СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка деловой игры по экономике на тему «Создание местной маломасштабной экономики»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка деловой игры по экономике для обучающихся 10-11 классов.

Тема: «Создание местной маломасштабной экономики»

 

Задачи:

1. Познакомить с этапами создание локальной маломасштабной экономики в отдельно взятом населённом пункте.

2.Формировать умений коллективной мыслительной и практической работы,  социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений, социально продуктивных форм деятельности.

3. Развивать профессиональные мотивы и интересы.

3. Воспитывать патриотизм, активную жизненную позицию у молодёжи.

Предварительная работа: выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, написание сценария, подготовка материалов и оборудования.

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация для выступления, видеоролики, демонстрирующие успешные примеры развития локальной экономики.

Просмотр содержимого документа
«Разработка деловой игры по экономике на тему «Создание местной маломасштабной экономики»»

Разработка деловой игры по экономике для обучающихся 10-11 классов.

Тема: «Создание местной маломасштабной экономики»


Задачи:

1. Познакомить с этапами создание локальной маломасштабной экономики в отдельно взятом населённом пункте.

2.Формировать умений коллективной мыслительной и практической работы,  социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений, социально продуктивных форм деятельности.

3. Развивать профессиональные мотивы и интересы.

3. Воспитывать патриотизм, активную жизненную позицию у молодёжи.

Предварительная работа: выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, написание сценария, подготовка материалов и оборудования.

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация для выступления, видеоролики, демонстрирующие успешные примеры развития локальной экономики.


Этапы проведения:


1.Подготовительный этап. Вступительное слово «Локальная экономика как способ возрождения российской глубинки». Выявление проблемы, определение задач.

2. Ввод участников в игровую ситуацию. Целеполагание, формирование команд, распределение кураторов.

3. Групповая работа по установленным правилам.

4. Выступления команд в рамках игровой ситуации.

4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и с привлечением экспертов. Рефлексия.



1. Проблема. С каждым годом отток молодежи из сел в города непрерывно растет. Число покинувших родное село в среднем по России составляет около 85% и только 15% возвращаются обратно. Эти 15%, в основном, люди, которые просто не смогли по той или иной причине остаться в городе. В деревнях и селах остались только старики и старухи, да несколько молодых пар, не имеющих возможности уехать из родных мест. В «деле» сокращения сел, деревень, городов и поселков Россия, к сожалению, существенно преуспела. Как сообщает «Интерфакс», в России количество населенных пунктов, начиная с «лихих» девяностых сократилось почти на 25 тысячи. Бóльшую часть исчезнувших населенных пунктов – свыше 20 тысяч – составляют села и деревни.

В нашем селе тоже идёт процесс миграции молодёжи в город. В школе с. Верхний Авзян с каждым годом число учеников сокращается на 8-10 человек. Нетрудно подсчитать, что таким темпом лет через 10-15 школу могут закрыть. То же самое касается и других объектов инфраструктуры. В лучшем случае село может превратиться в мёртвый дачный посёлок. Мы же хотим, чтоб село оставалось «живым», для этого в селе должна быть инфраструктура – школа, больница, почта, дороги.

Эти изменения связаны в основном с ликвидацией сел в связи с отсутствием в них жителей, а также с объединением с другими селами или городами. Число сел и деревень без населения с 13 тысяч в 2002 году выросло до 19 тысяч в 2010 году (без малого в 1,5 раза). Больше всего населенных пунктов без жителей в Костромской, Тверской, Ярославской, Вологодской, Псковской, Кировской и Магаданской областях (свыше 20%). [14] Россия является богатейшей страной в мире. Она лидирует среди всех стран мира по количеству запасов природного газа и древесины. Россия занимает второе место в мире по величине месторождений угля и третье по месторождениям золота. Кроме того, она находится на втором месте по величине месторождений редкоземельных минералов, хотя они в настоящее время не добываются. По земельным ресурсам наша страна первая в мире. По запасам пресной воды Россия так в числе лидеров. Однако, мы настолько привыкли к этому, что это перестало быть для нас ценностью, а тем временем другие страны уже не скрывают своих намерений относительно этих наших богатств.[3]

Ролик "Карта России 2050 г. - видение США" стал настоящим хитом американского Интернета. В нем очень просто и незатейливо показано будущее нашей страны: всего через несколько десятилетий она развалится на несколько независимых государств. Другими словами, на месте России появятся другие страны. Правда, независимыми эти страны будут недолго. К 2050 году они станут частью Китая, Евросоюза и США. США претендуют на самый большой кусок нашей страны: Дальний Восток и Сибирь. Конечно, можно подумать, что это всего лишь интернет-шутка, но послушайте, что про нашу страну говорят американские политики: "Сибирь слишком большой регион, чтоб он мог управляться одной страной" - Кондолиза Райс, с 2005 по 2009 - госсекретарь США.

На сайте организации - "Сибирское движение" даже стали разрабатывать дизайн флага независимой Сибири. [7]

Далее желающих оторвать кусок от России будет ещё больше, если мы не озаботимся использованием и благоустройством своих территорий сами.

Наша страна не только не пользуется своими ресурсами, но и предоставляет рынки сбыта для других стран. В больших мегаполисах мы продаем товары из-за рубежа, сделанные из наших же материалов. В современной России большой город – это большой супермаркет по продаже чужих товаров. Люди, рвущиеся в город, определяют свои ценности возможностью высоких заработков, красивой жизнью, качеством бытовых удобств, не задумываются о своём здоровье и о здоровье своих будущих детей, и уж совсем не думают о том, что мы теряем свою страну.

Какая же ситуация в современном мегаполисе? Там на сегодняшний день множество проблем, которые представляют угрозу для жизни горожан.

Первая из них — химическая опасность. Чем крупнее город — тем богаче в его воздухе и воде омывающих водоемов представлены разнообразные элементы таблицы Менделеева. Химическая загрязненность приводит к разнообразным поражениям всех кровеносных сосудов, головного мозга (токсическая энцефалопатия) и выраженному иммунодефициту. Поэтому не стоит удивляться постоянным простудам, головным болям и депрессии другим болезням.

Радиационная опасность существует не только в тех городах, где есть АЭС. Источников излучения гораздо больше, и они не обнаруживаются человеческими органами чувств. Поражает ионизирующее излучение те клетки организма, которые быстрее всего делятся — кроветворные и половые. Комментарии, пожалуй, излишни.

Следующая опасность информационная. Жители городов привыкают к постоянному огромному потоку информации. Мозг людей, особенно детей и подростков, не справляется с этим потоком, развивается клиповое мышление, бич многих современных стран мира. Последствия развития клипового мышления:

  • Человек не может долго концентрироваться на информации, у него значительно снижается способность к анализу. Обладателю клипового мышления тяжело анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.

  • Падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы.

  • Люди становятся податливыми к манипуляциям и влиянию. Краткость рекламной информации — мощный инструмент продаж. Поскольку в рекламе акцент делается на эмоции, человек теряет способность анализировать и чаще делает ненужные покупки.

  • Ослабляет чувство сопереживания. Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. [8]

Виктимологическая опасность исходит из понятия «виктимность», то есть совокупность признаков и условий, повышающих вероятность человека стать жертвой преступления. Чем больше город — тем изощреннее и «разномастнее» его преступный мир, и не всегда помогают банальные советы по типу «Не открывай дверь незнакомым". [5] Также, живя в городе, человек полностью зависит от благ цивиллизации и не может существовать без них. Если в городе отключат электричество, жизнь горожанина остановится, он станет изолированным от мира, останется без еды и воды.

В современных городских семьях, как правило, дети остаются брошенными и предоставленными сами себе. Отсюда и все проблемы молодежи - наркотики, алкоголизм и преступность.

Картина по-настоящему ужасающая. Каково решение всех этих многочисленных проблем? Я считаю, что решением перечисленных выше проблем могло бы стать создание и развитие в сельской местности локальной экономики.

Локальная экономика - это экономика места, где на отдельно взятой небольшой территории производится всё или многое, что необходимо для местных жителей. Задача локальной экономики состоит в том, чтобы создать на отдельно взятой территории сеть мелких производств, которая бы обеспечивала эту местность всем, что необходимо для жизни местного населения. Основной аспект локальной экономики в том, что люди, живущие на определенной территории, берут ответственность на себя за свою землю и за все, что на ней происходит. Эта теория основывается на мировом опыте и на историческом опыте нашей страны, поэтому дает право верить в её состоятельность.

Технология создания локальной экономики в отдельно взятой местности.

В своей работе я рассмотрела наиболее наглядные и успешные примеры развития локальной экономики как в нашей стране, так и во всем мире. Из всех этих примеров можно выявить общие закономерности становления локальной экономики. Эти закономерности можно оформить в общую технологию.

1. Социальный фактор играет очень важную роль в создании локальной экономики. Нужно, чтобы на определенной территории появился хотя бы один человек, который заинтересуется идеей создания локальной экономики, или идеей бизнеса в селе и тем самым сможет заинтересовать других людей.

2. Человек или группа людей, которые пожелают открыть свой небольшой бизнес обязательно должны обратиться в органы власти. Для успешного дальнейшего продвижения своих идей нужно заинтересовать, прежде всего, местную власть в нужности и выгодности создания локальной экономики в отдельно взятой местности. Если это произойдет, то с помощью административного ресурса многие вопросы будут решаться быстрее и легче.

3. При помощи власти или самостоятельно создать группу инициативных заинтересовавшихся людей. Это самый трудный этап в процессе становления локальной экономики. Люди могут быть как местными, так и приезжими из города. (По разным исследованиям в настоящее время 20 % горожан хотели бы переехать из города в деревню, если бы были созданы условия для этого (по данным ВЦИОМ [6]). Объединение и взаимодействие этих людей может оформиться по-разному:

1). ТОС. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — одна из форм реализации народом Российской Федерации своей власти через непосредственное осуществление самоуправления на части территории муниципального образования и участия в местном самоуправлении, предположительно, путём создания эффективного социального партнерства власти и населения.[17]

2). Агенство Развития Сельских Инициатив. АРСИ – это команда людей, занимающихся развитием какой-то сельской территории. Это люди, прожившие немалое количество лет в селе, и они знают, какой бизнес будет успешным в конкретном месте. Это своего рода бизнес-инкубатор, который создает идеи для бизнеса и помогает начинающим предпринимателям. Это агентство должно иметь много различных проектов, которые можно реализовать конкретно в данном селе. Это агентство нужно всячески рекламировать, а особенно среди молодежи.

3). Кооператив. Кооператив — основанное на членстве объединение людей или организаций, созданное для достижения общих экономических и социальных целей, связанных с удовлетворением материальных или иных потребностей членов, внесших долю (пай) в созданный для этого фонд, признающих участие в рисках и результатах организации и участвующих в её функционировании в качестве пайщиков, управляя ею демократическим путём. [9]

4. Инициативная группа собирается в одном месте и устраивает "мозговой штурм". Отвечают на вопрос: что они вообще могут сделать для того, чтобы их посёлок жил и процветал? После работы этой группы должны родиться проекты по развитию села. Нужно помочь увидеть людям тот местный ресурс, который может стать капиталом при правильном применении. Ведь люди привыкли называть капиталом только финансы, т.е. деньги. Однако, капитал может быть так же культурный, исторический, человеческий, социальный, природный, административный и т.д. Из всех перечисленных видов капитала главным является социальный, это то, что на Руси называли словом «МИР», т.е. община. Миром делались многие дела и принимались решения, это был естественный уклад жизни, который мы утратили.

5. Этим людям нужно помочь в реализации своих проектов: написать бизнес-планы, найти средства для их реализации либо у властей, в бюджете, либо использовать какие-то частные вложения и инвестиции.

6. После реализации проектов нужно обязательно рассказать общественности об их результатах.

7. В результате успешной реализации этих проектов инициативная группа должна пополниться новыми участниками, должны родиться новые проекты.

Продукты этих проектов должны быть востребованы, прежде всего, участниками этого местного сообщества и всеми жителями села, поэтому внутри должно действовать правило «Покупай у своих!» Ведь такая же политика ведётся и на государственном уровне. Еще в начале 2011 года, задолго до санкций, правительство приняло разработанное по инициативе Минпромторга постановление №56. Позднее его заменило постановление №1224. В соответствии с ними российские госкомпании оборонно-промышленного комплекса не могут закупать за счет бюджета те импортные товары, аналоги которых выпускаются в России. И это справедливо: с какой стати мы должны тратить деньги на обеспечение работой граждан других стран? Правильнее потратить их здесь, это послужит созданию новых рабочих мест, поддержит внутренний спрос, загрузит заказами не только производителей конечных изделий, но и производителей смежных отраслей. Похожий подход практикуется во многих развитых странах.



2. Игровая ситуация. Мы все – коллектив единомышленников, создающий местную маломасштабную экономику в нашем селе. Наш общий коллектив сейчас разделится на отдельные группы. Представим, что каждая группа находится на своём этапе развития проекта. И соответственно у каждой группы будут свои задачи, которые ей необходимо будет решить. У каждой группы будет свой куратор-учитель.

Игровые задачи.

1 группа. Этап «Разговор с властью»

Группа должна проиграть сцену встречи с главой любого уровня. Необходимо объяснить власти, что такое локальная местная маломасштабная экономика. Убедить власть в необходимости её создания в нашем селе. Составить список возможных возражений власти и ответы на эти возражения. (Например: поздно здесь что-то делать, время ушло, мы вот в таком-то году хотели, а сейчас уже всё потеряно. Или: зачем что-то менять, мы и так хорошо живём. И т.д.)

2 группа. Этап «Поиск единомышленников»

Вторая группа разрабатывает и представляет технологию поиска единомышленников среди населения Авзяна и возможно других регионов. Разыгрывает сцену встречи инициативной группы с сельским сходом, т.е. с местным населением. Необходимо доступно объяснить народу, что такое локальная местная маломасштабная экономика и зачем мы её создаём в нашем селе. Составить список возможных возражений народа и ответы на эти возражения.

3 группа. Этап «Поиск идей»

Третья группа должна устроить мозговой штурм по поиску идей развития экономики в Авзяне. Какие ресурсы имеются в нашем селе, какие производства можно открыть в Авзяне, в какие производственные цепочки (кооперативы, товарищества) можно объединиться для того, чтобы экономика села была устойчивой. Пример цепочки: молочная ферма – производство колбасы. Чем больше связей, тем стабильнее экономика. Отобрать идеи и представить их нам.

4 группа. Этап «Написание бизнес-плана».

Четвёртая группа разрабатывает проект по развитию туризма в Авзяне. Представляет готовый бизнес-план, план действий группы предпринимателей.

5 группа. Этап «История успеха»

Пятая группа моделирует результат развития туризма в селе. Разыгрывает встречу с местным населением, рассказывает о планах на будущее и ближайших задачах. Необходимо пополнить ряды предпринимателей в созданном кооперативе.

При решении вопроса об общем понятии кооператива следует исходить из Резолюции о кооперативной идентичности, единодушно принятой участниками Юбилейного конгресса МКА, состоявшегося в 1995 г. в г. Манчестере (Англия). Согласно данной Резолюции, кооператив независимо от вида и формы — одно характерное социальное явление, представляющее собой автономную ассоциацию людей, объединившихся добровольно для удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей посредством демократически управляемого предприятия, находящегося в совместном владении его членов. 

3. Групповая работа по установленным правилам.

4. Выступления команд в рамках игровой ситуации.

4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и с привлечением экспертов. Рефлексия.



6