Рабочий лист ученика ФИ класс
Тема: Односоставные предложения,
1.Тест
2. Работа с текстом.
Зимняя дорога
Как хороша зимняя дорога в мягкий морозный день! К парадному уже подали сани, нас начинают одевать, суют руки в рукава, которые никак не найдёшь, повязывают сверху большим платком так, что ничего не видишь под ногами.
Но на дворе так хорошо пахнет морозом и дымом от затопленных печей, сани так удобны, предстоящая дорога так заманчива, что крепишься и терпишь всякие неприятности.
Привалишься в санях к высокой спинке, лошади лихо пронесут мимо мелькающих берёз аллеи, деревенских изб, занесённых снегом, однообразная белоснежная равнина откроется перед глазами.
3. Синтаксический разбор предложения.
4. Найти сложное предложение, в состав которого входит односоставное предложение.
ЗИМНИЕ СУМЕРКИ
Зимних сумерек тонкие краски
Удивительно дороги мне.
Сколько доброй, застенчивой ласки
В осветившемся первом окне!
Нет мороза сегодня в помине,
Ожидается скоро теплынь,
И торчит на бескрайней равнине
Из-под снега сухая полынь.
И приходят хорошие мысли,
И мечты у тебя широки...
В небе первые звезды повисли,
В окнах тоже горят огоньки.
К. Ваншенкин
5.Потренируйся.
1. Среди данных предложений найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Графически обоснуйте. Напишите номер этого сложного предложения.
(1) 10 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (2) Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (3) Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (4) Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. (5) Решил отступать, несмотря на то что этому противилась его честь, несмотря на то что многие боевые соратники упрекали его в трусости. (6) Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений. (7) Ходили слухи, что он изменник, что у Наполеона служат его родственники и, дескать, это они склонили Барклая к предательству.
2. Среди предложений 1 – 15 найдите сложное, в котором есть два односоставных безличных предложения. Напишите номер этого сложного предложения.
(1) На мою долю недавно выпало счастье познакомится со старым мудрым врачом. (2) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (3) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (4) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (5) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (6) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (7) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (8) Слепым страхом. (9) Одиночеством. (10) Запоздалым раскаянием.
(11) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (12) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (13) Содействием. (14) К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (15) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа.
3. Среди предложений 1 – 4 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определенно-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
(1) Лишенный цели протест против всяческих законов и правил, который питается темной энергией животных инстинктов? (2) А может, неистребимая потребность познания? (3) Потребность, которая является столь же естественной, как и потребность есть, пить, спать… (4) Оглянитесь на историю человечества: она вся в этом неуступчивом и неуклонном движении за черту дозволенного.
6. Подведение итогов.
Сегодня на уроке :
Что делали?
Что наблюдали?
Чему научились?