СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка "Государственные образовательные стандарты: современный взгляд на образование"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка "Государственные образовательные стандарты: современный взгляд на образование"»

ДНР, г. Донецк, 2021 год

Автор: Директор Государственного общеобразовательного учреждения «Донецкая школа-интернат №1»

Волкова Ольга Николаевна



Государственные образовательные стандарты: современный взгляд на образование

Разработка для участия в Панораме управленческого мастерства «Топ-менеджер−2021»



СОДЕРЖАНИЕ


Введение

2

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


5

1.1.

Понятие государственного образовательного стандарта и его сущность


5

1.2.

Назначение и функции государственного образовательного стандарта


9

1.3.

Структура и нормативно-правовое регулирование системы общего образования в Донецкой Народной Республике


14

ГЛАВА 2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОС В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ



21

2.1.

Практика и этапы внедрения ГОС общего образования в Российской Федерации


21

2.2.

Опыт внедрения стандартов общего образования в зарубежных странах


25

2.3.

Проблемы внедрения ГОС общего образования в Донецкой Народной Республике и пути их решения


29

Заключение

34

Список использованных источников

37



ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы исследования Образования в каждом государстве является отражением имеющегося состояния его развития. Изменения в общественной, экономической, политической жизни Донецкой Народной Республики обусловили необходимость усовершенствования системы образования.

В настоящее время государство находится на этапе своего становления и развития. В данном процессе в качестве правового и организационного ориентира выступает Российская Федерация, с которой Донецкая Народная Республика связывает своё будущее. Это подтверждается тем, что в процессе разработки республиканских нормативных правовых актов за основу часто принимаются аналогичные документы России.

Следует отметить, что относительно системы образования в Донецкой Народной Республике с 2015 г. начаты и продолжаются процессы разработки государственных образовательных стандартов, а также ведётся постоянная работа по мониторингу их эффективности, принимаются меры по совершенствованию действующих стандартов.

Необходимость изучения аспектов внедрения государственного образовательного стандарта системы общего образования в Донецкой Народной Республике продиктована современными тенденциями к повышению эффективности образовательного процесса, расширения методологической основы и повышения эффективности работы государственных образовательных учреждений.

Степень научной разработанности темы исследования. Обзор научной литературы, посвящённой рассматриваемому вопросу свидетельствует о повышенном внимании учёных вопросу государственного регулирования системы общего образования, в частности, стандартизации процессов и явлений, происходящих в данной системе.

Тем не менее, существующие исследования в своем большинстве теоретические, которые не в полной мере освещают практические вопросы применения государственных стандартов в системе общего образования. При этом, необходимо заметить, что в сложившейся научной мысли отсутствуют работы, которые бы рассматривали современные проблемы системы общего образования в Донецкой Народной Республики, а также перспективы внедрения государственных образовательных стандартов.

Цель данной работы заключается в разработке рекомендаций по внедрению государственного образовательного стандарта в системе общего образования Донецкой Народной Республики.

Задачи работы:

− исследовать понятие государственного образовательного стандарта и его сущность;

− изучить назначение и функции государственного образовательного стандарта;

− структура и нормативно-правовое регулирование системы общего образования в Донецкой Народной Республике;

− определить особенности практики и этапов внедрения ГОС общего образования в Российской Федерации;

− изучить опыт внедрения стандартов общего образования в зарубежных странах;

− проблемы внедрения ГОС общего образования в Донецкой Народной Республике и пути их решения.

Объект исследования – административные отношения, возникающие в процессе государственного управления системой общего образования.

Предмет исследования – внедрение государственного образовательного стандарта системы общего образования Донецкой Народной Республики.

Методы научного исследования. В процессе изучения теоретических аспектов применялись методы синтеза, анализа, обобщения, систематизации, индукции и дедукции. Во второй главе применялся метод обработки статистических данных, обобщения, систематизации.

Теоретическая значимость заключается в возможности применения материалов работы в дальнейших научных исследованиях, посвящённых аспектам внедрения государственных стандартов в систему общего образования.

Практическая значимость исследования представлена возможностью применения результатов работы в процессе внедрения государственного образовательного стандарта системы общего образования Донецкой Народной Республики.

Структура. Данная разработка состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников. Общий объём работы составляет 36 страниц печатного текста.



ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



1.1. Понятие государственного образовательного стандарта и его сущность



На начальном этапе предлагается установить сущность рассматриваемого определения, в ходе чего необходимо определить научную дефиницию государственного образовательного стандарта, его признаки.

Прежде всего необходимо отметить, что образование по толковому словарю В.И. Даля интерпретируется в различных смыслах. В контексте данного исследования наиболее близкой к смыслу видится «получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение» [14, с. 230].

Е.И. Шаповалова в одной из работ отмечает, что образованием является «процесс, в ходе которого индивид изучает, усваивает, запоминает определенный набор знаний, умений, которые может применить в будущем в ходе профессиональной деятельности» [31, с. 63]. Анализируя точку зрения автора, следует отметить, что сущность образования рассматривается не как статическое явление или констатация факта наличия упомянутых умений и знаний, а как процесс.

В другом научном исследовании за авторством Т.Л. Оганесян, образование рассматривается как система, что объясняется комплексностью и дифференцированностью направлений обучения, свойственных данному процессу, что требует соответствующей организации, квалификации и подхода [24, с. 39].

Исследователь считает целесообразным рассматривать образование в следующих аспектах:

– как конституционно-правовая возможность каждого индивида получить доступ к системе знаний определенных профилей, соответствующих внутренним (субъективным) устремлениям, мировоззрению и т.д.

– как комплекс направлений обучения и подготовки, находящихся в связи между собой, которые в совокупности предоставляют индивиду систему необходимых знаний, умений и навыков;

– как метод совершенствования интеллектуального, научного потенциала общества, что в свою очередь, способствует совершенствованию кадрового состава государственных учреждений, предприятий;

– как государственное ведомство, включающее в свой состав образовательные учреждения различных уровней и специализаций, деятельность которых направлена на реализацию конституционного права на получение образования.

В дополнение указанным позициям стоит отметить мнение Е.В. Балко, согласно которому образование рассматривается как сферу социальной деятельности человека, своеобразную систему социально-культурного обмена, накопления знаний, расширения представления о тех или иных аспектах науки [9, с. 156].Исследователь также отмечает, что факт получения человеком образования определенного уровня не означает прекращение данного процесса. Человек, на добровольной основе, может принять решение продолжить процесс обучения в неограниченных пределах. В дополнение этому отмечается структурированность, этапность получения образования.

Вместе с этим, учёные отмечают, что система образования подразумевает также управленческую деятельность. Система образования управляется государством посредством работы правительства, а также профильных министерств и ведомств. Следуя принципу верховенства права, система образования регламентируется законом, подзаконными актами, ведомственными приказами и распоряжениями.

В данном ключе исследователи отмечают, что государственный стандарт системы образования также устанавливается на основании соответствующего подзаконного акта.

Согласно толковому словарю слово «стандарт» трактуется как образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-либо по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения [14, с. 340].

Применимо к системе образования следует предположить, что государственный образовательный стандарт представляет собой перечень образцов, правил, применимых для всех образовательных организаций соответствующего профиля, в котором раскрывается характер, направленность, интенсивность соответствующей подсистемы образования.

Обращая внимание на действующее законодательство Российской Федерации можно отметить, что в тексте Приказа Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» указано, что государственный стандарт общего образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению) [7].

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

– равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;

– единства образовательного пространства в Российской Федерации;

– защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;

– преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;

– социальной защищенности обучающихся;

– социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;

– прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;

– основы для расчета нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования. Государственный стандарт общего образования является основой:

– разработки базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам.

– объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;

– объективной оценки деятельности образовательных учреждений;

– определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством;

– установления эквивалентности документов об общем образовании;

– установления требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Таким образом, по результатам работы над данным параграфом установлено, что государственный образовательный стандарт общего образования – это ведомственный правовой акт, разрабатываемый и принимаемый профильным министерством государства, полномочным осуществлять реализацию государственной политики в сфере общего образования. Данный правовой акт содержит в себе нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса. Государственный образовательный стандарт обязателен для выполнения всеми организациями подсистемы образования.



1.2. Назначение и функции государственного образовательного стандарта



Продолжая работу по изучению теоретических основ государственных стандартов системы общего образования необходимо остановиться на его практической составляющей, определить функции, принципы рассматриваемых правовых актов, что в совокупности позволит определить значение ГОС в процессе осуществления системой общего образования своих задач.

Относительно назначения и функций ГОС учёные высказывают различные мнения, выделяя при этом неодинаковый перечень функций.

Относительно цели образовательных стандартов учёные придерживаются более определенных позиций. Например, А.Г. Каспржак в научной статье достаточно точно высказалась о том, что государственный стандарт для системы образования должен становиться инструментом и формой организации деятельности образовательных организаций соответствующего уровня и развития этой институции в целом, задавать вектор развития и взаимодействия подсистемы образования с другими. Такое понимание стандарта принципиально важно [17, с. 24].

Анализируя мнение автора следует определить важную характеристику стандарта системы общего образования, определяющего его сущность. А именно ГОС задает требования к структуре, мере детализации, способам оценки прогностической валидности, регулирующей роли системы образования.

Можно отметить, что ГОС, как инструмент организации деятельности и развития образовательной системы требует в первую очередь четкой фиксации предмета организации.

Таким предметом могут быть:

– цели деятельности,

– процесс деятельности,

– результаты деятельности.

Соответственно, и стандарт может потенциально регламентировать цели, процесс, результат. Только в этом случае стандарт может пониматься как базовый комплексный государственный документ, определяющий совокупно систему требований и обязательств государства по отношению к общему образованию в целом, как принципиальная основа для оформления финансового управления системой образования, как форма «общественного договора».

Относительно сущности ГОС следует также отметить исследование В.И. Ивлев. В нём автор отмечает, что ГОС выступает формой государственного обязательства перед обществом: в нем фиксируются те достижения, которые государство полагает необходимыми для его членов, с одной стороны, и достижимыми, с другой. Принимая стандарт, государство фактически заявляет, что берет на себя ответственность за такую управленческую, финансовую, техническую, кадровую, содержательную и т.д. организацию системы образования, которая обеспечит достижение обучающимися таких-то результатов. Описывая требования к уровню подготовки выпускников, государство фактически описывает те результаты, за которые отвечает [16, с. 23].

Государственные образовательные стандарты обеспечивают:

– единство образовательного пространства;

– преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

– духовно-нравственное развитие и воспитание

Государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

При этом важно учесть также то, что стандарт является основой для:

– разработки примерных основных образовательных программ;

– разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;

– организации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

– разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного задания для образовательного учреждения;

– осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства в области образования;

– проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;

– построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

– организации деятельности работы методических служб;

– аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

– организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования [25, с. 829].

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

– требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

– требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

– требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Для реализации каждого ГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу, включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы.

Обобщая изложенное, следует определить основные функции ГОС системы общего образования:

1) Регулирующая. Образовательный стандарт, устанавливаемый на ведомственном уровне, подразумевает закрепление определенных правил и условий, отклонение от которых недопустимо. Таким образом происходит регулирование общественных отношений в процессе осуществления образовательными организациями своих функций.

2) Информативная. ГОС общего образования является правовым актом, а значит в соответствии с основополагающими принципами права подлежит публикации. Это обеспечивает равную осведомленность всеми участниками образовательного процесса: педагогами, обучающимися, родителями обучающихся.

3) Организационная. ГОС общего образования помогает осуществлять руководству образовательных организаций и иных учреждений системы общего образования свои управленческие задачи. Эта функция открывает возможности для разработки локальных правовых актов, должностных инструкций педагогических работников, в которых могут быть установлены более конкретные и чёткие требования к служебной дисциплине.

Таким образом, целью ГОС общего образования является не только декларирование целей, задач и конечных результатов образовательного процесса, но также обеспечение единства образовательного пространства, преемственности основных образовательных программ системы образования и духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся. ГОС является основой для осуществления правотворческой деятельности на уровне образовательных организаций., в соответствии и на основе ГОС формируются учебные программы, организовываются работы структурных подразделений, формируется сбалансированный и эффективный учебный процесс. ГОС общего образования выполняет регулирующую, организационную, информативную функции.











1.3. Структура и нормативно-правовое регулирование системы общего образования в Донецкой Народной Республике



В данной части работы необходимо рассмотреть организационно-правовые основы функционирования системы образования в Донецкой Народной Республике.

Система образования и науки Донецкой Народной Республики управляется государством в лице правительства и состоит, в свою очередь, из органов управления образованием, инфраструктурных подразделений и образовательных систем. Образовательные системы представлены совокупностью образовательных учреждений, реализующих образовательные программы. Следовательно, для системы образования управляющим органом являются государство и общество, для образовательной системы – органы управления образованием (министерство, городские, районные ведомства), для образовательного учреждения – руководитель.

Рассматривая современное состояние системы общего образования в Донецкой Народной Республике стоит обратиться к тексту Конституции Донецкой Народной Республики. Данный нормативный акт имеет высшую юридическую силу, который служит основой для формирования других НПА, в частности, касающихся системы образования. Согласно ст. 36 Конституции РФ определяется право индивида на образование, а также возможность на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии [1].

Кроме этого, стоит обратить внимание на содержание ч. 4 и 5 данной нормы, согласно которым основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Также в государстве поддерживаются различные формы образования и самообразования. Данные нормы свидетельствуют о значительной разветвлённости и иерархии системы образования.

Углубляясь в правовую регламентацию системы образования необходимо исследовать Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» [2]. Данный нормативный акт регулирует общественные отношения участников образовательного процесса, возникающие в связи с реализацией конституционного права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования. Также законом установлены правовые, организационные и экономические основы образования, основные принципы государственной политики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В государстве устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование. Согласно законодательству представлена структура органов системы образования, представленная на рис. 2.1. [30].

Рис. 2.1. Структура системы образования и науки Донецкой Народной Республики



Анализируя представленную схему, необходимо отметить, что структура органов системы образования находится в зависимости от состава учредителей. Это могут быть государственные, муниципальные и частные образовательные учреждения. Однако вне зависимости от организационной формы все учреждения обязуются выполнять государственную программу обучения и соблюдать республиканские стандарты в сфере образования.

Далее необходимо отметить, что система образования контролируется Правительством Донецкой Народной Республики. В свою очередь, основные функции по управлению данной сферой возложены на Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики, чья деятельность регламентирована Положением и структурой Министерства образования и науки ДНР, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики №13-43 от 22.07.2015 г [3].

Так, Министерство образования и науки является республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим и реализующим государственную политику в сфере образования и науки, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Главой ДНР и Правительством ДНР.

Характеризуя структуру органов системы образования ДНР, необходимо также определить статистические данные. Так, согласно отчёту ведомства, система образования и науки ДНР по состоянию на 1 января 2021 г. состоит из 1 344 учреждений [].

Из них:

– 528 дошкольных образовательных учреждений;

– 521 общеобразовательное учреждение;

– 165 учреждений дополнительного образования детей;

– 103 профессиональные организации среднего профессионального образования;

– 16 образовательных организаций высшего профессионального образования;

– две образовательные организации дополнительного профессионального образования; – девять государственных научных учреждений.

В системе общего среднего образования Республики, которая обеспечивает конституционное право каждого несовершеннолетнего на доступное, бесплатное и качественное начальное общее, основное общее и среднее общее образование, работает 489 муниципальных образовательных организаций, 23 республиканских школы-интерната, семь республиканских лицеев, подведомственных Министерству образования и науки Донецкой Народной Республики, две республиканские межведомственные общеобразовательные организации.

Следует отметить, что в 2015-2016 учебном году осуществлен переход общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики на новые государственные образовательные стандарты (ГОС), концептуальными ориентирами в которых стали компетентностно-ориентированный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и метапредметный подходы.

В настоящее время приняты и действуют:

1) Государственный образовательный стандарт начального общего образования [4].

2) Государственный образовательный стандарт основного общего образования [3].

3) Государственный образовательный стандарт среднего общего образования [5].

Все стандарты разработаны на основе интегрированного моделирующего подхода, с учетом основных задач и положений Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», традиций современного образования России, Белоруссии, потребностей Республики в образовательных услугах.

Для того чтобы осуществить переход на новые образовательные стандарты максимально комфортно, быстро и эффективно, разработан соответствующий алгоритм и дорожные карты перехода для всех категорий педагогических и управленческих кадров.

При планировании работы использован роудмаппинг – метод планирования, прогнозирования и управления деятельностью, основой которого являются инновации, внедрение, апробация новых технологий; метод предусматривает построение «дорожных карт».

В основу дорожных карт положен проектно-технологический тип управления процессом перехода на ГОС, который включает 6 основных этапов:

1) Организационно-подготовительный;

2) Информационно-аналитический;

3) Моделирования и планирования;

4) Внедренческий;

5) Демонстрационно-оценочный;

6) Коррекционно-рефлексивный.

Данные модели и алгоритмы позволили сделать акцент не только на мероприятиях, но и спрогнозировать конечный результат деятельности по переходу на новые образовательные стандарты.

Для реализации функции контроля была создана модель мониторинга введения стандартов, где определены вид контроля, цели, объекты контроля, методы сбора информации и периодичность, что даёт возможность удерживать процесс реализации проекта, своевременно вносить коррективы.

Таким образом, завершая изучение характеристики системы образования Донецкой Народной Республики необходимо отметить, что в пределах юрисдикции Донецкой Народной Республики данная система регламентируется Конституцией Донецкой Народной Республики, Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», а также подзаконными нормативными актами Главы Донецкой Народной Республики, ведомственными инструкциями, положениями, приказами. В системе общего образования Донецкой Народной Республики приняты и действуют ГОСы начального общего, основного общего образования и среднего общего образования. На основе стандартов образовательные учреждения системы общего образования разрабатывают и утверждают локальные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность в рамках учебного заведения.



Выводы к главе 1



Подводя итоги работы над данной главой следует сформировать промежуточный вывод относительно теоретических аспектов государственного образовательного стандарта системы общего образования.

Установлено, что государственный образовательный стандарт общего образования – это ведомственный правовой акт, разрабатываемый и принимаемый профильным министерством государства, полномочным осуществлять реализацию государственной политики в сфере общего образования. Данный правовой акт содержит в себе нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса. Государственный образовательный стандарт обязателен для выполнения всеми организациями подсистемы образования.

В процессе дальнейшего исследования определено, что целью ГОС общего образования является не только декларирование целей, задач и конечных результатов образовательного процесса, но также обеспечение единства образовательного пространства, преемственности основных образовательных программ системы образования и духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся. ГОС является основой для осуществления правотворческой деятельности на уровне образовательных организаций., в соответствии и на основе ГОС формируются учебные программы, организовываются работы структурных подразделений, формируется сбалансированный и эффективный учебный процесс. ГОС общего образования выполняет регулирующую, организационную, информативную функции.

Исследовано, что в пределах юрисдикции Донецкой Народной Республики данная система регламентируется Конституцией Донецкой Народной Республики, Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», а также подзаконными нормативными актами Главы Донецкой Народной Республики, ведомственными инструкциями, положениями, приказами. В системе общего образования Донецкой Народной Республики приняты и действуют ГОС начального общего, основного общего образования и среднего общего образования. На основе стандартов образовательные учреждения системы общего образования разрабатывают и утверждают локальные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность в рамках учебного заведения.



ГЛАВА 2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОС В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ



2.1. Практика и этапы внедрения ГОС общего образования в Российской Федерации



Переходя к следующей части работы целесообразно обратиться к опыту зарубежных стран и определить особенности процесса внедрения ГОС общего образования. Начать предлагается с практики Российской Федерации. Следует отметить, что история формирования государственных стандартов общего образования в России характеризуется наличием двух этапов.

На начальном этапе определялись основы функционирования ГОС общего образования, разрабатывалась и внедрялась концепция их действия.

Результатом этого процесса стало принятие в 2004 г. Федерального компонента ГОС общего образования. Стандарт первого поколения (федеральный компонент ГОС) фактически представлял собой профессионально подготовленную «суперпрограмму» по всем учебным предметам [7].

Задачей стандарта первого поколения являлось, прежде всего, обеспечение нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования, в условиях возникшего многообразия образовательных систем, вариативного образования. ФК ГОС был призван способствовать сохранению единого образовательного пространства России.

Второй этап отсчитывается 2009 г., который совпадает со временем, когда были подведены первые итоги длительного этапа разработки и апробации ГОС общего образования так называемого «второго поколения». Стандартны данного образца существуют и в настоящее время в Российской Федерации. Сущность второго этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования.

Для реализации всех положений стандарта разрабатывается мощное нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение:

– базисный учебный план;

– примерные программы по учебным предметам;

– программы формирования универсальных учебных действий, воспитания и социализации учащихся;

– система оценки учебных достижений учащихся и др.

В концепции определены основные функции образовательного стандарта.

К числу основных функций стандарта следует отнести:

– функцию обеспечения права на полноценное образование.

– функцию обеспечения единства образовательного пространства страны.

– функцию обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

– критериально-оценочную функцию.

– функцию повышения объективности оценивания.

Следует отметить, что ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельность учителей.

Таким образом, образовательный стандарт общего образования в Российской Федерации – это инструмент построения открытого гражданского общества, развития инновационной экономики. В основе стандарта второго поколения лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной форме реализует права человека и гражданина. Ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт является средством обеспечения планируемого уровня качества образования.

Новыми функциями стандарта второго поколения являются:

– формирования российской (гражданской) идентичности;

– гуманизация образования и всей школьной деятельности;

– обеспечение гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов образования;

– обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования.

Инновационный характер нового стандарта можно выразить следующими концептуальными тезисами:

– определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования;

– ориентация на развитие вариативности образования;

– системно-деятельностный подход как общепедагогическая основа определения требований к результатам образования (цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности);

– определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра;

– восстановление роли воспитания в системе образования как важнейшей составной части и личностного результата освоения стандартов;

Следует отметить, что стандарт второго поколения впервые рассматривается как целостная система, призванная обеспечить системные изменения всей деятельности образовательного учреждения (своеобразная конституция школьной жизни).

В стандарте второго поколения представлены три группы требований:

– требования к структуре основных общеобразовательных программ;

– требования к результатам освоения основных образовательных программ;

– требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Перечень требований включает следующие направления:

– требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных общеобразовательных программ;

– систему гигиенических требований к условиям реализации общеобразовательных программ;

– требования к программам профессионального педагогического образования, соответствующим государственным стандартам общего образования второго поколения, и результатам их освоения;

– процедуру оценки выполнения требований стандарта к ресурсному обеспечению образовательного процесса в школе;

– методологию и методику оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений и гигиенической экспертизы образовательных технологий.

Таким образом, система общего образования Российской Федерации обладает практическим значением в контексте вопроса совершенствования внедрения ГОС общего образования в Донецкой Народной Республике, поскольку имеет многолетний опыт не только внедрения, но и реализации стандартов. Стандарты общего образования в Российской Федерации имеют два поколения: стандарты первого поколения, которые были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами и стандарты второго поколения. Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий. В стандарте второго поколения представлены три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ; требования к результатам освоения основных образовательных программ; требования к условиям реализации основных образовательных программ.

2.2. Опыт внедрения стандартов общего образования в зарубежных странах



В данной части работы необходимо обратить внимание на опыт других стран мира в части государственной стандартизации системы общего образования. Следует отметить, что данному вопросу посвящены труды многих исследователей, которые в разрезе конкретных стран изучали те или иные аспекты разработки, внедрения и реализации ГОС общего образования.

Различным странам присущи свои особенности, рассмотрение которых помогает понять разные подходы к построению стандартов. В США весьма тщательно разработаны федеральные стандарты по граждановедению, подготовленные Центром гражданского образования в г. Калабасас, Калифорния. Они относятся к так называемым содержательным стандартам (content standards) и стандартам «на выходе» («exit» standards) [22, с. 87].

Стандарт гражданского образования состоит из трех частей: для учащихся от подготовительного класса до 4 класса элементарной школы, с 5 по 8 класс и с 9 по 12. Каждый из трех стандартов включает в себя несколько разделов, разбитых на темы. Стандарт по теме состоит из двух частей.

Впервой части определяются основные понятия, относящиеся к теме, и краткое описание того, что учащиеся должны знать и уметь.

Во второй части стандарта по теме, которая может включать в себя несколько вопросов, приводятся требования к учащимся. Важно обратить внимание на терминологию, используемую разработчиками. Например, указывается необходимость овладения следующими умениями: узнавать (определять); описывать; объяснять; дать оценку; занять позицию по вопросу; защитить свою точку зрения.

При этом даются определения данных умений:

– умение определить предполагает умение отличить предмет или явление от ему подобных, найти его место в некоторой классификации, определить причину явления.

– умение описывать заключается в способности устно или письменно перечислить признаки или характеристики предмета, или явления.

– умение объяснить предполагает, что учащийся может определить, описать или интерпретировать некоторое событие, т.е. назвать причины этого события, его значение в контексте других событий.

– умение дать оценку предполагает, что учащийся, используя некоторые критерии, выносит суждение о положительных и отрицательных сторонах события, целях, которые преследовали участники этого события, и средствах, используемых участниками событий при достижении своих целей.

– умение занять позицию по вопросу предполагает, что учащийся, используя некоторые критерии, может выразить свое отношение к вопросу, которое он способен выбрать из ряда предложенных или сформулировать самостоятельно.

– умение защитить свою точку зрения заключается в способности представить доводы в защиту своей позиции и найти аргументы, опровергающие доводы, выдвинутые против занимаемой позиции [22, с. 88].

Примечателен опыт Швеции в вопросе построения ГОС общего образования.

Так, в Акте о школьном образовании и Декрете об обязательном образовании (1995) министерство образования Швеции определило учебные программы (стандарты) для обязательной школы, не регламентируя количество учебных часов по предметам.

Стандарты определяют знания и умения, которые учащиеся должны получить по окончании 5 и 9 классов средней школы по каждому предмету. Среди них шведский язык, английский язык, второй и третий иностранные языки, математика, естественные науки (биология, физика, химия), география, история, обществоведение, искусство, спорт и здоровье, музыка, домоводство, изучение религии. Все стандарты имеют одинаковую структуру.

В зависимости от специфики рассматриваемой учебной дисциплины какие-то части стандарта могут отсутствовать. Стандарт по учебной дисциплине может состоять из одной или двух частей (соответственно для выпускников 5 и 9 классов).

В первой части определяются основные понятия, относящиеся к теме, и краткое описание того, что учащиеся должны знать и уметь.

Во второй части стандарта по дисциплине приводятся требования к учащимся по каждому вопросу. Великобритания. Стандарты для большинства общеобразовательных предметов на обязательной ступени обучения построены для четырех ступеней образования, которые по терминологии Закона образования 1988 г. называются ключевыми стадиями. Первая стадия включает учащихся 1–2 классов, вторая — 3–6, третья — 7–9, четвертая — 10–11 классов. Для каждого предмета и каждой ключевой стадии существует свой содержательный стандарт, определяющий, какие знания и умения должен получить учащийся, а также критерии оценки достижений учащихся (attainment targets). Критерии (стандарты) достижений разбиваются на восемь уровней по нарастающей трудности. По окончании 1, 2 и 3-ей ключевых стадий учащиеся оцениваются по 8 уровням достижений, а по окончании 4-й стадии основным средством проверки достижений учащихся являются экзамены [22, с. 89].

Стандарт по каждой теме состоит из двух частей: первая часть предназначена для учителя и формулирует умения, которые нужно развить у учащихся; вторая — для ученика, она формулирует умения, которыми должен обладать учащийся. Заключает стандарт описание критериев оценки достижений учащихся для каждого из основных разделов.

Анализ образовательных стандартов в разных странах позволяет выделить два подхода:

– централизованные страны: объектом стандартизации являются учебный план и учебные программы.

– децентрализованные страны: объектом стандартизации является содержание учебных дисциплин — учебные программы.

В странах с обоими подходами допускается вариативность образования, основным принципом организации содержания образования в средней школе является дифференциация обучения. Помимо обязательных предметов в учебном плане присутствуют предметы по выбору учащихся, различные наборы которых обеспечивают развитие индивидуальных интересов, склонностей и способностей ребенка, формирование умения делать выбор, которое считается в западной педагогике одним из основных умений, необходимых в жизни.

В США, Канаде, ФРГ не существует общенациональных учебных планов и программ. В США общенациональные стандарты создаются как ориентиры для регионов (штатов) и носят рекомендательный характер.

Педагогами зарубежных стран достигнуты большие успехи в составлении предметных стандартов. Можно выделить два подхода к их разработке:

– разделение содержания образования по отдельному предмету по вертикальным уровням (Великобритания, Австралия). Предполагается, что учащиеся получают определенную свободу, передвигаясь по вертикали; при этом не выдвигается требование (лишь рекомендация) достичь определенного уровня в определенном возрасте или на определенном году обучения. Такой подход дает некоторую свободу учащимся, однако не позволяет им отклонений в ту или иную сторону по горизонтали, например углубления или расширения содержания образования.

– исходной точкой является существующая структура образования; стандарты составляются для каждого класса или ступени обучения (США). Разработка стандартов для каждого года обучения дает возможность учителям, учащимся и их родителям лучше представлять требования к учащимся; составление их для ступеней обучения дает учащимся больше свободы передвигаться по вертикали классов (лет обучения) в пределах своей ступени, позволяя, например, отстать в каком-либо предмете, а затем через какое-то время догнать остальных. При этом допускаются различия по горизонтали, т.е. на одной ступени обучения – по глубине или широте изучаемого материала.

Таким образом, обобщая изложенное следует определить, что подходы к организации системы общего образования разнятся, что обусловлено, в первую очередь, подходами к обучению, воздействием культурных, социально-экономических факторов рассмотренных стран. ГОС зарубежных стран отличается гибкостью, вариативностью программ обучения, большей индивидуализации процесса. Также оказывает влияние форма государственного устройства, исследованием установлено, что в федеративных государствах соотношение между общенациональным и региональным стандартами строится в пользу регионов.



2.3. Проблемы внедрения ГОС общего образования в Донецкой Народной Республике и пути их решения

На завершающем этапе данного исследования целесообразно определить основные проблемы внедрения ГОС в системе общего образования Донецкой Народной Республики и обозначить перспективы их модернизации в соответствии с зарубежными тенденциями.

Прежде всего необходимо заметить, что Донецкой Народной Республика объявила о своей независимости, что в своей сущности подразумевает самостоятельность. Не исключением является и система образования. Современные тенденции, которые прослеживаются в данной сфере сейчас указывают на активную интеграцию системы образования в аналогичную структуру Российской Федерации. Данный процесс способствует гармонизации законодательства и унификации подходов к образованию, а также несёт в себе ряд других преимуществ.

Однако при этом стоит отметить некоторые негативные факторы, связанные с ориентированием Донецкой Народной Республики на опыт Российской Федерации. Беря за основу стандарты и иные элементы соседнего государства система образования Донецкой Народной Республики необходимо понимать, что они не лишены изъянов, ошибок, пробелов.

К примеру, следует обратить внимание на опыт стран Запада, рассмотренный в предыдущем параграфе. Для республиканской системы общего образования могут представить интерес некоторые черты зарубежных стандартов:

– структура стандарта, заключающаяся в разделении их на две части: стандарт содержания, сформулированный в виде целей (задач) обучения для достижения определенных знаний и умений по окончании того или иного класса или ступени обучения, и стандарт достижений, или требования к достижениям, подготовке учащихся в том или ином классе, на определенной ступени или уровне обучения.

– дифференциация содержания образования на обязательные предметы и предметы, обязательные по выбору (стандарт учебного плана). Возможная дифференциация предметного стандарта по уровням (общий и повышенный уровни) с целью учета склонностей и возможностей учащихся (стандарт учебной программы). Предоставление учащимся права выбора содержания образования: выбора предметов, тем и глубины их изучения.

Основными принципами совершенствования ГОС общего образования Донецкой Народной Республики в современных условиях должны выступить:

– формирование инновационного пространства на основе образовательной и научной деятельности. Инновационный путь развития можно обеспечить, сформировав поколение людей, которые мыслят и действуют по-новому. Отсюда – большое внимание к общему развитию личности, ее коммуникативных способностей, усвоению знаний, самостоятельности в принятии решений, критичности и культуры мышления, формированию информационных и социальных навыков. Таких подходов требует главная педагогическая идея современности – образование в течение всей жизни;

– адаптация системы общего образования к нормам, стандартам и основным принципам российского и мирового пространства. При разработке ГОС общего образования и основных образовательных программ необходимо предусмотреть возможность их адаптации к требованиям российского и мирового рынка труда, улучшить образовательный менеджмент, информационную деятельность и образовательный маркетинг;

Обращая внимание на опыт России в процессе совершенствования ГОС общего образования в Донецкой Народной Республике следует учитывать инновации. Современная российская система образования в практике активно использует инновационные технологии в педагогическом процессе. Именно поэтому наиболее важным этапом совершенствования образования в России является разработка и использование федеральных образовательных стандартов, существенно меняет ситуацию в образовательных организациях, определяя точное место формам и видам использования педагогических и психологических знаний в содержании и организации образовательной среды.

В современных условиях в рамках республиканского государственного образовательного стандарта работа педагога должна быть направлена на создание психологически комфортной, здоровьесберегающей образовательной среды, на индивидуализацию образовательных маршрутов обучающихся в системе начального общего образования; особенно это относится к педагогам начального общего образования. Именно на начальном этапе обучения обучающихся младшего школьного возраста закладываются основы, формирующие у них учебные универсальные действия и учебную компетенцию.

Одной из инновационных технологий, помогающих уменьшить эмоциональное напряжение обучающихся в системе начального общего образования во время образовательного процесса, стала арттерапия. Посредством арт-терапии ребёнок, в полной мере, сможет выплеснуть все свои эмоции и переживания, развить в себе коммуникативные качества и способности, что будут способствовать лучшей адаптации в обществе [12, с. 18].

Арт-терапия проводится в различных формах. Основные из них – групповая, индивидуальная и семейная терапия, где используется два вида творчества – естественное и тематическое. Во время групповой терапия, школьники взаимно учатся друг у друга, взаимодействуют и социализируются.

В настоящее время арт-терапия отсутствует в содержании ГОС общего образования Донецкой Народной Республики. Принимая во внимание изложенное, следует определить, что в новую модель ГОС общего образования Донецкой Народной Республики целесообразно ввести, помимо профессиональной подготовки обучающихся в системе начального общего образования, необходимо включить и арт-терапию, которая может стать постоянным оздоравливающим средством и гуманизирующим фактором развития ребёнка.



Выводы к главе 2



Подводя итог необходимо сказать, что система общего образования Российской Федерации обладает практическим значением в контексте вопроса совершенствования внедрения ГОС общего образования в Донецкой Народной Республике, поскольку имеет многолетний опыт не только внедрения, но и реализации стандартов. Стандарты общего образования в Российской Федерации имеют два поколения: стандарты первого поколения, которые были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами и стандарты второго поколения. Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий. В стандарте второго поколения представлены три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ; требования к результатам освоения основных образовательных программ; требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Исследование опыта зарубежных стран в процессе формирования ГОС общего образования показало, что подходы к организации системы общего образования разнятся, что обусловлено, в первую очередь, подходами к обучению, воздействием культурных, социально-экономических факторов рассмотренных стран. ГОС зарубежных стран отличается гибкостью, вариативностью программ обучения, большей индивидуализации процесса. Также оказывает влияние форма государственного устройства, исследованием установлено, что в федеративных государствах соотношение между общенациональным и региональным стандартами строится в пользу регионов.

Вместе с этим необходимо учитывать научные исследования современности и инновационные методики построения образовательно процесса, в частности, арт-терапию, которая в настоящее время отсутствует в ГОС общего образования Донецкой Народной Республики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Формулируя итог необходимо сформировать общее заключение, характеризующее полученные результаты.

В ходе работы над теоретической частью исследования установлено, что государственный образовательный стандарт общего образования – это ведомственный правовой акт, разрабатываемый и принимаемый профильным министерством государства, полномочным осуществлять реализацию государственной политики в сфере общего образования. Данный правовой акт содержит в себе нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса. Государственный образовательный стандарт обязателен для выполнения всеми организациями подсистемы образования.

В процессе дальнейшего исследования определено, что целью ГОС общего образования является не только декларирование целей, задач и конечных результатов образовательного процесса, но также обеспечение единства образовательного пространства, преемственности основных образовательных программ системы образования и духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся. ГОС является основой для осуществления правотворческой деятельности на уровне образовательных организаций., в соответствии и на основе ГОС формируются учебные программы, организовываются работы структурных подразделений, формируется сбалансированный и эффективный учебный процесс. ГОС общего образования выполняет регулирующую, организационную, информативную функции.

Исследовано, что в пределах юрисдикции Донецкой Народной Республики данная система регламентируется Конституцией Донецкой Народной Республики, Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», а также подзаконными нормативными актами Главы Донецкой Народной Республики, ведомственными инструкциями, положениями, приказами. В системе общего образования Донецкой Народной Республики приняты и действуют ГОС начального общего, основного общего образования и среднего общего образования. На основе стандартов образовательные учреждения системы общего образования разрабатывают и утверждают локальные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность в рамках учебного заведения.

В ходе второй части исследования было установлено, что система общего образования Российской Федерации обладает практическим значением в контексте вопроса совершенствования внедрения ГОС общего образования в Донецкой Народной Республике, поскольку имеет многолетний опыт не только внедрения, но и реализации стандартов. Стандарты общего образования в Российской Федерации имеют два поколения: стандарты первого поколения, которые были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами и стандарты второго поколения. Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий. В стандарте второго поколения представлены три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ; требования к результатам освоения основных образовательных программ; требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Исследование опыта зарубежных стран в процессе формирования ГОС общего образования показало, что подходы к организации системы общего образования разнятся, что обусловлено, в первую очередь, подходами к обучению, воздействием культурных, социально-экономических факторов рассмотренных стран. ГОС зарубежных стран отличается гибкостью, вариативностью программ обучения, большей индивидуализации процесса. Также оказывает влияние форма государственного устройства, исследованием установлено, что в федеративных государствах соотношение между общенациональным и региональным стандартами строится в пользу регионов.

Необходимо учитывать научные исследования современности и инновационные методики построения образовательно процесса, в частности, арт-терапию, которая в настоящее время отсутствует в ГОС общего образования Донецкой Народной Республики.

Завершая исследование следует акцентировать внимание на том, что проведённая работа не претендует на полноту и всестороннее рассмотрение аспектов ГОС общего образования. В рамках работы рассмотрена лишь теоретическая сторона, в то время для полноценного научного исследования требуется более детальное и подробное изучение вопроса. Перспективным направлением дальнейших работ, связанных с внедрением ГОС общего образования видятся: применение инновационных технологий при формировании и внедрении ГОС общего образования.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Донецкой Народной Республики: принята Постановлением Верховного Совета ДНР № 1 от 14.05.2014 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dnrsovet.su/konstitutsiya/- дата обращения 26.08.2021

  2. Об образовании: Закон Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 №55-IHC [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/ - дата обращения 26.08.2021

  3. Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №120нп от 07.08.2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1BICasEoCNynktccjhKZis3y_yMBdddg8/view - дата обращения 26.08.2021

  4. Об утверждении Государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №119нп от 07.08.2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1bUvyGwDwD4DebggbpNcSUZs_NMZAKXZx/view- дата обращения 26.08.2021

  5. Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №121нп от 07.08.2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1YPYNnVQkCxy1wwyM-uI_ccCWgk9OP1Cf/view- дата обращения 26.08.2021

  6. Положение о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики: утверждено Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 г. №13-43 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0003-13-43-20150722/ - дата обращения 26.08.2021

  7. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: Приказ Минобразования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/6150599/#block_901- дата обращения 26.08.2021

  8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/6150599/#block_901- дата обращения 26.08.2021

  9. Балко, Е.В. К вопросу формирования Концепции непрерывного педагогического образования в условиях модернизации системы образования в Донецкой Народной Республике / Е.В. Балко // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. – №1. – С.156-159

  10. Васильев, В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев. – М.: ДиС, 2014. – 352 c.

  11. Воскресенская, Н.М. Опыт разработки стандартов образования в зарубежных странах / Н.М. Воскресенская // Вопросы образования. – 2004. – №3. – С. 143-161.

  12. Гурий, П.С. Механизмы управления образовательными организациями в Донецкой Народной Республике / П. С. Гурий, Е. И. Барышникова // Менеджер. – 2019. – № 2(88). – С. 18-25.

  13. Губий, Я. Е. К вопросу об арт-терапии как инновационном методе работы в педагогике начального общего образования / Я. Е. Губий // Лучшая студенческая статья 2021: Сборник статей XXXVII Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 25 мая 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 200-202.

  14. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : избр. ст. / В.И. Даль ; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - М.: Олма-Пресс : Крас. пролетарий, 2004. - 700 с.

  15. Захаров, Н.И. Государственное и муниципальное управление: Учебник / Н.И. Захаров, В.Д. Попов, В.А. Есин, Ю.Ю. Шитова. – М.: Инфра-М, 2016. – 158 c.

  16. Ивлев, В.И. Стандарты общего образования: проблемы и возможности / В. И. Ивлев, С. В. Сырцова // Интеграция образования. – 2012. – № 4(69). – С. 23-27.

  17. Каспржак, А.Г, Стандарт образования: история разработки и итоги / А.Г. Каспржак // Вопросы образования. – 2004. – №3 – С. 24-43

  18. Кондратьев С.С. Инновации в современном образовании /
    С. С. Кондратьев. Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 4 (346). – С. 346-347

  19. Купряшин, Г.Л. Теория и механизмы современного государственного управления: учебное пособие / Г.Л. Купряшин,
    А.И. Соловьев; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. гос. упр. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2012. – 642 с.

  20. Логвина, Л.П. Самоуправление педагогического коллектива - тактическая стратегия для реализации исследовательской деятельности при внедрении государственных образовательных стандартов / Л. П. Логвина,
    Т. П. Вакуленко, Н. А. Горлатых // Научные исследования: Ключевые проблемы инновационной деятельности в системе образования Донецкой народной Республики: материалы электронной научно-практической конференцииь– Донецк: Истоки, 2017. – С. 75-81.

  21. Малышева М.А. Теория и методы современного государственного управления: учебно-методическое пособие / М.А. Малышева. – СПб.: НИУ ВШЭ, 2018. – 280 с.

  22. Новоселова С.Ю. Качество образования как важнейший приоритет в развитии управления общеобразовательными учреждениями и организациями / С.Ю. Новоселова // Информатика и образование. – 2016. – №11. – С. 87-90.

  23. Отчеты Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mondnr.ru/deyatelnost/plany-i-otchjoty/category/39-otchet.

  24. Оганесян, Т.Л. Основные направления развития системы управления образованием / Т.Л. Оганесян // Вестник Академии знаний. 2017. – № 21 (2). – С. 39-43.

  25. Омельянович Л.А. Реформирование системы высшего образования Донецкой Народной Республики / Л.А. Омельянович Россия: тенденции и перспективы развития. – 2021. – №16-1 – С. 826-830

  26. Пуденко Т.И. Методологические и теоретические основания управления устойчивым развитием территориальных систем образования / Теоретико-методологические основы проектирования современной системы управления образованием: сб. науч. трудов / ФГНУ «Институт управления образованием» РАО. – М.; СПб.: Нестор-История, 2013. – 321 с.

  27. Перминова, Л.М. ФГОС общего образования: декларации и реализация / Л. М. Перминова, Н. А. Шарай, Л. Н. Николаева // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 2(29). – С. 128-140.

  28. Сергеева, И.Г. Разработка модели управления качеством образования / И.Г. Сергеева, Н.О. Абдураимова, А.И. Репкин // Modern Economy Success. – 2020. – № 3. – С. 31-35.

  29. Соколова, Е. В. Модернизация российской системы образования в современных условиях развития общества / Е. В. Соколова // Дельта науки. 2020. № 1. – С. 82-84.

  30. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 7-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 61 с.

  31. Шаповалова, Е.И. Реформирование образования: инновационная составляющая / Е. И. Шаповалова // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 21 (103) – С. 63-66.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!