СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка билета №22

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка билета №22»

Вопрос 22

Календарно тематический план классного руководителя на одно полугодие по эстетическому воспитанию для 4 класса.

Пояснительная записка

     Данная программа является одним из механизмов решения актуальной проблемы современного мира – эстетизации  личности ребенка.

     Умение эстетически правильно оценивать предметы и явления при непосредственном контакте с ними, умение творить красоту вокруг себя, умение наполнять свой «детский» мир эмоциональными переживаниями, ярко окрашенными представлениями – все это качества, которые  необходимо сформировать у младшего школьника.

    В основу программы положены различные средства эстетического воспитания: природа, музыка, литература, живопись... Использование вышеназванных средств в формировании эстетической культуры младших школьников дает возможность им не только почувствовать  многомерную красоту природы, но и научиться жить и творить по законам красоты.

    Программа состоит из отдельных блоков, включающих в себя определенные темы занятий. Содержание занятий предоставляет детям возможность почувствовать мир красоты в целом, позволяет развивать их творческие способности, дать оценку предметам и явлениям окружающей действительности. Содержание каждого блока можно реализовывать отдельно от остальных, однако для решения поставленной цели необходимо вести систематическую работу по всем шести блокам.

     Кроме того, в программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы по эстетическому развитию личности ребенка. Это беседы, практические занятия, творческие мастерские, экскурсии, походы в музеи и галереи… Местом проведения воспитательных дел может быть классная комната, лес, парк, музей, картинная галерея.

     Целенаправленная работа в выбранном направлении позволит подвести детей к тому, что красота должна пронизывать все сферы деятельности человека, всю его жизнь, а это в свою очередь  будет способствовать успешному решению задач программы.  

     Цель программы: воспитание эстетической культуры младших школьников.

      Цель реализуется через задачи:

- формирование общей культуры учащихся;

- развитие эстетических чувств младших школьников, творческих    

  способностей;

- формирование активного интереса к произведениям искусства;

- формирование у детей представлений о красоте и гармонии природы;

- воспитание бережного отношения к памятникам культуры, к предметам и    

  явлениям окружающего мира.

Содержание программы реализуется через блоки:

Название

Количество часов

Форма

I Блок «Радуга природы»

     1. Этот загадочный и фантастический мир    

     природы

     2. Пусть всегда будет солнце

     3. Природа и фантазия

1

1

2

Беседа

Экологический утренник

Экскурсия +практическое занятие

II Блок «Музыка стучится в наши сердца»

     1. С музыкой навеки

     2. Музыкальное путешествие

     3. Веселая нотка

1

1

1

Заочное путешествие

Поход в дома-музеи

Танцевально-музыкальный час

III Блок «Ярмарка литературных чудес»

  1. «Мороз и солнце – день чудесный…»

  1. Мой любимый герой

3.  Литература и театр

1

1

2

Литературная гостиная А.С.Пушкина

Встреча с литераторами

Поход в театр

IV Блок «Я и  мой красивый мир»

  1. У зеркала

  2. Королевство вежливых слов

      3.  Час игры и игрушки

1

1

2

Беседа

Практическое занятие

Беседа  

V Блок «Увидеть прекрасное – создать удивительное…»

      1. Мир моих увлечений

2. Галерея волшебных красок

3. Старый бабушкин сундук

4. Я карандаш с бумагой взял

2

1

1

1

Беседа + защита проектов

Поход в картинную галерею

Праздник русского костюма

Выставка рисунков

VI Блок «Творческая мастерская»

  1. Город будущего

  2. Снежная сказка

3.   Мир прекрасного вокруг нас

1

1

1

Защита проектов

Практическое занятие

Беседа

I Блок  «Радуга природы» (4 ч.)

1 Тема: Этот загадочный  и фантастический мир природы.

     На занятии дети знакомятся с красотой фантастического мира природного сообщества, рассматривают фотографии уголков родной природы, подготовленные ими вместе с родителями, коллективно составляют выставку фотографий «Природа родного края». В ходе занятия учитель показывает детям, что красоту природы можно передать с помощью красок, слов, музыки. 

    Дети слушают фрагменты музыкальных произведений, читают любимые стихотворения о природе, рассматривают репродукции картин. В результате у детей формируется образ природы, как дома человека, в котором чувствуется тепло, уют и красота.

2 Тема: Пусть всегда светит солнце.

   Для того чтобы дети осознали себя частью Матушки-природы, которая не терпит бездушного отношения и заслуживает глубочайшего уважения и бережного обращения, программой предусмотрен экологический утренник. Место проведения – классная комната. Дети предварительно готовятся к нему: подбирают экологические сказки (День рождения Капельки, Берегите лес и др.), украшают зал, готовят костюмы. На утреннике дети инсценируют сказки, отвечают на вопросы героев сказок, читают стихи, составляют правила взаимодействия с окружающей средой.

3 Тема: Природа и фантазия.

    Главная цель этого занятия - научить детей действовать и  жить в согласии с природой, сохранять ту красоту, которая предстала перед нами, перед всем человечеством. Чтобы увидеть, почувствовать, распознать такую красоту, ребята совершают экскурсию в лес.

   Старик-лесовик перед экскурсией знакомит ребят с содержанием их деятельности в лесу, сопровождает во время нее. Во время экскурсии имеют место следующие задания: посмотри…, найди…, ощути… и др. Учащиеся собирают природный материал, из которого можно выполнить оригинальную поделку.

    В ходе второго занятия дети устраивают выставку работ из природного материала «Удивительное рядом», обмениваются опытом выполнения изделий.

Литература:

  1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: природа/Под ред. О.Г.Хинн- М.:АСТ,1996.-480с.

  2. Мазнин О.Е.500 загадок для детей.- М.:ТЦ «Сфера»,2002.-450с.

  3. Левитман М.Х.Экология – предмет: интересно или нет?- СПБ: Лениздат; союз,2001.-236с.

  4. Экологические сказки /Педсовет №11,2004

  5. Есенин С.Стихи и поэмы- М.: Издательство  «Художественная литература»,1974

  6. Володина Н.Э. К цветку цветок. - М.,1993

  7. Новлянская З.А. Величие красоты./Искусство в школе.- 2007.- №5

II Блок  «Музыка стучится в наши сердца» (4 ч.)

1 Тема: С музыкой навеки.

   Мы живем в звучащем мире. Самые разнообразные звуки слышим мы на улице, в транспорте, дома. И все-таки в этом безбрежном море звуков наше ухо легко выделяет особые – музыкальные. Поэтому данное занятие проводится в форме заочного путешествия в мир знаменитых композиторов. Мысленно путешествуя по прошлому веку, дети знакомятся с жизнью В.А.Моцарта, П.И.Чайковского, Н.И.Верстовского, И.В.Бетховена…

   В ходе занятия дети слушают фрагменты музыкальных произведений, делятся своими впечатлениями.

    На данном занятии важно, чтобы дети осознали, что музыка великих композиторов живет и сейчас, что люди и сегодня восхищаются красотой звучания каждой ноты, что музыка способна вызвать чувство сопричастности к эпохе, переданной «художником» нот.

2 Тема: Музыкальное путешествие.

    Музыка – это искусство звука. Своими особыми средствами она передает впечатления от окружающего нас мира. Она может вызвать у слушателей ощущение радости, легкости, грусти, одиночества…

    Музыкальное путешествие предполагает знакомство ребят со знаменитыми местами композиторов, где они жили и работали:

           - дом-музей С.В. Рахманинова;

           - музей-усадьба композитора М.П. Мусоргского;

             музей-усадьба композитора М.И. Глинки.

                                                   

      Важно, чтобы дети испытали чувство гордости за свою Родину, богатую талантливыми людьми, и чувство восхищения их произведениями.

     Учителю следует создать особую атмосферу, чтобы дети не просто познакомились с музеями, но и получили эстетическое наслаждение от того, что находятся в том месте, где создавались замечательные произведения, пользующиеся популярностью и сейчас.    

3 Тема: Веселая нотка.

    Основная задача данного занятия – формирование понимания детьми значимости искусства в жизни каждого человека. В рамках танцевально-музыкального часа, дети смогут выразить свои чувства через пение, танец, примут участие в музыкальных играх.                        

    Главное в том, что дети смогут сами почувствовать, ощутить настроение музыки, а значит, смогут выразить это настроение с помощью движений тела, голосом, словом.

Литература:

  1. Фатеев С.С. Детские музыкальные праздники- М.,2000

  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: музыка/ Под ред. О.Г.Хинн М: АСТ,1996.-480с.

  3. Пушкина С.И. Мы играем и поем – М.,2001

  4. Халина А.И. Музыкальная азбука- М.: Просвещение,1998

  5. Гуртова Т.Т. Танец в системе эстетического воспитания./Искусство в школе.-2007.-№4

  6. Колосова Н.О.Здравствуй, музыка! - М.,1987

III Блок  «Ярмарка литературных чудес» (4 ч.)

1Тема: Мороз и солнце – день чудесный.

    На занятии, которое можно провести в форме литературной гостиной, дети окунутся в мир произведений А.С.Пушкина. Основная задача занятия – дать детям почувствовать уклад и мир прошлых веков, то время, в котором жил и творил А.С.Пушкин. Дети готовят стихи поэта, отрывки известных произведений, оформляют стенгазету о его жизни и деятельности, украшают зал.

     Важно показать детям красоту рифмы произведений великого поэта и писателя, красоту звучания его прозы, стихотворений.

     Учитель может дать творческое домашнее задание – попробовать написать стихотворение или сказку, которые можно прочитать одноклассникам на уроке чтения.

2 Тема: Мой любимый герой.

    Каждый современный человек знает: общение с книгой многогранно, здесь каждый работает по-своему. Главное в том, чтобы дети обязательно «нашли» своих писателей и поэтов, свои книги, своих героев, которые восхищали бы их, стали близкими и дорогими, делали сердце добрым, а душу мудрой. Но у каждого ребенка этот герой может быть своим собственным,  из придуманного и написанного им литературного произведения (рассказа, сказки и т.д.).

    В ходе занятия писатели-земляки, литераторы могут дать детям рекомендации по написанию литературных произведений, предложить пробовать свои способности в литературе, почувствовать тонкость звучания слов в произведениях. Итогом занятия может быть мини-книга с произведениями ребят.

    3 Тема: Литература и театр.

    На первом занятии дети знакомятся с многообразием видов театра: драматический, кукольный, театр теней, музыкальный. Учителю необходимо показать, что театр – это жизнь. Эта жизнь представлена в спектакле: игрой актеров, музыкой, словом. Дети могут попробовать свои способности в роли актера, поставить пьесу-сказку для школьного вечера.    На этом занятии у детей может зародиться идея создать свой собственный театр в классе.

     На втором занятии  ребята посещают кукольный театр. После просмотра спектакля учитель дает задание – нарисовать то, что им больше всего понравилось в театре, или вылепить главного героя пьесы из пластилина, сделать декорации к пьесе, написать сочинение-отзыв. Все это позволит учителю понять, насколько пополнился багаж впечатлений ребенка от просмотра спектакля.

Литература:

  1. Пушкин А.С. Стихи и проза- М.: Детская литература,1989

  2. Толстой Л.Н.Сказки, басни и рассказы - М.: Детская литература,1987

  3. Вертаньян Э.А. Путешествие в слово- М.: Просвещение,1992

  4. Светловская Н.Н. Встречи с писателями – М.,1989.-286с.

  5. Снегирев Г.Г. Поэзия познавательности/Учительская газета,1986.-№21

  6. Михайлова А.Я. Ребенок – художник и театр кукол./Начальная школа,1991.-№12

  7. Ушакова А.Л. Еще раз о воспитании искусством./Искусство в школе.-1998.-№7

IV Блок «Я и  мой красивый мир» (4 ч.)

1 Тема: У зеркала.

   Это занятие предполагает знакомство младших школьников с такими понятиями, как «культура внешнего вида», «эстетика внешнего вида».

    Мысленно представляя себя стоящим перед зеркалом, ребята рассуждают, о чем следует помнить и что делать, чтобы зеркало всегда отображало красивое и выразительное лицо, умные глаза, красивые лаконичные жесты.

    Интересной может получиться беседа о современных требованиях к одежде, о правилах поведения в общественных местах. Вместе с учителем они рассматривают варианты совместимости цветов одежды, аксессуаров. Дети должны понять, что в человеке все должно быть прекрасно: от внутреннего мира до внешнего вида.

2 Тема: Королевство вежливых слов.

    На занятии дети знакомятся с многообразием вежливых слов, говорят о том, какие слова употребляются ими при общении с друзьями, с родителями, с учителями.

    Детям нужно помочь осознать ролевые позиции при общении с людьми и соответственно строить свое речевое поведение. Для этого используются игровые ситуации, где моделируются различные варианты общения ребенка: знакомство со сверстниками, утреннее приветствие родителей и учителей, общение в театре, в поликлинике, на уроке. Такие упражнения формируют социальный опыт учащихся.

3 Тема: Час игры и игрушки.

   Всем известно, что игрушки в жизни детей имеют огромное воспитательное значение. Играя, они познают мир, учатся общению, исполняют множество ролей – пап, мам, дедушек, бабушек, врачей, учителей…  Но у игрушек есть еще и особое «звучание» - они становятся дорогими и близкими друзьями детей и даже уходят с ними во взрослый мир.

    В ходе занятия следует поговорить с детьми о том, какие игрушки им нравятся больше всего и чем объясняется их выбор, что игрушки нужно беречь и любить. Затем можно предложить конкурс сочинений, стихотворений, сказок «Моя любимая игрушка».  Можно подтолкнуть детей к изготовлению игрушек своими руками и презентации их на конкурсе.

Литература:

  1. Богуславская Н.Е. Веселый этикет – Екатеринбург: «АРД ЛТД»,1997.-192с.

  2. Шамсутдинова С.С. Учимся говорить по-русски – Л.: Просвещение, 1991.-127с.

  3. Образцова Т.Н. Игры для детей. М.: ООО «Этрол»,2005.-160с.

  4. Егунова Н.К. Игрушки своими руками./Искусство в школе.-2007.-№4

  5. Горелов И.Р. Умение общаться./Воспитание школьников.-1994.-№3

  6. Янковская Н.Н. Игра, импровизация, самоопределение./Искусство в

школе.-2007.-№3

V Блок «Увидеть прекрасное – создать удивительное…» (5 ч.)

                                                                 

1 Тема: Мир моих увлечений.

    В ходе первого занятия  выявляются увлечения детей, которыми они занимаются на досуге. Детей следует объединить в микрогруппы по видам увлечений и предложить провести презентацию своих увлечений в любой форме – сказки, устного журнала, путешествия.

    На следующем занятии дети «путешествуют» по миру увлечений, например, представляя страницы оформленного устного журнала. Рассказывая о том, чем они занимаются на досуге, дети  стараются показать эстетическую сторону своего занятия. Ведь именно эта красота повлияла на их выбор.

2 Тема: Галерея волшебных красок.

    Занятие проводится в картинной галерее. Рассматривая картины, учащиеся знакомятся с видами изобразительного искусства.

    На занятии учителю важно обратить внимание детей на своеобразие каждой картины, на индивидуальный почерк каждого автора, на смешение красок, на композицию картины.

3 Тема: Старый бабушкин сундук.

    Это занятие проводится в форме праздника, посвященного русскому костюму. Главную мысль этого занятия можно выразить словами великого русского поэта А.С. Пушкина: «Постижение мудрости красоты народной может быть только через создание ярких картин будней и праздников молодежи конца XIX - начала XX веков».

     На празднике дети смогут оценить красоту русского костюма, погрузиться в мир прошлых веков, найти отличия современной одежды от исконно-русской.

     Кроме этого, дети вместе с бабушками и дедушками могут изготовить соломенных кукол, сшить им русские наряды. Творческие работы  можно оформить как экспонаты выставки «Русские узоры».

4 Тема: Я карандаш с бумагой взял…

    Занятие, рассчитанное на 1 час, предполагает «погружение» в мир живописи, где царят яркие краски, разнообразные формы, причудливые изгибы предметов.

    В ходе занятия учитель организует выставку детских работ « Дом семи карандашей». Атмосферу волшебства на этом занятии помогут создать сказочные персонажи: Мальвина, Буратино и Пьеро, роль которых могут исполнить шефы-старшеклассники.

Литература:

  1. Бахревский В.В. Ждите нас волшебниками – М.: Детская литература,1991.-126с.

  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: Педагогика,1989

  3. Ахмова А.А. Как прекрасен этот мир, посмотри/Искусство в школе.-2001.-№6

  4. Фатеев С.С. Детские музыкальные праздники - М.,2001

  5. Хазанова Е.Л. Радость современной работы./Искусство в школе.-2006.-№2

6.  Красный Ю.Д.Читай! Рисуй! Показывай! /Искусство в школе.-2006.-  

      №4

VI Блок  «Творческая мастерская» (3 ч.)

 1Тема: Город будущего. 

   Данное занятие дает возможность выявить   интересы, реализовать мечты ребят. Кто из нас в детстве не хотел построить или нарисовать город-сказку, город-мечту. Вот и ребятам можно предложить создать фантастический проект города будущего, в котором они хотят жить. Работа над этим проектом потребует от ребят творчества, инициативности и, конечно, небольшой    помощи родителей.

    На занятии дети демонстрируют схемы, рисунки, чертежи, графики, рассказывают о них, используя песни, сценки, стараются, как можно убедительнее обосновать свое мнение.

2 Тема: Снежная сказка.

   Представленные детьми проекты городов будущего требуют их реализации. Данное занятие способствует этому. В ходе занятия, опираясь на свой проект, дети строят снежные города, где живут люди, звери, птицы. Помощниками в строительстве могут быть не только члены команды, но и члены семей ребят.

   Учителю важно обратить внимание на формы, пропорции каждого снежного кома, являющегося частью их снежного города.

 

3 Тема: Мир прекрасного вокруг нас.

   Это занятие является итоговым. В ходе беседы дети убеждаются в гармонии и красоте мира, а так же в единстве человека с этим миром. Ведь человек и природа – это равные и необходимые части окружающей действительности. Какой бы предмет, явление мы не рассматривали, в каждом из них красота своя. Лепестки ромашки, капли дождя, ваза, пейзажи…- это красота, данная нам свыше, красота, которую создает человек.

    Окружающий нас мир прекрасен. Важно учить детей видеть, слышать, понимать, ценить и беречь эту красоту.

Литература:

  1. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве- М.: Просвещение,1987.-183с.

  2. Котовщикова А.А. Кто бы мог подумать?- М.,1989

  3. Защита фантастических проектов/Начальная школа-1992.-№7-8

  4. Красный Ю.Д. Город своими руками./Искусство в школе.-2006.-№6

  5. Неменская Л.А. Искусство и ты. – М.: Просвещение,2002





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!