Разработка классного часа: «Наркотики – это свобода или зависимость, полет или падение»
для обучающихся старшей школы.
Составитель: Лещенко Елена Вениаминовна – социальный педагог
ЦЕЛИ: формирование отрицательного отношения к наркотикам и психоактивным веществам, обучение учащихся пониманию и осознанию влияния наркотиков на будущее человека.
ЗАДАЧИ:
1.Разъяснить понятия «наркотики» и «психоактивные вещества», объяснить их общие свойства и разницу между ними.
2.Разобрать традиции и законы, ограничивающие употребление психоактивных веществ.
Форма проведения: обмен мнениями.
Материалы для занятия: слайд – проектор, листы ватмана, фломастеры.
Предварительная подготовительная работа:
Учащимся класса предлагаются различные задания, которые они выполняют в зависимости от собственного интереса и желания.
Задание для всех учащихся – анкета, анализ которой станет основой подготовки классного часа. Результаты ответов учащихся на вопросы должны быть оформлены в виде плаката.
Вопросы анкеты:
а) существует мнение, что наркотики – это…
б) есть мнение, что наркотики положительно влияют на…
в) есть мнение, что наркотики отрицательно влияют на…
г) существует мнение, что ты не станешь наркоманом, если…
д) существует мнение, что с наркотиками надо бороться…
е) существует мнение, что с наркотиками нельзя бороться…
Учащимся предлагается составить список причин, в результате которых человек становится наркоманом.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Приветствие ведущего и игра – активатор «Построиться по …»
В.- Здравствуйте! Очень приятно всех вас снова видеть. Тема сегодняшнего
занятия – «Наркотики» - это свобода или зависимость, полет или падение? Прежде чем приступить к теме мы сыграем с вами в игру.
Ведущий дает команду, и ученики на свободном от стульев и столов месте стараются как можно быстрее построиться в порядке возрастания по ряду сменяющихся признаков:
по росту; 2) по дням рождения (с 1 янв. до 31декабря)
по длине волос; 4) в алфавитном порядке по именам.
Вед. – Хорошо, все вдоволь повеселились. Эта игра наглядно показывает, что один и тот же человек может занимать разное место в зависимости от того, по какому признаку производится расстановка. А вот по каким признакам считать вещество наркотиком?
II Дискуссия: «Что такое наркотики и психоактивные вещества».
В.- «Сейчас мы устроим дискуссию по вопросу «Что такое наркотики?». Как вы ответили на этот вопрос в своем домашнем задании?
__________________________________________________________________
Пояснение для ведущего.
Следует сосредоточить внимание учащегося не на перечислении наркотиков, а на описании их общих свойств: способности изменять настроение, способности вызывать зависимость и т.д. Ответы учащихся записываются на доске, чтобы они были хорошо видны всем.
__________________________________________________________________
В. – Молодцы, вы прекрасно поработали, теперь совершенно ясно, что наркотики обладают различными свойствами.
III Разъяснение понятий «наркотики» и «психоактивные вещества»
В. – Специальные международные организации составляют официальные перечни наркотиков. На международном уровне перечни наркотиков содержатся в специальных конвенциях ООН, в России все наркотические средства и психотропные вещества включены в перечень, утвержденный постановлением правительства России.
Так вот, наркотик – это вещество, внесенное в перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в РФ.
Гашиш и марихуана, а также другие продукты из конопли внесены в перечень наркотиков. А вот алкоголь и табак не внесены. Чем же они тогда являются? Их называют «психоактивные вещества». Это такие вещества, после приема, которых меняется настроение человека или его способность чувствовать и понимать окружающий мир и самого себя.
Кроме алкоголя и табака существует еще и специальные медицинские лекарства: успокаивающие, обезболивающие, повышающие настроение (антидепрессанты) и др. Наконец, некоторые подростки вдыхают пары клея «Момент» или бензина (хотя эти вещества не считаются наркотиками и производятся вовсе не для этих целей). Клей «момент», бензин и растворители также относятся к психотропным веществам.
IV. Дискуссия: «Правила и законы, ограничивающие употребление психоактивных веществ».
В. – Немало психоактивных веществ и наркотических средств являются лекарствами, которые применяются для лечения болезней. Некоторые используются для развлечения, чтобы улучшить настроение.
Как вы думаете, существуют ли правила и законы, ограничивающие употребление и использование наркотиков и психоактивных веществ?
Уголовный кодекс Российской Федерации, который запрещает изготавливать, приобретать, хранить, переносить передавать другим, продавать наркотики и предлагать употреблять, кому бы то ни было.
Кодекс об административных правонарушениях, в котором установлена ответственность за употребление наркотиков без назначения врача, а также за их незаконное приобретение и хранение в небольших размерах.
Правила и рекомендации для врачей, которые назначают наркотики больным (психоактивные вещества и наркотики не разрешается назначать тем, у кого нет определенных заболеваний, например, никто не выпишет снотворное больному гриппом).
Правила для торговли, запрещающие продавать сигареты детям и алкоголь несовершеннолетним.
Правила дорожного движения, запрещающие пить и принимать наркотики за рулем.
Профессиональные правила, запрещающие на работе пить и принимать наркотики капитанам судов, машинистам, летчиком, всем тем, от кого зависит жизнь других людей: миллионерам, военным, врачам…
В.- Слово «наркотики» прочно существует в словаре XXI века, как одно из самых употребляемых слов. Готовясь к сегодняшнему разговору, было интересно узнать, как реагируют люди на это слово чисто «внешнее». Улыбаются, морщатся, машут руками», крестятся и т.д.
Опрос на улицах дал следующую статистику: из 30 опрошенных людей люди пожилого возраста – 8 человек, люди среднего возраста- 10 ч,. молодежь и школьники – 12 ч.
Реакция пожилых людей:
испуг- 3 ч.
недоумение, непонимание – 3 ч.
безразличие- 1 ч.
озлобленность и агрессия – 1 ч.
Реакция людей среднего возраста:
5 чел. – страдание,
3 чел.- испуг
2 чел.- агрессия
Молодежь:
интерес к теме разговора – 5 ч.
испуг – 3 ч.
неравнодушие – 4 ч.
- О чем говорит эта небольшая статистика? О том, что проблема наркотиков на слуху у всех членов общества. Все о ней знают или слышали, все пытаются существовать с этой проблемой параллельно. А такую статистику внутри класса по данной проблеме мы получили?
V. Учащиеся знакомят всех присутствующих со статистикой и анализируют результат.
VI. Выступление специалистов по анализу результатов мнений учащихся.
VII. Анализ плаката «Наиболее частые причины наркотической зависимости человека».
VIII. Дискуссия «Вред наркотиков для здоровья»
В.- Как вы думаете, что может произойти с человеком, который употребляет
наркотики, выпивает или курит? Как изменяются его личность, функции организма?
IX. Обмен мнением: Наркотики: свобода или зависимость, полет или падение?
X. Подведение итогов классного часа.