Модуль «Производство и технологии»
Разработка и методический анализ практической работы в рамках модуля «Производство и технологии», 5 класс, «Выбор материалов на основе анализа его свойства»
Цель: разработать содержание и критерии оценки практической работы по инвариантным модулям учебного предмета «Труд (технология)».
Задание:
1) Выберите тему практической работы в ФРП ООО по модулю «Производство и технологии», 5 класс.
2) Определите предметные образовательные результаты практической работы.
3) Разработайте практическую работу в предлагаемом шаблоне.
4) Разработайте критерии оценки результатов практической работы в предлагаемом шаблоне.
Методическая разработка практической работы
по теме «__«Выбор материалов на основе анализа его свойства»
Задание 1. Определите предметные образовательные результаты практической работы.
- Чему необходимо научить учеников?
- Какие предметные результаты планируете достичь?
- Какие термины, понятия, приемы работы, технологические операции школьникам нужно запомнить и верно называть?
- Чему школьники научатся в ходе выполнения практической работы?
Планируемые предметные результаты
Базовый уровень
В результате выполнения практической работы обучающиеся
Впишите предметные результаты, соответствующие изучаемой технологии
узнают: …
(термины, понятия, названия инструментов, приемов работы, трудовых операций и др.) Узнают понятие «материалы», «сырье»; «производство», «техника», «технология»; изучать классификацию материалов, смогут различать их виды; – анализировать и сравнивать свойства материалов.
научатся: …
(выполнять трудовые операции, использовать инструменты, приспособления и др.) Изучат классификацию материалов
смогут объяснять/характеризовать: …
(порядок технологических операций, этапы выполнения работы и др.) Смогут различать их виды
смогут самостоятельно выполнить/сделать: …
(- аналогичное изделие, соблюдая технологическую последовательность;
- другое изделие, перенеся знания изученной технологии на другие объекты) Анализировать и сравнивать свойства материалов.
Задание 2. Разработайте практическую работу в предлагаемом шаблоне.
Определите:
- Какова цель выполнения работы для ученика? Чему он научится?
- Какие материалы и инструменты потребуются для выполнения работы?
- Какое задание, этапы работы должен выполнить обучающийся, чтобы освоить необходимые операции?
- Сформулируйте пример вывода, который должны сделать обучающиеся по итогам выполнения практической работы.
Практическая работа «_«__«Выбор материалов на основе анализа его свойства _»
Цель: _Выберите проект (например, изготовление игрушки, постройка макета здания и т.д.). 1) сначала определяем требования к материалу для задачи, 2) затем проводим анализ свойств различных материалов и 3) выбираем наиболее подходящий
_______________________________________________________
_______________________________________________________________
Оборудование и материалы: _Образцы материалов, компьютер, проектор.______________
_______________________________________________________________
Задание:
1. Выберите четыре материала для изготовления деталей проекта: железо, дерево, пластмасса и бумага.
2. Определите критерии выбора материала для данного проекта (например, прочность, влагостойкость, эстетический вид и т.д.).
3. Разделите каждый критерий на подкритерии и определите их важность.
4. Проведите попарное сравнение материалов по каждому подкритерию и оцените каждый материал по шкале от 1 до 10.
5. Сделайте выводы о том, какой материал наиболее подходит для вашего проекта на основе полученных результатов.
Анализ свойств материалов для изготовления проекта
Требование к материалу. Список критериев и подкритериев: Железо Дерево Пластмасс Бумага
Прочность:
- Механическая прочность
- Устойчивость к деформации
Влагостойкость:
- Устойчивость к влаге
- Устойчивость к воздействию воды
Эстетический вид:
- Цветовые характеристики
- Фактура поверхности
- Термическая стабильность:
- Устойчивость к высоким температурам
- Устойчивость к низким температурам
Плотность:
- Плотность материала
- Вес деталей проекта
Цветовые характеристики:
- Наличие необходимого цвета
- Сочетаемость цветов с другими материалами
Технологическая карта
Последовательность технологических операций Материалы, инструменты
1. Выбрать продукт производства. Образцы материалов
2. Определить список материалов и сырья входящих в состав продукта. Лист бумаги, ручка
3. Найти и проанализировать информацию об этих свойствах выбранных материалов и сырья. Интернет, компьютер.
4. Описать основные свойства каждого материала и сырья, такие как прочность, устойчивость к температуре, влаге, воздействию химических веществ и др. Лист бумаги, ручка, вода, свеча или спиртовка, спички.
5. Рассмотреть примеры применения каждого материала и сырья в различных отраслях промышленности и производстве. Интернет, компьютер.
6. Сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого материала и сырья с точки зрения его свойств и применения. Лист бумаги, ручка.
7. Рассказать о проделанной работе и представить его на обсуждение. Подготовить сообщение.
Оцените качество выполненной работы по карте контроля
Карта контроля выполненной работы
Технологическая операция Критерий оценки Балл
1. Выбрать продукт производства. С точки зрения практичности 0,5
2. Определить список материалов и сырья входящих в состав продукта. Полный список
Не полный 0,5
3. Найти и проанализировать информацию об этих свойствах выбранных материалов и сырья. Обьемно, кратко.
4. Описать основные свойства каждого материала и сырья, такие как прочность, устойчивость к температуре, влаге, воздействию химических веществ и др. Все описаны свойства каждого материала или частично. 1
5. Рассмотреть примеры применения каждого материала и сырья в различных отраслях промышленности и производстве. Приведены примеры применения каждого материала в разных отраслях промышленности. 1
6. Сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого материала и сырья с точки зрения его свойств и применения.
По каждому материалу сделаны выводы о преимуществах и недостатках. 1
7. Рассказать о проделанной работе и представить его на обсуждение. Составлен рассказ о проделанной работе. 1
Итого: 5
Сделайте вывод по результатам практической работы:
ВЫВОД: Дерево имеет высокие показатели прочности и влагостойкости, а также выгодно выделяется эстетическим видом. Пластмасса также имеет высокие показатели, но несколько уступает дереву по эстетическим характеристикам. Железо также имеет высокие показатели, но его использование может затрудниться из-за его тяжести. Бумага подходит только для некоторых проектов из-за низких показателей прочности ( быстро сгорает) и влагостойкости. Выбор материала является очень важным этапом в процессе создания любого изделия. Правильный выбор материала может существенно повлиять на качество и долговечность конечного продукта. Поэтому необходимо учитывать все факторы при выборе материала и проводить анализ свойств для принятия обоснованного решения.
Задание 3. Критерии оценки результатов практической работы .
Критерии оценки
Оценка процесса Баллы Оценка
1 Соблюдение техники безопасности, правил безопасного труда Выполняется - 1
Не выполняется - 0
2 Соблюдение дисциплины, правил делового общения Выполняется - 1
Не выполняется - 0
3 Соблюдение культуры труда на рабочем месте (организация рабочего места) Выполняется - 1
Не выполняется - 0
4 Соблюдение/качество выполнения технологических операций Выполняется полностью верно - 1
Выполняется верно, но с нарушением отдельных технологических приемов и правил - 0,5
Нарушена технология, выполнение технологической операции: изделие изготовить/завершить невозможно (брак) - 0
5 Соблюдение последовательности этапов сборки конструкции/изделия.
В однодетальных изделиях критерий не применяется Соблюдены все этапы, сборка завершена – 1
Последовательность нарушена – 0
Итого 5
Оценка результата
Умение правильно подобрать материалы 1
Умение работать в группе 1
Умение применять полученные знания 1
Умение аккуратно оформить работу 1
Умение работать в группе 1
Итого 5