Разработка итогового урока информатики в 8 классе
Тема урока: Системы счисления.
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.
Задачи урока:
-
образовательные:
-
актуализация знаний по теме «Системы счисления»;
-
дифференциация материала, изученного по теме «Системы счисления»;
-
стимулирование интереса к изучаемой теме;
-
развивающие:
-
развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
-
развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
-
развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
-
развитие мышления учащихся при решении логических задач;
-
воспитательные:
-
повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
-
формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
-
воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
-
формирование навыков самоорганизации и инициативы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический; индивидуальная
работа, работа в команде, работа на компьютере.
Общее время: 45 минут.
Место проведения урока: кабинет информатики.
Оснащение урока: компьютерная презентация «Итоговый урок по теме «Системы счисления», программа «Инженерный калькулятор», мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал.
План урока
-
Организационный момент – 1 мин.
-
Вводное слово – 1 мин.
-
Систематизация теоретических знаний – 10 мин.
-
Решение задач – 5 мин.
-
Творческие задания – 25 мин.
-
Заключение – 2 мин.
-
Задание на дом – 1 мин.
Подготовительный этап
Учащиеся делятся на несколько команд по 3-4 человека. Каждая команда придумывает название, связанное с информатикой.
1-3 задание выполняется учащимися индивидуально, 4-е задание выполняется коллективно, а остальные задания в командах.
После каждого выполненного задания сообщается набранное командой количество баллов, сумма баллов подсчитывается после выполнения командами всех заданий и затем объявляется победившая команда. (Приложение 2)
ХОД УРОКА
1. Беседа с дежурным.
Здравствуйте.
Кто сегодня дежурный?
Кто из учащихся отсутствует на уроке?
2. Вводное слово.
Учитель. Не из учебника задача,
А по трудней открылся шифр.
Ребята поняли, что значат
Простые с виду десять цифр.
Да, путь познания не гладок,
Но знайте вы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления». Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данной теме. Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления. План работы на уроке следующий (на экране демонстрируется слайд, на котором представлен план урока в следующем виде):
-
Графический диктант.
-
Кроссворд «Системы счисления. Основные понятия».
-
Заполнение таблицы.
-
Загадка поэта.
-
Рождение цветка.
-
Викторина «Сколько».
-
«Художники».
-
Русская поговорка.
3. Систематизация теоретических знаний.
Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока. Для выполнения данных заданий используется дидактический раздаточный материал (приложение 1). Все задания (1 -3) данного этапа урока выполняются каждым учащимся индивидуально.
Задание 1. Графический диктант.
Если утверждение верно, ученик ставит знак «+», если неверно – знак «-».
-
Система счисления — это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр).
-
Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.
-
В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.
-
Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.
-
В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 15.
-
Римская система счисления – это позиционная система счисления.
-
В двоичной системе счисления: один + один = один ноль.
(Результат выполнения задания: + - - + + - + )
Задание 2. Кроссворд «Системы счисления. Основные понятия».
По горизонтали:
-
Система счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения в последовательности цифр, изображающей число.
-
Система счисления, которая используется для организации машинных операций по преобразованию информации.
-
Символы, при помощи которых записывается число.
По вертикали:
-
Количество различных знаков или символов, используемых для изображения цифр в данной системе.
-
Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел.
(Ответы на кроссворд. По горизонтали: 1. Позиционная. 2. Двоичная. 3. Цифры. По вертикали: 1. Основание. 2. Алфавит.)
Задание 3. Заполнение таблицы.
Система счисления | Основание | Алфавит |
Десятичная | 10 | 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9 |
Восьмеричная | 8 | |
| | 0; 1 |
| 16 | |
(Правильно заполненная таблица имеет вид:
Система счисления | Основание | Алфавит |
Десятичная | 10 | 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9 |
Восьмеричная | 8 | 0;1;2;3;4;5;6;7 |
Двоичная | 2 | 0; 1 |
Шестнадцатеричная | 16 | 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9;A;B;C;D;E;F |
После выполнения трех заданий выставляется общий балл по следующим критериям:
-
Каждый правильный ответ во всех заданиях оценивается одним баллом. Поэтому, максимальное число баллов за правильно выполненное задание «Графический диктант» - 7, за задание «Кроссворд» - 5, за задание «Заполнение таблицы» - 3.
-
Набранные баллы суммируются и выставляется общий балл в оценочном листе (Приложение 1).
13 – 15 баллов – оценка «5»
10 – 12 баллов – оценка «4»
6 – 9 баллов – оценка «3»
1 – 5 баллов – оценка «2»
4. Решение задач.
Задание 4. Загадка поэта.
Задание выполняется коллективно.
Сейчас я вам прочитаю шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка», а вы попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого необходимо выписать упомянутые в стихотворении числа и перевести их в десятичную систему счисления.
Четыре ученика задание выполняют у доски, пять учащихся работают по индивидуальным карточкам, а остальные учащиеся выполняют тоже задание, что и у доски.
Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила. Все это правда, а не бред. | Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. |
Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. | И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. |
Ребята переводят числа в десятичную систему счисления, затем читается стихотворение:
Ей было 12 лет, Она в 5 класс ходила, В портфеле по четыре книги носила. Все это правда, а не бред. | Она ловила каждый звук Своими двумя ушами, И две загорелые руки Портфель и поводок держали. |
Когда, пыля двумя ногами, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато четырехногий. | И двое темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. |
-
Творческие задания.
Учащиеся выполняют задания командами. Работа каждой команды проверяется и оценивается учителем. Результаты заносятся в итоговую таблицу и объявляются суммы баллов каждой команды за выполненные задания.
Задание 5. Рождение цветка. (Задание оценивается 3-мя баллами.)
Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти. Полученное число в двоичной системе счисления необходимо перевести в десятичную систему счисления. Вычисления выполняются в рабочих тетрадях.
(Ответ: 100100012=145 дней)
Задание 6. Викторина «Сколько».
За каждый правильный ответ по 1 баллу. Ребята используют таблицу перевода чисел из различных систем счисления в десятичную (учебник с.11).
-
Сколько больших планет обращается вокруг солнца? (9) Подсказка: 1001
-
Сколько лет спала спящая красавица из сказки Шарля Перро? (100)
Подсказка: 1100100
-
Сапоги какого размера носил дядя Степа? (45) Подсказка: 101101
-
Сколько вершков в аршине? (16) Подсказка: 10000
-
Сколько глаз у пиявки? (10) Подсказка: 1010
-
Физкультминутка (музыкальная)
Задание 7. «Художники».
Задание оценивается 5-ю баллами и выполняется командой.
-
Перед тем, как мы приступим к практической части нашего урока, давайте вспомним правила техники безопасности при работе за компьютером. (Ответы детей).
В ваших карточках приведены числа в двоичной системе счисления. Вам необходимо перевести эти числа в десятичную систему счисления при помощи «Инженерного калькулятора» на компьютере и соотнести их с соответствующим цветом.
100 | ЗЕЛЕНЫЙ | (4) |
101 | ГОЛУБОЙ | (5) |
110 | КРАСНЫЙ | (6) |
111 | ЖЕЛТЫЙ | (7) |
1000 | КОРИЧНЕВЫЙ | (8) |
1001 | ЧЕРНЫЙ | (9) |
-
На рабочем столе находится файл «Рисунок», выполненный в графическом редакторе Paint. Необходимо открыть этот файл и с помощью инструмента заливка раскрасить рисунок.
Задание 8. Русская пословица. (Задание оценивается 3-мя баллами и выполняется командой)
Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных чисел в определенной последовательности, от наименьшего к наибольшему.
(Ответ: ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ)
7. Заключение.
Учитель объявляет сумму баллов, набранную каждой командой в ходе выполнения
заданий, а также название победившей команды.
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке на основании приложения 1).
8. Задание на дом.
Придумайте свой вариант рисунка в графическом редакторе Paint и составьте для него таблицу соотношения цветов и чисел, представленных в различных системах счисления.
9. Рефлексия
Учитель формулирует незаконченное предложение, а учащимся предлагается продолжить предложение по итогам своей деятельности во время урока:
«Сегодня на уроке я узнал …»
«Больше всего мне понравилось…»
«Сегодня на уроке я научился…»
Ответы учащихся позволят учителю иметь представление о характере трудностей, которые испытывают учащиеся во время изучения рассматриваемой темы, а также будут формировать состояние успеха у учащегося.
Приложение 1
Фамилия, имя учащегося _______________________ Класс ______________
1. Графический диктант:
Количество баллов ________
2. Кроссворд
По горизонтали:
-
Система счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения в последовательности цифр, изображающей число.
-
Система счисления, которая используется для организации машинных операций по преобразованию
информации.
-
Символы, при помощи которых записывается число.
По вертикали:
-
Количество различных знаков или символов, используемых для изображения цифр в данной системе.
-
Совокупность различных цифр, используемых а позиционной системе счисления для записи чисел.
Количество баллов ________
3. Заполнение таблицы
Система счисления | Основание | Алфавит |
Десятичная | 10 | 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9 |
Восьмеричная | 8 | |
| | 0; 1 |
| 16 | |
Количество баллов ________
Сумма баллов ______________
Оценка за урок _____________
Приложение 2
Команда __________________________________________
-
Рождение цветка (оценивается 3-мя баллами)
________________________баллов
-
«Художники» (оценивается 5-ю баллами)
________________________баллов
-
Русская пословица (оценивается 3-мя баллами)
________________________баллов
Общий балл: _______________
Приложение 3
Индивидуальное задание.
Перевести число 16; 18; 20; 22 из десятичной системы счисления в двоичную систему.
8