СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа "Как не стать жертвой мошенников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час разработан на основе материалов по финансовой грамотности. Может быть использован при проведении классног часа, нестандартного урока экономики, обществознания, а так же в рамках просветительной деятельности для широкого круга слушателей разного возраста

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа "Как не стать жертвой мошенников"»

Конспект классного часа

для учащихся 7 класса

«Как не стать жертвой мошенников»

Место занятия в системе образования: учащиеся 7 класса, внеурочная деятельность. Занятие 1/1.

Форма занятия: классный час.

Цель: Актуализация информации о мошенничестве и закрепление в сознании учащихся способов избежать финансовых рисков, связанных с мошенническими действиями в различных сферах жизни.



Предполагаемые результаты:

предметные:

  • контроль имеющихся знаний о финансовом мошенничестве

  • развитие понятия о финансовом мошенничестве и способов распознавания во избежание потерь, связанных с ним

метапредметные:

  • развитие навыков командной работы, ведения дискуссии, принимать решение, отстаивать свою точку зрения

  • способность обобщать полученные знания и транслировать обществу

личностные:

  • понимание негативного влияния мошенничества на финансовое благополучие человека и общества, умение распознавать мошенничество и умение избежать рисков, связанных с ним в жизни

  • развитие кругозора в области финансовой грамотности, формирование познавательного интереса к изучению экономических и общественных дисциплин.

Структура занятия:

Этапы

Деятельность

Время

1. Актуализация (организация, мотивация, первичный контроль)

1. Приветствие

2. Деление на группы

3. Ознакомление с темой

4. Постановка задач, определение конечной цели занятия

5. Ответы на вопросы, решение проблемной ситуации



1 мин


2 мин.




5 мин.

2. Основная часть

Разбор конкретных примеров мошенничества

Выполнение задания в группах

10 мин.



15 мин

3. Рефлексия

Подведение итогов занятия. Представление кластеров

10 мин




Материалы и оборудование: Проектор, компьютер, экран, столы, ватманы, фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага, набор жетонов и сигнальных карточек (зелёная – отвечаем, черная – есть вопрос)

Ход занятия:

  1. Актуализация. Организационный и мотивационный момент.

Приветствие учителя, объяснение особенностей построения занятия, деление на 4 группы. Элементы первичного контроля в виде экономических загадок. Карточки поднимает команда: есть ответ – зелёную, а если хотят задать вопрос – чёрную).

Учитель: А давайте-ка вспомним экономические термины, встречающиеся в жизни. (Ребята отвечают, получают жетоны за правильные ответы).

Экономические загадки.

На товаре быть должна

Обязательна ... (цена)

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким ... (доход)

Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить ... (налоги)

Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт ... (Банкир.)

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ... (банке)

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой ... (вклад)

Приносить доходы стал

В банке папин ... (капитал)

Эта резвая купчиха

Поступает очень лихо!

В телевизор залезает

И товары предлагает: От компьютеров до хлама.

Имя у нее ... (реклама)

И врачу, и акробату

Выдают за труд ... (зарплату)

В банке для всех вас висит прокламация:

«Деньги в кубышках съедает ...» (инфляция)

Чтобы партнёров не мучили споры,

Пишут юристы для них ... (договоры)

На рубль - копейки, на доллары - центы,

Бегут-набегают в банке ... (проценты)


Учитель: Молодцы, вы знаете термины, встречающиеся в жизни. Давайте перейдем к главной теме сегодняшнего занятия. Слайд 1

Наш классный час посвящен финансовой грамотности. Современного человека можно считать грамотным не только тогда, когда он научится читать и писать, необходимо обладать знаниями из мира денег, денежного обращения и денежных рисков. Одна из важнейших составляющих финансового благополучия человека - научиться избегать различных рисков в этой сфере, научиться пользоваться такими финансовыми инструментами, как кредитная карточка, банковский счет (расчетные и сберегательные счета).

Все вы с рождения являетесь активными потребителями и все больше привлекаете внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. Без понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования можете принимать необдуманные решения и поступать опрометчиво, а за это придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Слайд 2. Мошенничество - распространенный вид обмана, который сегодня прочно засел в нашем обществе. В отличие от воровства или грабежа, мошенничество - это не только способ обогащения преступников, но и своеобразная насмешка над жертвой. Ведь зачастую все происходит так быстро, ловко и хитро, что человек как бы сам, по доброй воле, отдает свои кровные деньги мошеннику. Он обескуражен, но понимает, что ему зачастую просто не с чем пожаловаться в полицию. Поэтому и считается, что мошенничество - это категория преступлений, которые необходимо и можно упредить своей бдительностью. Не попавшись на схему мошенничества, преступление не будет совершено. И хотя, кажется, что это невозможно, потому что приемы мошенников постоянно меняются, на самом деле не все так сложно. Ведь все их манипуляции основываются на самом простом, даже примитивном психологическом ударе. Понимая их уловки, легко распознавать и понимать схемы мошенников. И очень опасно думать, что именно Вы не попадётесь на удочку мошенников.

1. Как вы думаете, кто такие мошенники?

2. Какие цели они преследуют?

Ответы учащихся.

Учитель: Слово «мошенник» является производным от существительного «мошна», означающего «сума, кошелек». По происхождению слово «мошенник» славянское и используется в русском языке с XVI в. Мошенником называют «жулика», «нечестного человека». Мошенник – это тот, кто обманывает других в корыстных целях.

2. Основная часть занятия. Выполнение практического занятия в группах. Изложение нового материала.

Сегодня мы рассмотрим несколько распространённых видов мошенничества и постараемся понять, как же избежать неприятностей при встрече с ними. Чтобы проследить имеющиеся и полученные сегодня знания, возьмите лист бумаги у вас на столе и изобразите в виде кластера(грозди) те виды мошенничества, которые вам уже известны. Выберите для этого какой-то один цвет. Слайд 3

Слайд 4. Телефонное мошенничество:

  • Перезвон на незнакомый номер

  • Ответ на сообщение о выигрыше и пр. Отправка небольшой суммы денег

  • Переход по ссылке на сайт мошенников (фишинг). Ваши персональные данные и другая информация о Вас - в руках мошенников

  • Просьба друга положить деньги на телефон

  • Непогашенный кредит, которого нет и выуживание данных карты

  • Отказ от смс-рассылки за 300-1000 руб

  • СМС на короткие номера

Мошенничество в интернете: Слайды 4-5

Почему люди ведутся на это? 
Многих еще не научила жизнь, что чудес на свете не бывает и бесплатный сыр есть только в мышеловке. Как вы думаете, почему люди ведутся на это?

Ребята отвечают: (Они уверены в том, что особенные и с ними такого не случится. Их убеждают, что вложив 100 рублей сегодня, завтра они получат вдвое больше. Алчность, жадность и желание быстро разбогатеть, берет свое... )

  • Обмен валют в сети на поддельных сайтах – ещё одна ловкая уловка мошенников.

  • Заработок на дому (предложение купить комплектующие и т. п.). Только с комплектующими и рискуете остаться

  • Циничные просьбы помочь не существующим больным

  • Чудесный кошелёк Слайд 6

В большинстве из этих случаев оказывается, что сайты принадлежат мошенникам, и никаких денег Вы не получите. Обычно имитируется ошибочное письмо. Вроде бы отправитель перепутал адрес, и по ошибке письмо попало к вам. А письмо содержит очень секретную информацию для того, кому это письмо вроде как предназначалось изначально. Автор письма пишет, что нашёл в Интернете чудесный кошелек Web-Money. Туда пересылаешь 1 рубль, а тебе через 5 минут обратно с него возвращается 2 рубля. Отправишь 10 рублей, а через пять минут получишь 20 руб. Дальше в письме сообщается, что это непонятный сбой в работе системы Web-Money, и пока администраторы системы не заметили, надо как можно быстрее удвоить деньги и успеть их обналичить. Ну, а если вы не верите в такое чудо, то вам предлагают для проверки послать туда всего 1 рубль и лично убедиться, что сбой всё ещё не устранили. Если вы поверите и для проверки пошлёте на этот волшебный кошелёк 1 рубль, то вам на самом деле вернутся 2 рубля. Отошлёте 5 рублей, и вам вернутся 10 рублей. Но вот вы отсылаете туда 1000 рублей, и вам ничего назад не возвращается. В чём «развод», я думаю, вы уже догадались. Ну, кто сказал, что Вам просто так из ниоткуда свалятся деньги? Их же нужно у кого-то забрать, чтоб отдать Вам. Как Вы думаете, этот некто будет согласен отдать их Вам?

  • Предоплата и инвестиции – не оправданный риск собственными средствами.

Слайд 8. Финансовые пирамиды:

Ребята показывают сценку сделки по телефону:

Учитель. Фрагмент телефонного разговора потенциального покупателя с сотрудником «халявной» фирмы, демонстрирующая схему работы финансовой пирамиды. Конечно, это сценка даёт приближённое, но понятное представление о действии таких структур.

Слайд 9. Финансовая пирамида – это особый способ получения денег из воздуха для их организаторов и «счастливчиков», вступивших в первых рядах.

Главная черта финансовой пирамиды - способ получения доходов – не от реализации товаров или услуг, а от притока новых участников.

Даже, несмотря на присутствие в некоторых пирамидальных схемах какого-то товарооборота, прибыль получают именно за счет приглашенных в данный проект новых людей. Вклады, которые приносят в пирамиду новые участники, распределяются между организаторами и предыдущими участниками. Пирамида живет и здравствует за счет постоянного прихода новичков, и когда этот поток ослабевает, а затем и вовсе прекращается – финансовая пирамида обрушивается.

Главные отличия финансовой пирамиды от сетевого маркетинга представлены на Слайде 10.

Опасности, связанные с банковскими картами: Слайд 11-12

Действительно, сегодня мы всё меньше используем наличные деньги, потому как рассчитываться с пластиковых карт очень удобно и они очень просты в обращении (не надо носить с собой деньги, мелочь). Наибольшее распространение махинации с пластиковыми картами получили в последние годы. Вот их основные виды:

1. Использование потерянных либо украденных карт, когда банк вовремя не блокирует счёт пропавшей карточки, и мошенник его обнуляет.

2. Подделка карт, когда полученная незаконным путём информация о чужой карте копируется на пластик (белый пластик) или записывается на магнитную полосу подделки или подлинной карты.

3. Заказ по почте, телефону, интернету различных товаров и услуг с использованием данных платёжной карточки человеком, не являющимся владельцем этой карты.

4. Интернет-мошенничество – использование реквизитов карты, полученных незаконным путём, для транзакций в виртуальной среде. Номер карты мошенники получают различными путями, включая кражу из компьютерной системы торговой точки в сети Интернет, не имеющей необходимых средств безопасности для предотвращения несанкционированного доступа. Необходимо отметить, что самое трудное для мошенников – получить пин-код карточки. И поэтому способы обезопасить свои сбережения, очень просты.

Как же уберечься от этого мошенничества?

Учащиеся отвечают. Слайд 13.

Учитель: И ещё один распространённый вид мошенничества – азартные игры, где вероятность выигрыша значительно ниже вероятности проиграть. Слайды 14-15

Это может касаться как игр в казино (в том числе виртуальных), так и в игре со сверстниками. А уж если Вы играете в игры, правила которых до конца Вам не известны, то и о результате можно догадаться. Попав в неожиданную стрессовую ситуацию, люди теряются и выполняют всё, что им говорят, и становятся жертвой мошенников. И это ещё далеко не все способы мошенничества.

Давайте подведём итог нашего занятия. Снова вернёмся к нашему кластеру. (Слайд 15). Изобразите в нём уже другим цветом виды мошенничества, о которых вы не знали или знали не достаточно. Представьте, что вам очень кратко нужно изложить другому всю информацию, которую вы уже имели по этой теме, сегодня получили и, возможно, то, что мы не успели затронуть на занятии. Систематизируйте её в своём кластере, где отразите также рекомендации, как не попасться на уловки мошенников. Это можно сделать кратко, а можно и в стихотворной форме. Время на работу в группах 10 минут. 3. Итоговая часть урока. Рефлексия.

Подводим итоги нашего занятия. Группы представляют свои кластеры или это делает учитель.

Кластеры вывешиваются на стену. Слайды 16-18

И хочется напомнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке и только для второй мышки. Глупо считать, что жертвами мошенников становятся только малограмотные люди. Среди тех, кто стал жертвой, всё чаще оказываются образованные и интеллигентные люди. Это связано с тем, что даже юридической «подкованности» часто бывает недостаточно для того, чтобы обезопасить себя. Практически каждый день появляются новые способы отъёма денег у честных, но очень доверчивых граждан. Статистический анализ характеризует этот вид правонарушений как наиболее динамичный из всех видов корыстных преступлений, их среднегодовой прирост составляет порядка тысячи преступлений.

Поэтому будьте начеку и не дайте себя обмануть!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!