Разработка и внедрение исследования
социальной адаптации обучающихся
Разработка и внедрение исследования социальной адаптации обучающихся в систему мониторинга должна позволить:
создать компьютерную технологию исследования уровня риска социальной дезадаптации обучающихся;
создать единые межотраслевые стандарты психологической информации для сравнительного анализа результатов по образовательным организациям;
определить критерии деятельности служб и организаций образования и обеспечить их непротиворечивость по уровням;
усовершенствовать психолого-педагогическую статистику в соответствии с реформами образования;
выделить актуальные проблемы социальной дезадаптации среди детей по образовательным организациям;
разработать типовые системы информационной поддержки мониторинга;
применить современные информационные технологии для моделирования процессов социальной адаптации обучающихся.
1-й этап изучения социальной адаптации детей в образовательной среде в рамках мониторинга (первичная диагностика) предполагает исследование самооценки, уровня тревожности, уровня агрессии, уровень психоэмоционального состояния, степень эмоционального комфорта личности в определенных ситуациях, так как эти показатели являются одними из составляющих процесса успешной социальной адаптации.
Исходя из основной цели и поставленных задач мониторинга, предлагается использовать следующие диагностические методики:
ЦТЛ (восьмицветовой тест М. Люшера ) – предназначен для определения психофизического состояния, применяется для диагностики, начиная с 4 лет, верхняя возрастная граница не ограничена.
Методика «Лесенка» (модификация Т. Дембо, С. Рубинштейн) – данная методика применяется с целью изучения самооценки психических состояний и качеств личности обучающихся образовательных организаций с 6 до 13 лет.
Тест тревожности (авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) – проективный тест, направленный на выявление ситуативной тревоги у детей. Рекомендован для работы с детьми 4–7 лет.
Проективная методика «Несуществующее животное» (автор М. Дукаревич) – направленная на выявление различных личностных особенностей, включая в себя изучение уровня тревожности, агрессии, показателей самооценки и системы ценностей, а также сферы общения. Рекомендован к применению с 4 лет.
ЦТО (Цветовой тест отношений А. М. Эткинда) – направлен на измерение индивидуальной системы субъективных значений различных объектов для человека, а также для изучения эмоционального отношения человека к значимым для него людям и понятиям. Рекомендован к применению с 4–5 лет.
Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса – направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой (общая школьная тревожность, переживание социального стресса, страх самовыражения, ограничение в реализации потребности в достижении успеха, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями).
Шкала самооценки и уровня притязания (модификация теста Дембо–Рубинштейн, А. М. Прихожан) – для изучения самооценки и уровня притязаний по критериям: здоровье, умственные способности, характер, авторитет у сверстников, умелые руки, внешность, уверенность в себе. Методика рекомендована к применению с 14 лет.
Опросник Басса–Дарки (авторы А. Басс, А. Дарки) предназначен для диагностики мотивационных агрессивных и враждебных реакций. Рекомендован к применению с 10–11 лет.
Шкала тревожности (автор А. М. Прихожан) помогает определить уровни школьной, самооценочной, межличностной тревожности. Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для обучающихся 10–12 лет, Форма Б – для обучающихся 13–16 лет.
Исходя из возрастных особенностей детей и подростков, все предлагаемые методики следует распределить по пакетам:
1. Для детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса диагностического исследования уровня социальной адаптации в рамках мониторинга предлагается следующий набор диагностических методик:
для исследования самооценки ребенка – методика «Лесенка» (модификация Т. Дембо);
для выявления уровня тревожности – тест тревожности (Р Тэммл, М. Дорки, В. Амен);
для определения различных личностных особенностей, включая в себя изучение уровня тревожности, агрессии, показателей самооценки и системы ценностей, а также сферы общения – проективный тест «Несуществующее животное»;
для определения актуального психофизического и психоэмоционального состояния рекомендуется использовать восьмицветовой тест ЦТЛ (М. Люшера);
изучение эмоционального отношения человека к значимым для него людям и понятиям позволит определить цветовой тест отношений (ЦТО А. М. Эткинда).
2. Для обучающихся младшего школьного возраста (2–4-й классы) с целью диагностического исследования уровня социальной адаптации в рамках мониторинга предлагается следующий набор диагностических методик:
для исследования самооценки ребенка – методика «Лесенка» (модификация Т. Дембо, С. Рубинштейн);
для выявления уровня школьной тревожности – опросник Филлипса;
для определения различных личностных особенностей, включая в себя изучение уровня тревожности, агрессии, показателей самооценки и системы ценностей, а также сферы общения – проективный тест «Несуществующее животное»;
для определения уровня актуального психофизического и психоэмоционального состояния рекомендуется использовать восьмицветовой тест ЦТЛ (М. Люшера);
изучение эмоционального отношения человека к значимым для него людям и понятиям позволит определить цветовой тест отношений ЦТО (А. М. Эткинда).
3. Для обучающихся среднего звена обучения (5–7-й классы) предлагаемый набор методик для исследования уровня социальной адаптации в рамках мониторинга:
для исследования самооценки ребенка – методика «Лесенка» (модификация Т. Дембо);
для выявления уровня школьной тревожности – опросник Филлипса;
для определения различных личностных особенностей, включая в себя изучение уровня тревожности, агрессии, показателей самооценки и системы ценностей, а также сферы общения – проективный тест «Несуществующее животное»;
для определения уровня агрессии – опросник Басса–Дарки;
для определения психофизического состояния рекомендуется использовать восьмицветовой тест ЦТЛ (М. Люшера);
изучение эмоционального отношения человека к значимым для него людям и понятиям позволит определить цветовой тест отношений (ЦТО) А. М. Эткинда.
4. Для обучающихся старшего подросткового возраста (8–11-й классы) в диагностический пакет входят следующие методики исследования:
с целью изучения самооценки и уровня притязаний используется шкала самооценки и уровня притязания (модификация теста Дембо–Рубинштейн А. Прихожан);
для выявления уровня тревожности – шкала тревожности (модификация А. Прихожан);
для определения различных личностных особенностей, включая в себя изучение уровня тревожности, агрессии, показателей самооценки и системы ценностей, а также сферы общения – проективный тест «Несуществующее животное»;
для определения уровня агрессии – опросник Басса–Дарки;
для определения психофизического состояния рекомендуется использовать ЦТЛ (восьмицветовой тест М. Люшера);
изучение эмоционального отношения человека к значимым для него людям и понятиям позволит определить цветовой тест отношений (ЦТО) А. М. Эткинда.