СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка и презентация к уроку по литературному чтению в 4 классе (УМК "Школа России") Г.Х. Андерсен "Русалочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к урокам по изучению сказки Г.Х.Андерсена "Русалочка". Разработка урока + презентация.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по сказке»

Тема: Любовь и доброта в сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка».

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС.

Реализация задач духовно-нравственного воспитания особенно актуальна на уроках литературного чтения. Где как ни здесь можно формировать такие духовные качества личности, как вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.

Тема любви и жертвенности, принесения себя в жертву во имя любви звучат в сказке «Русалочка» Г.Х.Андерсена в раздела «Зарубежная литература». Хотя сказка написана датским сказочником, отношения между людьми разных национальностей схожи, ценности едины, есть то общее, что объединяет все народы мира, - это любовь к ближнему, стремление прийти на помощь в трудной ситуации, принести себя в жертву, если это необходимо. Хотя сказка немного грустная, - но звучит она жизнеутверждающе: любовь есть! В контексте изучения сказки мы размышляем над вопросами: нужны ли грустные сказки? Что они несут каждому из нас? Чему учат?

Просмотр содержимого документа
«план»

  1. Тема урок: Г. Х. Андерсен «Русалочка».

I.Организационный момент:

- Прозвенел сейчас звонок, начинаем наш урок. Урок чтения предлагаю начать с игры «Эрудит». Назовите недостающие слова в названиях произведений.

(слайд 2)

Пастушка и (трубочист)

(Принцесса) на горошине

(Гадкий) утенок

Дикие (лебеди)

Оле (Лукойе)

(Сундук) самолет

(Снежная) королева

- Молодцы!

- Почему эти произведения оказались в одном списке? (Дети: Это сказки Х.К.Андерсена)

- Какие сказки Андерсена знаете еще?

(слайд №3. портрет автора)

Расскажите, что узнали о жизни и творчестве автора. (дети рассказывают то, что запомнили из предыдущих уроков)


II.Проверка домашнего задания:

- Какое произведение Андерсена мы изучаем?

- Ребята, прежде чем приступим к изучению новой темы, проверим насколько внимательно вы читали сказку (слайды №4, 5, 7)

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу. Оцените.

- Домашняя работа была иллюстрирование сказки. В группах выберите лучшую иллюстрацию, прикрепите к доске.

- Восстановите последовательность иллюстраций.


III. Постановка цели урока:

- Откройте план изучения произведения. Какие пункты мы изучили?

- Какие пункты осталось изучить? (рассмотреть образ русалочки, определить главную мысль сказки)

- А ещё, хочу обратить ваше внимание на такие слова:«Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется, человеческая душа стала бы беднее и суше». Юрий Нагибин

- В конце урока мы вернемся к этим словам, и вы мне скажете, согласны ли вы с этим высказыванием.

- Кто является главными героем сказки? (Русалочка)

- На какие две вехи можно разделить жизнь Русалочки? (подводный мир и земной мир)

- А сейчас поработаем в группах:

1группа: Внешний вид Русалочки.

2группа: Характер и поступки.( Героиня увидела и полюбила прекрасного принца, она решила прожить короткую человеческую жизнь (русалки живут триста лет), чтобы потом обрести бессмертную душу (русалки, умирая, превращаются в морскую пену). Ей удалось, заплатив непомерно высокую цену морской ведьме, оказаться среди людей. Она лишилась своего волшебного голоса, а каждый шаг ее прелестных ножек, выросших на месте хвоста, причинял ей острую боль. Но главным условием достижения бессмертия была любовь принца. Когда же он полюбил и женился на другой, Р. погибла. Она не использовала единственный шанс для своего спасения: пронзив сердце принца, можно было, окропив ножки его кровью, снова стать русалкой. Конечно, Р. пощадила любимого и умерла сама.)

3группа: жизнь в подводном мире и отношения с родственниками.( Жила с отцом, бабушкой, сёстрами, принцессами. Самая младшая из сестёр , милее всех.)



4группа: жизнь в земном мире и отношения с людьми.( Полюбила принца больше , чем отца и мать. Пела лучше всех. Пошла бы на всё – только бы быть с принцем. Отдала свой чудный голос, стала немая. Терпеливо переносила боль. Стала первой красавицей при дворе. Не смогла убить принца.

5группа: отношение автора к героине.(назвав сказку «Русалочка», а не русалка сразу подталкивает читателей полюбить её.


Физкультминутка:


VI.Закрепление прочитанного:

- Составьте синквейн о главной героине сказки – 1, 3 группы.

- Об авторе 2, 4, 5 группы.

- На партах у вас лестница знаний поставьте каждого члена группы на ту ступень, по степени его работы в группе.

-Какой же главный смысл сказки? (Ответы. Если по-настоящему любишь, то никогда не сможешь причинить боль любимому человеку. Это сказка не только о любви двух людей, но и родственной любви.)

-  Какие нравственные уроки мы можем вынести из него? (Ответы.Нельзя причинять боль другим, нужно бережно относится к родным;  если любишь, не нужно ничего бояться.)

- Вернёмся к строчкам: «Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется, человеческая душа стала бы беднее и суше». Юрий Нагибин.

- Кто попробует объяснить смысл этих строк?


VII.Итог урока. Рефлексия.

- Ответьте на вопросы викторины. Положительные ответы поставьте +, отрицательный -.


Просмотр содержимого презентации
«мой»

Литературное чтение 4 класс

Литературное чтение

4 класс

    

 

 

02.04.1805 – 04.08.1875

02.04.1805 – 04.08.1875

Тест. Кто живёт в далеком в море?  а) подводный народ б) чудовища в) ведьмы г) приведения 2. Какое сооружение стоит в самом глубоком месте?  а) замок морской ведьмы  б) дворец подводной феи  в) подводный город  г) дворец морского царя 3. Сколько дочерей было у морского царя?   а) пять  б) шесть  в) семь  г) восемь

Тест.

  • Кто живёт в далеком в море?
  • а) подводный народ
  • б) чудовища
  • в) ведьмы
  • г) приведения

2. Какое сооружение стоит в самом глубоком месте?

  • а) замок морской ведьмы

б) дворец подводной феи

в) подводный город

г) дворец морского царя

3. Сколько дочерей было у морского царя?

а) пять

б) шесть

в) семь

г) восемь

4. Сколько лет должно исполниться русалочке, чтобы ей разрешили всплывать на поверхность?   а) десять  б) пятнадцать  в) шестнадцать  г) восемнадцать 5. Что увидела русалочка, когда поднялась на поверхность первый раз?   а) чудесный остров  б) трёхмачтовый корабль  в) монастырь  г) дворец принца 6. Что случилось с кораблём принца?   а) сел на мель  б) захватили пираты  в) утонул  г) причалил к берегу 7. Что морская ведьма потребовала в уплату за свой напиток?  а) сердце  б) слух  в) голос  г) смех

4. Сколько лет должно исполниться русалочке, чтобы ей разрешили всплывать на поверхность?

а) десять

б) пятнадцать

в) шестнадцать

г) восемнадцать

5. Что увидела русалочка, когда поднялась на поверхность первый раз?

а) чудесный остров

б) трёхмачтовый корабль

в) монастырь

г) дворец принца

6. Что случилось с кораблём принца?

а) сел на мель

б) захватили пираты

в) утонул

г) причалил к берегу

7. Что морская ведьма потребовала в уплату за свой напиток?

а) сердце

б) слух

в) голос

г) смех

8. Как принц называл русалочку?  а) красивый найдёныш с говорящими глазами б) немой найдёныш с говорящими глазами в) немой найдёныш с грустными глазами г) красивый найдёныш с грустными глазами 9. Что сделали сёстры русалочки, чтобы спасти её?  а) отдали свои волосы б) отдали свои голоса в) отдали свои хвосты г) отдали свои зубы 10. Что произошло с русалочкой?  а) утонула б) превратилась в скалу в) стала дочерью воздуха г) превратилась в пену

8. Как принц называл русалочку?

а) красивый найдёныш с говорящими глазами

б) немой найдёныш с говорящими глазами

в) немой найдёныш с грустными глазами

г) красивый найдёныш с грустными глазами

9. Что сделали сёстры русалочки, чтобы спасти её?

а) отдали свои волосы

б) отдали свои голоса

в) отдали свои хвосты

г) отдали свои зубы

10. Что произошло с русалочкой?

а) утонула

б) превратилась в скалу

в) стала дочерью воздуха

г) превратилась в пену

1 а Критерии оценки: 2 г правильно 3 б 9-10 – отлично 4 б 7–8 – хорошо 5 б 5-6 – плохо 6 в 7 в 8 б 9 а 10 в
  • 1 а Критерии оценки:
  • 2 г правильно
  • 3 б 9-10 – отлично
  • 4 б 7–8 – хорошо
  • 5 б 5-6 – плохо
  • 6 в
  • 7 в
  • 8 б
  • 9 а
  • 10 в
-определить главную мысль сказки. « Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется, человеческая душа стала бы беднее и суше». Юрий Нагибин

-определить главную мысль сказки.

  • « Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется, человеческая душа стала бы беднее и суше».

Юрий Нагибин

1группа:  2группа:  3группа: 4группа 5группа: 6группа:
  • 1группа:
  • 2группа:
  • 3группа:
  • 4группа
  • 5группа:
  • 6группа:
Синквейн  1,3,6 группы- Русалочка  2,4,6 группы- автор 1 слово  – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова  Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова  Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова  Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово  Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Синквейн 1,3,6 группы- Русалочка 2,4,6 группы- автор

1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)

3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)

4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

    «Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется, человеческая душа стала бы беднее и суше».

    «Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется, человеческая душа стала бы беднее и суше».

    1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я   3.Урок для меня показался  4.За урок я   5.Мое настроение   6.Материал урока мне был активно / пассивно   доволен / не доволен   коротким / длинным   не устал / устал   стало лучше / стало хуже   понятен / не понятен интересен / скучен

    1.На уроке я работал

    2.Своей работой на уроке я

    3.Урок для меня показался

    4.За урок я

    5.Мое настроение

    6.Материал урока мне был

    активно / пассивно

    доволен / не доволен

    коротким / длинным

    не устал / устал

    стало лучше / стало хуже

    понятен / не понятен

    интересен / скучен


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

    Поделитесь с друзьями
    ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс