Путешествие по стране информатике
(игра для учащихся 8–10 классов)
Цели: проверка общего уровня эрудиции; активизация мыслительной деятельности учащихся; воспитание чувства сплоченности и коллективизма; формирование устойчивого интереса к предмету.
Оборудование: компьютеры, карточки с заданиями, эмблемы, плакаты.
Структура игры. Марафон знаний по информатике можно проводить с учащимися одной параллели или с командами из разных классов. Лучше, если количество команд будет соответствовать количеству этапов. У каждой группы свой маршрутный лист, где указаны названия этапов, номера кабинетов и время работы. На выполнение заданий отводится 15–20 мин.
Ход игры
I этап. «Вопрос – ответ».
Задание: выберите верный ответ.
1. Единица измерения скорости передачи данных по сетям:
а) бит;
б) байт;
в) бод.
Ответ: в).
2. Винт – это:
а) вентилятор охлаждения процессора;
б) жесткий магнитный диск;
в) регулятор яркости монитора.
Ответ: б).
3. Отечественный текстовый процессор:
а) Word;
б) Edit;
в) лексикон.
Ответ: в).
4. Расположите единицы измерения информации в порядке их возрастания:
а) терабайт;
б) бит;
в) килобайт.
Ответ: б), в), а).
5. Всемирная компьютерная сеть – это:
а) Интернет;
б) интерда;
в) апранет.
Ответ: а).
6. Вирус – это не:
а) ошибка в программе;
б) возбудитель инфекционного заболевания;
в) программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.
Ответ: а).
7. Дефрагментация – это:
а) удаление из текста всех пробелов;
б) объединение различных частей файла в одну непрерывную часть;
в) операция объединения нескольких последовательностей (строк, файлов) в одну.
Ответ: б).
8. Драйвер – это:
а) программа для обслуживания периферийного устройства;
б) место хранения информации в процессоре;
в) программа просмотра гипертекстовых страниц WWW.
Ответ: а).
II этап. «Программист».
Задание: напишите на любом языке программирования программу для решения следующей задачи:
1) Вывести четные числа от 20 до 97.
Ответ:
CLS;
PRINT «Четные числа от 20 до 97»;
FOR I = 20 TO 97 STEP 2;
PRINT I;
NEXT I;
END.
2) Изобразить на экране монитора концентрические окружности разного цвета.
Ответ:
CLS;
SCREEN 12;
FOR R = 0 TO 100;
C = INT(RND*15 + 1);
CIRCLE (300, 100), R, C;
NEXT R;
END.
III этап. «Кто больше?»
Задание: из букв данного слова требуется составить как можно больше других слов.
Кодировка
Ответ: код, корова, ковка, кивок, кадр, кирка, кора, кок, крок, ода, око, окрик, орда, дока, док, дрова, диво, дар, двор, ива, Икар, икра, ров, рок, рак, вор, вар, вода, вид, ад и т. д.
Информация
Ответ: норма, нора, нация, нимфа, форма, фирма, фора, формация, ром, рация, роман, риф, рифма, мина, мор, мафия, мир, миф, омар и т. д.
IV этап. «Единицы измерения».
Вопрос: Какие величины имеют следующие единицы измерения?
1. Мегагерц:
1) скорость доступа к требуемому месту на диске для чтения или записи информации;
2) скорость доступа к оперативной памяти;
3) тактовая частота процессора.
2. Байт, килобайт и т. п.:
1) скорость передачи информации;
2) количество информации;
3) чувствительность сканера.
3. Дюйм:
1) размер символов;
2) размер жестких магнитных дисков;
3) размер файла.
4. Пиксель:
1) разрешение сканера;
2) размер символа;
3) размер изображения.
5. Вольт:
1) величина, измеряемая на входе или выходе логического элемента-вентиля;
2) чувствительность манипулятора «мышь»;
3) разрешение сканера.
6. Единицы, обозначаемые как dpi (dot per inch – «точек на дюйм»):
1) плотность записи информации на дискете;
2) разрешение сканера;
3) степень сжатия файла программой-архиватором.
Ответ: 1 – 1); 2 – 2); 3 – 2); 4 – 3); 5 – 1); 6 – 2).
V этап. «Найди слово».
Задание. В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов даны «змейкой», то есть они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т. д.), но не по диагонали. Прочтите эти слова.
К | Й | Е | | Р | К | У | | С | С | И |
И | С | Б | | О | С | Р | | А | М | В |
| | | | | | | | | | |
А | М | Ь | | С | Р | Е | | Н | А | И |
П | Я | Т | | Е | Р | В | | И | Т | С |
| | | | | | | | | | |
А | Р | Ь | | Н | К | А | | С | Р | Е |
П | О | Л | | О | П | К | | И | Я | В |
Ответ: Бейсик, курсор, массив,
память, сервер, истина,
пароль, кнопка, версия.
VI этап. «Сайтостроение».
Задание: используя программу MS Publisher, создать Интернет-страничку на тему «Мой класс».
VII этап. «Узнай пословицу».
Задание. Ниже приведены программистские версии известных пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале.
1. Компьютер – лучший друг.
(Книга – лучший друг.)
2. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
(Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.)
3. Без компьютера жить – только небо коптить.
(Без труда жить – только небо коптить.)
4. На дисплей нечего пенять, коли видеокарта крива.
(На зеркало нечего пенять, коли рожа крива.)
5. Без винчестера полсироты, а без материнской платы – и вся сирота.
(Без отца полсироты, а без матери – и вся сирота.)
6. Компьютер без программы – что фонарь без свечи.
(Голова без ума – что фонарь без свечи.)
7. Не компьютер принадлежит человеку, а человек принадлежит
компьютеру.
(Не золото принадлежит скупому, а скупой принадлежит золоту.)
8. Не смейся над старыми компьютерами, и твой будет стар.
(Не смейся над старыми, и сам будешь стар.)
9. Компьютер памятью не испортишь.
(Кашу маслом не испортишь.)
10. Компьютер на столе не для одних только игр.
(Голова на плечах не для одной только шапки.)
Подведение итогов.
Подсчет баллов, вручение наград. Мнения жюри, участников игры.