Вопрос 22
Календарно тематический план классного руководителя на одно полугодие по эстетическому воспитанию для 4 класса.
Пояснительная записка
Данная программа является одним из механизмов решения актуальной проблемы современного мира – эстетизации личности ребенка.
Умение эстетически правильно оценивать предметы и явления при непосредственном контакте с ними, умение творить красоту вокруг себя, умение наполнять свой «детский» мир эмоциональными переживаниями, ярко окрашенными представлениями – все это качества, которые необходимо сформировать у младшего школьника.
В основу программы положены различные средства эстетического воспитания: природа, музыка, литература, живопись... Использование вышеназванных средств в формировании эстетической культуры младших школьников дает возможность им не только почувствовать многомерную красоту природы, но и научиться жить и творить по законам красоты.
Программа состоит из отдельных блоков, включающих в себя определенные темы занятий. Содержание занятий предоставляет детям возможность почувствовать мир красоты в целом, позволяет развивать их творческие способности, дать оценку предметам и явлениям окружающей действительности. Содержание каждого блока можно реализовывать отдельно от остальных, однако для решения поставленной цели необходимо вести систематическую работу по всем шести блокам.
Кроме того, в программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы по эстетическому развитию личности ребенка. Это беседы, практические занятия, творческие мастерские, экскурсии, походы в музеи и галереи… Местом проведения воспитательных дел может быть классная комната, лес, парк, музей, картинная галерея.
Целенаправленная работа в выбранном направлении позволит подвести детей к тому, что красота должна пронизывать все сферы деятельности человека, всю его жизнь, а это в свою очередь будет способствовать успешному решению задач программы.
Цель программы: воспитание эстетической культуры младших школьников.
Цель реализуется через задачи:
- формирование общей культуры учащихся;
- развитие эстетических чувств младших школьников, творческих
способностей;
- формирование активного интереса к произведениям искусства;
- формирование у детей представлений о красоте и гармонии природы;
- воспитание бережного отношения к памятникам культуры, к предметам и
явлениям окружающего мира.
Содержание программы реализуется через блоки:
Название | Количество часов | Форма |
I Блок «Радуга природы» 1. Этот загадочный и фантастический мир природы 2. Пусть всегда будет солнце 3. Природа и фантазия | 1 1 2 | Беседа Экологический утренник Экскурсия +практическое занятие |
II Блок «Музыка стучится в наши сердца» 1. С музыкой навеки 2. Музыкальное путешествие 3. Веселая нотка | 1 1 1 | Заочное путешествие Поход в дома-музеи Танцевально-музыкальный час |
III Блок «Ярмарка литературных чудес» «Мороз и солнце – день чудесный…» Мой любимый герой 3. Литература и театр | 1 1 2 | Литературная гостиная А.С.Пушкина Встреча с литераторами Поход в театр |
IV Блок «Я и мой красивый мир» У зеркала Королевство вежливых слов 3. Час игры и игрушки | 1 1 2 | Беседа Практическое занятие Беседа |
V Блок «Увидеть прекрасное – создать удивительное…» 1. Мир моих увлечений 2. Галерея волшебных красок 3. Старый бабушкин сундук 4. Я карандаш с бумагой взял | 2 1 1 1 | Беседа + защита проектов Поход в картинную галерею Праздник русского костюма Выставка рисунков |
VI Блок «Творческая мастерская» Город будущего Снежная сказка 3. Мир прекрасного вокруг нас | 1 1 1 | Защита проектов Практическое занятие Беседа |
I Блок «Радуга природы» (4 ч.)
1 Тема: Этот загадочный и фантастический мир природы.
На занятии дети знакомятся с красотой фантастического мира природного сообщества, рассматривают фотографии уголков родной природы, подготовленные ими вместе с родителями, коллективно составляют выставку фотографий «Природа родного края». В ходе занятия учитель показывает детям, что красоту природы можно передать с помощью красок, слов, музыки.
Дети слушают фрагменты музыкальных произведений, читают любимые стихотворения о природе, рассматривают репродукции картин. В результате у детей формируется образ природы, как дома человека, в котором чувствуется тепло, уют и красота.
2 Тема: Пусть всегда светит солнце.
Для того чтобы дети осознали себя частью Матушки-природы, которая не терпит бездушного отношения и заслуживает глубочайшего уважения и бережного обращения, программой предусмотрен экологический утренник. Место проведения – классная комната. Дети предварительно готовятся к нему: подбирают экологические сказки (День рождения Капельки, Берегите лес и др.), украшают зал, готовят костюмы. На утреннике дети инсценируют сказки, отвечают на вопросы героев сказок, читают стихи, составляют правила взаимодействия с окружающей средой.
3 Тема: Природа и фантазия.
Главная цель этого занятия - научить детей действовать и жить в согласии с природой, сохранять ту красоту, которая предстала перед нами, перед всем человечеством. Чтобы увидеть, почувствовать, распознать такую красоту, ребята совершают экскурсию в лес.
Старик-лесовик перед экскурсией знакомит ребят с содержанием их деятельности в лесу, сопровождает во время нее. Во время экскурсии имеют место следующие задания: посмотри…, найди…, ощути… и др. Учащиеся собирают природный материал, из которого можно выполнить оригинальную поделку.
В ходе второго занятия дети устраивают выставку работ из природного материала «Удивительное рядом», обмениваются опытом выполнения изделий.
Литература:
Я познаю мир: Детская энциклопедия: природа/Под ред. О.Г.Хинн- М.:АСТ,1996.-480с.
Мазнин О.Е.500 загадок для детей.- М.:ТЦ «Сфера»,2002.-450с.
Левитман М.Х.Экология – предмет: интересно или нет?- СПБ: Лениздат; союз,2001.-236с.
Экологические сказки /Педсовет №11,2004
Есенин С.Стихи и поэмы- М.: Издательство «Художественная литература»,1974
Володина Н.Э. К цветку цветок. - М.,1993
Новлянская З.А. Величие красоты./Искусство в школе.- 2007.- №5
II Блок «Музыка стучится в наши сердца» (4 ч.)
1 Тема: С музыкой навеки.
Мы живем в звучащем мире. Самые разнообразные звуки слышим мы на улице, в транспорте, дома. И все-таки в этом безбрежном море звуков наше ухо легко выделяет особые – музыкальные. Поэтому данное занятие проводится в форме заочного путешествия в мир знаменитых композиторов. Мысленно путешествуя по прошлому веку, дети знакомятся с жизнью В.А.Моцарта, П.И.Чайковского, Н.И.Верстовского, И.В.Бетховена…
В ходе занятия дети слушают фрагменты музыкальных произведений, делятся своими впечатлениями.
На данном занятии важно, чтобы дети осознали, что музыка великих композиторов живет и сейчас, что люди и сегодня восхищаются красотой звучания каждой ноты, что музыка способна вызвать чувство сопричастности к эпохе, переданной «художником» нот.
2 Тема: Музыкальное путешествие.
Музыка – это искусство звука. Своими особыми средствами она передает впечатления от окружающего нас мира. Она может вызвать у слушателей ощущение радости, легкости, грусти, одиночества…
Музыкальное путешествие предполагает знакомство ребят со знаменитыми местами композиторов, где они жили и работали:
- дом-музей С.В. Рахманинова;
- музей-усадьба композитора М.П. Мусоргского;
- музей-усадьба композитора М.И. Глинки.
Важно, чтобы дети испытали чувство гордости за свою Родину, богатую талантливыми людьми, и чувство восхищения их произведениями.
Учителю следует создать особую атмосферу, чтобы дети не просто познакомились с музеями, но и получили эстетическое наслаждение от того, что находятся в том месте, где создавались замечательные произведения, пользующиеся популярностью и сейчас.
3 Тема: Веселая нотка.
Основная задача данного занятия – формирование понимания детьми значимости искусства в жизни каждого человека. В рамках танцевально-музыкального часа, дети смогут выразить свои чувства через пение, танец, примут участие в музыкальных играх.
Главное в том, что дети смогут сами почувствовать, ощутить настроение музыки, а значит, смогут выразить это настроение с помощью движений тела, голосом, словом.
Литература:
Фатеев С.С. Детские музыкальные праздники- М.,2000
Я познаю мир: Детская энциклопедия: музыка/ Под ред. О.Г.Хинн М: АСТ,1996.-480с.
Пушкина С.И. Мы играем и поем – М.,2001
Халина А.И. Музыкальная азбука- М.: Просвещение,1998
Гуртова Т.Т. Танец в системе эстетического воспитания./Искусство в школе.-2007.-№4
Колосова Н.О.Здравствуй, музыка! - М.,1987
III Блок «Ярмарка литературных чудес» (4 ч.)
1Тема: Мороз и солнце – день чудесный.
На занятии, которое можно провести в форме литературной гостиной, дети окунутся в мир произведений А.С.Пушкина. Основная задача занятия – дать детям почувствовать уклад и мир прошлых веков, то время, в котором жил и творил А.С.Пушкин. Дети готовят стихи поэта, отрывки известных произведений, оформляют стенгазету о его жизни и деятельности, украшают зал.
Важно показать детям красоту рифмы произведений великого поэта и писателя, красоту звучания его прозы, стихотворений.
Учитель может дать творческое домашнее задание – попробовать написать стихотворение или сказку, которые можно прочитать одноклассникам на уроке чтения.
2 Тема: Мой любимый герой.
Каждый современный человек знает: общение с книгой многогранно, здесь каждый работает по-своему. Главное в том, чтобы дети обязательно «нашли» своих писателей и поэтов, свои книги, своих героев, которые восхищали бы их, стали близкими и дорогими, делали сердце добрым, а душу мудрой. Но у каждого ребенка этот герой может быть своим собственным, из придуманного и написанного им литературного произведения (рассказа, сказки и т.д.).
В ходе занятия писатели-земляки, литераторы могут дать детям рекомендации по написанию литературных произведений, предложить пробовать свои способности в литературе, почувствовать тонкость звучания слов в произведениях. Итогом занятия может быть мини-книга с произведениями ребят.
3 Тема: Литература и театр.
На первом занятии дети знакомятся с многообразием видов театра: драматический, кукольный, театр теней, музыкальный. Учителю необходимо показать, что театр – это жизнь. Эта жизнь представлена в спектакле: игрой актеров, музыкой, словом. Дети могут попробовать свои способности в роли актера, поставить пьесу-сказку для школьного вечера. На этом занятии у детей может зародиться идея создать свой собственный театр в классе.
На втором занятии ребята посещают кукольный театр. После просмотра спектакля учитель дает задание – нарисовать то, что им больше всего понравилось в театре, или вылепить главного героя пьесы из пластилина, сделать декорации к пьесе, написать сочинение-отзыв. Все это позволит учителю понять, насколько пополнился багаж впечатлений ребенка от просмотра спектакля.
Литература:
Пушкин А.С. Стихи и проза- М.: Детская литература,1989
Толстой Л.Н.Сказки, басни и рассказы - М.: Детская литература,1987
Вертаньян Э.А. Путешествие в слово- М.: Просвещение,1992
Светловская Н.Н. Встречи с писателями – М.,1989.-286с.
Снегирев Г.Г. Поэзия познавательности/Учительская газета,1986.-№21
Михайлова А.Я. Ребенок – художник и театр кукол./Начальная школа,1991.-№12
Ушакова А.Л. Еще раз о воспитании искусством./Искусство в школе.-1998.-№7
IV Блок «Я и мой красивый мир» (4 ч.)
1 Тема: У зеркала.
Это занятие предполагает знакомство младших школьников с такими понятиями, как «культура внешнего вида», «эстетика внешнего вида».
Мысленно представляя себя стоящим перед зеркалом, ребята рассуждают, о чем следует помнить и что делать, чтобы зеркало всегда отображало красивое и выразительное лицо, умные глаза, красивые лаконичные жесты.
Интересной может получиться беседа о современных требованиях к одежде, о правилах поведения в общественных местах. Вместе с учителем они рассматривают варианты совместимости цветов одежды, аксессуаров. Дети должны понять, что в человеке все должно быть прекрасно: от внутреннего мира до внешнего вида.
2 Тема: Королевство вежливых слов.
На занятии дети знакомятся с многообразием вежливых слов, говорят о том, какие слова употребляются ими при общении с друзьями, с родителями, с учителями.
Детям нужно помочь осознать ролевые позиции при общении с людьми и соответственно строить свое речевое поведение. Для этого используются игровые ситуации, где моделируются различные варианты общения ребенка: знакомство со сверстниками, утреннее приветствие родителей и учителей, общение в театре, в поликлинике, на уроке. Такие упражнения формируют социальный опыт учащихся.
3 Тема: Час игры и игрушки.
Всем известно, что игрушки в жизни детей имеют огромное воспитательное значение. Играя, они познают мир, учатся общению, исполняют множество ролей – пап, мам, дедушек, бабушек, врачей, учителей… Но у игрушек есть еще и особое «звучание» - они становятся дорогими и близкими друзьями детей и даже уходят с ними во взрослый мир.
В ходе занятия следует поговорить с детьми о том, какие игрушки им нравятся больше всего и чем объясняется их выбор, что игрушки нужно беречь и любить. Затем можно предложить конкурс сочинений, стихотворений, сказок «Моя любимая игрушка». Можно подтолкнуть детей к изготовлению игрушек своими руками и презентации их на конкурсе.
Литература:
Богуславская Н.Е. Веселый этикет – Екатеринбург: «АРД ЛТД»,1997.-192с.
Шамсутдинова С.С. Учимся говорить по-русски – Л.: Просвещение, 1991.-127с.
Образцова Т.Н. Игры для детей. М.: ООО «Этрол»,2005.-160с.
Егунова Н.К. Игрушки своими руками./Искусство в школе.-2007.-№4
Горелов И.Р. Умение общаться./Воспитание школьников.-1994.-№3
Янковская Н.Н. Игра, импровизация, самоопределение./Искусство в
школе.-2007.-№3
V Блок «Увидеть прекрасное – создать удивительное…» (5 ч.)
1 Тема: Мир моих увлечений.
В ходе первого занятия выявляются увлечения детей, которыми они занимаются на досуге. Детей следует объединить в микрогруппы по видам увлечений и предложить провести презентацию своих увлечений в любой форме – сказки, устного журнала, путешествия.
На следующем занятии дети «путешествуют» по миру увлечений, например, представляя страницы оформленного устного журнала. Рассказывая о том, чем они занимаются на досуге, дети стараются показать эстетическую сторону своего занятия. Ведь именно эта красота повлияла на их выбор.
2 Тема: Галерея волшебных красок.
Занятие проводится в картинной галерее. Рассматривая картины, учащиеся знакомятся с видами изобразительного искусства.
На занятии учителю важно обратить внимание детей на своеобразие каждой картины, на индивидуальный почерк каждого автора, на смешение красок, на композицию картины.
3 Тема: Старый бабушкин сундук.
Это занятие проводится в форме праздника, посвященного русскому костюму. Главную мысль этого занятия можно выразить словами великого русского поэта А.С. Пушкина: «Постижение мудрости красоты народной может быть только через создание ярких картин будней и праздников молодежи конца XIX - начала XX веков».
На празднике дети смогут оценить красоту русского костюма, погрузиться в мир прошлых веков, найти отличия современной одежды от исконно-русской.
Кроме этого, дети вместе с бабушками и дедушками могут изготовить соломенных кукол, сшить им русские наряды. Творческие работы можно оформить как экспонаты выставки «Русские узоры».
4 Тема: Я карандаш с бумагой взял…
Занятие, рассчитанное на 1 час, предполагает «погружение» в мир живописи, где царят яркие краски, разнообразные формы, причудливые изгибы предметов.
В ходе занятия учитель организует выставку детских работ « Дом семи карандашей». Атмосферу волшебства на этом занятии помогут создать сказочные персонажи: Мальвина, Буратино и Пьеро, роль которых могут исполнить шефы-старшеклассники.
Литература:
Бахревский В.В. Ждите нас волшебниками – М.: Детская литература,1991.-126с.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: Педагогика,1989
Ахмова А.А. Как прекрасен этот мир, посмотри/Искусство в школе.-2001.-№6
Фатеев С.С. Детские музыкальные праздники - М.,2001
Хазанова Е.Л. Радость современной работы./Искусство в школе.-2006.-№2
6. Красный Ю.Д.Читай! Рисуй! Показывай! /Искусство в школе.-2006.-
№4
VI Блок «Творческая мастерская» (3 ч.)
1Тема: Город будущего.
Данное занятие дает возможность выявить интересы, реализовать мечты ребят. Кто из нас в детстве не хотел построить или нарисовать город-сказку, город-мечту. Вот и ребятам можно предложить создать фантастический проект города будущего, в котором они хотят жить. Работа над этим проектом потребует от ребят творчества, инициативности и, конечно, небольшой помощи родителей.
На занятии дети демонстрируют схемы, рисунки, чертежи, графики, рассказывают о них, используя песни, сценки, стараются, как можно убедительнее обосновать свое мнение.
2 Тема: Снежная сказка.
Представленные детьми проекты городов будущего требуют их реализации. Данное занятие способствует этому. В ходе занятия, опираясь на свой проект, дети строят снежные города, где живут люди, звери, птицы. Помощниками в строительстве могут быть не только члены команды, но и члены семей ребят.
Учителю важно обратить внимание на формы, пропорции каждого снежного кома, являющегося частью их снежного города.
3 Тема: Мир прекрасного вокруг нас.
Это занятие является итоговым. В ходе беседы дети убеждаются в гармонии и красоте мира, а так же в единстве человека с этим миром. Ведь человек и природа – это равные и необходимые части окружающей действительности. Какой бы предмет, явление мы не рассматривали, в каждом из них красота своя. Лепестки ромашки, капли дождя, ваза, пейзажи…- это красота, данная нам свыше, красота, которую создает человек.
Окружающий нас мир прекрасен. Важно учить детей видеть, слышать, понимать, ценить и беречь эту красоту.
Литература:
Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве- М.: Просвещение,1987.-183с.
Котовщикова А.А. Кто бы мог подумать?- М.,1989
Защита фантастических проектов/Начальная школа-1992.-№7-8
Красный Ю.Д. Город своими руками./Искусство в школе.-2006.-№6
Неменская Л.А. Искусство и ты. – М.: Просвещение,2002