СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка интегрированного урока окружающего мира,ОРКиСЭ, внеклассного чтения и развития речи с использованием проектной деятельности учащихся по теме: "Дари людям добро и свет. Я, семья, друзья".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интегрированного урока окружающего мира,ОРКиСЭ, внеклассного чтения и развития речи с использованием проектной деятельности учащихся по теме: "Дари людям добро и свет. Я, семья, друзья". Цель: дать ученикам элементарные представления о духовных составляющих: доброте, честности, вежливости, щедрости, деликатности; раскрыть содержание разных проявлений красоты человеческого поведения средствами чтения произведений, анализа ситуаций; систематизировать знания о поведении дома, в школе, среди людей вообще, правила культуры общения; учить руководить своими эмоциями, управлять поступками, учить создавать психологический комфорт вокруг себя; воспитывать в детях доброту, вежливость, взаимопомощь, сочувствие, любовь в любых жизненных ситуациях.

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного урока окружающего мира,ОРКиСЭ, внеклассного чтения и развития речи с использованием проектной деятельности учащихся по теме: "Дари людям добро и свет. Я, семья, друзья".»

Интегрированный урок окружающего мира , ОРКСэ,

внеклассного чтения и развития речи.

Тема. Дари людям добро и свет. Я, семья, друзья.

Цель: дать ученикам элементарные представления о духовных составляющих: доброте, честности, вежливости, щедрости, деликатности; раскрыть содержание разных проявлений красоты человеческого поведения средствами чтения произведений, анализа ситуаций; систематизировать знания о поведении дома, в школе, среди людей вообще, правила культуры общения; учить руководить своими эмоциями, управлять поступками, учить создавать психологический комфорт вокруг себя; воспитывать в детях доброту, вежливость, взаимопомощь, сочувствие, любовь в любых жизненных ситуациях.

Оборудование: рисунок Солнышко, творческая проектная работа «Какой ты есть» (фотографии детей с написанными чертами характерами, которые им присущи); планета «Я»; созвездия «Семья», «Друзья»; микрофон, карточки для задания «Выберите правильные правила общения»; тексты для чтения В.Сухомлинского «Именинный обед», аудиозапись песни о доброте, презентация «Твори добро», аудиозапись песни к танцу «Дружба».


Эпиграф: «Ты еще маленький, но солнце

в тебе может жить очень большое»


Ход урока

  1. Организация класса

Улыбнемся солнышку

Здравствуй, золотистое!

Улыбнемся друг другу,

Посмотрим ласково!

Пусть сегодня в каждое сердце

Солнышко прибавит тепла!

А мы с вами улыбнемся

Пожелаем друг другу добра!


Учитель.

- Я приглашаю вас к разговору о жизни, о людях, которые нас окружают и нашем отношении к ним. Собеседником у нас будет солнышко, которое тоже умеет слушать.


2. Мотивация учебной деятельности.

- Протяните свои ручки к солнышку. Представьте, как оно касается своими лучиками ваших ладошек. Что вы чувствуете?

- Какое настроение у вас от этого тепла появилось?

- Что еще, кроме тепла, может дарить солнышко?

- С каким человеком можно сравнить солнышко?

- Почему?


Фахриева Руслана.

Хорошие люди похожи на тёплое солнце, 
Которое, тучи раздвинув, выходит из тьмы… 
Когда целый мир над твоей неудачей смеётся, 
Они добрым словом согреют в разгаре зимы. 

Нельзя постоянно в их лучиках солнечных греться,
Ведь надо, встречая добро, становиться добрей! 
Хорошие люди всегда улыбаются сердцем,
И видят в угрюмых прохожих – хороших людей…


3. Проверка домашнего задания

1) Презентация проекта «Какой я есть».

Дети рассказывают, какие черты характера они уже имеют, и одну черту, которую бы хотели воспитать в себе.

- Посмотрите, как мы объединились в одну дружную школьную семью, в которой каждый ребенок – это личность, каждый – со своим характером, эмоциями, привычками. Но мы учимся и будем учиться понимать желания другого, всегда со всеми быть честными, учтивыми, дарить радость от общения.


2) Технология «Мозговой штурм»

Попробуйте к каждой букве слова «солнце» подобрать черты характера, которые должны быть в человеке, который похож на солнышко.

С – сочувствие

О – опрятность

Л – любовь

Н – нежность

Ц – целеустремленность

Е – единство

4. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы с вами поучимся быть солнышками для окружающих, узнаем, в состоянии ли мы согреть кого-то, предостеречь от беды, помочь, успокоить. Читая произведения, анализируя ситуации, будем раскрывать содержание разных проявлений красоты человеческого поведения, правила культуры общения.


Прочитайте эпиграф к уроку.

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

5. Работа над темой урока.

1) Составление ассоциативного куста

- Сначала каждая планета «Я», как зеркало, воспроизводит то добро, щедрость, любовь, которую получает от окружающих. Но если вы хотите, чтобы окружающие вас уважали, прислушивались к вашему мнению, нужно научиться уважать их, любить и помогать.


Планету «Я» окружают спутники – «Семья», «Друзья», . Все это окружение ожидает от вас доброжелательного, порядочного окружения. Вы должны понимать, что без доброго отношения, вежливого общения, понимания окружающих нельзя спокойно жить. Грубость, жестокость, зависть, хитрость, жадность наполняют нашу жизнь болью, стрессами, неурядицами.


Спутник «Природа» Планета «Я» Спутник «Друзья»



Семья»


2) Технология «Микрофон». Игра «Хороший ребенок»


- Давайте вспомним, что нужно знать и делать, как относиться к родным, чтобы стать солнышком для своей семьи?

- Как нужно относиться к родным?

- Очень бы хотелось, чтобы вы всегда были добрыми и внимательными к близким и никогда не огорчали их. Потому что дети – самое дорогое, что есть у родителей, а для детей родители – ценнее всего. Но, к сожалению, не всегда так в жизни бывает.


3) Работа над рассказом В.Сухомлинского «Именинный пирог»


Именинный обед


У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…

– Почему? – удивилась мама.

– У нее рука дрожит… Капает на стол…

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.

Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.


а) Чтение рассказа хорошо читающим учеником.

- Послушайте рассказ и скажите, почему мама отменила праздничное застолье?


б) Выборочное чтение.

- Прочитайте предложение, в котором сказано о том, как мама отреагировала на просьбу дочери?

Как нужно прочитать это предложение?

-Кто приготовил пирог на День рождения Нины?

- Какие главные, важные слова сказала мама Нине?

- Как бы поступили вы на месте мамы?

- Какой совет вы дали бы Нине?


Вывод: Уважайте своих близких, родных, и от этого вам хорошо будет жить на земле.


Песня о доброте

(исполняет весь класс)

4) Песня о доброте


В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.


ПРИПЕВ:

Весной зашумит вода,

Зимой запоют ветра.

Давайте, Друзья, всегда

Друг другу желать Добра!


Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,

Ты однажды возьми и Добро просто так соверши,

И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

И тогда на Земле станет больше улыбкой одной!


5) У планеты «Я» есть Спутник планета «Друзья».


Слово ― дружба ― по своему значению тесно связано с таким понятием, как

родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь , сходство

чувств , переживаний.

От друга ждут верности, у друга ищут поддержки, помощи в трудную минуту.

К другу идут с радостью – он разделит ее с вами . Друг поймет ваши заветные

мечты , сохранит ваши тайны .


- Вы пришли в класс каждый со своим настроением, эмоциями, характерами. Чтобы нам хорошо жилось, работалось, в коллективе должны быть доброжелательные отношения, вежливое общение.


6 ) Физкультминутка.

В этом классе все друзья –

Ты, и мы, и вы, и я!

Добрый день тому, кто слева!

Добрый день тому, кто справа!

Мы – одна семья.


В этом классе все друзья –

Ты, и мы, и вы, и я!

Руку дай тому, кто слева!

Руку дай тому, кто справа!

Мы - одна семья.


В этом классе все друзья –

Ты, и мы, и вы, и я!

Пожалей того, кто слева!

Пожалей того, кто справа!

Мы – одна семья.


В этом классе все друзья –

Ты, и мы, и вы, и я!

Улыбнись тому, кто слева!

Улыбнись тому, кто справа!

Мы – одна семья!


Друг не может быть злобным и

самовлюбленным. Также не соединяются с понятием ―дружба- жадность и

хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и черствость. Друг –

это всегда серьезно . Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому.

7) Инсценировка рассказа Осеевой «Синие листья» (Сизова Карина ,Семина Ирина)

Синие листья

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

– Дай мне зелёный карандаш.

А Катя и говорит:

– Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

– Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

– Мама-то позволила, а брата я не спросила.

– Ну что ж, спроси ещё у брата, – говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.

– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

– Я осторожненько, – говорит Лена.

– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

– Ну, что ж ты? Бери!

– Не надо, – отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

– Карандаша зелёного нет.

– А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

– Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

– Надо так давать, чтобы можно было взять.


8 ) Беседа .

-Как вы понимаете слова учительницы : «Надо так давать, чтобы можно было взять?

_Как вы думаете ,какой была Катя?


Нет народа, у которого не было бы пословиц и

поговорок о дружбе.

Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте:


1. Один за всех ,а все за …..(одного).

2. Семеро одного…(не ждут).

3. Один в поле…(не воин).

4. Старый друг лучше..( новых двух )

5. Нет друга – ищи, а нашел –… ( береги).

6. Не имей сто рублей, а имей сто… (друзей).

7. Друг познается …(в беде).

8. Без беды друга …(не узнаешь).


9) Творческая работа «Придумайте и назовите правила общения с друзьями».

Дети зачитывают.


Хочешь для друзей солнышком стать –

Правила эти ты обязан знать.


Правила общения между друзьями, одноклассниками

Правила общения с одноклассниками

• проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

• никогда не смейся над физическими недостатками лю­дей;

• всегда и во всём помогай младшим и слабым;

• не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

• не придумывай никому обидных прозвищ;

• если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

• если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

• всегда выполняй данные тобой обещания;

• никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

• дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

• всегда будь точным: неточность — это прежде всего невежливость;

• никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма.

 никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.



10) Дидактическая игра «Не потеряй друга» (если согласны нужно хлопнуть, не согласны -топнуть».

Вести себя, так как тебе хочется.

Вести себя со своим другом так, как ты хотел бы, чтобы он обращался с тобой.

Чаще улыбаться.

Быть сердитым и серьезным.

Рассказывать только о себе.

Слушать своего друга.

Обращаться к другу по имени.

Называть друга только по фамилии.

Сознаваться в своих ошибках.

Скрывать свои ошибки и замечать чужие


-Что это за праздник без друзей?

Отмечать праздники и Дни рождения веселее вместе.


Дружба- это свет и радость,

Это песни, игры и мечты.

Дружба – это краски радуги,

Дружба – это я и ты.


11) Танец «Дружба» (Оксанич Настя и Абдураманова Алиме ,Сиротин Даниил)



5. Обобщение и систематизация знаний.

1) Чтение стихотворений учащимися – обращение ко всем собравшимся.

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.


Мы часто все, о чем ни будь, мечтаем
Стремимся и хотим достойно жить
Но заповедь простую забываем
Друг другу доброту души дарить

Дарить слова, свое расположение  
Дарить дела, поддержку, теплоту
Внимание, забота, уважение
Пусть заполняют жизни пустоту

Дарить любовь, и веру, и надежду
Всем, кто отчаялся на жизненном пути
Пусть звезды засияют им, как прежде
И станет дальше легче им идти

И ничего, в ответ не ожидайте 
Забудьте про корысть и про расчет
В своей душе добра росток создайте
И пусть он ярким светом зацветет.



Чтобы вас любили и уважали, используйте волшебные слова.


2) Игра « Доскажи волшебное слово»

Растает ледяная глыба
От слова доброго (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь(здравствуйте),
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости пожалуйста)
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.


Дарите доброту души друг другу 
Дарите доброту души другим 
Добро, прошедшее не раз по кругу 
К истокам снова припадет своим 

Все возвратиться, как не раз бывало
И, в наш нелегкий, сумасшедший век
Все, что творцом задумано с начала
Понять лишь сможет добрый человек.


6. Итог урока. Рефлексия

- О чѐм мы с вами говорили ?

- Что больше всего запомнилось?

Рефлексия «Волшебные лучи»

- Солнышко всем дарит свои лучи, и от этих лучей поступает тепло, спокойствие. Возьмите каждый свое солнышко, улыбнитесь ему так, как оно улыбается вам. Будьте добрыми, внимательными, искренними, честными всегда. Пусть солнышко будет постоянно сиять в ваших сердцах. Дарите тепло и ласку окружающим, и тогда станет больше солнца в мире, больше счастливых людей, более радостной станет жизнь.

7. Домашнее задание.

Попробуйте дома составить рассказ о человеке, похожем на солнце.