СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ВОЛЕЙБОЛ 7-9 КЛАСС"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов:

- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.

-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.

-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.

- принцип последовательности  обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.

Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ВОЛЕЙБОЛ 7-9 КЛАСС"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 29.08.2013 г № 1008)

  • методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в РФ, приказ Министерства спорта РФ от 12.05.2014 г. ВМ-04 10/2554)

  • требований федерального государственного образовательного стандарта основного    общего   образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего    образования. - М.: Просвещение, 2011);

Рабочая программа «Волейбол» для учащихся 7-9 классов составлена на основе учебного пособия «Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М. : Просвещение, 2011, использован материал «Комплексной программы физического воспитания учащихся 5-9 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2008г)

Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры в в волейбол во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «Волейбол» в школьной программе по физической культуре недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернете, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.

Цель программы: углублённое изучение спортивной игры « волейбол».

В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Основные задачи:

  1. Оздоровительная задача.

Укрепление здоровья.

Совершенствование физического развития.

  1. Образовательные задачи.

Обучение основам техники и тактики игры волейбол.

Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.

  1. Воспитательные задачи.

Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.

Воспитание моральных и волевых качеств.

Программа «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов:

- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.

-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.

-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.

- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.

Программа спортивно-оздоровительного направления «Волейбол» рассчитана на учащихся 12-15 лет, учеников 7-9 классов. Срок реализации- 1 год, количество часов в неделю- 1 час, за год- 34 часа. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых  технических элементов, просмотр  презентаций. Два раза в год  будут проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке.

I. Планируемые результаты изучения курса «Волейбол»

Личностные результаты:

- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

-умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты:

-формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

II. Содержание курса «Волейбол»

Отмечаем по содержанию программы  четыре раздела:

«Основы знаний»

«Общая физическая подготовка»

«Специальная подготовка»

«Примерные показатели двигательной подготовленности»

         «Основы знаний» (теоретическая часть): представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.

Основы истории развития волейбола в России;

Сведения о строении и функциях организма человека;

Правила игры в волейбол (пионербол);

Места занятий, инвентарь.

«Общая физическая подготовка» (практическая часть): даны упражнения, строевые команды, двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.

Строевые упражнения;

Гимнастические упражнения;

Легкоатлетические упражнения;

Подвижные и спортивные игры.

«Специальная подготовка» (практическая часть): представлен материал по волейболу, способствующий обучению техническим и тактическим приемам.

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;

Подвижные игры;

Упражнения для развития прыгучести;

Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча;

Техника нападения (практическая часть):

Перемещения и стойки;

Действия с мячом. Передачи мяча;

Техника защиты:

Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.

Тактическая подготовка. Тактика нападения:

Индивидуальные действия

Командные действия

Тактика защиты:

Индивидуальные действия

Командные действия

Контрольные игры и соревнования: теоретическая часть

Правила соревнований практическая часть:

Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола

Учебно-тренировочные игры

Физическая подготовленность

В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:

Общефизическая и специальная физическая подготовка.

п/п

Виды испытаний

мальчики

девочки

1

Бег 30 м

с 6,1 - 5,5

6,3 – 5,7

2

Челночный бег 3х10 м

9,3 – 8,8

9,7 – 9,3

3

Прыжки в длину с места, см

160 - 180

150 - 175

4

6-минутный бег, м

1000-1100

850-1000

5

Наклон вперёд из положения сидя, см

6 - 8

8 - 10

6

Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки)

4 - 5

10 - 14

7

Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин)

100-110

110-120

8

Прыжки в высоту с разбега, см

90-100

80-90

9

Прыжки в высоту с места, см

40-45

35-40

Технико-тактическая подготовка.

п/п

Виды испытаний

мальчики

девочки

1

Нижняя прямая подача с расстояния 6 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10)

7-9

6-8

2

Жонглирование мячом на собой верхней передачей (кол-во раз)

8-10

5-7

3

Жонглирование мячом на собой нижней передачей (кол-во раз)

5-7

4-6

4

Первая передача ( прием) на точность из зоны 6 в зону 3

(расстояние 6 м)

3

2


Тема ( кол. часов)

Характеристика основных видов

деятельности ученика

7-9 классы (34 часа)

Техника и обучение техническим приёмам игры

Овладение стойкой волейболиста и различными способами перемещения.

Обучение стойке волейболиста и технике перемещений

- приставными шагами

- двойным шагом

- прыжками

- вперёд-назад двойным шагом

- спиной вперёд

- скачками вперёд

- по сигналу

- в стойке перемещения различными способами, с выполнением различных заданий


Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) на месте

Принимать мяч сверху двумя руками. Правильно располагать пальцы рук на мяче.

Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче.

Передачи мяча:

- имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения

- передача мяча после подбрасывания

- передачи мяча в парах после набрасывания партнёром


Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении.

Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) в движении

- передачи мяча над собой на месте, в движении, после перемещения.

- передачи над собой и партнёру

- передачи осле варьирования расстояния и траектории

- передачи мяча в тройках



Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега.

Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке.


Подвижные игры с верхней передачей мяча.

- «Эстафеты у стены»

- «Мяч в воздухе»

- «Мяч над сеткой»

- «Вызов номеров»


Развитие ловкости, внимательность. Умение играть в команде. Взаимовыручка и взаимодействие игроков.

Обучение нижней прямой подаче:

-имитация

-подачи в парах

-подачи через сетку

-подачи по зонам

-подачи на точность

- последовательно в зоны 1,6,5,4,2

- на партнёра, располагающегося в различных точках площадки

- между двух партнёров, стоящих рядом на расстоянии от 2 до 1 м друг от друга


Научится подавать нижнюю подачу. Уметь направлять мяч в заданную зону. Подавать мяч снизу. Выполнять большое количество подач подряд.

Обучение приёму мяча снизу двумя руками

- имитация приёма мяча в и.п.

- в парах

- в стойке волейболиста Принимать мяч снизу двумя руками. Правильно работать ногами. Работать в паре.

-подбивание мяча с продвижением

- приём мяча наброшенного партнёром

- в парах

- приём мяча после отскока от пола

- приём мяча после набрасывания через сетку.

Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку.

Верхняя прямая подача:

- имитация подачи мяч

- подачи в стену

- подачи в парах

- подачи через сетку

- подачу в правую и левую половину площадки

- подачи на точность

- соревнования на большое количество подач в заданный участок

Подавать верхнюю подачу. Подавать подачи по зонам и на точность.

Передача мяча через сетку в прыжке:

- имитация верхней передачи мяча в прыжке через сетку с места и небольшого разбега

- верхняя прямая подача в прыжке после подбрасывания над собой

- верхняя прямая подача в прыжке после подбрасывания вперёд-вверх и небольшого разбега


Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега. Научится правильному отталкиванию и удару по мячу.

Передача мяча сверху двумя руками назад (в опорном положении)

- имитация передачи мяча

- в парах

- в тройках

- в четвёрках

- передачи через сетку назад

- передачи на точность в мишени, расположенные на стене

- передачи мяча из зон 3 за голову в зону 2

- передачи мяча из зоны 3 за голову в зону 4

Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке.

Приём мяча, отражённого сеткой:

- приём мячей, отскочивших от сетки с собственного набрасывания

- приём мячей после набрасывания в сетку другим игроком

- приём мячей после удара в сетку другим игроком


Знать особенности мяча отскочившего от сетки. Принимать мяч отражённый сеткой. Уметь своевременно выходить к мячу.

Прямой нападающий удар:
- прыжок вверх толчком двух ног с места, с разбега в один, два и три шага.

- имитация нападающего удара в прыжке с места

- имитация нападающего удара в прыжке с разбега

- в парах

- броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега

- броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега в парах

- нападающий удар через сетку

- нападающий удар через сетку после подбрасывания мяча

- нападающий удар через сетку с разных зон подбрасывания мяча

- нападающий удар после встречной передачи

- нападающий удар со второй передачи

Уметь выполнять разбег и толчок двух ног. Выполнять нападающий удар с места и в прыжке через сетку.

Научиться выполнять нападающий удар после подбрасывания мяча из разных зон. Научиться правильному разбег и выходу к мячу.

Одиночное блокирование:

- имитация блокирования

- передвижение вдоль сетки, с остановкой, прыжком и выносом рук над сеткой

- в парах через сетку, касаясь ладонями друг друга над сеткой

- в парах, занимающиеся располагаются с противоположных сторон сетки. Один набрасывает мяч на верхний край сетки, другой, выпрыгивая вверх, ставит блок и отбивает мяч на противоположную сторону.

- блокирование после набрасывания над сеткой

- то же но набрасывание правее, левее блокирующего

- блокирование нападающего удара выполненного из разных зон

Выполнять одиночное блокирование через сетку. Противодействовать нападающему удару. Своевременно выходить на блок. Уметь предугадывать действия нападающего игрока.



III. Календарно-тематическое планирование «Волейбол»/ 7-9 классы

№ занятия по порядку

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

Дата проведения по факту

Характеристика основных видов

деятельности ученика

Перемещения (3 часа)

1

Стойка игрока (исходные положения)



1



Обучение стойке волейболиста и технике перемещений

- приставными шагами

- двойным шагом

- прыжками

- вперёд-назад двойным шагом

- спиной вперёд

- скачками вперёд

- по сигналу

- в стойке перемещения различными способами, с выполнением различных заданий

2

Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед

1



3

Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх)

1



Передачи мяча (6 часов)

4

Передача сверху двумя руками вперед-вверх (в опорном положении)

1



Принимать мяч сверху двумя руками. Правильно располагать пальцы рук на мяче.

5

Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку)

1



Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении.

6-7

Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи

2



Принимать мяч сверху двумя руками. Правильно располагать пальцы рук на мяче.

8

Передача мяча снизу двумя руками над собой

1



Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении.

9

Передача мяча снизу двумя руками в парах

1



Уметь правильно передавать мяч. Правильно располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении.

Подачи мяча (4 часа)

10

Нижняя прямая

1



Научится подавать нижнюю подачу.

11

Верхняя прямая

1



Уметь направлять мяч в заданную зону.

12-13

Подача в прыжке

2



Подавать мяч снизу. Выполнять большое количество подач подряд.

Атакующие удары (нападающий удар)

14-15

Прямой нападающий удар (по ходу)

2



Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега.

16-17

Нападающий удар с переводом вправо (влево)

2



Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке.

Прием мяча ( 4 часа)

18-19

Прием мяча снизу двумя руками

2



Развитие ловкости, внимательность. Умение играть в команде.

20-21

Прием мяча сверху двумя руками. Прием мяча, отраженного сеткой

2



Уметь принимать мяч снизу. Сочетать правильную работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку.

Блокирование атакующих ударов ( 6 часов)

22-23

Одиночное блокирование

2



Передавать мяч сверху через сетку в прыжке с места и не большого разбега.

24-25

Групповое блокирование (вдвоем, втроем)

2



Научится правильному отталкиванию и удару по мячу.

26-27

Страховка при блокировании

2



Подавать верхнюю подачу. Подавать подачи по зонам и на точность.

Тактические игры (4 часа)

28

Индивидуальные тактические действия в нападении, защите

1




29

Групповые тактические действия в нападении, защите

1



Передавать и перебивать мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать мяч на точность в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке.

30

Командные тактические действия в нападении, защите

1



Знать особенности мяча отскочившего от сетки. Принимать мяч отражённый сеткой. Уметь своевременно выходить к мячу.

31

Двухсторонняя учебная игра

1



Уметь выполнять разбег и толчок двух ног. Выполнять нападающий удар с места и в прыжке через сетку.

Научиться выполнять нападающий удар после подбрасывания мяча из разных зон. Научиться правильному разбег и выходу к мячу.

Подвижные игры и эстафеты ( 2 часа)

32

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий

1



Один набрасывает мяч на верхний край сетки, другой, выпрыгивая вверх, ставит блок и отбивает мяч на противоположную сторону.

33

Игры развивающие физические способности

1



- имитация блокирования

- передвижение вдоль сетки, с остановкой, прыжком и выносом рук над сеткой

- в парах через сетку, касаясь ладонями друг друга над сеткой

Судейская практика (1 час)

34

Судейство учебной игры в волейбол

1



Уметь предугадывать действия нападающего игрока.



Материально- техническое обеспечение и спортивное оборудование

1. Спортивный зал

2. 1 волейбольная сетка (1 с металлическими тросами)

3. Стойки для волейбольных сеток-1.

4. Волейбольные мячи -15 штук.

6. Футбольные мячи-5, шведская стенка.

Список литературы:

Для педагога:

1. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства.- Москва. «Академия», 2008.

2. Фурманов А.Г. Волейбол. Минск. «Современная школа», 2009.

3. Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2016.

4. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Ростов –на –Дону- «Феникс», 2004.

5.Ресурсы Интернет-сети