Тема, краткое содержание урока | Количество часов | Дата | Форма организации деятельности детей | Формы контроля | Средства обучения |
Тема1. Искусство в твоем доме. (8ч) |
Тема: Твоя посуда. Посуда народных мастеров. Цель: совершенствовать приемы рисования с натуры, правильной передачи формы и пропорции; развивать умение самостоятельно решать декоративное оформление предметов; познакомить с элементами хохломской и гжельской росписи. | 1 | 1 неделя | Индивидуальная, парная, работа с репродукциями | Диалог, загадки, изделие | Материалы: гуашь, кисти, мелки, бумага. Зрительный ряд: презентация, посуда, репродукции. |
Тема: Твоя посуда. Детский сервиз Цель: совершенствовать приемы рисования с натуры, правильной передачи формы и пропорции; развивать умение самостоятельно решать декоративное оформление предметов; познакомить | 1 | 2 неделя | Индивидуальная, групповая Работа с таблицей особенности росписи, беседа | Диалог, загадки, изделие | Материалы: гуашь, кисти, мелки, бумага. Зрительный ряд: презентация, посуда, репродукции. |
Твоя игрушка (создание формы, роспись). Дымковская игрушка-свистулька; Цель: развивать умение наблюдать окружающую действительность и использовать наблюдения для создания тематического рисунка. | 1 | 3 неделя | Индивидуальная, парная. Фронтальная работа повторение изученного, работа с репродукциями | Диалог, загадки, рисунок | Материалы: гуашь, кисти, мелки. Зрительный ряд: презентация, игрушки-свистульки, репродукции. Музыкальный ряд: русские народные песни. |
Твоя игрушка. Цель: развивать умение наблюдать окружающую действительность и использовать наблюдения для создания тематического рисунка. | 1 | 4 неделя | Индивидуальная, наблюдение, сравнение, работа с репродукциями, описание игрушки | Диалог, загадки, рисунок | Материалы: гуашь, кисти, мелки. Зрительный ряд: презентация, игрушки, репродукции. Музыкальный ряд: детские песни. |
Тема: Мамин платок. Цель: показать приемы составления декоративных композиций (растительный узор-хохлома, гжель) | 1 | 5 неделя | Индивидуальная, отличие узора и орнамента, беседа, сообщения истории происхождения | Диалог, загадки, рисунок | Материалы: белая тонированная бумага, гуашь, кисти, мелки. Зрительный ряд: слайды, образцы платков, таблицы узоров. |
Тема Обои, шторы в твоем доме. Цель: учить составлять непрерывные полосные орнаменты, развивать навыки использования растительных форм для орнаментальных композиций, развивать художественный вкус. | 1 | 6 неделя | Индивидуальная, парная Фронтальная работа с картой-схемой, игра «собери орнамент» | Диалог, рисунок | Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы. Зрительный ряд: презентация, образцы. |
Тема: Твоя книжка. Обложка любимой книги. Цель: развивать творческие способности учащихся, умения раскрывать в иллюстрациях содержание литературного произведения. | 1 | 7 неделя | Индивидуальная, работа в группе, беседа особенности оформления книги | Диалог, рисунок | Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы. Зрительный ряд: слайды материалов, репродукции работ художников И.Билибина, И.Аргунова, А.Веницианова, М.Врубеля и др. Музыкальный ряд: народные песни. |
Тема: Поздравительная открытка. Обобщение темы четверти. Цель: познакомить с графическими работами (гравюра, офорт, литография, линогравюра). Формировать любознательность, вкус к произведениям графики, понимание к условности ее языка. | 1 | 8 неделя | Индивидуальная, сообщения о видах и формах открытки, способы оформления | Диалог, рисунок | Материалы: листы бумаги, гуашь, кисти, бросовый материал для скрапбукинга. Зрительный ряд: образцы работ, презентация. |
Тема2. Искусство на улицах твоего города. Проект «Мой город» (8ч) |
Экскурсия по Новосибирску. Цель: познакомить с архитектурой родного города, с трудом художников, архитекторов строителей; начать работу над панно «Мой любимый город - Новосибирск». | 1 | 9 неделя | Индивидуальная, работа в группах с сообщениями, обсуждение фотографий памятников архитектуры нашего города | Диалог, рисунок | Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы. Зрительный ряд: презентация о памятниках Новосибирска, образцы, репродукции памятников архитектуры. |
Тема: Витрины на улицах. Цель: развивать наблюдательность, познавательные способности учащихся, научить отличать характер витрин, их оформление | 1 | 10 неделя | Индивидуальная, беседа | Диалог, рисунок | Материалы: согласно выбранному варианту задания. |
Тема: Парки, скверы, бульвары. Цель: обратить внимание детей на то, что парки, скверы проектируются художниками-архитекторами; дать понятие, в чем заключается их работа; продолжить освоение способов передачи пространства на примере парков города Новосибирска. | 1 | 11 неделя | Индивидуальная, индивидуальные сообщения по теме урока, обсуждение отличия парков, скверов, бульваров | Диалог, рисунок, изделие | Материалы: гуашь, бумага, кисти. Зрительный ряд: презентация видов парков города Новосибирска. |
Тема: Ажурные ограды. Цель: развивать творческое воображение художников-конструкторов. | 1 | 12 неделя | Индивидуальная, фронтальная работа с таблицами, обсуждение особенности работы художников-конструкторов | Диалог, рисунок | Материалы: бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: презентация с образцами оград различных памятников мира. |
Тема: фонари на улицах и в парках. Цель: расширять представление учащихся о работе художников по созданию общего облика города, продолжать работу над панно. | 1 | 13 неделя | Индивидуальная, работа с фотографиями, обсуждение особенности конструкции | Диалог, рисунок | Материалы: бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: презентация с образцами фонарей, их функции. |
Тема: Транспорт. Цель: обратить внимание детей на выразительность форм транспорта: воздушного, наземного, на его историю эволюции. | 2 | 14-15 неделя | Индивидуальная, групповая Сообщение о макетировании, индивидуальности работы, работа с картами-схемами | Диалог, поисковый продукт | Материалы: бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: презентация с образцами, видеосюжеты. |
Тема: Обобщающий урок. Панно «Мой город» | 1 | 16 неделя | Коллективная, групповая | Создание панно | Материалы: готовые творческие работы с предыдущих уроков, бумага, ножницы, клей, мелки, фломастеры. |
Тема3. Художник и зрелище (10ч) |
Тема: Художник и театр (образ театрального героя) Цели: развивать представление о деятельн6ости художника, раскрыть сущность театрального слова, фантазия художника и зрителя. | 1 | 17 неделя | Индивидуальная, обсуждение особенностей образов, сообщение о мире театра | Диалог, рисунок | Материалы: бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти. Зрительный ряд: презентация работы театральных художников, бутафория, декорации. |
Тема: Образ театрального героя. Цель: введение в мир театра, в мир условностей, в мир игры. | 2 | 18-19 неделя | Индивидуальная, работа с творческим образом | | Материалы: гуашь, бумага, кисти. Зрительный ряд: презентация. |
Тема: Театральные маски. Цель: познакомить с масками как способом перевоплощения; развить эмоционально-целостное отношение к искусству. | 2 | 20-21 неделя | Индивидуальная, сообщения о видах масок, их особенностях, техники выполнения | Диалог, рисунок, продукт коллективной работы | Материалы: листы бумаги, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей, пластилин, стек. Зрительный ряд: работы художников, виды масок. |
Тема: Театр кукол. Пальчиковые куклы. Цель: создать куклу к кукольному спектаклю; расширить представление детей о кукольном театре и его истоках; развивать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа. | 2 | 22-23 неделя | Индивидуальная, беседа о видах театра, работа по карте-схеме, особенности творческого подхода к оформлению образа | Диалог, рисунок | Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, бросовый материал для оформления костюма. Зрительный ряд: образцы кукол, этапы работы над образом. |
Тема: Театральный занавес. Цель: обобщить и систематизировать знания детей о театре, познакомить с театральным зданием | 1 | 24 неделя | Индивидуальная, фронтальное обсуждение необходимости занавеса, его роль в театре | Диалог, поисковый продукт, рисунок | Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, мелки. Зрительный ряд: слайдпрограмма. |
Тема: Афиша. Цель: познакомить с работой художников-графиков, с театральным плакатом, названием афиш. | 1 | 25 неделя | Индивидуальная, сообщение работы художника-графика, цель афиши, особенности оформления | Диалог, изделие | Материалы: гуашь, бумага, кисти. Зрительный ряд: слайдпрограмма об особенностях работы художников-графиков. |
Тема: Художник и цирк. Праздник в городе. Цель: закрепить знания о театре и цирке. | 1 | 26 неделя | Индивидуальная, парная | Диалог, рисунок | Материалы: гуашь, бумага, кисти. Зрительный ряд: слайдпрограмма об особенностях работы художников. |
Тема 4. Художник и музей. (9ч) |
Тема: Художник и музей. Музеи в жизни города. Музеи города Новосибирска. Цели: познакомить с историей культуры и искусства, сделать первый шаг к самостоятельному их изучению и посещению музея. | 1 | 27 неделя | Индивидуальная, Индивидуальные сообщения о музеях города, страны и мира. | Диалог, рисунок | Материалы: гуашь, бумага, кисти. Зрительный ряд: слайдпрограмма памятники архитектуры. Музеи Новосибирска |
Тема: Картина - пейзаж. Цели: познакомить учащихся с жанром пейзажа, научить видеть и передавать в рисунке красоту природы. | 1 | 28 неделя | Индивидуальная, игра «собери пейзаж на тему…» | Диалог, рисунок | Материалы: гуашь (пастель), бумага, кисти. Зрительный ряд: работы художников-пейзажистов. |
Тема: Картина натюрморт. Цель: показать отношение художника к тому, что он изображает. | 1 | 29 неделя | Индивидуальная, работа с репродукциями, изучение творчества художников | Диалог, рисунок | Материалы: гуашь (пастель), бумага, кисти. Зрительный ряд: работы художников, презентация жизнь знаменитых художников. |
Тема: картина портрет. Цель: познакомить учащихся с изображением человека на портрете. | 1 | 30 неделя | Индивидуальная, Сообщения о видах портрета, особенности изображения, работа с репродукциями | Диалог, рисунок | Материалы: гуашь (пастель), бумага, кисти. Зрительный ряд: портреты Рембранта, автопортреты В.Тропинина, Леонардо да Винчи. |
Тема: Картины исторические и бытовые. Цель: научить отличать исторические картины от бытовых, воспитывать любовь к Родине, патриотизм. | 2 | 31-32 неделя | Индивидуальная, беседа об отличии жанров | Диалог, рисунок | Материалы: гуашь (пастель), бумага, кисти. Зрительный ряд: работы художников. |
Тема: Скульптура в музее и на улице. Цель: познакомить с жанром скульптуры, разнообразием скульптурных материалов. | 1 | 33 неделя | Индивидуальная, парная, групповая, проектная. Виды скульптуры, сообщения о необычных скульптурах в нашем городе | Диалог, рисунок | Материалы: пластилин, стеки, дощечка. Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX вв. |
Тема: Художественная выставка, обобщение темы четверти. Цель: организация выставки лучших работ за год. | 1 | 34 неделя | Коллективная выставка-творчество | Ответы теста, рисунок | Карточки-задания, художественные материалы и инструменты. Репродукции. |