СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка дистанционного урока русского языка "Повторение, обобщение, систематизация знаний по теме «Причастный и деепричастный обороты»" (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка дистанционного урока русского языка "Повторение, обобщение, систематизация знаний по теме «Причастный и деепричастный обороты»" (7 класс)»

7 класс Русский язык 19.05.2023


Тема: Повторение, обобщение, систематизация знаний по теме «Причастный и деепричастный обороты»

Тип: урок систематизации знаний.

Цель: актуализировать знания о причастии и деепричастии; систематизировать знания по теме «Причастный и деепричастный обороты»; практиковаться в нахождении оборотов в литературных текстах.

Форма проведения урока: дистанционная.

Автор разработки: Попов Дмитрий Сергеевич.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

- Надеюсь, что все готовы начать урок.

II. Постановка темы урока

- Прочитайте стихотворение:

Сегодня ветер, беспокоясь,
Взрывается, как динамит,
И море, как товарный поезд,
Идущий тяжело, шумит.

- Рассмотрим выделенные слова. К каким частям речи они относятся? (Правильный ответ: беспокоясь – деепричастие; идущий – причастие)

- Сегодня на уроке мы с вами будем работать с причастными и деепричастными оборотами.

- Откройте тетради, запишите дату и тему урока:

Девятнадцатое мая
Классная работа
Причастный и деепричастный обороты

III. Актуализация знаний
- Ребята, давайте вспомним, что

Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий? что сделавший? и т.д.

Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, объединяет признаки глагола и наречия, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? и т.д.

Причастный оборот, как и одиночное причастие, обозначает признак по действию, отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший? и в предложении относится к определяемому слову. Синтаксическая роль – обособленное либо необособленное определение.

Примеры предложений с причастным оборотом: Сидевший у окна мальчик отложил книгу и посмотрел на маму (мальчик (какой? что делавший?) сидевший у окна). Мебель, привезенную с дачи, мы поставили в коридоре (мебель (какую?) привезенную с дачи).


Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? и в предложении относится к глаголу-сказуемому. Выполняет синтаксическую роль обособленного обстоятельства.

Примеры употребления деепричастного оборота: Выполняя упражнение, ученик заметил опечатку в учебнике (заметил (что делая?) выполняя упражнение). Приготовив ужин, Катя решила немного отдохнуть (решила отдохнуть (что сделав?) приготовив ужин).

Обратите внимание! При образовании причастного оборота главным словом конструкции может быть только причастие, а деепричастного оборота – только деепричастие.

В предложении обособление (выделение запятыми) причастного оборота в предложении зависит от его позиции по отношению к определяемому слову:

  • Перед определяемым словом причастный оборот не обособляется.
    Примеры: Дима поднял упавшую с вешалки шляпу. Студент перерисовал приведенную в учебнике схему.

  • После определяемого слова причастный оборот выделяется запятыми с двух сторон.
    Примеры: Дворник, сметавший листья все утро, ушел на обед. Картина, нарисованная в стиле модерн, висела над диваном.

Также причастный оборот обособляется, если относится к личному местоимению или выражает дополнительное обстоятельственное значение.

Примеры: Перешедшие в другую группу, они еще не успели познакомиться. Переживающий за друга, мужчина каждый час звонил в больницу (звонил (почему? что делавший?) переживающий за друга).


У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, независимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.

Примеры: Испугавшись грохота, котенок спрятался под диван. Бабушка готовила нам чай, расспрашивая о случившемся.

Деепричастный оборот не выделяется запятыми:

  • Если входит в состав фразеологического выражения (Люди слушали гостя развесив уши);

  • Если деепричастие перешло в наречие и его можно заменить синонимичным наречием (Они шли не спеша (медленно)).

  • Если деепричастный оборот включает зависимое слово который или производные (Мы посетили лекцию, прослушав которую стали лучше разбираться в предмете).



IV. Закрепление изученного материала на практике

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ:

1. На какие вопросы отвечает причастный оборот:
а) Что делая? Что сделав?
б) Что сделаю? Что сделав?
в) Какой? Какая?

2. На какие вопросы отвечает деепричастный оборот:
а) Что делая? Что сделав?
б) Что сделаю? Что сделав?
в) Что делающий? Что сделавший?

3. Какую синтаксическую роль выполняет причастный оборот в предложении?
а) определение;
б) сказуемое;
в) обстоятельство.

4. Какую синтаксическую роль выполняет деепричастный оборот в предложении?
а) определение;
б) сказуемое;
в) обстоятельство.

5. В каком из предложений есть причастный оборот?
а) Катя наблюдала за происходящим затаив дыхание.
б) Игравших во дворе детей позвал дядя Стёпа.
в) Ливень закончился, и солнце выглянуло из-за туч.

6. В каком из предложений есть деепричастный оборот?
а) Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег. 
б) Сквозняк, тянувший с моря, развевал волосы Женечки, собранные в конский хвост.
в)  Грэй присел на корточки, заглядывая в лицо девушке снизу.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ:
Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты (как выделяются обороты, показано на картинке выше).
1. Кончив шить Ассоль сложила работу на угловой стол..к и р..здевшись ул..глась спать.
2. Вокруг дуба толпились ребята (с,з)бежавшиеся с соседних дворов.
3. Они решили пол..жить пластырь обв..зать тряпками поражё(н/нн)ое место и т..рпеливо ждать лета.
4. Скр..пач хлопая по спине музыкантов выт..лкнул семь человек одетых крайне неряшл..во.
5. Тюфяк подталк..ваемый т..варищами поплёлся обратно на второй этаж.
6. Над домами и дворами радуясь пр..ходу весны выписывали в небе головокружительные виражи грачи (не)смолкавшие ни на одну минуту.

V. Домашнее задание
При построении некоторых из данных ниже предложений допущена ошибка. Укажите номера этих предложений. Исправьте ошибки.
1. Возвращаясь домой, пошёл дождь.
2. Показавшееся солнце из-за туч ярко осветило лес и поляну.
3. Почерневшие от мороза георгины печально свешивали свои головки.
4. Подплывая к берегу, у меня упал в воду зонт.
5. На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.
6. Выйдя из дома, человек направился к машине.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!