Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Доргелинская СОШ № 2»
Конспект классного часа
Класс: 9
Тема: «Хорошие манеры»
Учитель: Насухова Марипат Шарабутдиновна
Тема: «Хорошие манеры»
Цель: способствовать воспитанию хороших манер, культуры общения.
Подготовительная работа
1. Поручить 2 парам учеников разыграть диалоги.
2. Попросить 2 учеников подготовить сообщения об истории этикета.
3. Предложить детям написать рассказ о курьезных ситуациях, в которые они попадали.
Оборудование: сердечки из бумаги
План классного часа:
I. Беседа «Хорошие манеры».
II. Информационный блок «Из истории этикета».
III. Памятка воспитанного человека.
1. Приветствие - знак вежливости.
2. «Когда в товарищах согласья нет...»
3. «Встречают по одежке...»
4. Учись смеяться над собой.
IV. Заключительное слово.
Ход классного часа:
I. Беседа «Хорошие манеры»
Учащиеся разыгрывают диалоги.
Первый диалог
- Здорово, Викча!
- Здорово, Лерча!
- Как дела?
- Да так, дела стремные.
- Где тусуешься?
- На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?
- А меня как-то не колышет.
- Ну все, я сваливаю, а то меня предки ждут.
- Везуха тебе, а мне еще мозги парить.
Второй диалог:
- Здравствуй, Лена!
- Здравствуй, Инна!
- Как твои дела?
- Спасибо, отлично. А твои?
- Тоже неплохо.
- Как поживают твои родители?
- У них все хорошо.
- До свидания, Лена!
- До свидания, Инна!
Классный руководитель. Чем отличаются эти ситуации?
(Дети высказываются.)
- За кем вам приятнее было наблюдать? Почему?
Дети высказываются.
А теперь давайте сформулируем тему нашего классного часа.
Итак, мы продолжаем серию классных часов о хороших манерах.
Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных, не слишком умных. С ними не очень-то приятно общаться.
Сегодня мы поговорим о правилах хорошего тона. Для любого человека важно знать хорошие манеры. Прежде всего, что такое манеры? Это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.
- Как вы думаете, что принято считать хорошими манерами?
(Дети высказываются.)
Человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей. Культура человека также проявляется в его речи. Умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли - тоже признак хороших манер.
II. Информационный блок «Из истории этикета»
Ученик 1. Многое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстается, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказывают друг другу услуги, дарят подарки.
Ученик 2. Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возник этикет.
Ученик 3. Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.
III. Памятка воспитанного человека
1. Приветствие - знак вежливости
Классный руководитель. Предлагаю вам составить памятку воспитанного человека. В нее мы запишем самые важные правила этикета.
- Ребята, с чего начинается любое общение? (С приветствия.)
В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.
«Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?»
- А что же говорят при встрече русские? (Здравствуйте!)
То есть мы желаем друг другу здоровья. Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.
Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости.
(Учитель читает вопросы, дети отвечают. За правильные ответы получают сердечки.)
1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)
2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)
3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)
4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)
5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.)
Классный руководитель. Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так, а другим - иначе. Так какое же первое правило мы выведем?
(Дети высказывают предположения.)
Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю записать это правило в нашу памятку.
2. «Когда в товарищах согласья нет...»
Классный руководитель. Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело».
- Права ли девочка?
(Дети высказываются.)
Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.
- На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите? (Ответы детей.)
- Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.)
- В каких еще других случаях мы должны уступать друг другу?
(Дети высказываются.)
- Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? (Они поссорятся.)
3. «Встречают по одежке...»
Классный руководитель. Продолжаем конкурс знатоков этикета. Приз за правильный ответ - сердечко.
1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)
2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что... (можно пролить суп).
3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как... (ему надо отдохнуть и набраться сил).
4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете... (невоспитанность).
Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.
- Как вы думаете, что считается дурными манерами? (Грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, громко хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, сквернословить и т. п.)
Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться.
- Какое же следующее правило мы запишем? («Не доставляйте неудобств окружающим людям».)
4. Учись смеяться над собой
Классный руководитель. В любом классе есть мальчики и девочки, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, неумным подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой». Сейчас мы послушаем веселые истории, которые произошли с вашими одноклассниками.
(Школьники по желанию рассказывают смешные случаи из жизни.)
Все мы порой попадаем в нелепые ситуации и чувствуем себя неловко. Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Важно также с достаточной долей юмора относиться к себе самому.
- Какое золотое правило мы могли бы записать? («Учись смеяться над собой».)
IV. Заключительное слово
Классный руководитель. Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением. Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».
Итак у кого больше всех оказалось сердечек? (знаток этикета)
Памятку, которую мы составили, мы повесим в классный уголок.