Разработка классного часа
«Детству следует оказывать величайшее уважение»
Пояснительная записка
Изучение прав человека ставит своей целью обучение учащихся умению общаться с другими людьми. Оно предполагает воспитание у школьников познание себя и окружающих, воспитание чувства собственного достоинства, терпимости, доброжелательности к людям. Эти качества составляют основу культуры прав человека. Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа с учащимися 7-9 классов по реализации мероприятий по правовому воспитанию школьников.Для обработки правовых терминов и повышения правовых знаний использован метод социально-психологического тренинга, включающий дидактические игры интеллектуальные и познавательные .
Цель: формирование правового самосознания у подростков.
Задачи:
·Знакомство учащихся с международными документами, касающимися защиты прав, формирование вдумчивого и ответственного отношения к процессу защиты своих прав.
·Развитие аналитического и критического мышления.
·Воспитание вдумчивого отношения и уважения к правам других.
Форма проведения классного часа: социально-психологический тренинг.
Методы проведения классного часа:
- поисковые;
- дискуссионные;
- работа с правовым текстом;
- игровые.
Оборудование для проведения классного часа: компьютер,интерактивная доска, электронная презентация, текст «Конвенции о правах ребенка»,запись песни «По небу плывут облака»,фломастеры,магнитики,раздаточный материал.
Ход классного часа:
1.Психологический настрой: (Слайд 1)
Учитель: Все расселись по местам,
Никому не тесно?
По секрету скажу вам:
Будет интересно!
Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть.
2.Целеполагание:
1 ученик Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
2 ученик Иметь уютный, теплый дом
Видеть тихий мирный сон.
3 ученик Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
4 ученик Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
5 ученик И любить и быть любим
Он на свете не один!
Учитель Определите тему сегодняшнего занятия. Почему выбрана эта тема?(Ответы детей)
3.Игровая задача «Что значит быть людьми».
Каждую минуту на земле рождается ребенок. Как вы думаете, новорожденный ребенок в России, Англии, Эфиопии,Японии и других странах наделяется правами? А кем они являются для своей страны?(гражданами). Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. Да, дети имеют права! Право есть нечто такое, что вам положено.Нечто такое, что никто не сможет и не смеет у вас отнять. Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение»
Именно уважением к детям проникнуты документы, регламентирующие права ребенка.
"Ребята, перед вами гость из другой части вселенной" (на слайде 2 изображение инопланетянина) этот гость хочет узнать о существах, которые называют себя "людьми". Детям предлагается высказать идеи, которые могли бы помочь гостю определить нас как "людей".
Школа- социальный институт,где вы не только получаете знания, но и приобретаете опыт взаимодействия с другими людьми. От того насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности,настолько успешными станут ваши школьные годы и в последующем весь ваш жизненный опыт. Если вы будете добросовестно и ответственно выполнять свои обязанности, разумно пользоваться своими правами,уважать права других людей,тогда и окружающие будут соблюдать и уважать ваши права.
4.Кластер «Права ребенка»
- А обладают ли дети такими же правами и свободами, что и взрослые?
- Необходим ли специальный документ по защите прав детей? Почему?
Такие документы существуют сегодня.(Слайд 3 )
Мировое сообщество руководствуется специальными документами по защите прав детей:
Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей). Декларация (с лат. "провозглашение");
Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет). Конвенция (с лат. "соглашение").
Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка. Более 130 стран, включая Россию, приняли всю серьезность документа. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения, более значимым документом является Конвенция. Именно Конвенции мы уделим особое внимание на занятии.
Итак, Конвенция - очень серьезный документ, адресованный правительствам государств. Чтобы он не оказался слишком трудным, попробуем сами предугадать, что в нем может содержаться.
Прежде всего, выясним, кого в Конвенции признают ребенком? (Лицо от рождения до 18 лет).
(На доске ведущий схематично изображает ребенка).
Предлагаю определить, что необходимо ребенку для нормальной жизни, т. е. его потребности. (Еда, друзья, школа, семья и т. д.).
Очевидно, что эти потребности перечислены в Конвенции как основные права детей.
Работа в группах (5 групп).Дети берут «Конвенцию о правах ребенка» и «Декларацию прав ребенка». Выбирают права,записывают на лепестках,прикрепляют на доску.
Все права можно разделить на 3 группы: (Слайд 4 )
Обеспечение (право на имя, гражданство, медицинский уход и т. д.).
Защита (от вовлечения в военные действия, экономической и других видов эксплуатации и т. д.).
Участие (свобода речи, мнений, религий, языка и т. д.).
Дети распределяют права по группам.
На доске
Декларация прав ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей). | Конвенция о правах ребенка ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. |
Права ребенка |
Обеспечение право на имя, гражданство, медицинский | | Участие свобода речи, мнений, религий, языка |
Защита от вовлечения в военные действия, экономической и других видов эксплуатации |
5.Упражнение «4 правды, 1 ложь».
Каждой группе раздается два листочка с утверждениями. Группа должна прочитать утверждения и найти ложные. Далее каждая группа аргументирует свой выбор перед классом.
1 карточка:
"В школе должно быть самоуправление учащихся"
"Я имею право отстаивать свое мнение перед учителем на занятии."
"Я имею право громко включать музыку в любое время суток."
Если я заболел, я имею право на медицинский уход, имею право не посещать занятия в школе.
"Милиция не имеет права меня задерживать без предварительного уведомления родителей или педагогов"
2 карточка:
"Я имею право заниматься любой трудовой деятельностью несмотря на имеющиеся у меня дефекты речи (диктором телевидения, певцом, адвокатом, авиадиспетчером, конферансье)"
Я имею право быть гражданином той страны ,в которой родился.
Я имею право на защиту от вовлечения в военные действия на территории моей страны.
"Родители и педагоги не имеют права заставлять меня изучать те предметы, которые я не считаю важными для моей дальнейшей трудовой деятельности"
"Родители обязаны принимать все важные решения касающиеся нашей семьи, только посоветовавшись со мной (покупка дорогостоящих предметов, место проведения отпуска, приглашение гостей, в т.ч. неприятных мне; переезд на новое место жительства; планирование семейного бюджета)"
3 карточка:
"Я имею право дружить и общаться, в том числе с лицом противоположного пола, невзирая на негативное мнение о моих друзьях родителей и педагогов, а также проводить с ними время (ночью) не ставя в известность взрослых"
Я защищен законом от любых видов эксплуатации.
Я имею право исповедовать ту религию, которую хочу.
Закон защищает меня от физического воздействия со стороны взрослых.
Закон защищает меня от всех видов дискриминации, унизительных действий и высказываний со стороны других людей.
4 карточка:
Я имею право на отдых от занятий в течение дня.
Я имею право на персональное имущество.
Закон гарантирует мне справедливое и беспристрастное отношение при определении дисциплинарного наказания.
Я имею право выкладывать в интернет любую информацию и свободно общаться со сверстниками в Сети.
Я имею право самостоятельно выбирать дополнительные факультативные учебные курсы, после обсуждения с родителями.
Выводы:
Каждый имеет право на свое собственное мнение, но надо иметь в виду, что у каждого может быть своя точка зрения.
Умение отстоять свою точку зрения позволяет сделать свой собственный выбор в различных правовых ситуациях.
Умение отстаивать свою позицию в критических ситуациях при гражданских, уголовных и других прецедентах.
Отрабатывать навыки по аргументированной защите собственной позиции.
6.Проблемная ситуация «Суд совести» (Слайд 5 )
Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей. Мы часто встречаемся с нарушением прав учеников их сверстниками.Послушайте историю.
В 7 классе Сергей был непослушным, хулиганистым мальчишкой. Ребята считали его лидером, потому что он постоянно придумывал всякие развлечения.
Однажды на уроке ему удалось стащить у одной девочки, Тани Ивановой, сумку со сменной обувью и выбросить ее в открытое окно. Малыши, увидев чужие старые ботинки, забросили их в глубокую лужу.
После уроков у ребят был матч с 7 «Б», и Сергей совсем забыл про эти несчастные ботинки. Он сбегал домой, пообедал, переоделся, потом полтора часа честно отстоял на воротах, не пропустив ни одного гола.
Уже на последних минутах матча он увидел, как из дверей школы вышла Иванова, как шлепала в домашних тапочках по грязи, размазывая по щекам слезы. Сергей подозвал ребят, и они хохотали, глядя на эту раззяву.
...А вечером у них в подъезде был скандал. Из квартиры Ивановых раздавались крики. Пьяный отец кричал, что заставит Таньку ходить босиком или в кирзовых сапогах, так как она не умеет беречь свои вещи.
Сергей надел наушники, включил музыку и принялся делать уроки. Смеяться почему-то совсем не хотелось. А ночью он никак не мог уснуть, что-то противно царапало в сердце, мешало, не давало покоя. Он вспоминал все события дня: заплаканная Иванова, шлепающая по лужам в домашних тапочках, голос ее пьяного отца, жалобный лепет матери - как ни уговаривая себя Сергей, как ни оправдывал, но получалось, это он был виноват во всем- Решив, что утро вечера мудренее, Сергей уснул.
А на следующее утро скорая помощь увезла Иванову в больницу с воспалением легких. Вот тут Сергей и понял, как может грызть совесть.
У него были деньги, которые он копил на велосипед. В обувном магазине Сергей купил на эти деньги женские ботинки 38-го размера, как у своей мамы, и пошел в больницу проведать Иванову.
Он сказал, что пришел по поручению классного руководителя, положил на кровать пакет с ботинками и убежал. Попросить прощения у Ивановой он так и не решился.
Придя домой, он по привычке включил компьютер, надел наушники, включил музыку. И вдруг, вспомнив жалкое, испуганное и удивленное лицо Ивановой, Сергей почему-то заплакал. Он проплакал несколько минут и, как ни странно, почувствовал такое облегчение, как будто с души свалился огромный, тяжелый камень.
Вскоре семья Ивановых переехала на новую квартиру, и после болезни Таня перешла в другую школу.
Прошло много лет, Сергей стал офицером, капитаном первого ранга. Девятиклассники пригласили его на классный час рассказать о профессии морского офицера.
Тут Сергей и решил почему-то рассказать эту историю.
- Как вы считаете, почему Сергей почувствовал облегчение, купив Тане ботинки?
- И почему все-таки он плакал?
Примерные ответы детей:
- Он постарался загладить свою вину.
- Совесть подсказала ему, что он все сделал правильно.
- Совесть открыла ему глаза, и он смог почувствовать боль другого человека.
- Он должен был что-то сделать, чтобы искупить свою вину.
- Он плакал от жалости и от досады на себя.
- Это были слезы облегчения, очищения.
- Он плакал от радости: девочка не будет теперь на него обижаться.
Учитель . А как вообще можно загладить свой бессовестный поступок?
Примерные ответы детей:
- Можно попросить прощения у того, кого обидел.
- Верующие могут покаяться на исповеди.
- Пообещать самому себе, что больше этого никогда не будешь делать.
- Можно сделать какие-нибудь три хороших дела.
7.Закрепление материала. (Слайд 6 )
Как вы себя чувствуете? Как температура?
А сейчас предлагаю измерить температуру прав человека в вашей школе, не удивляйтесь. На листочке бумаги считайте только баллы, отвечая на вопросы. Внимательно прослушайте каждое из высказываний и укажите, насколько точно оно применимо к коллективу вашей школы.
Шкала оценки:
1-никогда,
2-редко,
3-часто,
4-всегда.
В моей школе учащимся обеспечена безопасность и личная неприкосновенность.
В моей школе одинаковые мероприятия для всех.
Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.
Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.
В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении наказания и вины.
Никто не посягает на мое персональное имущество или место.
Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.
Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.
Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.
Максимально возможная температура - 36 градусов "прав человека".
У кого от 20 до 36? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36.
Как вы думаете, почему результат низкий?
От кого зависит температура прав человека в школе?
Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться.Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и о своих обязанностях.
8. Рефлексия. На доске 10 квадратиков и цветные магнитики.Дети оценивают по 10-ти бальной системе,ставя магнитик в соответствующую клеточку.
Звучит песня «По небу плывут облака».