ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 29.08.2013 г № 1008)
методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в РФ, приказ Министерства спорта РФ от 12.05.2014 г. ВМ-04 10/2554)
Рабочая программа «Волейбол» для учащихся 7-9 классов составлена на основе учебного пособия «Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М. : Просвещение, 2011, использован материал «Комплексной программы физического воспитания учащихся 5-9 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2008г)
Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры в в волейбол во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «Волейбол» в школьной программе по физической культуре недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернете, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
Цель программы: углублённое изучение спортивной игры « волейбол».
В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Основные задачи:
Оздоровительная задача.
Укрепление здоровья.
Совершенствование физического развития.
Образовательные задачи.
Обучение основам техники и тактики игры волейбол.
Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
Воспитательные задачи.
Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.
Воспитание моральных и волевых качеств.
Программа «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов:
- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.
-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.
-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.
- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.
Программа спортивно-оздоровительного направления «Волейбол» рассчитана на учащихся 12-15 лет, учеников 7-9 классов. Срок реализации- 1 год, количество часов в неделю- 1 час, за год- 34 часа. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов, просмотр презентаций. Два раза в год будут проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке.
I. Планируемые результаты изучения курса «Волейбол»
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
II. Содержание курса «Волейбол»
Отмечаем по содержанию программы четыре раздела:
«Основы знаний»
«Общая физическая подготовка»
«Специальная подготовка»
«Примерные показатели двигательной подготовленности»
«Основы знаний» (теоретическая часть): представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.
Основы истории развития волейбола в России;
Сведения о строении и функциях организма человека;
Правила игры в волейбол (пионербол);
Места занятий, инвентарь.
«Общая физическая подготовка» (практическая часть): даны упражнения, строевые команды, двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.
Строевые упражнения;
Гимнастические упражнения;
Легкоатлетические упражнения;
Подвижные и спортивные игры.
«Специальная подготовка» (практическая часть): представлен материал по волейболу, способствующий обучению техническим и тактическим приемам.
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
Подвижные игры;
Упражнения для развития прыгучести;
Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча;
Техника нападения (практическая часть):
Перемещения и стойки;
Действия с мячом. Передачи мяча;
Техника защиты:
Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.
Тактическая подготовка. Тактика нападения:
Индивидуальные действия
Командные действия
Тактика защиты:
Индивидуальные действия
Командные действия
Контрольные игры и соревнования: теоретическая часть
Правила соревнований практическая часть:
Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола
Учебно-тренировочные игры
Физическая подготовленность
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:
Общефизическая и специальная физическая подготовка.
№ п/п | Виды испытаний | мальчики | девочки |
1 | Бег 30 м | с 6,1 - 5,5 | 6,3 – 5,7 |
2 | Челночный бег 3х10 м | 9,3 – 8,8 | 9,7 – 9,3 |
3 | Прыжки в длину с места, см | 160 - 180 | 150 - 175 |
4 | 6-минутный бег, м | 1000-1100 | 850-1000 |
5 | Наклон вперёд из положения сидя, см | 6 - 8 | 8 - 10 |
6 | Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки) | 4 - 5 | 10 - 14 |
7 | Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин) | 100-110 | 110-120 |
8 | Прыжки в высоту с разбега, см | 90-100 | 80-90 |
9 | Прыжки в высоту с места, см | 40-45 | 35-40 |
Технико-тактическая подготовка.
№ п/п | Виды испытаний | мальчики | девочки |
1 | Нижняя прямая подача с расстояния 6 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10) | 7-9 | 6-8 |
2 | Жонглирование мячом на собой верхней передачей (кол-во раз) | 8-10 | 5-7 |
3 | Жонглирование мячом на собой нижней передачей (кол-во раз) | 5-7 | 4-6 |
4 | Первая передача ( прием) на точность из зоны 6 в зону 3 (расстояние 6 м) | 3 | 2 |
Тема ( кол. часов) | Характеристика основных видов деятельности ученика |
7-9 классы (34 часа) |
Техника и обучение техническим приёмам игры | Овладение стойкой волейболиста и различными способами перемещения. |
Обучение стойке волейболиста и технике перемещений - приставными шагами - двойным шагом - прыжками - вперёд-назад двойным шагом - спиной вперёд - скачками вперёд - по сигналу - в стойке перемещения различными способами, с выполнением различных заданий | |
Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) на месте | Принимать мяч сверху двумя руками. Правильно располагать пальцы рук на мяче. |
Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче. Передачи мяча: - имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения - передача мяча после подбрасывания - передачи мяча в парах после набрасывания партнёром | Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении. |
Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) в движении - передачи мяча над собой на месте, в движении, после перемещения. - передачи над собой и партнёру - передачи осле варьирования расстояния и траектории - передачи мяча в тройках | Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега. Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. |
Подвижные игры с верхней передачей мяча. - «Эстафеты у стены» - «Мяч в воздухе» - «Мяч над сеткой» - «Вызов номеров» | Развитие ловкости, внимательность. Умение играть в команде. Взаимовыручка и взаимодействие игроков. |
Обучение нижней прямой подаче: -имитация -подачи в парах -подачи через сетку -подачи по зонам -подачи на точность - последовательно в зоны 1,6,5,4,2 - на партнёра, располагающегося в различных точках площадки - между двух партнёров, стоящих рядом на расстоянии от 2 до 1 м друг от друга | Научится подавать нижнюю подачу. Уметь направлять мяч в заданную зону. Подавать мяч снизу. Выполнять большое количество подач подряд. |
Обучение приёму мяча снизу двумя руками - имитация приёма мяча в и.п. - в парах - в стойке волейболиста Принимать мяч снизу двумя руками. Правильно работать ногами. Работать в паре. -подбивание мяча с продвижением - приём мяча наброшенного партнёром - в парах - приём мяча после отскока от пола - приём мяча после набрасывания через сетку. | Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку. |
Верхняя прямая подача: - имитация подачи мяч - подачи в стену - подачи в парах - подачи через сетку - подачу в правую и левую половину площадки - подачи на точность - соревнования на большое количество подач в заданный участок | Подавать верхнюю подачу. Подавать подачи по зонам и на точность. |
Передача мяча через сетку в прыжке: - имитация верхней передачи мяча в прыжке через сетку с места и небольшого разбега - верхняя прямая подача в прыжке после подбрасывания над собой - верхняя прямая подача в прыжке после подбрасывания вперёд-вверх и небольшого разбега | Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега. Научится правильному отталкиванию и удару по мячу. |
Передача мяча сверху двумя руками назад (в опорном положении) - имитация передачи мяча - в парах - в тройках - в четвёрках - передачи через сетку назад - передачи на точность в мишени, расположенные на стене - передачи мяча из зон 3 за голову в зону 2 - передачи мяча из зоны 3 за голову в зону 4 | Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. |
Приём мяча, отражённого сеткой: - приём мячей, отскочивших от сетки с собственного набрасывания - приём мячей после набрасывания в сетку другим игроком - приём мячей после удара в сетку другим игроком | Знать особенности мяча отскочившего от сетки. Принимать мяч отражённый сеткой. Уметь своевременно выходить к мячу. |
Прямой нападающий удар: - прыжок вверх толчком двух ног с места, с разбега в один, два и три шага. - имитация нападающего удара в прыжке с места - имитация нападающего удара в прыжке с разбега - в парах - броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега - броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега в парах - нападающий удар через сетку - нападающий удар через сетку после подбрасывания мяча - нападающий удар через сетку с разных зон подбрасывания мяча - нападающий удар после встречной передачи - нападающий удар со второй передачи | Уметь выполнять разбег и толчок двух ног. Выполнять нападающий удар с места и в прыжке через сетку. Научиться выполнять нападающий удар после подбрасывания мяча из разных зон. Научиться правильному разбег и выходу к мячу. |
Одиночное блокирование: - имитация блокирования - передвижение вдоль сетки, с остановкой, прыжком и выносом рук над сеткой - в парах через сетку, касаясь ладонями друг друга над сеткой - в парах, занимающиеся располагаются с противоположных сторон сетки. Один набрасывает мяч на верхний край сетки, другой, выпрыгивая вверх, ставит блок и отбивает мяч на противоположную сторону. - блокирование после набрасывания над сеткой - то же но набрасывание правее, левее блокирующего - блокирование нападающего удара выполненного из разных зон | Выполнять одиночное блокирование через сетку. Противодействовать нападающему удару. Своевременно выходить на блок. Уметь предугадывать действия нападающего игрока. |
III. Календарно-тематическое планирование «Волейбол»/ 7-9 классы
№ занятия по порядку | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Перемещения (3 часа) |
1 | Стойка игрока (исходные положения) | 1 | | | Обучение стойке волейболиста и технике перемещений - приставными шагами - двойным шагом - прыжками - вперёд-назад двойным шагом - спиной вперёд - скачками вперёд - по сигналу - в стойке перемещения различными способами, с выполнением различных заданий |
2 | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед | 1 | | |
3 | Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) | 1 | | |
Передачи мяча (6 часов) |
4 | Передача сверху двумя руками вперед-вверх (в опорном положении) | 1 | | | Принимать мяч сверху двумя руками. Правильно располагать пальцы рук на мяче. |
5 | Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку) | 1 | | | Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении. |
6-7 | Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи | 2 | | | Принимать мяч сверху двумя руками. Правильно располагать пальцы рук на мяче. |
8 | Передача мяча снизу двумя руками над собой | 1 | | | Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении. |
9 | Передача мяча снизу двумя руками в парах | 1 | | | Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении. |
Подачи мяча (4 часа) |
10 | Нижняя прямая | 1 | | | Научится подавать нижнюю подачу. |
11 | Верхняя прямая | 1 | | | Уметь направлять мяч в заданную зону. |
12-13 | Подача в прыжке | 2 | | | Подавать мяч снизу. Выполнять большое количество подач подряд. |
Атакующие удары (нападающий удар) |
14-15 | Прямой нападающий удар (по ходу) | 2 | | | Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега. |
16-17 | Нападающий удар с переводом вправо (влево) | 2 | | | Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. |
Прием мяча ( 4 часа) |
18-19 | Прием мяча снизу двумя руками | 2 | | | Развитие ловкости, внимательность. Умение играть в команде. |
20-21 | Прием мяча сверху двумя руками. Прием мяча, отраженного сеткой | 2 | | | Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку. |
Блокирование атакующих ударов ( 6 часов) |
22-23 | Одиночное блокирование | 2 | | | Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега. |
24-25 | Групповое блокирование (вдвоем, втроем) | 2 | | | Научится правильному отталкиванию и удару по мячу. |
26-27 | Страховка при блокировании | 2 | | | Подавать верхнюю подачу. Подавать подачи по зонам и на точность. |
Тактические игры (4 часа) |
28 | Индивидуальные тактические действия в нападении, защите | 1 | | | |
29 | Групповые тактические действия в нападении, защите | 1 | | | Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке. |
30 | Командные тактические действия в нападении, защите | 1 | | | Знать особенности мяча отскочившего от сетки. Принимать мяч отражённый сеткой. Уметь своевременно выходить к мячу. |
31 | Двухсторонняя учебная игра | 1 | | | Уметь выполнять разбег и толчок двух ног. Выполнять нападающий удар с места и в прыжке через сетку. Научиться выполнять нападающий удар после подбрасывания мяча из разных зон. Научиться правильному разбег и выходу к мячу. |
Подвижные игры и эстафеты ( 2 часа) |
32 | Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий | 1 | | | Один набрасывает мяч на верхний край сетки, другой, выпрыгивая вверх, ставит блок и отбивает мяч на противоположную сторону. |
33 | Игры развивающие физические способности | 1 | | | - имитация блокирования - передвижение вдоль сетки, с остановкой, прыжком и выносом рук над сеткой - в парах через сетку, касаясь ладонями друг друга над сеткой |
Судейская практика (1 час) |
34 | Судейство учебной игры в волейбол | 1 | | | Уметь предугадывать действия нападающего игрока. |
Материально- техническое обеспечение и спортивное оборудование
1. Спортивный зал
2. 1 волейбольная сетка (1 с металлическими тросами)
3. Стойки для волейбольных сеток-1.
4. Волейбольные мячи -15 штук.
6. Футбольные мячи-5, шведская стенка.
Список литературы:
Для педагога:
1. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства.- Москва. «Академия», 2008.
2. Фурманов А.Г. Волейбол. Минск. «Современная школа», 2009.
3. Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2016.
4. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Ростов –на –Дону- «Феникс», 2004.
5.Ресурсы Интернет-сети