
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
(Тюменская область)
Автономное учреждение
среднего профессионального образования
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
«СУРГУТСКИЙ ПРОФЕССИНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Структурное подразделение – 3
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Классный час, посвященный
истории и традициям праздника
«Святая Пасха»
Разработала: Викулова Л.М.
Мастер производственного обучения
г. Сургут, 2012 г.

Методическая разработка классного часа, посвященного истории и традициям праздника «Святая Пасха», проводимой в группе 947 по профессии «Повар, кондитер»
Сургутский профессиональный колледж
структурное подразделение – 3
Составитель: Л.М.Викулова – мастер производственного обучения высшей категории
Методическая разработка классного часа предназначена для студентов и педагогов с целью формирования и воспитания бережного отношения к «святому» и традициям народа.
Рассмотрено на заседании ПМО «Технология продукции общественного питания»
протокол № 5 от 16 марта 2012г.
Рекомендовано к печати Методическим советом
протокол № от « » 2012г.
Пояснительная записка
Методическая разработка классного часа, посвященного истории и традициям праздника «Святая Пасха» создана с целью формирования и воспитания у студентов бережного отношения к «святому» и традициям народа.
Посредством организации и проведения данного классного часа студенты знакомятся с историей происхождения праздника и традициями православного народа.
Проведение классного часа «Святая Пасха» способствует развитию у студентов интереса к православной культуре, традициям и уважительное отношение к Вере.
Методическая разработка классного часа «Святая Пасха» предназначена для студентов I, II, III, IV курсов очной формы обучения всех специальностей и преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений.
Может использоваться для проведения классных часов в группах.
Содержит:
Классный час, посвященный
истории и традициям праздника
« СВЯТАЯ ПАСХА»
Цель: формирование и воспитание у студентов бережного отношения к «святому» и традициям народа.
Задачи мероприятия:
Форма работы: изучение нового материала.
Организаторы: Викулова Л.М.. – мастер п/о.
Участники: студенты 1 курса 947гр.
История праздника и традиции Святой Пасхи!
П

раздник Светлого Христова Воскресения, Пасха – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дароване нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово – это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.
Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха – это праздник праздников!
Пасха на Руси считалась праздником всех праздников. Радость человека от обновления природы, пробуждения ее от зимнего сна совпадает по глубинному смыслу с той радостью воскрешения к новой жизни, которая заключена в христианском празднике Пасхи. Поэтому был так любим народом этот праздник, потому так радостно, щедро звонили колокола в пасхальное воскресенье.
П
равославная Церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Об ее смысле учили апостолы Христовы, которые передали традицию празднования своим ученикам. Так, из поколения в поколение, традиция празднования Пасхи дошла до нас и распространилась по всему миру.
Празднование Пасхи это, конечно же, не только посещение Богослужения. Этот праздник всегда был любим народом и с ним связано множество обычаев: дарить друг другу особенные подарки, особым образом украшать стол, готовить особенные угощения куличи и пасхи и необычно раскрасить яйца. К встрече этого праздника готовились заблаговременно: убирали, чистили, стирали. В каждом доме было ощущение праздника и об этом настроении пишут в своих рассказах русские поэты, писатели, мыслители, такие как Марина Цветаева, Иван Шмелев, Александр Солженицын, Владимир Набоков и многих других известных людей. Пример: «…На Страстной, среди предпраздничных хлопот, сугубо постились, говели. К вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал – ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею…» - И. Бунин. «Жизнь Арсеньева»
Великий пост — это семинедельный период, который разделяет в православном календаре масленицу и Пасху. Это время великих испытаний, ограничений и большого труда, которое положено человеку для очищения тела и души от скверны и грехов и приготовления человека к встрече Воскресения Господня. Великий пост — это один из четырех постов, которые приняты в православной церкви. Кроме него существуют еще посты. Великий пост, как и остальные православные посты — это время, когда постящийся должен смирить свою плоть и ограничить себя в пище.
Традиции праздника
П
асхальный кулич – это церковно-обрядовая пища. Кулич – это род артоса на нижней степени освящения. Слово артос (пер. с греч. как "квасной хлеб").
Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе. Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.
Почему на Пасху
принято дарить друг другу яйца?
С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: "Христос воскресе!" начиная таким образом свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа - два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа - Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

Традиционные виды росписи пасхального яйца Крашенки

Крашенки — от слова красить. Красить яйца можно по-разному. Одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине. Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковичной шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют луковичную шелуху и варят 15-20 минут, пока яички не приобретут нужный цвет. А раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.
Драпанки

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых. Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо крандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет — в правой.
Крапанки

Крапанки — от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и аккуратно соскоблить.
Писанки

Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки - настоящие произведения народного творчества. Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры. В каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый, белый. Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску - «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки.
Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи. Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломия Ивано-Франковской области создан музей писанки.
Пасхальные игры
Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо.
Если детей было много, они делились на «команды», и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.
Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.
Главным украшением стола являются, конечно, куличи и пасхи. К пасхальному столу, как правило, собирается много родных и друзей. Постарайтесь каждому приготовить пасхальный подарок: красивое яичко и маленький куличик. Если вы заранее приготовите корзиночки с проросшей зеленью и среди зелени разместите яички и кулич на салфетке, радость ваших близких вознаградит ваши труды и наполнит ваше сердечко счастьем.
На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами «Христос Воскресе!» приветствовали первыми, а старшие отвечали им: «Воистину Воскресе!».

Список литературы
Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Копилка классного руководителя. 5-11 классы. Классные часы, игры, викторины, часы общения… Учебное пособие. 114с.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Учебное пособие, (О), 224с, 2006.
Маленкова Л.И Классный руководитель (воспитатель): Педагогические основы и методика деятельности. Краткое руководство по организации воспитательного процесса с использованием тетради классного воспитателя. ГРИФ МОиН, 32с., 2005г.
Маленкова Л.И. Классный руководитель (воспитатель): Практические материалы. Учебно-методическое пособие. Гриф МОиН, (О), 272 с., 2007.
Игры на уроках и во внеклассной работе: Учебно-методическое пособие для учителей. Штолина Т.П. Изд-во «Каро», 2006, с.76.