СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа на тему "деепричастие и деепричастный оборот"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

эта разработка является актуальной для учащихся и учителей 

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа на тему "деепричастие и деепричастный оборот"»

Разработка урока по русскому языку на тему: «Знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами. Роль деепричастных оборотов в речи».


Подготовила учитель по русскому языку и литературе Гасанова Патимат Гасановна МКОУ «Урадинская СОШ»

Класс:7

Дата проведения: 10.03.20г.

Цели:

проверить умения правильной постановки знаков препинания при деепричастных оборотах;

выявить роль деепричастных оборотов в речи, потренироваться в их употреблении;

воспитывать любовь к русскому языку и бережное отношение к слову.

Методы и приёмы:

КСО (СП, 2 режима);

ролевая игра;

тестирование;

тренировочные упражнения.

Ход урока.

1.Проверка домашнего задания.

а) работа в статических парах (КСО), режим взаимообучения: повторение теоретических сведений о деепричастном обороте и знаках препинания при нём;

б) индивидуальный опрос:

Карточка №1.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Разобрать предложение синтаксически.

Мелкие птиц… щ…бетали изредк… перелетая с дер…ва на дер…во.



Карточка №2(у доски).

Составить схемы предложений с деепричастными оборотами (упр. № 139).

Все: проверка домашнего упражнения по ответу учащегося (СП, режим взаимоконтроля).



Карточка №3.

Устное сочинение на грамматическую тему «Знаки препинания при деепричастном обороте» по плану:

1.Деепричастие – это…

2. Место деепричастного оборота в предложении.

3.Знаки препинания. Привести 2 примера.



Фронтально:

-С какими орфограммами вы встретились при выполнении домашнего упражнения? Приведите примеры.



2.Работа по теме урока.

1. Ролевая игра.

Учитель:

-Сегодня мы продолжим разговор о деепричастных оборотах и выясним:

как правильно построить предложение с деепричастным оборотом;

какова роль деепричастных оборотов в речи;

в текстах каких стилей речи чаще всего используются деепричастные обороты и с какой целью. Слово Доброслову(индивидуальное задание: рассказать о правиле построения предложений с деепричастным оборотом).

Доброслов:

-Глагол – сказуемое и деепричастие должны относиться к общему подлежащему. Способ проверки – поставить деепричастный оборот перед подлежащим. Примеры неправильного построения предложений:

1.Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела калоша.

2.Прочитав рукопись вторично, мне думается, что она нуждается в серьёзной доработке.

3.Посетив театр, у меня появилось желание прийти сюда ещё раз.

(анализ предложений с точки зрения их построения).

2.Мимический диктант.

Учитель:

-Умеете ли вы правильно строить предложения с деепричастными оборотами?

Проведём мимический диктант (7-8 учащихся с помощью мимики и жестов изображают какое – либо действие, остальные учащиеся составляют предложения и записывают их в тетради. Например: «Широко улыбаясь, он смотрел на нас самым невинным взглядом.

Выполняя приседания, он декларировал свою приверженность спорту.Юноша, читая стихотворение, активно жестикулировал, чем вызвал недовольство учителя»).

3.О сфере практического использования деепричастий в речи.

Учитель:

-Итак, деепричастие обозначает добавочное действие при основном глаголе-сказуемом. Значит, деепричастие и деепричастный оборот употребляются при описании действия, в чём мы убедились, выполняя предыдущее задание. В каких жизненных ситуациях мы можем применить наши знания о роли деепричастия в речи?(в том числе и тогда, когда описываем процесс приготовления того или иного блюда). Сейчас, накануне самого любимого праздника - Нового года- ребята поделятся своими рецептами любимых блюд, точнее, они познакомят нас с технологией их приготовления (индивидуальные задания). Ваша задача – проследить, правильно ли построены предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами, посчитать их в каждом рецепте (далее 2 учащихся читают свои рецепты приготовления новогодних блюд: салата «Оливье» и торта «Анечка»; остальные учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы).

4. Р. Анализ текста с точки зрения определения его стиля и употребления в нём деепричастий и деепричастных оборотов.

Учитель:

-Совсем недавно мы закончили изучение темы «Причастие» и знаем, что причастные обороты являются достоянием книжной речи, где ведущий тип речи - описание. Можем ли мы то же самое утверждать в отношении деепричастных оборотов? Обратимся к тексту-отрывку из рассказа А. М. Горького «Макар Чудра» (на фоне мелодии П. И. Чайковского учитель читает текст, который проецируется на доске):

«Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде всё больше серебряных пятен от лунных лучей. .. Наш котелок закипает.

Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползёт к голове Рагима…

Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, ещё не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По тёмно – синему небу золотым узором звёзд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого – то откровения.

Всё дремлет, но дремлет напряжённо чутко, и кажется, что вот в следующую секунду всё встрепенётся и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков»

Беседа:

-Как можно озаглавить текст?(«Сладкое ожидание откровения»).

-Обозначьте микротемы.

( 1. Молчание моря и человека («Молчит опаловая даль моря…»)

2.Море, горы, небо - всё спокойно, торжественно, чудно.

3.»Всё дремлет напряжённо чутко».

-Определите стиль текста (художественный). Докажите своё утверждение.

-Определите тип речи 1-й части текста (повествование с элементами описания)

-С помощью каких частей речи происходит описание действия?(с помощью глаголов, деепричастия).

-Разберите синтаксически 4-е предложение. Какова в нём роль деепричастного оборота?(Он заменяет части сложного предложения, создаёт динамизм изображаемого).

-Определите тип речи 2-й части текста (описание).

-Какие приёмы использует автор, чтобы показать красоту природы? (краткие и полные прилагательные, эпитеты, слова со значением цвета)

-Какова смысловая наполненность 3-й части?(Носит обобщающий характер прелести и красоты вечернего морского пейзажа, готовит к восприятию рассказа Рагима).

-Так какова роль деепричастного оборота в текстах художественного стиля?

5.Закрепление. Тест.


Деепричастие и деепричастный оборот.

1.Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета по действию; б) признак признака; в) добавочное действие при основном действии, выраженном  глаголом; г) действие предмета.


2.Найти словосочетание с деепричастием:

а) закутанный в тулуп; б) укрепил болт; в) вырастив урожай ;г) запер на замок.


3.Деепричастие и деепричастный оборот обособляются, когда:

а) стоят после определяемого слова; б) перед определяемым словом; в) всегда: в начале, в середине, в конце предложения, кроме деепричастий, выраженных фразеологизмом.


4. Имеет ли деепричастие окончание:

а) да;  б) нет.


5. Выбери деепричастие, которое пишется с НЕ слитно:

а) (не) прекращая; б) (не) годуя;  в) (не) завидуя; г) (не) увлекаясь.


6. Найдите деепричастия:

а) увидел; б) поднявши; в)принявший; г) шлепая; д) спеша; е) свежий.


7. Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:

а) время;  б) вид; в) лицо.


8. Деепричастный оборот – это:

а) одиночное деепричастие; б) деепричастие с зависимыми словами; в) деепричастие с глаголом.


9. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

  1. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

  2. Не замечая меня, лебеди плавали у берега.

  3. Отошедший от станции поезд резко затормозил.

  4. Наевшись, вороненок успокоился.


10. Не пишется слитно в примере:

  1. (не)сделанная работа

  2. (не)выполненный вовремя заказ

  3. (не)решаясь сказать

  4. трава (не) скошена


11. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

  1. Усеянное звездами небо манило к себе.

  2. Потрескивая, горел костер.

  3. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

  4. Черный дым, который поднялся из-за леса, застилал горизонт.


12. Какое слово является деепричастием?

1) поглядывая; 2) умевший;3)взлететь;4) стремящийся.


13. Какое деепричастие относится к несовершенному виду?

  1. окутывая; 2) набрав;3) одумавшись; 4) не услышав.


14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Накинув нарядные уборы(1)березы первыми вступили(2) в осенний танец(3)яростно захвативший(4)весь лес.

1)1,2                 2) 1,3                    3) 2,3                               4) 1,4.


15. Установите соответствие: А. Несовершенный вид Б. Совершенный вид

1) ликуя от радости 2) набив ватой 3) дивясь ошибке 4) махая другу 5) выскочив раздетым

6) испекши булочки

Ответ: 1___2___3___4___5___6___.

16.Каким членом предложения является деепричастный оборот?

  1. Определением  2) Сказуемым 3) Обстоятельством ) Дополнением


17. Найдите деепричастия несовершенного вида:

а) играя              б)увидевши в)кружась          г) просохнув


18. Отметьте предложения с деепричастными оборотами, расставьте в них знаки препинания.

а) Человек увидев меня проворно снял с плеча винтовку.

б) Опомнившись учитель увидел привязанного медведя.

в) Люди побежали в конюшню и возвратились неся в охапках сено.


19. Отметьте случаи правильного написания не с деепричастиями.

а) Не годуя                                                            г) Неответив

б) Не дыша                                                            д) Неустояв

в) Не взлюбив                                                       е) Недомогая


20. Отметьте те пункты, где верно определён вид деепричастия.

а) Ржавея – сов.                                                     д) Требуя – несов.

б) Взвалив – несов.                                               е) Показываясь – несов.

в) Невзлюбив – сов.                                              ж) Нахлынув – сов.

г) Распорядившись – несов.          з) Улыбаясь – сов.

21. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот: 

1) В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов.
2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд.
3) На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.
4) Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожженные, на скатерть.


22. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота:

1) Кирьян, прервав работу, с опаской глянул на подьячего.
2) Месячный свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты.
3) Лодка, прошуршав в камышах, мягко ткнулась в песчаный берег.
4) Пинчук, молча слушавший беседу, снова вышел во двор.


23. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены)

1) Навстречу летели покачиваясь белые космы тумана.
2) Андрей не решаясь сесть прислонился плечом к косяку двери.
3) Хлопец заткнул за пояс марлевый сачок и освободив вторую руку полез дальше.
4) Метелица миновав два переулка свернул в третий.

24. В каком предложении два деепричастных оборота?

1) Опомнившись, Фрол угрожающе засопел и, чуть пригнувшись, пошёл на Шатрова.
2) Ординарец пробрался к столу, низко склонив голову, ни на кого не глядя.
3) Сережа шел дальше, не оборачиваясь и не стреляя.
4) Рыбаки, откашливаясь и снимая шапки, вошли в избу.


25. В каком предложении два деепричастных оборота (знаки препинания не расставлены):

1) Одинокие кочки покрытые мягким мохом и брусникой торчали кое-где из-под тонкого и хрупкого утреннего ледка затянувшего за ночь болото.
2) Позавтракав экипаж закурил и покурив нехотя поднялся и стал готовить машину к маршу.
3) Выговорив самое главное девушка повернула голову робко посмотрев на старика.
4) Ничего не понимая Сергей вглядывался в бледную полоску света идущую от лестницы.


26. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены):

1) В ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ СЛЕДУЯ ЖЁСТКОМУ РАСПИСАНИЮ Дмитрий Алексеевич шел на прогулку.
2) Фёдор Иванович отошёл в сторону и с разбегу СХВАТИВШИСЬ ЗА ВЕРХНИЙ КРАЙ ЗАБОРА одним махом перескочил его.
3) Через минуту генерал РЕШИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ШАГОМ ДЕРЖА РУКУ В КАРМАНЕ прошел через курилку к выходу.
4) Через полчаса уже знакомой дорогой Голенищев вернулся в учебный корпус и ПОДНЯВШИСЬ НА ТРЕТИЙ ЭТАЖ НАШЁЛ СТОЛОВУЮ.


Домашнее задание: выписать из учебника «Литература» 5 простых предложений с деепричастными оборотами (желательно, из одного текста), определить их роль, сделать синтаксический разбор предложений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!