Разработка и реализация индивидуальных/групповых «маршрутов» обучения детей с низкой мотивацией к учебной деятельности
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а так же весь комплекс проблем, который может сложиться у ребёнка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Как путь проникновения в сущность неуспеваемости можно рассматривать и выявление типов неуспевающих школьников.
Хотя неуспевающие школьники имеют общие черты, они существенно отличаются друг от друга. В практике повседневной работы с ними в каждом конкретном случае неуспеваемости мы встречаемся с совершенно новыми особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального подхода. Такая «многоликость» школьной неуспеваемости создает значительные трудности в работе учителей по ее преодолению. Длительное изучение школьной неуспеваемости дает основание сделать вывод, что она имеет типические проявления. Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения в учебной работе.
Деление неуспевающих школьников на типы можно осуществить в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников:
Особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью.
Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.
На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:
1.Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.
2.Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.
3.Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности, ребёнка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
Пропуск уроков
Недостаточная работа дома, нет систематической подготовки к урокам
Слабые способности
Нежелание учить предмет
Недостаточная работа на уроке
Недостаточный контроль со стороны родителей
Низкая учебная мотивация у учащихся и родителей
Цель: Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи:
создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ;
отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников;
реализация разноуровневого обучения;
изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации;
формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду
Программа деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем.
5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2)
7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.
8. Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения
Учитель должен:
- Контролировать:
- наличие точно и полно записанного домашнего задания (оно продиктовано и объяснено учителем на уроке);
- наличие учебника, рабочей тетради, атласа.
- Требовать:
- проработки теоретического материала по изучаемой теме (правила, формулы,теоремы) ;
- обязательного выполнения письменных заданий в соответствии с указаниями учителя.
- обязательного чтения текста параграфа;
- посещения дополнительных занятий после уроков в соответствии с графиком и требованиями учителя.
- Оказывать помощь:
- в случае затруднения при выполнении задания (возможна организация помощи сильных учеников слабоуспевающим);
- в составлении вопросов для учителя в случае недопонимания учащимися учебного материала.
План работы со слабоуспевающими учащимися по математике
2023-2024 уч.год.
№ | Мероприятие | Сроки |
1. | Анализ итогов контрольных работ (текущих и итоговых за четверть). | После написания работы |
2. | Информирование родителей об итогах успеваемости учащихся. | Постоянно |
3. | Организация повторения на каждом уроке (в выпускном классе) | Январь – май |
4. | Проведение дополнительных занятий (по отдельному графику) | 1 раз в неделю |
5. | Использование на уроках заданий, карточек, тестов (разного уровня) | Постоянно |
6. | Индивидуальные консультации, занятия | Постоянно |
7. | Постоянное информирование классного руководителя, администрации школы о результатах обучения учащихся. | Постоянно |
8. | Отчет по работе со слабоуспевающими перед администрацией школы | В конце четверти |
Директор
МКОУ СОШ № 3 им. Т.К. Мальбахова г.п. Терек Р.Т.Кодзокова