Занятие №1
27.08.2019
«Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в учреждениях дополнительного образования. Составление календарного учебного графика».
Методист
Ю.В. Антипова
Нормативно-правовые основания проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
В настоящее время цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в следующих нормативных документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273).
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Далее – Приказ № 1008)
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Далее – Приказ № 2)
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.
7. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г.
Характеристика дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа представляет собой «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ФЗ № 273, гл.1, ст.2, п.9).
Лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы, называются «учащимися» (ФЗ ст.33, п.2).
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ФЗ № 273, гл.1, ст.12, п.5).
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях (Концепция, гл.IV):
свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
творческий и продуктивный характер образовательных программ;
открытый и сетевой характер реализации.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ № 273, ст.75, п.1), но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ № 273, ст.75, п.3).
Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Дополнительная общеразвивающая программа является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о дополнительном образовании, предлагаемом детям преимущественно в возрасте от 5 до 18 лет; имеющим конкретизированные образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.
Содержание дополнительных общеобразовательных программ определяется в рамках следующих направленностей: техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая и социально-педагогическая.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы предназначены для детей и взрослых (ФЗ № 273, ст.75, п.2), и их содержание должно быть ориентировано на:
создание необходимых условий для личностного развития детей, позитивной социализации и профессионального самоопределения (Концепция, гл.2), адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации и творческого труда обучающихся (Приказ № 1008);
удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством (Концепция, гл.2; Приказ № 1008);
формирование и развитие творческих способностей детей, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся (Концепция, гл.2; Приказ № 1008), а также лиц, проявивших выдающиеся способности (Приказ № 1008);
обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания детей (Концепция, гл.2; Приказ № 1008);
формирование общей культуры (Приказ № 1008), культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья (Концепция, гл.2; Приказ № 1008);
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов (Концепция, гл.2; Приказ № 1008);
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами ФГОС и федеральных государственных требований (Приказ № 1008).
Содержание программы оформляется в учебном плане. Учебный план - это документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (ФЗ № 273, ст.2, п. 22; ст. 47, п. 5).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
Понятие «образовательная программа» данное в ФЗ № 273 определяет сущность и задает структуру также и дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа представляет собой «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ФЗ № 273, гл.1, ст.2, п.9).
Структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют два основных раздела:
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»:
пояснительная записка;
цель и задачи программы;
содержание программы;
планируемые результаты.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»:
календарный учебный график;
условия реализации программы;
формы аттестации;
оценочные материалы;
методические материалы;
рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;
список литературы.
Комплекс основных характеристик структурных элементов программы.
Титульный лист программы - страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа.
Титульный лист включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:
наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения, организации);
наименование учреждения, организации (согласно формулировкеустава организации);
дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу к реализации;
гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);
наименование вида программы (дополнительная общеразвивающая программа);
название программы, отражающее еѐ содержание;
адресат программы (обучающиеся определенного возраста);
срок реализации программы;
ФИО, должность разработчика (-ов) программы;
место (город, другой населенный пункт) и год разработки/переработки программы.
Программа считается принятой к работе в образовательной организации с момента ее утверждения приказом руководителя, что отражается в грифе утверждения программы на титульном листе с указанием даты и номера приказа.
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты».
Пояснительная записка программы включает в себя:
направленность дополнительной общеобразовательной программы;
актуальность, новизну, педагогическую целесообразность;
отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ;
адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе;
уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: объем программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; срок освоения программы -определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
формы обучения;
режим занятий;
особенности организации образовательного процесса.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы. Характеризуя направленность дополнительной общеобразовательной программы, важно кратко, но аргументировано обосновать принадлежность программы именно к данной направленности.
Следует обратить внимание на то, что направленность программы определяется не направлением деятельности (шахматный клуб, танцевальная студия, фольклорный коллектив и т.д.), а ведущей педагогической идеей, выраженной в исходной концепции, целями и задачами программы. Так, например, программа клуба фехтования может быть не физкультурно-спортивной, а социально-педагогической направленности, если в постановке цели педагог делает акцент, прежде всего, на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции ребенка в современное общество (лидерских качеств, воли, умения не пасовать перед жизненными трудностями и т.д.).
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна может быть объективной (действительное новшество, ранее нигде и никем не используемое), корпоративной (новшество для данного конкретного учреждения), субъективной (новшество только для этого педагога). Также новизна может быть определена относительно рода занятия, осуществляемого в данном объединении.
Большим потенциалом в продуцировании нового в образовательной программе обладают процессы интеграции смежных направлений либо даже разных направленностей. Например, интегрированная программа шахматного клуба и туристического объединения позволяет уравновесить аспекты физического и интеллектуального воспитания и развития, а также развить у шахматистов волю к преодолению трудностей, а у туристов -необходимую сосредоточенность, наблюдательность и другие личностные качества. Более того, введение в программу ролевой игры (например, розыгрыш шахматной партии, роль фигур в которой исполняют сами участники, в условиях встречного похода двух коллективов) определенно помогает добиться сильнейшего педагогического эффекта.
Новизна может также касаться отдельных компонентов образовательной программы, например, при традиционности направления деятельности могут использоваться оригинальные приемы, методы, педагогические технологии.
В формулировках можно использовать отражающие степень новизны слова: «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено», кратко пояснять, что существенного составитель программы внѐс при еѐразработке в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала.
Актуальность определяется как ориентированность на решение наиболее значимых для дополнительного образования проблем.
Актуальность может базироваться на анализе социальных проблем, материалах научных исследований; на анализе педагогического опыта, детского или родительского спроса, современных требований модернизацииобразования, потребностей общества и социальном заказе, потенциале образовательной организации и т.д. Важно найти актуальные, значимые моменты для конкретной дополнительной общеобразовательной программы, необходимо объяснить, почему именно данная программа (еѐ направление, вид деятельности) важны и актуальны для современных детей, для нашего времени.
Актуальность может и должна рассматриваться не только как личная заинтересованность педагога в решении поставленной проблемы средствами своего направления деятельности, но и как личная заинтересованность в решении этой проблемы со стороны других участников образовательного
процесса (детей, родителей, педагогов школ и т.д.).
Педагогическая целесообразность - это аргументированное обоснование педагогических приемов, использования форм, средств и методов образовательной деятельности составителем (разработчиком) программы в соответствии с целями и задачами дополнительного образования. Важно показать собственные взгляды педагога на проблему и определить практическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения; степень отражения в программе условий для социального, культурного, профессионального самоопределения и творческой самореализации личности обучающегося; наличие инновационных подходов.
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ. В данном разделе следует обосновать своеобразие программы, принципы отбора содержания, ключевые понятия, указать, чем программа отличается от уже существующих в данном направлении. Отличия могут быть и в постановке образовательных задач, и в построении учебно-тематического плана, и в содержании занятий, и в использованной разработчиком литературе, и в изложенных основных идеях, на которых базируется программа. Соответственно, педагог должен владеть информацией, иметь широкий кругозор по имеющейся литературе по данному виду деятельности.
Данный раздел пояснительной записки может быть логически объединен с разделом «Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность».
Адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе - возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе, иные медико-психолого-педагогические характеристики. В данном разделе дается характеристика возрастно-психологических особенностей обучающихся, обосновываются принципы формирования групп, количество обучающихся в группе (Приложение №1 «Рекомендуемые состав и площади помещений в организациях дополнительного образования» к СанПиН 2.4.4.3172-14). Разработчику программы необходимо определить группу детей, для обучения которых предназначена дополнительная общеобразовательная программа: пол, возраст, степень предварительной подготовки, предполагаемый состав групп одновозрастные или разновозрастные, уровень образования, степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области,
наличие способностей, физическое здоровье детей и т.д., то есть указать
характерные особенности детей, которые будут учитываться при наборе для
обучения. Может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов.
Может быть дана информация об особой категории детей, для которых предназначена программа (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, проявившие выдающиеся способности и др.), наполняемость групп, условия приема детей (могут быть указаны условия дополнительного набора детей). Так, в объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены обучающиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или иные испытания (например, входное тестирование, собеседование, прослушивание и пр.).
Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы. В данном разделе пояснительной записки указывается продолжительность образовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год. Могут быть выделены этапы, определен уровень программы.
В целях увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, до 75%, рекомендуется реализовать программы на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, а также предусматривать реализациюкраткосрочных программ (от 16 ч.), в том числе в формате «интенсивов», либо при разработке программы использовать модульно-блочный принцип построения.
Формы обучения – очная, очно-заочная, очно-дистанционная, заочная («допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» ФЗ № 273, г.2, ст.17, п.4).
Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий - общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю;
Особенности организации образовательного процесса - в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально (Приказ №1008, п.7); состав группы (постоянный, переменный и др.);занятия (индивидуальные, групповые и т.д.) и виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Цель и задачи программы - это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться.
При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок. Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности, отражать развитие личностных качеств, а также общих и специальных способностей. Для написания формулировки можно использовать «ключевые» слова: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование, становление и т.д. Цель связана с названием программы, отражает ееосновную направленность и желаемый конечный результат.
Цель общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей предполагает выделение перспективных и промежуточных целей, если срок реализации программы более одного года.
К примеру, общая цель: содействие развитию социально активной, творческой, успешной личности в условиях деятельности редакции детского издания.
Цель первого года обучения: содействие развитию у юного журналиста деятельностной компетенции через погружение в работу детской редакции и знакомство с основами журналистики.
Цель второго года: создание условий для развития у юного журналиста коммуникативной компетенции посредством расширения социальных связей и создание ситуации успеха в роли члена редакции.
Цель программы третьего года: создание условий для творческой самореализации обучающихся в культурной, социальной и профессионально-журналистской среде города, края и РФ, их профессионально-личностного самоопределения.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач,раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач,раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. При формулировании задач можновоспользоваться следующей их классификацией:
образовательные (предметные) - развитие познавательногоинтереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность,приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.
личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
2.2.3.3. Формулировки задач должны быть соотнесены спрогнозируемыми результатами, если программа имеет срок реализации больше одного года, целесообразно задачи поставить на каждый год обучения.
Содержание программы должно быть отражено в учебном плане и содержании учебно-тематического плана.
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (ФЗ № 273, ст.2, п.22; ст. 47, п.5).
Таким образом, учебный план общеобразовательной общеразвивающей программы должен содержать: наименование разделов и тем, определять последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля).
Учебный план оформляется в виде таблицы.
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
всего | теория | практика |
1 год обучения |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 1 | 1 | Входящий контроль. |
2 | Графика | 14 | 4 | 10 | Творческое задание |
3 | Живопись | 8 | 2 | 6 | Викторина |
4 | Жанры изобразительного искусства | 46 | 14 | 32 | |
4.1 | Натюрморт | 20 | 6 | 14 | Конкурс |
4.2 | Пейзаж | 20 | 6 | 14 | Конкурс |
4.3 | Анималистический жанр | 6 | 2 | 4 | |
5 | Декоративное рисование | 22 | 8 | 14 | Творческое задание |
6 | Народные промыслы | 14 | 4 | 10 | Творческое задание |
7 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Промежуточная аттестация |
| Итого | 108 | 33 | 75 | |
Содержание учебного плана должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения.
Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и темпрограммы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме.
При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:
содержание составляется согласно УП;
формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП;
необходимо соблюдать деление на теорию и практику покаждому разделу (теме);
материал следует излагать назывными предложениями;
содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;
в содержании могут размещаться ссылки на приложения(например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);
в содержании могут быть представлены вариативныеобразовательные маршруты.
Образец оформления содержания учебного плана:
Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП.
Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бегприставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег,кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др.
Эстафета. Спортивные игры.
Планируемые результаты. В данном блоке программы необходимо сформулировать:
-предметные результаты: требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);
-личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами:
мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
когнитивным (знания, рефлексия деятельности);
операциональным (умения, навыки);
эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
- метапредметные результаты, которые приобрететобучающийся по итогам освоения программы, означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».
Календарный учебный график программы – это составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая:
даты начала и окончания учебных периодов/этапов;
количество учебных недель или дней;
продолжительность каникул;
сроки контрольных процедур;
организованных выездов, экспедиций и т.п.;
Календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе и составляется для каждой учебной группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).
Календарный учебный график
1 год обучения
№ п/п | Дата проведения занятий | Тема занятий | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
План | Факт |
| | | 1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | Беседа | Входящий контроль |
| | | 2. Графика | 14 | | |
| | | «Необычные предметы». | 2 | Практикум | |
| | | «Точка, линия, пятно». | 2 | Практикум | |
| | | «Царевна змея». | 2 | Практикум | |
| | | «Волшебная клякса». | 2 | Практикум | |
| | | «Силуэт». | 2 | Практикум | |
| | | «Кляксография». | 2 | Практикум | |
| | | «Фрукты». | 2 | Практикум | Творческое задание |
Условия реализации программы. К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:
материально-техническое обеспечение – характеристикапомещения для занятий по программе;
перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся);
информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернетисточники;
кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов,занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора.
Формы аттестации. Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер (Концепция, гл. I).
Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности (Концепция, гл. III).
Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (ст.75), но и не запрещает ее проведение (ст.60) с целью установления:
соответствия результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
соответствия процесса организации и осуществления дополнительной общеразвивающей программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.
Аттестация (промежуточная и итоговая) по дополнительным общеразвивающим программам может проводиться в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной программы, и в порядке, установленном локальным нормативным актом организации дополнительного образования (ст.30, ст.58), который должен быть размещен на официальном сайте организации в сети «Интернет»; формы, порядок и периодичность аттестации учащихся определяется образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (Приказ № 1008, п.17).
Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и прошедшим итоговую аттестацию, могут выдаваться сертификаты, которые самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные организации (ст.60), могут выдаваться почетные грамоты, призы или устанавливаться другие виды поощрений.
Формы отслеживания и фиксации образовательныхрезультатов: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протоколсоревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательныхрезультатов: аналитический материал по итогам проведенияпсихологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.
Оценочные материалы. В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5).
Методические материалы. Настоящий раздел представляет краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся.
Методические материалы включают в себя:
описание методов обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
описание технологий, в том числе информационных (технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технологияколлективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочно- модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения,технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.);
формы организации учебного занятия - акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия,творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка;
тематику и формы методических материалов по программе (пособия, оборудование, приборы и др.);
дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.;
алгоритм учебного занятия – краткое описание структурызанятия и его этапов.
Список литературы. При составлении списка литературы необходимо учитывать:
основную и дополнительную учебную литературу: учебныепособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии;
наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы.
Список должен быть составлен для разных участниковобразовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлениюбиблиографических ссылок, в том числе и для интернет-ресурсов