Проведенный классный час нацелен на обсуждение нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для второклассников, на просвещение учащихся для выработки собственных взглядов, суждений, оценок, критическое осмысление и анализ собственных поступков. При организации учитывались психологические особенности восприятия материала учащимися, при снижении внимания происходила смена вида деятельности, использовалась свободная манера общения Цель: обсудить с ребятами проблему человеческого невежества и сделать выводы о том, как можно преодолеть собственное невежество. Задачи: Воспитывать культуру взаимоотношений. Развивать такие качества характера, как порядочность, умение быть ответственным за свои поступки. Оформление: таблица с пословицами ("Стол спасибом красится", "Спеси боятся, а вежливость чтут", "Посади свинью за стол, она и ноги на стол", "Не дорого ничто — дорого вежливо"); макет солнца, но без лучиков. Предварительная подготовительная работа. Разделение учащихся на группы и подготовка драматизации стихотворения А. Л. Барто. Ход классного часа: I. Вступительное слово учителя. Нужно знать как дважды два, Все волшебные слова. Слова коротенькие эти, Повсюду слышатся с утра. Они живут века на свете, Запомнить их давно пора! Давайте и мы вспомним с вами такие слова. У каждого из вас есть карточки-лучики, напишите на них волшебные слова. Прочитайте слова, которые вы написали и прикрепите лучи к нашему солнышку. Солнышко проснулось и взошло, Сразу всюду сделалось светло, Заплясали, засверкали вдруг Солнечные зайчики вокруг. Посмотрите на лучи и скажите, какому человеку присущи перечисленные качества? (Воспитанному, вежливому). "Вежливый " — древнерусское "вежа" — знающий, учтивый. "Невежа" —обратный смысл — грубиян, не соблюдающий правил приличия. II. Учащимся предлагается для анализа рассказ Г. Юдина "Свинья в гостях". II. Учащимся предлагается для анализа рассказ Г. Юдина "Свинья в гостях". Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила. Еды всякой наготовила. Пришла свинья, даже "здравствуйте" не сказала, влезла на стол и всё съела. Потом улеглась на скатерть и говорит: — Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала. Разозлилась собака да как гавкнет! Свинья с перепугу на землю свалилась и наутёк. III. Беседа. III. Беседа. Ребятам предлагается обсудить рассказ и ответить на вопросы, которые написаны на доске. — Можно ли свинью назвать вежливой? — Почему собака залаяла на свинью? — Подбери пословицу, которая более точно подойдёт к рассказу. IV. Инсценировка стихотворения. IV. Инсценировка стихотворения. Вот что случилось в одном дворе. Попал я в дедушку мячом И закричал: —А я причём! Но, досчитав до тридцати, сказал: — Ну, дедушка, прости. Вопросы учащимся: — Как вы думаете, вежливо ли мальчик попросил прощения у дедушки? — А как бы вы извинились? Пошёл я гулять и в саду по привычке Я дёрнул девчонку за обе косички. На крик прибежала девчонкина мать, Меня изловчилась за ухо поймать… Попробовать, что ли? В сторонку куда-то "Простите меня", — я шепнул виновато. — Ступай, —улыбнулась. — Прощаю пока, — И ухо моё отпустила рука. "Простите"… Ура! Убедился я снова, Какое оно интересное слово. Вопросы учащимся: — Как можно оценить поступок мальчика? — Можно ли его извинение считать искренним? V. Работа в группах. V. Работа в группах. Ребята делятся на группы и решают проблемные ситуации, которые находятся в конвертах. Ситуации могут быть такими: Вы пришли в магазин. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб. Вы едете в полном автобусе. Попросите кого-либо из пассажиров передать деньги за проезд. — Встретил Витю я, соседа. Встреча грустная была. На меня он, как торпеда, Налетел из-за угла… (Как должен поступить Витя?) — Дед про внучку говорил: Экая досада — Я портфель ей подарил, Вижу, очень рада… (Действия внучки?) Ребята обсуждают ситуацию и комментируют её. VI. Подведение итогов классного часа. VI. Подведение итогов классного часа. |