Классный час "Как выразить себя: мимика и жесты"
Цели:
познакомить обучающихся с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников;
развивать мышление, умение выразить свои мысли с помощью мимики и жестов; расширять кругозор;
воспитывать уважение к окружающим тебя людям, умение понимать себя и других путём невербальной коммуникации.
Ход урока:
Учитель просит тишины, поднося указательный палец к губам. Затем он рукой показывает знак «садитесь». Потом, обращаясь к одному ребёнку, жестами просит его подняться и вновь сесть на место.
- Ребята, сейчас вы сделали верно всё, о чём я Вас просила. Но как вы меня поняли, ведь я не произнесла ни слова?
- Как называются движения, которые показывает человек?
- Сформулируйте, что такое Жест?
- Какие существуют жесты?
- Предлагаю поиграть в игру (4 человека у доски). Ребята по очереди будут доставать карточки и показывать жесты, которые там написаны. Назовите, что обозначает каждый жест.
кивок головой – да
покачивание головой – нет
погрозить пальцем – не шали
палец к губам – тихо
рукой помахать – до свидания
рука, ладонями вниз – садитесь
рука, ладонями вверх – встаньте
ладонь немного согнута – иди ко мне
- А нужны ли жесты людям? Зачем?
- Что можно показать с помощью жестов?
- В каких ситуациях ими пользуются?
- Сейчас повернитесь к своему соседу по парте и покажите приветствие, прощание, благодарность.
- Язык, с помощью которого вы сейчас общались, понимали друг друга, принято называть «язык жестов».
- Часто ли мы разговариваем на языке жестов, без слов?
- Обычно мы общаемся с помощью слов, а жесты нам помогают, но не только жесты. Внимательно послушайте стихотворение А.С.Пушкина в исполнении актёра Андрея Миронова.
- Что ещё кроме жестов использовал актёр во время исполнения?
- Менялось ли выражение его лица во время выступления?
- Итак, движения рук, пальцев называют жестами, а изменение выражения лица?
- Для чего она нужна человеку?
- Жесты и мимика помогают нам полнее выразить мысль, иногда они способны заменить собой даже целые слова.
- Мимика может выразить наше настроение. Рассмотрите рисунки.
- Рассмотрите рисунки, определите по мимике героев их настроение.
- Обратите внимание не только на мимику, но и на жесты.
ФИЗМИНУТКА.
Как живёшь? Вот так. (движение)
Как идёшь?
Ночью спишь?
А шалишь?
Как бежишь?
А сидишь?
- Всегда ли мы правильно понимаем жесты? У разных народов один и тот же жест может иметь разные значения. У нас кивок головой означает «да», а в Болгарии – «нет». Чтобы общаться с помощью жестов, нужно знать, что означает определённый жест в той или иной местности.
« Из истории языка жестов и мимики»
Жесты играют разную роль в общении разных народов. За 1 час разговора, например, мексиканец использует жесты 180 раз, француз-120 раз, итальянец- 80 раз, финн - всего один раз.
Русские, по сравнению с некоторыми другими народами, довольно сдержанны в проявлении своих чувств, потому что поведение человека, который активно размахивает руками во время разговора считается невоспитанным.
У итальянцев приняты жесты, совсем неизвестные многим другим народам: руки над головой обозначают недоуменно - возмущенный вопрос: что вы хотите? Движение вытянутого большого пальца ко рту, значит «здоров», почти под подбородок «а мне плевать на это».
У индейцев удар кулаком по ладони означает выстрел, два пальца изображают идущего человека, четыре - бегущую лошадь. Если индеец хочет показать, что один человек следит за другим, он поднимает на уровень своих глаз руку, ладонью себе, с большим пальцем, поднятым кверху.
Японцы, говоря о себе, показывают не на грудь (как русские), а нос.
Китайцы хлопают руками от горя или разочарования, а от радости царапают себе щеки и уши.
Высунутый язык для европейца - это знак поддразнивания, а Древнем Китае он означал угрозу, а в Индии - гнев, у народов майя мудрость.
Для выражения смысла «сыт по горло» чем-нибудь русский проводит ладонью по горло, тогда француз тоже проводит ладонью, на уровне губ или чуть выше.
- А какой жест мы используем, когда здороваемся?
Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест понятен всем. Так здороваются русские, англичане, американцы. Китаец в прежние времена, встречая друга пожимал руку самому себе. Лапландцы трутся носами.
Американцы хлопают приятеля по спине. Французы целуют друг друга в щеку. А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг другу кулаком по голове и плечам.
- Но, рассказывать об истории жестов можно очень долго и интересно. Если кто-то заинтересуется, то может найти нужный материал в библиотеке.
- А, где еще мы встречаемся с языком жестов и мимики?
- Представьте себе, что вы приехали в какую – то страну, языка которой вы не знаете. Использую жесты, спросите дорогу: в библиотеку.
- Передать информацию с помощью жестов не так уж и легко. Нужно следить, чтобы жесты были уместны, выразительны, помогали точно передать информацию.
- В каких профессиях необходимо умение правильно пользоваться жестами?
- Теперь, решим несколько ситуативных задач. С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников этих ситуаций, (работа ведется по рядам).
1 ряд: Идя в школу, вы видите своих друзей, которые идут на каток. Они тоже вас увидели и приглашают пойти с ними. Какие жесты и какую мимику используют ваши друзья, а какую вы, чтобы отказаться?
2 ряд: Вы пришли домой в отличном настроении и молча сообщаете маме или папе, что получили оценку «5». С помощью какого жеста сообщите эту радость?
3 ряд: «На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающемуся на доске на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты использует учитель и ученик?
1 ряд: За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете?
2 ряд: «В походе». Представьте такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошел за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том , что чего- то испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует?
3 ряд: «На рыбалке». Рыба только начала клевать и в этот момент подходит друг. Как вы предупредите товарища, чтобы он не шумел? Вывод: Значит, в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения.
- Только сейчас мы попробовали себя в роли артистов театра пантомимы. Такой театр есть в Москве, и там мы не услышим во время представления ни слова. Однако, зрители с удовольствием посещают его.
- Посмотрите на эти рисунки и скажите, что за жесты они обозначают?
Высунуть язык- жест- дразнилка
Стукнуть по лбу- жест- воспоминание
Грозить кулаком- жест- угроза
Поднять брови- жест- удивление
Обхватить голову руками- жест- испуг
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Что такое Жесты?
- Что такое мимика?
- Какое значение они имеют?
- С помощью жестов и мимики покажите, какое у вас настроение?