СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка интегрированного урока на тему: "История алфавита".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок "русский язык + история" в 5 классах на тему "История русского алфавита".

Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного урока на тему: "История алфавита".»

Интегрированный урок истории и русского языка в 5 классе

Тема: «История алфавита».

Цели урока:

  1. Образовательная: знакомство с историей возникновения славянской письменности, с особенностями славянской азбуки.

  2. Воспитательная: воспитание любви и уважения к родному языку и русской культуре.

  3. Развивающая: формировать навыки работы с различными головоломками, развивать логическое мышление.

Оформление и оборудование: алфавит, дидактический материал, словари, мультимедиа.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

  2. Вступительное слово учителя:

Учитель русского: Отгадайте загадку:
Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся! (Буквы)

Учитель истории: Сегодня у нас необычный урок - урок русского языка и истории. Мы отправимся в путешествие и узнаем с вами о происхождении русского алфавита. Для этого мы объединимся в группы.

Учитель русского: А теперь послушаем песню про алфавит. Прослушивание песни «Алфавит».

Учитель истории:

Ребята, как вы думаете, всегда ли русский алфавит был таким, каким мы знаем его сейчас?

Мы с вами сегодня проследим долгий путь создания русского алфавита и узнаем его особенности.

Для этого предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое в страну Алфавитию. Прошу занять свои места в вагонах, поезд отправляется.

  1. Первый этап «Древняя Греция»

Долгими извилистыми путями шло развитие письменности: от рисунков предметов к буквам. Много интересного могла бы рассказать история наших букв: как они возникли, кем были изобретены, какой вид имели раньше и как постепенно приобрели тот рисунок, который нам кажется настолько привычным, что мы и не предполагаем того, что буквы выглядели тогда иначе.


Учитель истории: Мы прибыли в Древнюю Грецию эта маленькая страна, расположенная на Балканском полуострове внесла огромный вклад как в мировую культуру так и в культуру русского государства.

Важнейшее достижение греческой культуры – звуковой алфавит. Это обозначение на письме гласных звуков.

Этот алфавит явился результатом длительного развития: греческий алфавит возник на основе финикийского, а этот последний возник под влиянием иероглифического письма Египта. Почти все последующие звуковые системы письма происходят от греческого алфавита.

Греческий алфавит состоял из 24 букв.


  1. Учитель русского: Славяне считали и гадали при помощи каких-то «черт и ризов», то есть черточек и зарубок. К нам дошли 2 поговорки, которые напоминают об этих древних способах передачи информации, существовавших у наших предков.

Перед вами зашифрованные надписи.

1. Изображение платка с завязанным узелком. По периметру платка подряд, образуя замкнутый квадрат, написаны буквы: завяжиузелокнапамять

2. Изображение топора, а по рисунку, образуя замкнутый квадрат, записаны буквы, но от начала к концу фразы надо читать (против) по часовой стрелке:'зарубинаносу

Вы должны найти начало фразы и прочесть её.

  1. Учитель русского: В русском языке много слов греческого происхождения. Сейчас трудно даже представить, что такие привычные для нас слова имеют греческое происхождение. Это такие слова как «педагог», «школа», «тетрадь», «стиль», «трагедия», «комедия», «оркестр», «сцена», «архитектура», названия большинства школьных предметов и многие другие.

Перед вами на экране слова греческого происхождения. За 30 секунд вы должны запомнить как можно больше слов и записать их на листочке.


С заданием вы справились, по вагонам поезд отправляется.


  1. Физминутка.

Учитель русского: все мы знаем, что буквы бывают гласные и согласные. Если я называю гласную букву, вы вытягиваете руки вперед, а если согласную – руки в стороны.


  1. Второй этап.

Учитель русского: Мы прибыли в страну Алфавитию.

Мы с вами узнаем происхождение наших букв, вспомним современный алфавит и узнаем, для чего он нам нужен.

Чтение алфавита (на экране буквы алфавита): хором

- сколько гласных, сколько согласных в русском алфавите?

- почему выделены буквы Ъ, Ь?

Сценка «Ь и Ъ».


- А почему нужно знать расположение букв в алфавите? (чтобы пользоваться словарями, записными книжками, составлять разные списки и т.д)

- Итак, вы знаете, как звучит современный алфавит,

Итак, кто же создавал тот алфавит, которым мы пользуемся?

Русский алфавит, которым мы пользуемся сегодня, произошел от славянского алфавита.

Его составителями были два священника - братья Кирилл и Мефодий.

Было это очень давно – в 9 веке.

  1. Учитель истории: 24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.

Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла. От данной азбуки и происходит русский алфавит (а также украинский, белорусский, сербский и болгарский).

Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из этих двух названий получилось слово «алфавит». Оказывается, буква «А» – это претерпевший множество изменений рисунок перевернутой головы быка. У древних греков «А» называлась «алеф», то есть бык. И «вит» здесь тоже неспроста, это изменившаяся со временем буква «бет» (дом). Так что слово «алфавит» произошло от «альфа» – бык и «бет» – дом.

Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква «А» называлась тогда «Аз», а буква «Б» – «буки». Из этих названий – «аз» и «буки» – и получилось русское слово «азбука».

  1. Учитель русского: Прослушаем стихотворение, научимся правильно произносить буквы. (Песенка-азбука Б.Заходера «Алфавит»).

Алфавит

Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,

На одной живут странице, а повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат, славные сестрицы,

Очень просят всех ребят с ними подружиться!

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ – прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха – оседлали петуха.

Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я – все теперь мои друзья.

Пять сестрёнок опоздали – заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали в азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети: вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете тем, кто с ними не знаком.



- Какие буквы пропущены? Какая команда быстрее запишет их?

(ё, й, ъ, ь, ы)



АЛФАВИТ

  • совокупность букв или других знаков данной системы письма (русский алфавит)

  • порядок букв, принятый в азбуке (писать фамилии по алфавиту)

  • указать перечень чего-нибудь по порядку, принятому в азбуке (алфавит собственных имён в приложении к книге)

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)

  1. Выполняем задания в группах.

Задание 1. Расшифровать слова.

  1. 12 10 18 10 13 13 10 24 1 – кириллица

  2. 22 10 14 10 12 10 33 – Финикия

  3. 10 6 18 16 4 13 10 22 – иероглиф

  4. 4 18 6 24 10 33 – Греция

  5. 1 21 12 3 1 18 30 – букварь

  6. 17 10 19 30 14 6 15 15 16 19 20 30 - письменность


  1. Задание 2. Расположите слова в алфавитном порядке.

  1. пирамида Хеопса, «висячие сады» Семирамиды, статуя Зевса Олимпийского, храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и маяк на о. Фарос в Александрии.

  2. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

  3. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

  4. До, ре, ми, фа, соль, ля, си.


Теперь мы возвращаемся домой.

  1. Рефлексия:

Составление синквейна на тему алфавит.

Оценивание.


  1. Д/з. Попробуйте создать свою азбуку.