Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Артинская средняя общеобразовательная школа №1»
«Семья – это значит мы вместе»
Классный час
из цикла «Уроки семейного счастья»
Составитель:
Тонкова Надежда Михайловна
классный руководитель 9А класса
МОУ АСОШ №1
2014
Пояснительная записка
Цикл «Уроки семейного счастья» предназначен ученикам 9-11 классов, хотя немного изменив, можно и проводить для учащихся среднего звена. Включение его в тематику классных часов повышает внимание детей к проблемам семьи. Данная тематика затрагивает проблемы воспитания чувства долга, уважения и любви к семье, дому, родине и предусматривает обучение подрастающего поколения организации и проведения семейных праздников.
Цель изучения курса «Уроки семейного счастья» - формирование у детей семейного образа жизни, семейной культуры, этики супружества и родительства, нравственных обязательств по отношению к близким людям, а также положительных установок на брак, семью, родительство как ценности жизни и культуры.
Данный цикл предполагает не только традиционные формы проведения занятий (беседы), но и использование ролевых игр, практических занятий.
Цели:
расширить представления детей о семье как величайшей общечеловеческой ценности;
попытаться установить, что человек связывает с понятием семья.
Участники: учащиеся 9- 11 классов.
Форма проведения: беседа, игровые ситуации.
Подготовка.
Среди учащихся за неделю проводится анкета «Семья – это …».
Анкета «Семья – это …»
Семья – это
Мои родители – это
Свет в окнах моего дома – это
Радость в моей семье – это
Горе моей семьи – это
Вдали от моего дома я буду вспоминать
Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью
Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье
Я считаю, что самое сокровенное желание моих будущих родителей – это
Больше всего мои будущие родители боятся, что
Оформление.
Столы в классе расставляются по кругу.
Класс оформлен плакатами: «Вся семья вместе и душа на месте»; «На что и клад, когда в семье лад»; «Согласную семью и горе не берет».
Ход занятия.
Вступительное слово классного руководителя.
« На Руси это издана чтимо,
Это в нашей, наверно крови;
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаньях, скитаньях, любви.
Чтоб его, признавая начало,
Все тревоги в себе затая,
Все же исподволь напоминала:
Мы не просто вдвоем, мы – семья.
Мы – семья.
Это значит - мы вместе.
Кто напросится к нам во враги?!
Дети вырастут, сложатся песни
Только ты себя побереги.
Мы – семья.
По-отечески строги
К нам бывают родные края.
И отечество тоже в итоге –
Нет, не просто народ, а семья». Т.Кузовлева.
Отчий дом, семья, детство – особая страна на карте человечества. Отчий дом, семья, атмосфера, в которой прошло детство, во многом определяет всю последующую жизнь ребенка: его отношение к близким и чужим людям, к своему городу, стране, и наконец, определяют смысл всей его жизни.
В родных стенах происходит первичное постижение близкого родства, Родины. Начальные ростки нашей отзывчивости или глухоты. Душевной щедрости или злобы. В семье зарождаются основы мировоззрения, осознается и формируется «Я» личности. «Воспитание начинается с колыбели», – сказал В.Жуковский.
Кем бы ни стал каждый из нас: учителем или президентом, рабочим или политиком, дворником или юристом, придя в этот мир, мы сразу же становимся сыном или дочерью, братом или сестрой, а потом – родителями, и дальше кА в песне: «Будут внуки, потом, опять повторится сначала». Во многом, вся наша жизнь зависит от того, какими мы выйдем за родительский порог.
Среди всех полезных дисциплин, которым нас учат в школах и институтах, нет самой главной – «семье ведения». Нас никто не учит создавать дом и сохранять семью, воспитывать детей, создавать тепло и уют в доме.
Обсуждение результатов анкеты «Семья – это …».
3. Задание учащимся: расставь приоритеты при создании семьи (места):
- Любовь
- Понимание
- Рождение детей
- Влечение
- По расчету
- Все создают и я
- Иметь рядом надежного человека
- А надо ли?
- Мой дом – моя крепость.
- Авторитет семьи не подвержен никакой инфляции.
- Традиции семьи.
4. Обсуждение.
5. Игра – задание.
(Класс делится на группы, каждая группа защищает свое задание).
Задание 1 группе: составить формулу семьи. (Например, М + П + Д = СЕМЬЯ)
Задание 2 группе: нарисовать семью в образе. (Например, семья в образе «дерева»)
Задание 3 группе: нарисовать герб семьи.
6. Продолжение беседы.
Наш Дом – это целый мир. Маленькое независимое государство со своим законами, границами, устоями, традициями, политикой и экономикой. Все чаще мы стали замечать, что-то неладное происходит в нашем маленьком мире. Расшатывается единство семьи. Все труднее и труднее нашему Дому защищать свои границы от «бессердечного большого мира». Внешние проблемы волей или неволей отражаются на эмоциональном состоянии семейной атмосферы.
Экономические, политические и социальные проблемы, которые переживает Россия, наиболее болезненно отражаются на нашей семье не только материально, но и нравственно. Планомерный отрыв общества и государства от тех духовных корней, которыми оно до этого держалось и питалось, привел к бездуховности, безыдейности, жестокости.
Для того чтобы возрождать жизнь нашего общества нужны, не только умные и талантливые люди, нужен новый социокультурный код. Основой такого кода всегда была семья. Семья – основа жизни. Как сказал Василий Розанов: «дайте мне только любящую семью и я из этой ячейки построю вам социальное здание». В течение многовековой истории человечества рушились империи, одна общественная формация сменяла другую, исчезали государства и народы, но, через все катаклизмы и тысячелетия, прошла и сохранилась единственная общность – СЕМЬЯ. Как можно объединить духовно семью? С помощью культуры и искусств, семейных ритуалов и праздников, семейных традиций и реликвий.
7. Аукцион семейных ритуалов, праздников, традиций.
8. Составление синквэйна.
Литература
Антонов А.И., Медков В.Н. Социология семьи. – М., 1996.
Афанасьева Т.М. Семья. – М., 1986.
Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. – М., 1979.