Управление образования администрации Старобешевского района
Стыльская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней
РАЗРАБОТКА ЧАСА ОБЩЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ:
«ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Классный руководитель 3 класса
БАЛАКАЙ ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА
Час общения с учащимися начальных классов
по теме «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Цель: продолжать знакомить учащихся с правами человека, записанными в Декларации прав человека, в доступной для учащихся форме.
Задачи:
- учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права героев;
- развивать умение отстаивать свои права и уважать права других людей, понимать и соблюдать свои обязанности;
- воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права;
- активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас учащихся
Предварительная работа:
Чтение книги “Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых”, автор А. Усачев, 1992.
Рисование историй, происшедших с Маленьким человечком.
Инсценирование отрывков из книги.
Театрализованное представление “Приключение Маленького человечка”.
Словарная работа:
Обогащение словаря: фоторепортёр, посол, закон, ООН,
Уточнение словаря: отстоять права, соблюдать обязанности, знак “SOS”.
Активизация словаря: равноправие, свобода, работа, унижение, суд, вина, владение имуществом, гражданин, личная жизнь.
Материал к воспитательному мероприятию:
иллюстрации к сказкам, рисунки к слайдам, по 3 кубика на каждого играющего ученика, корзина для предметов, письмо, камеру, 2 таблички с надписями : “Права” и “Обязанности”, предметы для сценки, рисунки-раскраски.
Ход часа общения:
Учитель: Послушаем стихотворение
Ученик:
Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны,
Есть права и у детишек
Например, на чтенье книжек.
Право на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право - быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Учитель:
Вы, наверно, догадались, о чём мы сегодня будем говорить.
Сегодня мы продолжим разговор о самом важном документе на нашей планете - “Декларации прав человека”. Давайте вспомним, о чем говорится в этом документе?
Учащиеся:
-В документе говорится о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением.
Учитель:
У всех людей есть права. О них написано в этой книге. Как вы думаете, у детей есть права?
Дети:
-Есть.
Учитель:
Какие они, по-вашему?
Учащиеся:
-Право на жизнь, имя, свободу, семью, жилище, питание, имущество, друзей, собственное мнение, выбор, защиту, заботу, любовь, внимание, помощь, медицинское обслуживание, учение, развитие, отдых.
Учитель:
Где записаны эти права?
Дети:
- В Декларации прав ребенка
Учитель:
– Эта необычная книга рассказывает нам о правах человека и о правах ребенка. Они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН). Эта организация существует во всем мире и защищает права всех детей независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые.
I. Дидактическая игра “ Кто права нарушил? ”
Ход игры: возле учителя находится корзина для предметов, у каждого ученика по 3 предмета (кубика).
Учитель показывает иллюстрации 1слайда к сказкам.
Кто и какое право здесь нарушил?
«Колобок» - право на жизнь
«Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища
«Маша и медведь» - право на свободу
2 слайд к сказкам
Какие права имеют герои?
«Волк и семеро козлят» - право на семью
«Доктор Айболит» - право на помощь, медицинское обслуживание
«Буратино» - право на образование, учение, развитие
3 слайд к сказкам
А какие права имеют эти герои?
«Золушка» - право на отдых, на любовь
«Царевна-лягушка» - право выбора, право на свободу
«Три поросенка» - право на жилище, на жизнь
(Ребенок, который первый правильно ответил, бросает свой предмет в корзину)
Оценка: у кого не осталось ни одного кубика, тот и молодец, тот и выиграл.
Физкультминутка: «Мы проверили осанку»
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
II. Игровая ситуация
(Раздается тихий стук, и в дверь осторожно просовывается большой конверт)
Учитель выглядывает за дверь, там никого нет. Обращается к детям: “Что за чудеса: за дверьми никого нет, а конверт нам передали! ” На нем и адрес имеется: село Стыла, Стыльская общеобразовательная школа, 3 класс, с пометкой “SOS”.
Откуда: Страна Беззакония.
Учитель:
Дети, кто из вас знает, что обозначает слово “SOS”? Да, действительно, это значит кто–то в беде, и ему срочно нужна наша помощь. Давайте прочитаем письмо и узнаем, что случилось.
Учитель читает письмо:
“Я, фоторепортёр страны Беззаконии, высылаю вам фотографии (рисунки) о жизни наших жителей, прошу рассмотреть их и объяснить, какие же права человека нарушаются в нашей стране. Прошу вас выслать к нам посла, который смог бы помочь навести порядок в наших законах. С уважением к вам, житель страны Беззакония”.
Учитель:
Жители страны Беззаконии просят выслать к ним посла.
А кто такой посол?
-Дипломатический представитель какого-то государства в иностранном государстве.
Как вы думаете, кто бы мог помочь нам в этом деле?
- Человек, который хорошо знает права и обязанности людей.
Уточнение учителя:
Вы правильно сказали, что нам может помочь тот, кто очень хорошо знает все права и обязанности, записанные в Декларации прав человека, и сумел бы отстоять их.
Дети предлагают различные варианты, обсуждают каждый из них. Приходят к выводу, что послом мог бы быть Маленький человечек.
(Появляется Маленький человечек (кукольный персонаж) .
Учитель здоровается от имени Маленького человечка:
-Здравствуйте, дети! Я услышал, что вам нужна моя помощь.
Дети:
К нам пришло письмо из страны Беззаконии. У жителей этой страны – беда. Они не знают прав и обязанностей.
Учитель:
Мы можем им помочь, но у нас нет посла, который мог бы отправиться в эту страну.
Дети:
Мы решили, что ты сможешь быть послом, потому что знаешь все права и обязанности. Не согласился бы ты стать послом?
Учитель:
Он согласится с большим удовольствием. Но без вашей помощи, говорит, что не справиться.
Дети:
Мы поможем тебе, Маленький человечек.
Учитель:
Мы с вами, ребята, рассмотрим и обсудим все снимки, которые получили из страны Беззаконии, камера всё запишет и снимет настоящий фильм, который будет называться “Права и обязанности”
(Учитель условно выставляет камеру на какую-то высоту)
Все ваши ответы Маленький человечек отвезёт в страну Беззаконию.
А кто из вас, ребята, может сказать, почему мы всегда говорим: “Права и обязанности”, как будто это одно целое?
(Дети предлагают свои варианты ответов)
- Каждый человек имеет права и обязанности, которые должен соблюдать. Это как одно целое.
Учитель:
Правильно, это действительно одно целое. И, чтобы соблюдать закон, надо не только знать свои права, но и соблюдать обязанности. А чтобы жителям этой страны было интересно смотреть наш фильм, мы покажем им игру.
III. Игра: “Поговорим о правах и обязанностях”.
Для этого надо разделиться на две команды:
1–я команда – “Права”,
2–я команда – “Обязанности”.
Учитель:
Итак, приступаем к игре. Я буду показывать вам фотографии (рисунки) из страны Беззаконии, вы внимательно на них посмотрите, и команда “Права” расскажет о том, какие права человека здесь нарушены, а команда “Обязанности” расскажет о том, какие обязанности необходимо соблюдать в этом случае.
4 слайд (рисунок № 1)
Дети коллективно принимают решение, формулируют свой ответ.
Учитель подводит общий итог после высказывания 1–й и 2–й команд.
- Право на свободу
- Каждый человек обязан уважать право другого человека
Учитель:
Правильно, ребята, здесь нарушено одно из самых главных прав человека – право на свободу. Все люди должны быть равны, несмотря на национальность и цвет кожи, и поэтому люди обязаны относиться друг к другу как братья и сестры. Каждый человек обязан уважать право другого человека на свободу и его человеческое достоинство, а не превращать его в раба.
5 слайд (рисунок № 2)
Учитель:
Ой, какое безобразие творится в стране Беззаконии! Я как будто слышу чей–то крик и плач. О чем рассказывает нам эта фотография? О чем забыл папа мальчика?
(Ответы детей команды)
Права- не имеет право обижать.
А какие обязанности должны соблюдать родители и дети?
Обязаны - воспитывать своих детей.
Учитель:
Да, вы сказали всё правильно: “Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать. Родители обязаны воспитывать своих детей, кормить, одевать их, покупать им книги и игрушки, давать образование, а дети обязаны слушать своих родителей, любить и уважать их, заботиться о них в старости”.
6 слайд (рисунок № 3)
Учитель:
Посмотрите, дети, где находится этот человек. О каком праве не знают в стране Беззаконии?
Ответы детей команды “Права” – на свободу,
команды “Обязанности”- знать и соблюдать закон своей страны .
Учитель:
Действительно, никто не имеет права посадить другого человека в тюрьму, если он не виноват! Каждый имеет право на справедливый суд. И каждый человек обязан знать и соблюдать закон своей страны, не нарушать его.
7 слайд (рисунок № 4)
Учитель:
Но посмотрите, что делается в суде этой страны (обсуждение фотографии (рисунок № 4). Для чего судье предлагают деньги? Какое право нарушено?
(Ответы детей)
«Права» - соблюдать закон
“Обязанности”- быть честным и справедливым
Учитель:
Правильно, дети. Законы одинаковы для всех и защищают каждого, и деньгами их не переделать. А судья обязан быть честным и справедливым к любому человеку и без денег.
А сейчас, команды меняются местами.
8 слайд (рисунок № 5)
Учитель:
Что же здесь собираются сделать? Какое право нарушается? Давайте послушаем ответы детей команды
“Права”- право на жилище
А что нам могут сказать участники команды
“Обязанности”- содержать своё жилище в чистоте и порядке.
Учитель:
Вы абсолютно правы. Каждый человек имеет право на жилище, на своё имущество и никто не имеет право отобрать его у него. И каждый человек обязан содержать своё жилище и место нахождения своего жилья (город, улицу, дом, подъезд) в чистоте и порядке.
Давайте посмотрим, о чем еще хотели бы узнать жители этой страны.
ІV. Театрализация.
1сценка «Любопытный почтальон»
Рассматривание фотографий (рисунок № 6 и рисунок № 7) идет по принципу “Живой картины”. Фотографию (рисунок № 6) инсценирует команда “Права”, а команда “Обязанности” дает объяснение увиденному.
9 слайд (рисунок № 6)
Учитель:
Правильно, дети, нельзя вмешиваться в личную жизнь других людей. Входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма. Прежде чем взять чужую вещь, игрушку, каждый человек обязан спросить разрешение.
2сценка«Позднее веселье»
9 слайд (рисунок № 7)
Фотографию (рисунок № 7) инсценирует команда “Обязанности”, а команда “Права” – поясняет.
(Маленький человечек подводит общий итог после просмотра каждой фотографии)
Учитель:
Каждый человек имеет право на отдых и каждый человек обязан уважать право другого человека на отдых, не мешать ему, соблюдать тишину и порядок, культурно вести себя в общественных местах, гостях и дома.
V. Подведение итога.
Молодцы ребята, порадовали вы меня тем, что знаете права и обязанности и хорошо в них разбираетесь.
Учитель:
Маленький человечек благодарит вас, но ему уже пора отправляться в страну Беззаконию, с Вашими, ребята, советами, думаю, там будет порядок.
(Маленький человечек берёт камеру и отправляется в страну Беззаконию).
Учитель:
Я рада, что вы не равнодушны к просьбам, помощи к другим людям, хорошо знаете права и обязанности. А когда люди знают и выполняют их, жизнь становится веселей и добрей. И мне очень приятно, что вы захотели помочь жителям страны Беззаконии, переживали за них. Я желаю вам, чтобы в вашей стране никогда не нарушались права человека и чтобы все соблюдали свои обязанности. Растите счастливыми, добрыми, дружными. Умейте отстаивать свои права в любой ситуации, но и не забывайте про свои обязанности.
Я хочу Вам подарить картинки-раскраски.
(Учитель раздаёт детям книжки-раскраски сказок, которые рассматривались на часе общения)