Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации ИОЧ
«Формирование основ экологической культуры
у детей дошкольного возраста»
на тему:
«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС)
по формированию основ экологической культуры»
«В гости к леснику»
в старшей группе.
время обучения 17.04.2017 -21.04.2017г.
Выполнила:
Павлова Наталия Викторовна,
воспитатель , с/п «Д/с « Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска
Самара, 2017г.
Игровая обучающая ситуация
«В гости к леснику»
( игра путешествие)
возрастная группа: старший дошкольный возраст
Тема недели: «Лес»
Задачи:
Формировать обобщенное представление о лесе и его обитателях(диких животных , растениях). Уточнить представления детей о жизни диких животных леса. Формировать обобщенное представление о профессии лесник (кто такой лесник ? , чем он занимается? , где он живет?). Формировать представление о строение дерева и разнообразии листьев. Закрепить правила поведения в лесу. («Познавательное развитие»)
Воспитывать бережное отношение к природе ,бережно относится к живым объектам ( растения ,насекомые, животным).Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Формирование основ безопасного поведения в природе. («Социально-коммуникативное развитие»)
Развивать связную грамматически правильную речь детей , расширить словарь детей словами: лесник, сторожка, дубрава, роща, опушка. Совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения. Следить за четким произношением стихотворения. Образовывать суффикс «ок» в существительных. («Речевое развитие»)
Развивать двигательную активность, используя физ. минутку . ( «Физическое развитие»).
Методы и приемы:
- практические: игра « Кто где живет?» , игра –пазл «Дикие животные» , игра « С какого дерева лист ?» , игра коврограф-ларчик « Части дерева» , игра «Подумай -разбери», загадывание загадок о диких животных, конструирование муравейника из палочек Кюизинера.
- наглядные: просмотр ролика о жизни муравьев, рассматривание иллюстраций с животными леса, деревьев .
- словесные: беседа , рассказ, объяснение задания, словестная игра « Четвертый лишний» .
Материалы и оборудование:
- Демонстрационный материал: игрушки диких животных ( медведь, зайцы, белка, ежик, лиса) , кукла – лесник, муравейник , мешок для мусора, слайд с изображением домика лесника, 2 ствола деревьев (коврограф), карточки с загадками, письмо от лесника, муляж гриба, корзина с шишками, веточками, желудями, листочками, пазл « Части дерева» (коврограф) , разрезные картинки с изображением диких животных ( ежик, медведь, заяц, белка).
- Раздаточный материал : картинки с изображением домов животных, бытовой мусор ( пластиковые бутылки, пакеты, бумага ), конструктор для муравейника ( палочки Кюизинера ) , листья : дуб, береза ( коврограф) .
Оборудование : магнитофон , коврограф- ларчик ( Воскобовича), телевизор, столы.
ТСО: диск с видео – роликом о жизни муравьев, диск с песней « на полянке зайки танцевали».
Содержание:
Воспитатель приглашает детей в экологическую комнату.
Дети входят и встают вокруг пенька , на пеньке лежит письмо от лесника. Воспитатель: Ребята давайте прочитаем письмо и узнаем от кого оно. Оказывается, дедушка-лесник приглашает нас к себе в гости! Кто из вас хотел бы отправиться в лес? ( ответы детей).
Воспитатель: А вы знаете, кто такой лесник? Чем он занимается?
Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы.
А живет лесник в сторожке - от слова «сторожить». Значит, он сторожит лес.
А как же нам туда попасть ? Давайте спросим у леса подсказку.
Здравствуй , лес дремучий лес
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь , какая птица?
Всё открой – не утаи,
Ты же видишь мы свои.
Ой ребята смотрите , кто это там ? А чтобы вы догадались я помогу вам и загадаю загадку об этом животном ( загадка о лисе) .
Дети отгадывают.
Воспитатель ,а давайте спросим у неё дорогу до сторожки лесника.
Дети спрашивают у лисы как дойти до сторожки лесника.
-Лиса, лисонька скажи
- Нам дорогу покажи.
Воспитатель в роли лисы: Я вам покажу дорогу, только сначала помогите мне.
Воспитатель: Лисонька, а что случилось?
Воспитатель в роли лисы : Мои друзья прислали мне свои фотографии , но внезапно подул ветер и они порвались и перемешались. Помогите мне , пожалуйста собрать фотографии. ( игра-пазл).
Дети справляются с заданием , и лиса показывает им дорогу дальше.
Дети благодарят лису , и продолжают путь.
На пути у путешественников встречается муравейник, засыпанный мусором.
Воспитатель спрашивает у детей , а вы знаете чей это домик. ( Ответы детей) . А что же с ним произошло? ( ответы детей) Ребята давайте с вами посмотрим, как же строят свои домики муравьи ( видео-ролик).
Ребята посмотрите возле нашего домика много разных вещей ( мусор и веточки). А как вы думаете, как мы можем помочь муравьям? ( ответы детей)Правильно нам нужно убрать весь мусор , а с помощью веточек помочь муравьям достроить муравейник.( конструктор) . Игра « Подумай- разбери».
Воспитатель: Какие же вы ребята молодцы!
Ой смотрите , кто это там скачет на полянке . ( ответ детей)
Ребята это зайчата , давайте у них спросим , как нам дойти до сторожки лесника.
Воспитатель в роли зайца: Конечно , мы вам скажем , если вы снами потанцуете.
Воспитатель: ребята потанцуем с зайками. ( ответ детей).
( Физ . минутка под песню «На полянке зайки танцевали»).
Зайки благодарят детей за танец , и указывают дорогу дальше.
Дети благодарят зайцев и продолжают путь.
Воспитатель : ребята, а кто это у нас там в кустах прячется?
Дети : медведь и детеныши диких животных ( бельчонок , медвежонок, зайчонок, лисенок).
Воспитатель : Здравствуй, дедушка медведь, а подскажи нам пожалуйста , как пройти нам к сторожке лесника.
Воспитатель в роли медведя: Я бы вам помог, только некогда мне сейчас .
Дети : А что ты делаешь?
Воспитатель : может мы с ребятами тебе поможем?
Воспитатель в роли медведя: Да , вот беда у меня . Собирал я в лесу малину , и вдруг слышу , кто –то плачет. Подошел я посмотрел, а это зверята играли на лесной опушке и потерялись. Помогите мне ребята найти их дома.
( игра « Кто где живет?»)
Воспитатель в роли медведя : Ребята какие же вы умные , а идти вам надо вон к тем деревьям.
Дети благодарят медведя, и продолжают свой путь.
Воспитатель: Вот ребята мы свами и дошли . Посмотрите ребята какие разные деревья бывают в лесу( показывает картинки). В руках у воспитателя появляется белочка, ребята смотрите кто это? Правильно это белочка. А пока вы рассматривали деревья . белочка рассказала мне , что в лес приходили плохие люди и срубили дерево с её дуплом. Ребята а можно так поступать с деревьями . (Ответ детей). Белочка не плачь , мы с ребятами посадим тебе новое дерево, где ты будешь жить . Поможем ребята белочке. Дети : Да.
Игра «Части дерева»
Воспитатель: Ребята какие же вы молодцы! Ой , ребята меня кто-то уколол.
А как вы думаете , а кто в лесу колючий? Дети : ёжик.
Воспитатель: здравствуй, ёжик почему ты меня уколол?
Воспитатель в роли ежика : Просто я очень зол .
Воспитатель: Что же тебя так расстроило?
Воспитатель в роли ежа : Смотрите ребята, вчера под этим пенечком рос грибок , и я решил что подожду когда он подрастет , я его заберу. Ведь мы ежи питаемся грибами и ягодами. Но вдруг подул сильный ветер , и сдул листья с деревьев, и мне ни как не добраться до грибочка. Посмотрите ребята здесь разные листья . А вы знаете с каких деревьев эти листья? (Ответы детей) .Я вам подскажу, смотрите слева (с левой стороны на коврографе висит картинка березовой рощи) березовая роща , там растут березы, а вот с права (с правой стороны картинка дубравы) дубрава , там растут ? ( ответ детей). Помогите мне раздать деревьям их листочки. Игра « С какого дерева лист?»
Спасибо ребята вы нам с белочкой очень помогли. А что же выделаете в лесу? ( ответ детей)
Воспитатель : Да, мы едем в гости к леснику.
Воспитатель в роли ежа: так вы уже пришли, вон она сторожка лесника.
Дети благодарят зверей и подходят к сторожке лесника.
Дети вместе с воспитателем зовут лесника.
Появляется лесник( воспитатель) : Здравствуйте, ребята! Как хорошо что вы пришли ко мне в гости. А мне лесные жители уже передали по нашей лесной почте, что вы с ними играли, никого не обижали и всем помогали. Молодцы! Но мне бы хотелось, чтобы вы и меня, старого, порадовали.
И поиграли со мной в забавную игру, я очень люблю эту игру.
Воспитатель: Здравствуй лесник, мы любим играть, и с тобой с радостью поиграем.
Лесник: Я буду называть несколько слов , а вы будете угадывать где же я ошибся.
Игра « Четвертый лишний».
Спасибо вам ребята повеселили старичка, а за это я подарю вам корзину подарков , в неё я положил шишки , веточки, , желуди, листочки. Из них вы сможете сделать много разных поделок в память о нашем путешествии.
Дети и воспитатель прощаются с лесником и лесом , читают стихотворение
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной , колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала.
, и возвращаются в сад.
Воспитатель : Ребята вам понравилось наше путешествие .
Дети : Да
Воспитатель : А что же нового вы узнали?
Дети рассказывают.
Воспитатель: Молодцы ребят! Теперь вы знаете что нужно беречь природу.