СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа на тему: «Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: способствовать развитию у студентов чувства ответственности; содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа на тему: «Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами?»»

Министерство образования и науки Республики Дагестан

ГБПОУ РД «Профессионально - педагогический колледж имени М.М.Меджидова»

Специальность: 53.02.01 Музыкальное образование





Разработка

классного часа

на тему:

«Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами?»






Куратор 3 «а» курса

Абакарова У. А.










Цель: способствовать развитию у студентов чувства ответственности; содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.


Задачи: развивать умение сравнивать и на основе различных точек зрения делать выводы и обобщения;

- формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;

- развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.


Оснащение и оборудование: мультимедиа проектор, текст притчи, карточки с основными понятиями.


Технологическая карта занятия


Классный час «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?» является первым в серии классных часов «Лестница успеха».

Морфемный разбор слова,

анализ терминологического аппарата.

Работа с понятием.

Информационная

Умение работать с понятиями, выделять главное,

4. Анализ притчи

Формировать  умение анализировать; формировать навыки решение задач в коллективе.

Работа в группах.

Технология «аквариума».

Работа с раздаточным материалом, выбор аргументов в пользу своего тезиса.

Коммуникативные

Умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения.

5. Дискуссия

Формировать умение отстаивать свою точку зрения

 

Технология «аквариума».

Защита выбранной позиции

Коммуникативные

Умение заинтересовать аудиторию.

6. Обобщение

Выделить  качества ответственного человека.

 

Аналитическая беседа

Актуализация личного опыта.

Профессионально-коммуникативная.

умение правильно оценить себя

7. Просмотр мультфильма

Рефлексия.

Способствовать осмыслению мультфильма «О человеческой ответственности».

Имитация ситуации «озарения».

Концептуальное осмысление на эмоциональном уровне.

Рефлексивная компетенция

 




Ход занятия.

1. Мотивация и целеполагание.

Добрый день! Начиная наше занятие, давайте обратимся к латинской поговорке «Perasperaadastra» («Через тернии к звездам»). Как вы понимаете это высказывание?  Как вы понимаете слова «звезды», «тернии»? (Звезды – это цель, к которой стремится человек: семья, карьера, уважение в обществе, хорошие условия жизни и т. д.).

- Наша жизнь – это лестница, которую необходимо пройти, чтобы добиться чего-либо, дойти до своей звезды. Пройти каждую ступеньку. А к какой звезде мы с вами идем сейчас? (знания, образование, диплом)

Давайте попробуем сегодня начать этот путь. Наша задача сегодня познакомиться с первой ступенькой нашей лестницы.


2. Определение темы.

-Я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «Обыкновенное чудо» и подумать о теме нашего занятия.(А я здесь при чем? Это дядя виноват.)

- Как вы считаете, прав ли король? Почему?

- Похожи ли мы на него, часто ли перекладываем свою вину на других или оправдываемся, обвиняя обстоятельства?

-Чего не хватает королю? Продолжите предложение: Король не берет на себя… (ответственность).

- Тема нашего занятия  - ответственность. Это первая ступенька.


3. Определение понятия «ответственность».

 - Что такое ответственность? Как вы понимаете это слово?

Подберите однокоренные слова к слову ответственность(ответственность – ответ – отвечать).

Слово отвечать употребляется с предлогами: ЗА и ПЕРЕД

Отвечать ЗА жизнь, поступок, здоровье.  Отвечать ПЕРЕД собой, другими.

- Давайте разберемся, что скрывается за этими словами.


4. Анализ притчи.

Студенты делятся на 2 группы. На столе у каждой группы текст притчи «Мальчик и звезда» и листочек с заданием:

Задача 1 группы -  доказать, что мальчик прав, аргументировать свой ответ.

Задача 2 группы -  доказать, что прав мужчина, аргументировать свой ответ.

Студенты работают в группах,  рассуждают, спорят, доказывают, опираясь на собственный жизненный опыт.


Притча « Мальчик и звезда»

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел в руках мальчика морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую звезду: «Для этой звезды изменится всё!», - и бросил ее в море.


В группах идет обсуждение. По технологии «аквариум» каждая группа выбирает представителя, который выступает от имени группы. Ребята не могут помогать своему представителю с места, но могут передавать ему записки.




5. Дискуссия.

На доске карточки со словами «ответственность» и «безответственность»

между ними карточки со словами «трусость», «свобода», «предательство», «чувство вины», «честность», «вера (в себя, других)».

Представители каждой группы относят данные слова к 1 или 2 колонке, в зависимости от решения, какие качества присущи ответственному и безответственному человеку.

Вывод: Что же скрывается за этими словами:  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – СВОБОДА, УВЕРЕННОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ВЕРА. 

БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЧУВСТВО ВИНЫ.


6. Ситуационное задание «Как поступить?»


Учебная группа делится на подгруппы.

Классный руководитель предлагает малым группам решить ситуационное задание. Студенты получают карточки с заданиями (Приложение 1), в которых изложена суть проблемы. Здесь можно предложить также и другой вариант ситуационного задания (Приложение 2).


Задание «Как поступить?»

Во время Второй мировой войны молодой человек, у которого брат погиб в борьбе с оккупантами и который остался единственным сыном у матери, колебался между тем, чтобы стать в ряды Сопротивления и отомстить

за смерть брата или остаться с матерью и помогать ей.

Вопрос преподавателя: А как вы считаете? Обоснуйте свой ответ.

Студенты работают в группах. Затем каждая группа предлагает свой вариант ответа. Студенты задают друг другу вопросы и решают, чей ответ наиболее верен. После обсуждения разных вариантов решения, предложенной проблемной ситуации преподаватель совместно со студентами делает вывод.

Вывод. Любую проблему нужно пытаться решать с нравственных позиций, понимая ответственность выбора, учитывая интересы всех участников процесса.

Таким образом, ВСЁ В НАШИХ РУКАХ.


7. Флеш-тренинг «Притча про бабочку и мудреца»


Для закрепления материала преподаватель предлагает студентам посмотреть флештренинг «Притча про бабочку и мудреца» (Презентация).


Бабочка и мудрец

Очень давно в одном старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:

А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы найти ответа?

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было ще-котно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

Скажите, Мастер, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей правоты.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Всё в твоих руках.

Прежде чем прозвучит ответ Мастера, студентам предлагается подумать и ответить за Мастера. Потом классный руководитель и студенты смотрят окончание презентации, где Мастер произносит фразу: «Всё в твоих руках».




Вывод. Наша жизнь – эта та же бабочка… Всё в наших руках, мы сами создаём нашу жизнь своими поступками.



III. Заключительная часть

Рефлексия «Всё в наших руках!»


Подведение итогов классного часа классный руководитель начинает словами:

А теперь обсудим, что же находится в наших руках? Перед вами возможные ответы, которые являются пазлами символа нашего классного часа. Давайте соберем этот символ. Я буду произносить высказывание, и показывать визуально (презентация), а вы выбираете возможный ответ.

(Для презентации)

Мы в ответе за ................., которым дали жизнь (детей)

Мы в ответе за .................., благодаря которым можем радоваться каждому дню (родителей)

Мы в ответе за .................., которая создаёт условия для нашей жизни. (природу)

Мы в ответе за ......................, которых привязали к себе (друзей и любимых)

Мы в ответе за ..............., которой занимаемся (работу)

Мы в ответе за всё, что .................................... (происходит вокруг нас)

Мы .............. своей жизни (авторы)


Классный руководитель: Мы в ответе за свою жизнь, за всё, что в ней

произойдёт.