Ю.А. Фёдоров (Тамбов)
РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕЖИМЕ ИНТЕРАКТИВНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОМПЬЮТЕРОМ
Одним из условий выхода на новый уровень обучения иностранному языку является перенос акцента с традиционных методов обучения на современные информационные технологии на основе личностно-ориентированного подхода.
Предлагаемый тип обучающей программы (ОП) позволяет эффективно управлять самостоятельной работой обучающихся по формированию лексических навыков, представляющих один из базовых компонентов в достижении основной цели обучения – формировании коммуникативной компетентности.
Программа предназначена для введения общенаучной лексики (ОНЛ) с помощью информационной обучающей среды на базе высоких технологий. На её основе в дальнейшем происходит усвоение специальной терминологии, а также межкультурное общение.
Возможность самостоятельного изучения языка особенно актуальна, так как учебное время не позволяет уделять достаточного времени для качественного усвоения нового материала. Во вне учебное время процесс семантизации лексики осуществляется в индивидуальном темпе с различной степенью глубины. Кроме того, у обучаемых формируется самостоятельность мышления, развиваются познавательные и психические процессы – гибкость и быстрота мышления, умение обобщать, делать логические выводы, сравнивать, сопоставлять.
Вводимый словник делится на 14 тематических групп: 1) физические характеристики материалов; 2) форма, фигура, тело; 3) пространственные отношения; 4) временные отношения; 5) количественные отношения; 6) движение; 7) физические действия; 8) умственная деятельность и др.
Каждое вводимое слово имеет свой порядковый номер, который устанавливается следующим образом: более лёгкие слова предшествуют более трудным, более частотные – менее частотным и т.п.
Рассмотрим совокупность приёмов, необходимых при составлениии апробации ОП, предназначенной для презентации лексики в минимальном контексте с использованием языковой догадки. Работа с конкретным словом включает следующие этапы: 1) подбор речевого образца, содержащего данное слово; 2) предварительная диагностика ошибок, как на изолированное предъявление данного слова, так и в контексте предложения, отобранного на предыдущем этапе работы; 3) составление ОП с учетом прогнозируемых ошибок.
В качестве основного принципа организации творческих заданий на данном этапе выдвигается использование языковой догадки. Задание, которое предлагается обучаемому, звучит обычно так: «Как вы переведёте слово … в следующем предложении: … … …»? Такая постановка вопроса предполагает, что значение актуального слова детерминируется контекстом. Минимальным контекстом, необходимым для семантизации слова, является речевой образец на уровне предложения. Такое предложение должно отвечать следующим требованиям: !) длина предложения не должна превышать 12 лексических единиц, что определяется объёмом оперативной памяти; 2) информация должна принадлежать области науки; 3) предложение должно обладать когнитивной ценностью; 4) следует опираться на фоновые экстралингвистические знания обучаемых; 5) следует соблюдать автосемантичность высказывания; 6) иметь контекстуально-несвязанную референцию; 7) следует соблюдать цельнооформленность предложений с лексической и синтаксической точки зрения; 8) опора на догадку.
Поскольку задача программы – беспереводное введение лексики, то значение актуального слова должно выводится из контекста.
К каждому заданию для снятия трудностей, которые могут возникнуть в понимании окружающего контекста, даётся кадр «Помощь». Обучаемый может пользоваться «помощью» по своему усмотрению. «Помощь» может включать перифразу речевого образца (например: В предложении говорится о …), либо перевод отдельных слов контекста, либо то и другое.
При неправильном ответе следует помещать соответствующий комментарий. Он должен отражать характер ошибки и способствовать нахождению правильного значения слова.
Главным преимуществом программы является её адаптивность. Программа как бы подстраивается к ходу мыслей конкретного человека, работающего с ней. Именно адаптивный характер ОП обеспечивает индивидуализацию процесса обучения.
Гибкость программы во многом зависит от того, насколько тщательно и продуманно проведена диагностика и семантизация типичных ошибок. Предварительная диагностика ошибок проводится с помощью тестирования большого количества обучаемых. Кроме того, для каждого слова определяется индекс трудности (ИТ), который вычисляется таким образом. ИТ= [Н +В] : К × 100%, где Н – число неправильных ответов, В – число отказов, К – общее число испытуемых.
СХЕМА ПРОГРАММЫ
Помощь
Презентация слова в речевом образце
→→
↓ ↓
↓ ↓
↓ ↓
Правильный
ответ
Почти правильный
Неправильный ответ 2
или группа ответов
Неправильный ответ 1
или группа ответов
↑ ↑ ↓ ↓
Комментарий №1
Комментарий №2
Комментарий №3
↓
↓
↓
Комментарий №4
↓ ↓
Переход к следующему
слову
Изложенный ход работы будет эффективным, если он сопровождается заданиями, позволяющими закрепить значение переведённого слова и поработать с текстами, в которых это слово встречается. С этой целью, после выполнения 1-й подпрограммы, обучаемым предлагается материалы 2 и 3-й подпрограмм, описание которых выходит за рамки данной статьи.