СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся на уроках немецкого языка»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся на уроках немецкого языка»

Просмотр содержимого документа
«Разработка элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся на уроках немецкого языка»»













Разработка элективного курса

«Исследовательская деятельность учащихся

на уроках немецкого языка»




























Краткая аннотация

Интенсивно развивающиеся прямые международные связи, предлагают широчайшие возможности для участия в международных проектах, что приводит к необходимости углубить и обновить языковое образование, разрабатывая интерактивные дисциплины. Роль иностранного языка, наряду с другими предметами, являющимися актуальными в области исследования, достаточно высока, так как позволяет обеспечить успешную социализацию учащихся. Необходимость построения учебного процесса как модели общения, предполагает развитие: речевой компетенции, коммуникативной компетенции и социокультурной компетенции, на основе сопоставления отечественной и европейской культур. Использование разнообразных форм и методов для создания ситуации общения, способствуют развитию активной познавательной деятельности, овладению новыми языковыми средствами в соответствии с определенными сферами общения (социально-бытовой, деловой, социально-культурной, исследовательской и научно-познавательной). В настоящее время телекоммуникационные региональные и международные проекты занимают особое место в образовательной деятельности «ибо с их помощью создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении. Кроме того, создаются реальные условия для межкультурного общения»

УЧИТЕЛЬ на современном этапе это – координатор, руководитель, консультант-эксперт. В начале XXI столетия ученые говорят о необходимости воспитывать «хорошо подготовленных, предприимчивых и деловых людей, способных к восприятию новых идей, нестандартных решений, умеющих адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка» Современная жизнь требует от ребят мышления высокого уровня, способности адаптироваться в широком спектре ситуаций. Сегодня от молодого человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность:

умение ориентироваться в информационных потоках,

способность к самообразованию.

Становится очевидным, что в современной жизни школьникам не достаточно ограниченного общения в традиционном замкнутом социуме: учителя, друзья, родители. С изменением условий жизни в современном обществе учащиеся должны превратиться из пассивного слушателя в активного участника образовательного процесса. Приоритетным стал вопрос о том, что должен получать конкретный учащийся на каждом этапе своего обучения, каким должен быть результат работы всей системы образования с точки зрения подготовки ребенка к жизни в социуме.

Анализ целого ряда отечественных и международных проектов, опыт использования компьютеров в образовании свидетельствует о том, что процесс компьютеризации становится важнейшим рычагом внедрения достижений научно-технической революции в социальную практику. Новые технологии обучения порождают новые формы учения.

Сегодня происходит достаточно серьезная интеграция электронных средств и традиционных средств обучения, что ведет к использованию новых информационных технологий. Проблема будущего образования, основанного на использовании новых информационных технологий, не может быть решена только за счет развития техники. Компьютеры, электронные средства сами по себе не смогут определить реальную среду и культуру обучения. С одной стороны современной молодежи нужны новые средства коммуникации и новые формы постановки задач для приобретения новых знаний и новых практических навыков:

использования компьютерных сетей,

постановки исследовательских задач,

активного решения проблем,

с другой стороны сложность ситуации заключается в том, что не все учебные пособия соответствуют ИКТ задачам и не всегда существует возможность интеграции проектной методики с использованием телекоммуникаций. Существует целый ряд методических вопросов, связанных с использованием Интернет-технологий в учебном процессе, в предметной области иностранный язык. Моделирование уроков с применением сетевого образовательного ресурса имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности учащихся:

способствует индивидуализации учебного процесса,

способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, но, нет достаточно прочной методической базы (системы заданий, поурочного планирования), для приобретения функционального навыка ведения проектной или учебно-исследовательской работы с использованием Интернет ресурсов. И, тем не менее, на собственном опыте проб и ошибок мы осваиваем новые информационные и педагогические технологии. Актуальность предлагаемого элективного курса заключается в изменении традиционных форм организации учебной деятельности, что в свою очередь должно привести к эффективному удовлетворению растущих информационных потребностей участников образовательного процесса и повышению его качества.

Цель курса - приобретение учащимися функционального навыка ведения учебно-исследовательской работы.

В процессе обучения осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении, объединяются разные педагогические технологии, - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, формулировать и решать проблему.

Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач, как в рамках одного, так и нескольких учебных предметов, будет осуществляться эффективно если:

-будет разработана система обучению технике работы с различными видами справочной, в том числе иноязычной литературы;

-будет разработана методика обобщения результатов языкового, речевого и социокультурного наблюдения;

-будет происходить развитие общекультурных умений: сбор, систематизация и интерпретация информации, умение общаться друг с другом, умение сотрудничать;

-будет использованы разнообразные формы и методы для создания ситуации общения, способствующие развитию активной познавательной деятельности на уроках;

- будут разработаны новые методы построения урока, соответствующие учащимся сегодняшнего дня, которые позволили бы им реализовать себя в современной действительности.

С развитием исследовательской деятельности учитель, и ученик имеют возможность приобрести новое (пусть даже субъективно новое) знание и освоить технику этой работы. Пути детского умственного развития многообразны, от несложных наблюдений до серьёзных логико-теоретических исследований. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей, что позволяет совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком и повышает её продуктивность. Появляется реальная возможность использовать иностранный язык в целях самообразования. Возможность для учащихся выразить свои идеи в удобной для них творчески продуманной форме, создает ситуацию успешности, что способствует оптимизации эмоционально-душевного состояния, позитивного настроя, а значит и физического здоровья.

В результате у обучаемых формируется навык работы с поисковыми серверами; способность строить эффективные коммуникации; развиваются базовые способности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, приобретению исследовательского опыта; происходит прочное усвоение базовых коммуникативных навыков и приемов обсуждения актуальных жизненных проблем, тем самым формируется исследовательская компетентность в рамках учебного предмета и готовность к участию в проектах.

Формируется коммуникативная компетенция – функциональное использование базовых коммуникативных навыков, как средства общения и познавательной деятельности, овладение новыми языковыми средствами в соответствии со сферами общения.

Формируется социокультурная компетенция – расширение объема знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты.

Формируется учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения, приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-иследовательской работы с использованием изучаемого языка в рамках учебно-исследовательского проекта.

За четыре года, путем апробации элементов данного курса были достигнуты определенные результаты, а именно, учащиеся проявляют большой интерес к использованию ИКТ на уроках, проявляется большая заинтересованность в поиске, интерпретации и анализе полученной информации. Проявляется большой интерес к самостоятельной обработке и представлению полученной информации на школьном стенде, а также представить результаты самостоятельного поиска информации в виде презентации (Power Point) во время уроков. Мониторинг показывает эффективность моделирования уроков с применением сетевого и локального электронного образовательного ресурса.


















Элективный курс «Исследовательская деятельность учащихся»

для учащихся 10-11 классов

Пояснительная записка

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Система специализированного подготовки (профильного обучения) должна быть ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся по предмету иностранный язык, с учетом интенсивно развивающихся прямых международных связей и возможности участия в международных проектах и конференциях.

Предлагаемый элективный курс изучается на старшей ступени общеобразовательной школы.

В курсе формируются общепредметные умения, такие как определить план организации исследовательской работы, оформить результаты поиска, проанализировать и оценить полученные результаты, выбрать способ представления материала. В курсе осуществляются межпредметных связи, где английский язык выступает лишь средством для достижения поставленных целей исследовательской работы.

Предлагаемые задания в курсе носят проблемный характер, рассчитаны на сознательный подход к изучаемому материалу, стимулируют умственную деятельность обучаемых, способствуют выработке умений точного выражения мысли, построения логического рассуждения и системы аргументации.

Данный курс способствует обеспечению образовательных потребностей учащихся, и организации учебного процесса на основе индивидуализации учебной деятельности учащихся. Актуальность предлагаемого курса заключается в полной включенности учащегося в учебную деятельность за счет его заинтересованности в результате, в возможности общения в пределах «сети», поиск и обобщение информации, представление проекта на научно-практической конференции, участие в проектах различного уровня.

Курс имеет практическую часть - представить результаты своей работы в удобной для восприятия форме. Оценка знаний и умений учащихся проходит в виде защиты проекта. Предполагаемые формы реализации проекта - учебно-ролевая экспедиция (экскурсия), игры-путешествия, конференции по проблемам исследований, выпуск альбома/альманаха, представление проекта, систематизация справочного материала и создание картотеки, создание дополнительных учебных материалов.

Цель курса - приобретение учащимися функционального навыка ведения учебно-исследовательской работы.



Задачи курса:

- создать познавательную базу исследовательской компетентности в рамках учебного предмета.

- подготовить обучаемых к участию в проектах, конференциях.

знакомить с работой электронной почты.

- формировать навыки работы с поисковыми серверами, способность строить эффективные коммуникации.

- развивать базовые способности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, приобретению исследовательского опыта.

Для закрепления знаний предполагается использовать ролевые игры и тренинги, направленные на разрешение проблемных ситуаций, сбор систематизацию, анализ и интерпретацию информации. В большинстве случаев не предполагается единственный ответ на поставленный вопрос, учитель должен оценивать способность ученика думать в заданном программой направлении, мыслить критически.

В результате у обучаемых формируется навык работы с поисковыми серверами, способность строить эффективные коммуникации; развиваются базовые способности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, приобретению исследовательского опыта; происходит прочное усвоение базовых коммуникативных навыков и приемов обсуждения актуальных жизненных проблем, тем самым формируется исследовательская компетентность в рамках учебного предмета и готовность к участию в проектах.

Содержание программы элективного курса

«Исследовательская деятельность учащихся»

10-11 классов

1. Понятие об исследовательской работе. Особенности сетевого общения. 3ч.

Задачи, функции и требования, предъявляемые к сетевому общению; значение новых лексических единиц, в том числе специализированных терминов.

2. Нормы сетевого этикета 4ч.

Ознакомить с возможностями использования электронной почты в разрабатываемых проектах. 3. Работа с поисковыми серверами. 4ч.

Ознакомить с существующими в Интернете поисковыми машинами. Создать список полезных ресурсов.

4. Работа с сайтами. 3ч.

Ознакомить с использованием мультимедийных энциклопедий. Ознакомить с возможностями использования Интернет технологий в проектной деятельности.

Практические занятия 7ч.

5. Создание проекта 14ч.





Уровень разработки проекта

Этап подготовки – 2ч.

Деятельность учителя

письменное и устное анкетирование,

поиск, обзор и анализ материалов в печатных изданиях, электронных источниках.

Деятельность учащихся

участие в анкетировании,

локализация сферы поиска.

Организационный этап – 2ч.

Деятельность учителя

организация проектной деятельности:

-инициирование идей проектов,

-инструктаж участников;

консультации участников;

организационная помощь.


Деятельность учащихся

обсуждение идее проекта:

-одобрение темы и проблематики в ходе групповой дискуссии,

-постановка задач,

-выбор вида проектной работы;

прогнозирование объема работы по проекту, планирование этапов работы по проекту;

подготовка материалов для систематизации информации (анкет, таблиц, диаграмм и т.д.)

Уровень реализации проекта

Поисково-исследовательская работа - 7ч.

Деятельность учителя

консультации учащихся;

корректировка деятельности (замечания, дополнения, уточнения);

проверка логики рассуждения учащихся;

регулировка порядка проектной работы;

оказание необходимой помощи.

Деятельность учащихся

работа с источниками информации;

обзор, анализ и систематизация материала;

индивидуальное или групповое планирование и выполнение заданий;

подведение итогов выполненных заданий.


Этап оформления проектных работ - 7ч.

Деятельность учителя

консультация учащихся и координация их деятельности;

помощь в оформлении результатов и организации презентации;

разработка критериев оценки полученных результатов.

Деятельность учащихся

обсуждение результатов проектной деятельности;

оформление результатов, согласно выбранной форме документации;

организация презентации проекта.


Публичная презентация проекта2ч.

Деятельность учителя

оценивание достигнутых результатов.

Деятельность учащихся

публичное выступление;

обмен мнениями;

подведение итогов.

Этап рефлексии – 1ч.

Деятельность учителя

рекомендации;

окончательное подведение итогов деятельности.


Деятельность учащихся

анализ и обобщение полученных результатов;

оценка и самооценка проектов;

выводы и обобщения.

Стратегия эффективного планирования рабочего проекта

Где мы находимся?

Каких результатов мы хотим добиться?

Что мы должны сделать для достижения нужного результата?

Где мы находимся?

Провести анализ ситуации:

обосновать актуальность,

актуализировать наличие проблемы и её важности,

выявить различные точки зрения на проблему и обосновать собственной позиции,

актуализировать практическую значимость.

Каких результатов мы хотим добиться?

Сформулировать основную цель проекта (на основе анализа ситуации).

Что мы должны сделать для достижения нужного результата?

постановка стратегических задач,

разработка рабочего плана,

создать систему сбора и анализа данных.

Концентрируемся и выбираем приоритеты

Сильные стороны

Слабые стороны

Характеристики, которые могут служить основой для разработки стратегии/плана

Характеристики, которые требуют либо улучшения, либо нивелирования при разработке стратегии/плана

Возможности

Риски

Благоприятные факторы, которые улучшают ситуацию или могут её улучшить

Неблагоприятные факторы, которые делают ситуацию труднее или могут сделать её более трудной



Оценка активности и самостоятельности учащихся.

Как ты организовал свою деятельность?

В каких видах работ участвовал?

Какими видами информации пользовался и как ее отбирал?

Достаточно ли было тебе времени, отведенного для работы?

Какой вид работы ты выбрал и почему?

Каким образом использовался тобой компьютер?

Чему ты научился в результате работы по проекту (о том, как собирается необходимая информация, о том, в каких видах может быть представлена та или иная информация и пр.)?

Что нового ты узнал о себе и о товарищах в группе?

Что в заданиях понравилось (что — нет)?

Визитная карточка проекта

ФИ
Объект (направление) исследования (задается руководителем)

Тип работы (задается руководителем)

Основополагающий вопрос________________________________

Название работы

Планируемый результат

Привлекаемые источники (архивы, опросные данные, СМИ, научная литература и т. д.)

Необходимое обеспечение (приборы, материалы, средства и т. д.)

Формы работы (урок, экскурсия и т. д.)

Ход работы (основные этапы – анализ литературы, сбор данных, обработка, презентация и т. д.)

Способ обработки результатов

Форма представления результатов