- Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем занятии.
Чудо-птица, алый хвост.
Прилетела в стаю звезд. (ракета)
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету
Дети, кто, скажите это? (космонавт)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
- Правильно, сегодня на нашем занятии мы поговорим о космосе, о космонавтах.
- Кто из вас знает, какой праздник отмечается 12 апреля?
- Правильно, День космонавтики.
Учитель. Ребята, 12 апреля наша страна отмечает праздник - День космонавтики. Сегодня мы, конечно очень коротко, поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.
С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
- Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял, Икар погиб.
Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.
С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля - шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.
Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но люди не останавливались на достигнутом, их манил космос.
Основоположники космонавтики - Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев.
Эти два человека положили начало освоению космоса, (Показать их портреты.)
В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К. Э. Циолковский. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним. Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.
- Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики.
Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть – ее лучше видно в камеру.
Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны.
Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому.
Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка.
На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Все они возвратились на Землю.
- Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом?
- Юрий Алексеевич Гагарин.
12 апреля 1961 года 27- летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1», и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полетом Гагарина.
Улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!...” Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!
- Ребята, а кто знает, как называется специальная одежда космонавтов? (Скафандр)
- А теперь посмотрите на космический корабль «Восток» и на современную космическую станцию «Мир». Они отличаются и по размеру и по устройству.
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Вывод учителя: Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли, а современная космическая станция находится в космосе много лет, это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев.
- А что они там делают?
Рассказывает подготовленный учащийся.
Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Космонавты наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют космический дом, проводят много разных научных опытов. За космическим полетом следят с Земли из Центра управления.
- Космическая станция изображена с большими и широкими «крыльями». Что это за крылья? Для чего они нужны?
Рассказывает подготовленный учащийся.
Крылья космической станции – это солнечные батареи. Они ловят солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает и питает все научные приборы.
- Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А кто первая женщина космонавт?
– Валентина Терешкова.
Свой космический полёт Терешкова совершила 16 июня 1963 года
Учитель. Итак, знаете ли вы, с чего начинается день космонавта?
Дети. С зарядки.
Учитель. Ну-ка, посмотрим, как вы ее делаете.
(Под стихотворение «Мы веселые мартышки».)
Мы девчонки и мальчишки,
Мы веселые мартышки,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Как скажу я цифру «три» -
Любая фигура на месте замри!
Учитель. Замечательно у вас получается. Давайте проверим вашу сообразительность. Кто быстрее из букв составит слово.
(В конверте - разрезные буквы. Выложить слово «космонавт».
Дети составляют слово из букв.)
Учитель. Следующий конкурс «Космический словарь». По цепочке назовите как можно больше слов на тему «космос». Кто последний - победитель.
Ученики. Спутник, скафандр, луноход, космодром, ракета, невесомость, космонавт и т. д.
Подведение итогов
Учитель. Какие качества, необходимые космонавту, вы можете назвать?
Ученики. Смелость, честность, находчивость, любознательность, сообразительность, доброта и т
запусти ракету в космос
Далекие звезды на небе горят,
Зовут они в гости ребят и девчат.
Собраться в дорогу недолго для нас.
И вот мы к полету готовы сейчас!
Пилоты, проверьте расчеты,
Заправьте топливом баки.
Слушайте команду: 5-4-3-2-1! Пуск!