| Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края |
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КЛЛЕДЖ» |
Задание №6
Разработка интерактива с коллегами
«Патриотическое воспитание учащихся средствами учебной и неурочной деятельности»
Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию обучающихся.
Задачи:
изучить сложившуюся в школе систему работы по данному направлению;
выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;
обновить содержание и формы работы по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты.
Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
В воспитании патриотизма значительное место имеет формирование у подрастающего поколения политического сознания. Политическое сознание определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления общества. Оно включает в себя совокупность общественно значимых взглядов, убеждений, ценностных ориентацией и направлено на обеспечение коренных интересов людей, достижение общенародных целей.
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работы нашей школы, для которого в школе имеются все условия: спортивный зал, спортивная площадка для тренировок по прикладным видам спорта.
Высоких результатов достигают учащиеся школы не только в военизированных конкурсах, соревнованиях, но и в спорте, и все это благодаря педагогу-организатору, преподавателю физкультуры, преподавателю иачальной военной подготовки, учителю истории. Команды наших спортсменов учавствуют во всех районных конкурсах, эстафетах, соревнованиях, где добиваются высоких результатов.
Педагоги школы успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей страны через уроки гражданственности , внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, военизированные эстафеты. Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств любви к своему родному краю, селу, школе, своей семье. Воспитывать гражданственность учитель может каждый день, подбирая подобным образом программу в школе. Лучше всего это удается учителям литературы и истории, поскольку их материал наиболее оптимизирован к этому, располагает к началу патриотического воспитания и любви к своей единственной Родине. Учителя помогают учащимся стать лучше, осознать свое место в родной стране и любовь к ней.
Большое внимание в школе уделяется воспитанию достойного гражданина своей родины. Учащиеся знают хорошо историю школы, села, традиции школы. Ведется поисковая и шефская работа в микрорайоне школы, в котором проживают ветераны ВОВ, дети войны.
Как же мы воспитываем патриотизм? Сегодня в системе образования существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся.
1 направление. Воспитание на боевых традициях народа.
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины
Проведение уроков Мужества, классных часов ко Дню Защитника Отечества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.
Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
Проведение конкурсов военно-патриотической песни, смотров строя и песни, военно - спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь с ветеранами ВОВ и труда, проживающих в микрорайоне школы. Выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создается Книга памяти.
Ежегодно традиционно проходят в школе конкурсы инсценированной песни «Этих лет не смолкнет слава…», литературно-музыкальные гостинные «У войны неженское лицо», «Дети войны», конкурсы чтецов «В огне войны», конкурсы рисунков, плакатов, газет ко Дню Победы.
Опорной базой, площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины является юноармейское движение: традиционно учащиеся школы принимают участие в районних слетах, смотрах строя и песни, военно-спортивных соревнованиях.
2 направление. Историко-краеведческая работа
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:
– экскурсии в краеведческий музей.
– уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками родного края;
– изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников греков;
– оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю с любовью";
– конкурсы лучших чтецов «С чего начинается родина?»;
– экскурсии по живописным местам края.
Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательного учреждения является краеведение. Учащиеся совместно с учителем истории и педагогом-организатором:
-Собирают материал о земляках – участниках военных событий и оформляют его в картотеку материалов о ветеранах ВОВ .
-Составляют и ведут Книгу Памяти.
-Охраняют памятники истории родного села, школы.
-Проводят культурно-массовую работу среди учащихся школы.
-Проведение музейных уроков.
4 направление. Формирование правовых знаний
Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.
– уроки обществознания, экономики;
– изучение правил поведения в школе и общественных местах;
–школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, , медработниками);
– общешкольные мероприятия;
– работа Совета школы;
5 направление. Воспитание на культурных традициях народа
– уроки гуманитарного цикла;
– организация и проведение тематических вечеров, бесед;
– изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;
– организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование.
Учащиеся школы посещают школьные спортивные секции (футбол, баскетбол, настольный теннис, волейбол и другие).
Огромная роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой своего государства, Проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими, проводят большую экскурсионную работу по памятным и историческим местам, знакомя учащихся с памятниками культуры, заповедными уголками родного края.
Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью.
Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.
Для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизму у школьников присутствующим предлагается принять участие в составление плана совместных действий педагогического, ученического и родительского коллективов. Используя метод «Мозгового штурма», участники педсовета по кругу высказывают свои предложения, которые заносятся в начерченную на доске таблицу:
Обработанные в дальнейшем инициативной группой данные таблицы будут учтены при составлении Комплексной программы по гражданско-патриотическому воспитанию, при составлении общешкольного плана воспитательной работы и станут основой для планирования работы в классах.
Итоги всех проведенных мероприятий свидетельствуют о том, что прогрессирует процесс становления системы патриотического воспитания, а мероприятия, направленные на воспитания гражданственности и патриотизма у школьников приняли системный характер в связи, с чем нужно разработать и принять «Комплексную воспитательную программу работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию.