СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка интегрированного урока математики и информатики по теме "Логарифмическая функция"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что общего между математикой и информатикой? Можно ли воспользоваться знаниями из одного предмета при изучении другого? На эти и другие вопросы ребята смогут получить ответ, побывав на нашем уроке Математика + Информатика при изучении темы "Логарифмическая функция"

Просмотр содержимого документа
«╨Ъ╨╛╨╜╤Б╨┐╨╡╨║╤В ╤Г╤З╨░╤Й╨╡╨│╨╛╤Б╤П»

Опорный конспект

интегрированного урока математики и информатики по теме

«___________________________________________________________________________»

Ф. И. О. ученика:_____________________________________________________________

Задание 1. Постройте графики показательных функций:

___________________ ________________________















Определение:







g(x) = ax, a 0, a  1

, a 0, a  1

D(g) =

D(f) =

E(g) =

E(f) =

Вывод:




Постройте графики логарифмических функций:

___________________________ _________________________














х








у

























х








у










Свойства логарифмической функции


Свойства функции

а1

0

1

Область определения



2

Область значений



3

Четность, нечетность



4

Нули функции



5

Промежутки знакопостоянства



6

Монотонность



7

Наибольшее и наименьшее значение функции



8

Ограниченность



9

Выпуклость



Задание 1.

Найти область определения функций:

y = logax, a 0, a 1

D(y)

Решение

y = log a(-x)



y = log a(x)1/2



y = log a(x-1)



y = log a(x2-1)



y = log a(x2+1)



y = log a|x|



Задание 2.

Исследовать функцию на монотонность.

Определить какие функции являются возрастающими, а какие убывающими:

y = log2x



y = log0,5(2x + 5)



y = lg (x)1/2



y = ln(x + 2)



Задание 3.

Между числами m и n поставить знак или

log 0,5 m log 0,5 n



log 8 m log 8 n



log 2,5 m log 2,5 n



log 0,2 m log 0,2 n




Рефлексия своей деятельности на уроке

Что я понял на уроке?______________________________________________________________________

Какой вид деятельности оказался для меня более успешным, результативным?

_________________________________________________________________________________________

Какие знания, умения приобрел?_____________________________________________________________

Какие знания, умения, навыки закрепил?______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«╨Я╨╗╨░╨╜-╨║╨╛╨╜╤Б╨┐╨╡╨║╤В ╨╕╨╜╤В╨╡╨│╤А╨╕╤А╨╛╨▓╨░╨╜╨╜╨╛╨│╨╛ ╤Г╤А╨╛╨║╨░»

План-конспект

интегрированного урока математики и информатики по теме

«Логарифмическая функция, ее свойства и график»

«Использование электронных таблиц

при построении графиков функций и решении математических задач»

Класс: 11 общеобразовательный.

Цели урока:

Образовательные:

  • раскрыть содержание понятия «логарифмическая функция»;

  • познакомить учащихся с основными свойствами этой функции;

  • обеспечить овладение всеми учащимися основными алгоритмическими приемами функционально-графического метода при решении логарифмических уравнений;

  • продолжить формирование у учащихся умений и навыков работы в табличном редакторе Excel с помощью решения математических задач;

  • создать условия для использования диаграмм электронных таблиц при построении графиков функций и решении математических задач, для демонстрации возможностей электронных таблиц для составления и оформления электронной тетради по математике;

  • преодоление предметной разобщенности, интеграция знаний по математике и информатике.

Развивающие:

  • формирование самостоятельности мышления;

  • формирование мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, аналогия;

  • формирование компьютерной грамотности учащихся.

Воспитательные:

  • формирование таких качеств личности как четкость и организованность в работе, умение контролировать свою деятельность, оценивать ее, проявлять коллективизм и взаимопомощь при работе в парах.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: интегрированный урок

Оборудование:

  • компьютеры учащихся;

  • мультимедийный проектор;

  • файлы с заданиями для выполнения на компьютере;

  • демонстрационные файлы (презентация);

  • бланки опорных конспектов учащихся.

План урока:

1 урок:

№ п\п

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин.

1

Организационный момент.

Словесный, наглядный

2

2

Актуализация знаний учащихся.

Словесный, наглядный

10

3

Изучение нового материала.

Словесный, наглядный, практический

25

4

Закрепление знаний.

Словесный

3

Физиологическая пауза (перемена)

2 урок:

№ п\п

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин.

1

Организационный момент.

Словесный

1

2

Мотивация

Словесный

3

3

Актуализация

Словесный, наглядный, практический

10

4

Контроль

Словесный, наглядный, практический

20

5

Постановка домашнего задания

Словесный

3

6

Подведение итогов урока

Словесный

3



№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 урок:

1

Учитель математики приветствует учащихся, предлагает учащимся задание на концентрацию внимания.

Задание:

Воспроизведите слова в указанном порядке (слова появляются на экране на несколько секунд, потом исчезают):

Монотонность

Асимптота

Точность

Единица

Максимум

Аргумент

Точка

Исследование

Корень

Абсцисса

Рассчитайте концентрацию вашего внимания по формуле:

число верно воспроизведённых слов

*0,1*100%

в указанном порядке

Вывод: Это упражнение активизирует вашу зрительную память. А на данном уроке этот вид памяти необходим для лучшего усвоения нового материала.

Выполняют задание на концентрацию внимания (работа в тетрадях).

2

Предлагает учащимся выполнить задание в тетради:

Построить графики показательных функций и .

Предлагает учащимся сформулировать свойство монотонности функции при а1, при 0 a

Формулировка:

Функция y = ax (a 0, a  1) при a1 монотонно возрастает на R; при 0 a R. Для данной функции справедливо следующее утверждение: каждому значению y из области значений функции соответствует единственное значение x из области определения функции.

Выполняют построение графиков в тетради.













Устно формулируют свойство монотонности функции .

3

Вводит понятие логарифмической функции.

Пусть a положительное, не равное единице число. Каждому положительному числу x поставим в соответствие число y, равное логарифму числа x по основанию a, т. е. .

Определение:

Функцию , (a 0, a  1) называют логарифмической функцией.

Предлагает учащимся сравнить области определения и области значений показательной и логарифмической функции. Результаты сравнения записать в таблицу:

g(x) = ax, a 0, a  1

, a 0, a  1

D(g) = R

D(f) = (0;+)

E(g) =(0;+)

E(f) = R

По определению функции g(x) = ax, a 0, a  1 и f(x) = logax, a 0, a  1 являются взаимно обратными. Так как графики взаимно обратных функций симметричны относительно прямой h(x) = x, то

Предлагает построить в опорных конспектах графики логарифмических функций: y = log2x, y = log 1/2 x.

х

1/8

1/4

1/2

1

2

4

8

у

-3

-2

-1

0

1

2

3

х

1/8

1/4

1/2

1

2

4

8

у

3

2

1

0

-1

-2

-3










Свойства логарифмической функции


Свойства функции

а1

0

1

Область определения

(0;+)

2

Область значений

(-;+)

3

Четность, нечетность

ни четная, ни нечетная

4

Нули функции

y = 0 при x = 1

5

Промежутки знакопостоянства

y 0 при x(1;+)

y x (0;1)

y 0 при x (0;1)

y x (1; +)

6

Монотонность

возрастает

убывает

7

Наибольшее и наименьшее значение функции

не существует

8

Ограниченность

неограниченная

9

Выпуклость

выпукла вверх

выпукла вниз


Слушают рассуждения учителя, записывают определение логарифмической функции в тетрадь.



Результаты сравнения записывают в таблицу, делают вывод о том, что показательная и логарифмическая функция является взаимно обратными.














Вспоминают алгоритм построения графиков в прямоугольной системе координат.

Работают с опорными конспектами: заполняют таблицы значений (х, у), строят графики, записывают свойства логарифмической функции.

4

После изучения свойств логарифмической функции выполняются задания на применение этих свойств.

Задание 1.

Найти область определения функций:

y = logax, a 0, a 1

D(y)

Решение

y = log a(-x)

(-;0)

0

x

y = log a(x)1/2

(0;+)

x1/20

x0

y = log a(x-1)

(1;+)

x-10

x1

y = log a(x2-1)

(-;-1)(1;+)

x2-10

x

x1

y = log a(x2+1)

R

x2+10

y = log a|x|

(-;0)(0;+ )

|x|0

x0

x

Задание 2.

Исследовать функцию на монотонность.

Определить какие функции являются возрастающими, а какие убывающими:

y = log2x

возрастающая

2 1

y = log0,5(2x + 5)

убывающая

0

y = lg (x)1/2

возрастающая

10 1

y = ln(x + 2)

возрастающая

e 1

Задание 3.

Между числами m и n поставить знак или

log 0,5 m log 0,5 n

m n

0

log 8 m log 8 n

m n

8 1

log 2,5 m log 2,5 n

m n

2,5 1

log 0,2 m log 0,2 n

m n

0

Предлагает учащимся выполнить задание из учебника «Алгебра и начала анализа» под ред. А. Г. Мордковича, М., Мнемозина, 2004.

Номера для выполнения:

№1467 (а, б) – нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на заданном отрезке;

№ 1469 (а) – нахождение промежутка по указанному наибольшему и наименьшему значению функции;

№ 1492 (а) – нахождение области определения функции.

Подводит промежуточный итог занятия:

Мы познакомились с основными теоретическими выкладками темы «Логарифмическая функция и ее свойства». На следующем уроке мы продолжим отрабатывать навыки решения задач по данной теме, но уже с помощью компьютеров.

Учитель информатики готовит класс к следующему уроку.

Работают в опорных конспектах, рассуждения по решению проводят устно, поочередно.





























Работают в тетрадях, отдельные учащиеся выполняют задание на доске.





Выходят из класса на перемену.

2 урок:

1

Учитель информатики настраивает учащихся на рабочий лад, дает устную установку на продолжение учебной работы.

Учащиеся приветствуют учителя, занимают рабочие места.

2

Сообщает тему, цели и задачи урока.

На уроках информатики мы изучаем прикладные программы, созданные для решения конкретных задач, например, обработку какого-либо вида информации. Давайте вспомним, изучали ли мы программу, которая позволяла бы обрабатывать числовую информацию, представлять ее в графическом виде. Это электронные таблицы Excel. Главное достоинство электронной таблицы – это возможность мгновенного пересчета всех данных, связанных формульными зависимостями при изменении значения любого операнда.

Сегодня на уроке мы применим возможности табличного процессора Excel к решению конкретных задач курса математики, а именно задач на преобразование графиков логарифмической функции и решению систем уравнений. Таким образом, сегодня мы должны повторить навыки работы в Excel, убедиться в целесообразности изучения электронных таблиц, осознать, что знания, которые вы получаете на уроках информатики, можно применить, например, при подготовке к урокам математики.

Учащиеся приводят примеры изученных ими прикладных программ. Перечисляют возможности электронных таблиц Excel.

3

Предлагает учащимся обзор основных понятий, знание которых необходимо при работе в Excel.

Электронная таблица Excel состоит из строк и столбцов. Строки нумеруются целыми числами, а столбцы – латинскими буквами A,B,C,…,AA,BB,… .

На пересечении столбца и строки располагается структурный элемент таблицы – ячейка.

В любую ячейку таблицы можно ввести исходные данные: число или текст, а также формулы для расчета производной информации.

Для указания на конкретную ячейку используется адрес, который состоит из обозначения столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка. Например А1, С4.

Если набранная вами последовательность символов начинается со знака "=" (равно), Excel считает, что вы набрали формулу. В формулу могут входить данные разного типа, однако мы будем считать ее обычным арифметическим выражением, в которое можно записать только числа, адреса ячеек и функции, соединенные между собой знаками арифметических операций.

Например, если вы ввели в ячейку D5 формулу «=А5*В5+C6», значением этой ячейки будет число, которое равно произведению чисел, записанных в А5 и В5, сложенному с числом из ячейки С6.

Основным средством упрощения расчетов в Excel являются встроенные функции. Функция в Excel имеет имя (например, log) и, как правило, аргументы, которые записываются в круглых скобках следом за именем функции. Скобки – обязательная принадлежность функции, даже если у нее нет аргументов. Если аргументов несколько, они отделяются друга от друга запятой.

Чтобы построить график функции на известном отрезке, необходимо, как и в математике, составить таблицу значений данной функции.

С помощью автозаполнения сформировать строку значений х, для вычисления значения функции необходимо правильно составить формулу, описывающую эту функцию.

Задание: Запишите функцию по правилам табличного процессора Excel: y = log3x

Решение: =log(B2,3).

Составим алгоритм построения графика функции.

Выделить диапазон ячеек В2:L3 (таблицу значений)

Выполнить команду Вставка/Диаграмма/Точечная/тип диаграммы «Гладкие графики»

Определить параметры диаграммы: отобразить линии сетки (пунктиром), параллельные осям координат.

Поместить график на имеющемся листе книги.

В эвристической беседе вспоминают основные понятия Excel, составляют алгоритм построения графика функции в электронных таблицах.

4

Предлагает учащимся выполнить практические задания на компьютере.

Задание 1:

Постройте график функции:

1 вариант

y = log3(x - 2) + 1

y = log1/3(x + 1) - 2

При участии учителя математики составляем алгоритм преобразования графиков вида y = log3(x + а) + b.

2 вариант

y = log2(x + 1) – 2

y = log1/2(x - 3) + 1


Садятся за компьютеры по двое. Выполняют задание по вариантам в электронных тетрадях. Записывают алгоритм преобразования графиков вида

y = log3(x + а) + b в опорный конспект. Сохраняют свои работы в Документах, в папках со своими фамилиями.


Предлагает учащимся выполнить задание другого типа: решение систем уравнений графическим способом.

С помощью графика функции можно определить количество корней уравнения и отрезки, внутри которых находятся эти корни.

Задание 2: Решить графически систему уравнений:

Вариант 1

y = log2x

y = -x+1

на отрезке 0,5; 1,5 с шагом 0,1

Для этого необходимо составить таблицу значений для двух функций

Выделить диапазон ячеек В2:V3 и построить графики двух функций в одной координатной плоскости.

Ответ: (1;0)

y = log1/3x

y = 2x - 2

Вариант 2

y = log3x

y = 4 – x


y = log1/2x

y = x + 1/2


Выполняют задание по вариантам в электронных тетрадях. Сохраняют свои работы в Документах, в папках со своими фамилиями.

5

Предлагает учащимся записать домашнее задание, а выполнить его дома с помощью компьютера в среде электронных таблиц Excel.

Записывают домашнее задание

6

Подведение итогов двух уроков с помощью листков рефлексии, где указаны вопросы:

Что я понял на уроке?

Какой вид деятельности оказался для меня более успешным, результативным?

Какие знания, умения приобрел?

Какие знания, умения, навыки закрепил?

Благодарит учащихся за работу на уроке

Заполняют листки рефлексии в опорных конспектах.


Ф. И. О. конкурсантов: Исаенко Ольга Владимировна (учитель математики),

Калинина Олеся Витальевна (учитель информатики).

Организация, город: МОУ «СОШ № 55» г. Барнаула

E-mail: [email protected]

Просмотр содержимого презентации
«╨Я╤А╨╡╨╖╨╡╨╜╤В╨░╤Ж╨╕╤П ╨║ ╤Г╤А╨╛╨║╤Г»

Мы приветствуем вас  на уроке  «Математика + информатика»! Тема  «Логарифмическая функция, ее свойства и график»

Мы приветствуем вас на уроке «Математика + информатика»! Тема «Логарифмическая функция, ее свойства и график»

Запомните и воспроизведите слова  в указанном порядке . М онотонность А симптота Т очность Е диница М аксимум А ргумент Т очка И сследование К орень А бсцисса

Запомните и воспроизведите слова в указанном порядке .

М онотонность

А симптота

Т очность

Е диница

М аксимум

А ргумент

Т очка

И сследование

К орень

А бсцисса

Постройте графики показательных функций     и    .  х у -3 0,12 -2 0,25 1 0,5 0 1 1 2 2 4 3 8 х у -3 8 -2 4 1 2 0 1 1 0,5 2 3 0,25 0,12

Постройте графики показательных функций и .

х

у

-3

0,12

-2

0,25

1

0,5

0

1

1

2

2

4

3

8

х

у

-3

8

-2

4

1

2

0

1

1

0,5

2

3

0,25

0,12

0 , a  1. Каждому x0 поставим в соответствие число у, равное логарифму числа х по основанию а, т.е. y=log a х. Определение: Функцию y = log a x ( а  0, а  1 ) называют логарифмической функцией." width="640"

Пусть а 0 , a 1. Каждому x0 поставим в соответствие число у, равное логарифму числа х по основанию а, т.е. y=log a х.

Определение:

Функцию y = log a x ( а 0, а 1 ) называют логарифмической функцией.

При  (a  0,  a  1) g(x)=a x f(x)=  log a x D(g)=R D(f)=(0;  ) E(g)=(0;  ) E(f)=R По определению функции   g(x)=a x , a  0,  a  1 и  f(x)=log a x , a  0,  a  1  являются  взаимно обратными.

При (a 0, a 1)

g(x)=a x

f(x)= log a x

D(g)=R

D(f)=(0; )

E(g)=(0; )

E(f)=R

По определению функции g(x)=a x , a 0, a 1 и f(x)=log a x , a 0, a 1 являются взаимно обратными.

Так как графики взаимно обратных функций симметричны относительно прямой h ( x ) = x , то

Так как графики взаимно обратных функций симметричны относительно прямой h ( x ) = x , то

Постройте графики логарифмических функций         У У 3 3 1 1 Х Х 7 3 3 7 0 0 5 5 1 1 X X Y Y

Постройте графики логарифмических функций

У

У

3

3

1

1

Х

Х

7

3

3

7

0

0

5

5

1

1

X

X

Y

Y

1 Область определения 2 0 Область значений 3 Четность, нечетность 4 Нули функции 5 Промежутки знакопостоянства 6 7 Монотонность Наибольшее и наименьшее значение функции 8 Ограниченность 9 Выпуклость" width="640"

Свойства логарифмической функции

Свойства функции

1

а 1

Область определения

2

0

Область значений

3

Четность, нечетность

4

Нули функции

5

Промежутки знакопостоянства

6

7

Монотонность

Наибольшее и наименьшее значение функции

8

Ограниченность

9

Выпуклость

Выполните задания  в опорном конспекте

Выполните задания в опорном конспекте

Найдите область определения функций:

Найдите область определения функций:

Какие из перечисленных ниже функций являются возрастающими, а какие убывающими? возрастающая убывающая возрастающая возрастающая убывающая

Какие из перечисленных ниже функций являются возрастающими, а какие убывающими?

возрастающая

убывающая

возрастающая

возрастающая

убывающая

или

Между числами m и n поставить знак или

Выполните задания из учебника  «Алгебра и начала анализа»  под ред. А. Г. Мордковича

Выполните задания из учебника «Алгебра и начала анализа» под ред. А. Г. Мордковича