слайды | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| Мотивационный этап | |
| Приветствует учащихся. Проверяет их готовность к занятию и создаёт условия для вывода темы и целей мероприятия. – На следующем уроке по окружающему миру у нас будет контрольная работа. А что нужно сделать, чтобы её хорошо написать? … – Сегодня мы проведём игру. Как вы думаете, по какой теме будут вопросы? На доске открывает запись: интеллектуальная игра по теме: «Воздух всегда с нами». | Предлагают варианты ответа. Выводят тему игры. |
| Операционный этап | |
| 1 конкурс «Название команды» Какие названия вы подготовили дома своим командам? Учитель (или члены жюри, если есть возможность пригласить других учителей ли родителей) фиксируют названия команд на доске. | Команды занимают свои места, выбирают капитанов. Защищают название своей команды. Дети слушают вопрос, поднимают сигнал (да – зелёный, нет – красный). |
| 2 конкурс «Экологический знак». Учитель предлагает капитанам выбрать конверт с заданием. 1. Придумайте и нарисуйте предписывающий экологический знак охраны воздуха. 2. Придумайте и нарисуйте запрещающий экологический знак охраны воздуха. Проверка работы. | Капитаны подходят к учителю и по очереди выбирают задание. Команды открывают конверты, читают задание и выполняют его на доске. Один из членов команды представляют защиту экологического знака. |
2 | 3 конкурс. Тему следующего конкурса вы узнаете, отгадав загадку: Без еды живём мы месяц, Без воды всего три дня, Не протянем и минуты Без чего же мы, друзья? Интерактивная игра по теме «Воздух» | Капитаны команд по очереди выбирают категорию вопроса, назначают отвечающих. Дети слушают загадку, отгадывают (воздух). |
3 | Свойство воздуха-10 Какие свойства воздуха можно доказать с помощью велосипедного насоса? | Воздух сжимается, сжатый воздух упругий. |
4 | Свойство воздуха-20 «Кот в мешке». От чего возникает ветер? | От перемещения тёплого и холодного воздуха. |
5 | Свойство воздуха-30 Почему в холодных помещениях у нас зябнут прежде всего ноги? | Холодный воздух боле тяжёлый, поэтому он находится у пола. |
6 | Свойство воздуха-40 Три одинаковые свечи зажгли одновременно. Одну из них накрыли пол-литровой стеклянной банкой, вторую – литровой, третью – не накрыли. Какая свеча быстрее погаснет? Почему? | Первая, так как кислорода меньше всего останется в пол-литровой банке. |
7 | Свойство воздуха-50 В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется? | Воздух сохраняет тепло. |
8 | Воздух – смесь газов-10 Как называется газ, входящий в состав воздуха и поддерживающий горение? | Кислород. |
9 | Воздух – смесь газов-20 Почему углекислый газ используют в огнетушителях? | Этот газ не поддерживает горе-ния. |
10 | Воздух – смесь газов-30 Как изменяется в комнате состав воздуха при горении газовой плиты? | Количество кислорода умень-шается, а количество углекислого газа увеличивается. |
11 | Воздух – смесь газов-40 Состав воздуха. | 1. Азот 2. Кислород 3. Углекислый газ 4. Примеси |
12 | Воздух – смесь газов-50 Днем на свету растения питаются углекислым газом. Какой газ при этом они выделяют? | Кислород. |
13 | Океан, которого на глобусе нет-10 Какого океана нет на карте и глобусе? | Воздушного океана. |
14 | Океан, которого на глобусе нет-20 Как называется слой воздуха, окружающий нашу планету? | Атмосфера. |
15 | Океан, которого на глобусе нет-30 С ним не встретятся космонавты в космосе? | Воздух. |
16 | Океан, которого на глобусе нет-40 Почему растения, находящиеся зимой под снегом, не замерзают? | В рыхлом снегу много воздуха, а воздух сохраняет тепло. |
17 | Океан, которого на глобусе нет-50 От чего защищает атмосфера нашу Землю? | От сильной жары и холода, от метеоритных дождей. |
18 | Движение ветра-10 Как называется прибор, который определяет направление ветра? | Флюгер. |
19 | Движение ветра-20 Назовите сильный разрушительный ветер. | Ураган. |
20 | Движение ветра-30 Как человек использует силу ветра? | Строит ветряные мельницы, электростанции, ставит на лодках паруса, попутный ветер помогает плавать в море. |
21 | Движение ветра-40 Как называется сильный ветер, при котором идет снег, а на дорогах плохая видимость? | Буран. |
22 | Движение ветра-50 Что характеризуют следующими словами «слабый, умеренный, сильный»? | Силу ветра. |
23 | Температура воздуха-10 Первый парашютист прыгнул с высоты 1000 метров, а второй – 5000 метров. Какой из них ощутил более низкую температуру воздуха и почему? | Второй. Чем выше от поверхности Земли, тем воздух холоднее. |
24 | Температура воздуха-20 «Счастливый случай» Указанное количество баллов присваивается команде просто так, без ответа. | - |
25 | Температура воздуха-30 Почему люди в бане поднимаются на полку ближе к потолку, чтобы попариться? | У потолка больше пара, так как горячий воздух поднимается вверх. |
26 | Температура воздуха-40 Почему альпинисты берут с собой в горы тёплую одежду и баллоны с кислородом? | Высоко в горах поверхность Земли остывает быстрее, поэтому воздух там холодный и разреженный, людям тяжело дышать. |
27 | Температура воздуха-50 В жаркий день термометр на берегу моря показывал +33°С. Группа пассажиров на теплоходе отчалила от берега, и чем дальше они удалялись, тем становилось холоднее, хотя солнце грело по-прежнему. Почему же температура снизилась? Члены жюри подводят итоги. | Днём суша нагревается больше, чем вода. Поэтому воздух, нагретый от суши и от воды, будет теплее над сушей и прохладнее над водой. |
| Аналитический этап | |
| – Как вы думаете, мы выполнили задачи занятия? – Поделитесь своими впечатлениями об игре. | Фронтально отвечают на вопрос, делятся впечатлениями о конкурсе. |