Тема урок: Г. Х. Андерсен «Русалочка».
I.Организационный момент:
- Прозвенел сейчас звонок, начинаем наш урок. Урок чтения предлагаю начать с игры «Эрудит». Назовите недостающие слова в названиях произведений.
(слайд 2)
Пастушка и (трубочист)
(Принцесса) на горошине
(Гадкий) утенок
Дикие (лебеди)
Оле (Лукойе)
(Сундук) самолет
(Снежная) королева
- Молодцы!
- Почему эти произведения оказались в одном списке? (Дети: Это сказки Х.К.Андерсена)
- Какие сказки Андерсена знаете еще?
(слайд №3. портрет автора)
Расскажите, что узнали о жизни и творчестве автора. (дети рассказывают то, что запомнили из предыдущих уроков)
II.Проверка домашнего задания:
- Какое произведение Андерсена мы изучаем?
- Ребята, прежде чем приступим к изучению новой темы, проверим насколько внимательно вы читали сказку (слайды №4, 5, 7)
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу. Оцените.
- Домашняя работа была иллюстрирование сказки. В группах выберите лучшую иллюстрацию, прикрепите к доске.
- Восстановите последовательность иллюстраций.
III. Постановка цели урока:
- Откройте план изучения произведения. Какие пункты мы изучили?
- Какие пункты осталось изучить? (рассмотреть образ русалочки, определить главную мысль сказки)
- А ещё, хочу обратить ваше внимание на такие слова:«Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется, человеческая душа стала бы беднее и суше». Юрий Нагибин
- В конце урока мы вернемся к этим словам, и вы мне скажете, согласны ли вы с этим высказыванием.
- Кто является главными героем сказки? (Русалочка)
- На какие две вехи можно разделить жизнь Русалочки? (подводный мир и земной мир)
- А сейчас поработаем в группах:
1группа: Внешний вид Русалочки.
2группа: Характер и поступки.( Героиня увидела и полюбила прекрасного принца, она решила прожить короткую человеческую жизнь (русалки живут триста лет), чтобы потом обрести бессмертную душу (русалки, умирая, превращаются в морскую пену). Ей удалось, заплатив непомерно высокую цену морской ведьме, оказаться среди людей. Она лишилась своего волшебного голоса, а каждый шаг ее прелестных ножек, выросших на месте хвоста, причинял ей острую боль. Но главным условием достижения бессмертия была любовь принца. Когда же он полюбил и женился на другой, Р. погибла. Она не использовала единственный шанс для своего спасения: пронзив сердце принца, можно было, окропив ножки его кровью, снова стать русалкой. Конечно, Р. пощадила любимого и умерла сама.)
3группа: жизнь в подводном мире и отношения с родственниками.( Жила с отцом, бабушкой, сёстрами, принцессами. Самая младшая из сестёр , милее всех.)
4группа: жизнь в земном мире и отношения с людьми.( Полюбила принца больше , чем отца и мать. Пела лучше всех. Пошла бы на всё – только бы быть с принцем. Отдала свой чудный голос, стала немая. Терпеливо переносила боль. Стала первой красавицей при дворе. Не смогла убить принца.
5группа: отношение автора к героине.(назвав сказку «Русалочка», а не русалка сразу подталкивает читателей полюбить её.
Физкультминутка:
VI.Закрепление прочитанного:
- Составьте синквейн о главной героине сказки – 1, 3 группы.
- Об авторе 2, 4, 5 группы.
- На партах у вас лестница знаний поставьте каждого члена группы на ту ступень, по степени его работы в группе.
-Какой же главный смысл сказки? (Ответы. Если по-настоящему любишь, то никогда не сможешь причинить боль любимому человеку. Это сказка не только о любви двух людей, но и родственной любви.)
- Какие нравственные уроки мы можем вынести из него? (Ответы.Нельзя причинять боль другим, нужно бережно относится к родным; если любишь, не нужно ничего бояться.)
- Вернёмся к строчкам: «Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется, человеческая душа стала бы беднее и суше». Юрий Нагибин.
- Кто попробует объяснить смысл этих строк?
VII.Итог урока. Рефлексия.
- Ответьте на вопросы викторины. Положительные ответы поставьте +, отрицательный -.