Разработка и реализация адаптированных образовательных программ для обучающихся с ТНР в условиях дошкольного и основного общего образования
Учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад № 45 «Октябрёнок»
Жукова Марина Николаевна
План
- Основные определения по теме
- Нормативно-правовая база
- Статус ОВЗ
- Сходства и различия АОП и АООП
- Роль консилиума в разработке АООП и АОП
- Структура и наполняемость АОП
- Реализация АОП
- Методическое руководство по составлению АОП для ДОО и АОП для НОО
- Источники
Основные определения
по теме
Адаптированная образовательная программа (АОП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создании специальных условий.
Тяжелые нарушения речи ( ТНР ) - это стойкие специфические отклонения формирования компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи , фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.)
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
- ФГОС НОО – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- НОО – начальное общее образование;
- ООО – основное общее образование;
- СОО – среднее общее образование
- ФГОС –федеральный государственный образовательный стандарт (для обучающихся с умственной отсталостью)
- ОО – образовательная организация
- ООП – основная образовательная программа;
- АОП – адаптированная общеобразовательная программа;
- АООП – адаптированная основная общеобразовательная программа;
- ПАООП – примерная адаптированная основная общеобразовательная программа;
- АООП НОО – адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования;
- СИПР – специальная индивидуальная программа развития
- СИОП - специальная индивидуальная образовательная программа
- ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия
- ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум
- ИПРИ - индивидуальная программа реабилитации инвалида
- БУД – базовые учебные действия.
- УУД - универсальные учебные действия.
- ОВЗ – ограниченные возможности здоровья
- ЗПР – задержка психического развития.
- РАС – расстройства аутистического спектра.
- НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата.
- ТНР – тяжелые нарушения речи
- ТМНР – тяжелые и множественные нарушения развития.
- ИОП - индивидуальная образовательная программа
- ИОМ - индивидуальный образовательный маршрут
Нормативно-правовая база
Нормативно-правовые документы:
- Документы, регламентирующие деятельность учителя-логопеда как педагогического работника.
- Документы, регламентирующие собственно профессиональную деятельность учителя-логопеда как сотрудника учреждения.
Уровни нормативно-правового обеспечения специального образования и психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образовательного пространства
)
Международный уровень. Международные нормативно-правовые акты
Федеральный уровень. Законодательно-правовые акты Российской Федерации
Региональный уровень. Законодательно-правовые документы региона (области)
Муниципальный уровень. Нормативно-правовые акты города
Локальные акты образовательной организации
- Конвенция о правах ребёнка , принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г., ратифицированная Верховным советом СССР 13.06.1990 г.
- Конституция РФ
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации "
- Федеральный закон " Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) ". Принят Государственной Думой 2 июня 1999 г. (Постановление ГД ФС РФ от 02.06.1999 №4019-II ГД).
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования " (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
- Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 №03-51-5 ин/23-03 " Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях ".
- Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2015 г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 " Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций ". (действует до 31.12.2027года)
Документы, регламентирующие собственно профессиональную деятельность учителя-логопеда как сотрудника учреждения
- Распоряжение № Р-75 от 6 августа 2020 г. «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
- Положение об оказании логопедической помощи в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования ( в МБОУ СШ)
- Должностная инструкция учителя-логопеда
- Распоряжение от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
- Положение о ППк в МБДОУ; в МБОУ СШ
Нормативно-правовое обеспечение
- Внесение изменений в Устав пунктов по организации работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
- Инструктаж сотрудников по работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами при приёме на работу.
- Образовательная программа, включающая коррекционно-развивающий раздел.
- АОП на ребёнка с ОВЗ.
- Приказ о создании ППк
- Положение о ППк.
Статус ОВЗ
- Дети с ОВЗ –это те дети, которые прошли ПМПК и получили статус ОВЗ
- У этих детей есть протокол ПМПК о присвоении статуса ОВЗ и рекомендации по какой программе работать и с какими специалистами
- Если ребенок с инвалидностью и нет статуса ОВЗ - АОП не разрабатывается
- АООП надо, но если сад общеразвивающего вида, то АОП на каждого ребенка с ОВЗ пишется
Для обучающихся с ОВЗ необходимо :
- Личное дело
- Согласие родителей (законных представителей) на составление АОП
- Копия протокола ПМПК
- АОП
- ИОМ
Отдельно:
- Журнал учета заключений ПМПК
- Журнал учета личных дел на обучающихся с ОВЗ
- Аналитическая справка педагогического мониторинга по освоению АОП обучающегося с ОВЗ
Сходства и различия АОП и АООП
АООП
АОП
Разрабатывается на уровень образования — дошкольное образование
Разрабатывается на 1 учебный год
Разрабатывается на группу детей определённой нозологии.
Разрабатывается под определённые потребности конкретного ребёнка, которые не могут быть удовлетворены в рамках реализации образовательной программы образовательной Организации (например, потребности ребёнка с умственной отсталостью в общеразвивающей группе ).
Реализуется в группах компенсирующей и комбинированной направленности
Реализуется в условиях инклюзии
Роль консилиума
в разработке АООП И АОП
- Распоряжение от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
- Положение о ППк (ДОО или ОО)
- Приказ директора школы (заведующего сада) на начало учебного года об утверждении состава ППк
- План работы ППк на текущий учебный год
Психолого-педагогический консилиум (ППк)
- Положение о ППк
- Журнал учета заседаний ППк
- Согласие родителей (законных представителей) обучающегося на проведение псисхолого-педагогического обследования специалистами ППк
- Коллегиальное заключение ППк
- Журнал регистрации коллегиальных заключений ППк
- Протоколы заседаний ППк
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Психолого-педагогический консилиум
Адаптированная образовательная программа
Индивидуальный образовательный маршрут
ППк может разрабатывать АООП, АОП, а ПМПК дает рекомендации для разработки АООП и присваивает обучающемуся статус ОВЗ
Структура и наполняемость АОП
Примерная структура АОП
Целевой раздел. Данный раздел включает в себя:
Пояснительную записку, которая включает: цели и задачи, принципы построения программы.
Значимые для разработки и реализации программы характеристики. Сюда мы включаем: общие сведения о ребёнке и его семье, данные о прохождении ПМПК, психолого-педагогическую характеристику ребёнка, специальные условия получения образования.
Планируемые результаты реализации программы.
Содержательный раздел . Он включает в себя:
Диагностический компонент.
Воспитательный компонент.
Коррекционно-развивающий компонент.
Образовательный компонент.
Организацию работы с родителями в рамках программы.
Организационный раздел включает в себя:
Индивидуальный учебный план.
Расписание образовательной деятельности.
Кадровое обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение программы.
Учебно-методическое обеспечение программы.
СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Компонентный состав структуры АОП для обучающегося с ОВЗ:
2.2.1. Титульный лист;
2.2.2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период.
В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена АОП, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
2.2.3. Содержание программы. Компонент структуры АОП, раскрывающий ее содержание по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися АОП
образовательный компонент АОП раскрывается содержание образования по годам обучения, ожидаемые результаты предметных достижений, формы оценивания предметных достижений обучающихся с ОВЗ;
коррекционный компонент, излагает направления коррекционной работы с обучающимся (обучающимися), ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке должна быть предусмотрена деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога.
воспитательный компонент содержит описание приемов, методов и форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время.
2.2.4. Основные требования к результатам реализации АОП.
В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации Программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания Программы в рамках обозначенных выше компонентов.
2.2.5. Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.
Компонентный состав структуры АОП
№
1.
Структурные единицы АОП
Их характеристика
Титульный лист АОП
Наименование образовательного учреждения
Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения)
Гриф утверждения программы директором образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа)
Название адаптированной образовательной программы без указания категории лиц с ОВЗ.
ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу (возможно указание стажа работы, категории)
Параллель/класс, в которых изучается Программа.
Эксперт (по решению педагога или руководства ОУ)
2.
Пояснительная записка АОП
Год составления программы
Название, автор и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой составлена Адаптированная образовательная программа.
Цель и задачи АОП.
[2] Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП. Если педагогу известно об индивидуальных особенностях конкретного учащего/учащихся, то это также указывается.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП.
Количество учебных часов, на которое рассчитана АОП.
Характерные для АОП формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ
Специфические для АОП формы контроля освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового)
3.
Содержание АОП
4.
Содержание раскрывается по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный.
Основные требования к результатам реализации АОП
Содержание каждого блока ориентировано на ФГОС основного общего образования, проектируется с учетом развития предметных, метапредметных и личностных умений обучающихся с ОВЗ.
Система контрольно- измерительных материалов
ПрПредметный результат: «Ученик научится» (обязательный миминимум содержания) «Ученик получит возможность» (мамаксимальный объем содержания учебного курса)
ТесТекстовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ.
5.
Личностный результат.
Система контрольно-измерительных материалов АОП
Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ.
Аналитическая справка педагогического мониторинга по освоению АОП обучающегося с ОВЗ
!!!
Реализация АОП
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
3.2. При реализация АОП необходимо создавать условия:
учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);
реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами;
предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;
привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
3.3. К реализации АОП в образовательной организации должны быть привлечены тьюторы, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи.
Специальные образовательные условия
- Организационное обеспечение
- Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение
- Организационно-педагогические условия
- Психолого-педагогическое сопровождение
- Кадровое обеспечение
Методическое руководство по составлению АОП для ДОО и АОП для НОО
Примерная АОП на обучающегося с ТНР (ДОО)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № ___________________»
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для воспитанницы с ОВЗ
Ивановой Инны Ивановны
на 2021-2022 учебный год
Составители: ___________
Смоленск, 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.2. Планируемые результаты
1.2.1. Целевые ориентиры дошкольного возраста
1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
2.2.1. Социально-коммуникативное развитие
2.2.2. Познавательное развитие
2.2.3. Речевое развитие
2.2.4. Художественно-эстетическое развитие
2.2.5. Физическое развитие
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТНР
2.5. Программа коррекционной работы с детьми с ТНР (содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (коррекционная программа)
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.3. Кадровые условия реализации Программы
3.4. Материально-техническое обеспечение Программы
3.5. Финансовые условия реализации Программы
3.6. Планирование образовательной деятельности
3.7. Режим дня и распорядок
3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов
3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
3.10. Перечень литературных источников
ВВЕДЕНИЕ
Адаптированная образовательная программа на Иванову Инну Ивановну 01.03.2016 года рождения предназначена для специалистов МБДОУ «Детский сад № ________-». Заключение ТПМПК № __ от __________. Рекомендовано ТПМПК АОП для обучающихся с тяжелым нарушением речи, направления коррекционной работы: с педагогом-психологом по формированию и развитию пространственно-временных представлений, развитие произвольной регуляции, развитие компетенций познавательной сферы; с учителем-логопедом по коррекции и развитию всех компонентов речи.
Программа обеспечивает образовательную деятельность воспитаннику, посещающему группу общеразвивающей направленности в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для ребенка с тяжелыми нарушениями речи, с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанника с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная деятельность включает работу педагога-психолога, учителя-логопеда и работу других специалистов по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
При включении ребенка с речевыми нарушениями в образовательный процесс обязательным условием для дошкольного учреждения является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-педагогического сопровождения. Реализация данного условия возможна благодаря имеющейся в Российской Федерации системы медико-психолого-педагогической помощи дошкольникам с ТНР.
Программа является документом, с учетом которого дошкольное учреждение, осуществляет образовательную деятельность на уровне дошкольного образования с ребенком ТНР. По своему организационно-управленческому статусу данная Программа обладает модульной структурой.
Модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать основную образовательную программу ДОУ для воспитанника дошкольного возраста с ТНР.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее - АОП) для ребенка 5-7 лет с тяжелым нарушением речи разработана в соответствии с основной образовательной программой «Развитие» под редакцией Булычевой А.И., кандидата психологических наук – М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016 год;
- Примерной АООП для детей с ТНР;
- Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН _______
Теоретической и методологической АОП являются:
положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;
учение Р.Е. Левиной о четырех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения;
исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Цель и задачи реализации АОП
Целью данной АОП является построение системы коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной возрастной группе общеразвивающего вида для воспитанника с ТНР (общее недоразвитие речи 3 уровня, дизартрия), предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов ДОУ и родителей (законных представителей). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития воспитанника и обеспечение его всестороннего гармоничного развития.
Задачи АОП:
создать благоприятные условия развития ребенка в соответствии с его возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями,
корректировать недостатки психофизического развития воспитанника с ТНР;
формировать социокультурную среду, соответствующую психофизическим и индивидуальным особенностям воспитанника с ТНР;
обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанника с ТНР;
укреплять физическое и психическое здоровье воспитанника с ТНР, в том числе его эмоциональное благополучие;
объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формировать общую культуру личности воспитанника с ТНР, развить его социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность, формировать предпосылки учебной деятельности;
обеспечить преемственность целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе АОП, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей и педагогов дополнительного образования) дошкольного учреждения, а также при участии родителей в реализации АОП.
Решение данных задач позволит сформировать у воспитанника с ТНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей образовательную программу или адаптированную основную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.
Принципы и подходы к формированию АОП
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
Общие принципы и подходы к формированию программ:
поддержка разнообразия детства;
сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
позитивная социализация ребенка;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
сотрудничество МБДОУ «Детский сад № ________» с семьей;
возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
2. Специфические принципы и подходы к формированию программы:
– сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами , которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа МБДОУ устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с МБОУ «СШ №_____», библиотекой №____, поликлиникой №____, Домом творчества _____, ТПМПК г. Смоленска, которые способствуют удовлетворению особых образовательных потребностей детей с ТНР, оказанию психолого-педагогической и медицинской поддержки.
– индивидуализация дошкольного образования детей с ТНР предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности;
– развивающее вариативное образование . Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка;
– полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей . В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи:
-познавательное развитие детей с ТНР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т. п. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей с ТНР дошкольного возраста;
– инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.
1.2. Планируемые результаты освоения АОП
1.2.1.Целевые ориентиры для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования) (см. ПрАООПДО)
1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
Целевые ориентиры освоения программы детьми с тяжелыми нарушениями речи
Ребенок:
обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
употребляет слова, обозначающие личностные характеристики;
умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
правильно употребляет грамматические формы слова;
умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;
составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить; правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения
В содержательном разделе представлены:
– описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и психофизическими особенностями ребенка с ТНР в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в соответствии с ООП.
2.2.1. Социально-коммуникативное развитие
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на всестороннее развитие у детей с ТНР навыков игровой деятельности, дальнейшее приобщение их к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, в том числе моральным, на обогащение первичных представлений о гендерной и семейной принадлежности.
В этот период в коррекционно-развивающей работе с детьми взрослые создают и расширяют знакомые образовательные ситуации, направленные на стимулирование потребности детей в сотрудничестве, в кооперативных действиях со сверстниками во всех видах деятельности, продолжается работа по активизации речевой деятельности, по дальнейшему накоплению детьми словарного запаса.
Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по следующим разделам:
Программа «Развитие»
Образовательную деятельность в рамках области «Социально-коммуникативное развитие» проводят воспитатели, интегрируя ее содержание с тематикой логопедической работы, проводимой учителем-логопедом.
Разделы
Методическое обеспечение
Игра:
Труд:
- Сюжетная
Планы занятий для детей старшей группы
- Самообслуживание
- Ролевая
Основы безопасности
- Хозяйственно-бытовой
жизнедеятельности
- Труд в природе
- Ручной труд
Проектная деятельность по ОБЖ.
Программа ДОУ по ОБЖ «Азбука безопасности»
2.2.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие ребенка в программе обеспечивается образовательной работой по следующим разделам: «Ознакомление с пространственными отношениями»; «Конструирование»; «Развитие экологических представлений»; «Развитие элементов логического мышления»; «Развитие элементарных математических представлений».
Программа «Развитие»
Разделы
раскрывает содержание работы, дающее воспитаннику возможность познания окружающей действительности и самого себя.
Методическое обеспечение
«Ознакомление с пространственными отношениями»;
Планы занятий для детей старшей группы по каждому разделу программы
«Конструирование»;
«Развитие экологических представлений»;
«Развитие элементов логического мышления»;
«Развитие элементарных математических представлений».
И так по всем областям пишется программа.
Все пункты содержательного раздела расписываются специалистами.
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми
Описание взаимодействия, характер взаимодействия с другими детьми, Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТНР
Цель: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (законных представителей), обеспечение их права на уважение и понимание, на участие в жизни организации.
Основные задачи взаимодействия с семьей:
Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников; педагога-психолога (каждый специалист прописывает)
2.5. Коррекционная работа с детьми с ТНР (содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей) – коррекционная программа узких специалистов
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих образование ребенка с ТНР в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми , предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с ТНР предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и жизненных навыков; учитываются обусловленные структурой нарушенного речеязыкового развития особенности деятельности (в том числе речевой), средств ее реализации, ограниченный объем личного опыта.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности , то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка с ТНР, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ТНР , с учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с ТНР в разных видах игры.
4. Создание развивающей образовательной среды , способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ТНР и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности , то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка с ТНР.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи .
Все пункты организационного раздела описываюся.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.4. Материально-технические условия
3.6. Планирование образовательной деятельности
3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
- Основные определения по теме
- Нормативно-правовая база
- Статус ОВЗ
- Сходства и различия АОП и АООП
- Роль консилиума в разработке АООП и АОП
- Структура и наполняемость АОП
- Реализация АОП
- Методическое руководство по составлению АОП для ДОО и АОП для НОО
Источники
- https://koroleva-marina.ru/nachinayushhemu-psikhologu/aoop-i-aop-v-chyom-raznica.html
- https://multiurok.ru/files/otlichiia-aop-i-aoop.html
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/12/10/adaptirovannaya-obrazovatelnaya-programma
- https://fgosreestr.ru/oop?sub=45
- Институт проблем инклюзивного образования МГППУ: http://inclusive-edu.ru/
Благодарю за внимание!