньше второй |
в) | Любая правильная дробь меньше любой неправильной дроби |
2 вариант
а) | Сравнение с : ; Если одна из дробей меньше , а другая больше , то первая дробь меньше второй |
б) ;т.к. ; | Сравнение по дополнению до1: 1) Вычесть дроби из 1; 2) Сравнить результаты; 3) Больше та дробь, для которой разность меньше. |
в) | ; Любая неправильная дробь больше любой правильной дроби |
Анализ самостоятельной работы: выясняется количество и причины ошибок
9 Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа:
Тренировать навыки использования новых правил сравнения дробей при решении текстовых задач
Организация учебного процесса на этапе 7:
Решение задач у доски
У: № 719
№721а
№ 722а
10.Рефлексия деятельности
Цель этапа:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 10:
-Какая была тема урока?
(Разные способы сравнения дробей)
-Вспомните цель нашего урока
(Найти разные способы сравнения дробей, которые помогут не приводить дроби к общему знаменателю)
Достигли мы цели?
(Да)
- Подведем итог, какие способы сравнения вам известны ( Таблица представляется в виде слайда)
Название алгоритмов сравнения дробей |
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. Сравнение дробей с одинаковыми числителями. Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю. Сравнение с единицей. Сравнение с 1. Дополнение до 1. |
Чтобы оценить свою работу на уроке, ответе на следящие вопросы
(Таблицу с вопросами представить в виде слайда)
1) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок; 2) Я допустил ошибки самостоятельной работе (перечислить ошибки); 3) Я исправил допущенные ошибки в процессе работы над ними; 4) Я не смог самостоятельно исправить ошибки, но исправил их с помощью эталона; 7) Я могу применить разные способы сравнения дробей; 9) Мне необходимо поработать над… 10) Как я оцениваю свою работу на уроке |
Учащиеся делают рефлексию своей учебной деятельности, озвучивают самооценку, комментируют урок
-Для успешной работы на следующем уроке надо потренироваться сравнивать дроби разными способами дома. Запишите домашнее задание:
П.8.5
№ 702(в, г, е)
№ 709(в, г ,е)
№ 718
- Спасибо за хорошую работу на уроке. До свидания.
5