Программа воспитательной работы
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека», полностью разделяю мысль великого русского педагога В.Г. Ушинского. Являясь ежегодно на протяжении 19лет работы в школе классным руководителем, всегда уделяю особое внимание воспитательной работе.
В настоящее время у меня 11 класс. Из опыта работы у меня сложилась своя определенная воспитательная система работы с классом. Система достаточно динамична, легко меняется и дополняется с учетом возрастных особенностей детей на разных ступенях обучения и воспитания.
Вся воспитательная система школы и соответственно классных коллективов строится на принципах, заложенных в Уставе образовательного учреждения, на основе воспитания и развития свободной, талантливой, физически здоровой личности, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению на основе изучения личности учащегося, его интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей в соответствии с Моделью выпускника школы.
Воспитательные задачи и организация класса:
Повышение уровня мотивации к учебной деятельности, формирования познавательных интересов, добросовестного отношения к учению;
Создание условий для повышения социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума, поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности;
Создание условий для самовоспитания и самосовершенствования личности;
Пропаганда здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам; развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;
Сплочение классного коллектива;
Формирование у учащихся гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России;
Работа по профориентации и становлении мировоззрения учащихся;
Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей, правовая и экономическая защита личности ребенка.
Исходя из этого, определилась главная цель воспитательной работы - подготовить жизнеспособную, т.е. компетентную, социально-интегрированную, мобильную личность, способную к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности.
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение образовательного процесса на основах гуманистической педагогики. Поэтому в основу работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта положена Программа «Организация гуманистического воспитательного пространства класса», главной целью которой является формирование конкурентоспособной, социально адаптированной к окружающему миру, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, гражданскими, духовно-нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Достижение поставленной цели ведется через работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:
«Я и коллектив»- организация совместной деятельности обучающихся, формирование навыков и умений жить в сплоченном коллективе, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения (речи, общения);
«Я и социум» - формирование у обучающихся правовой культуры, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности, осуществление помощи ветеранам войны, труда и тыла;
«Я – гражданин России» - воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организация трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков, реализация краеведческого подхода к воспитанию;
«Я и моя семья»- воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей;
«Я и природа» - формирование экологического сознания, единства человека и природы, ценностного отношения к природе.
«Я и моё здоровье» - формирование здорового образа жизни.
«Я и творчество» - художественно - эстетическое воспитание, развитие творческих способностей.
Успешность реализации обозначенных направлений во многом зависит от умело поставленного ученического самоуправления. В классе определена структура самоуправления. Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. В классе у меня 6человек. Все они имеют поручения. Ребята в классе распределены по секторам.
Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся. Развитие самоуправления может быть эффективным, если учителем и всей образовательной средой создаются условия для развития взаимопомощи в детском коллективе. Наглядным результатом работы педагога являются показатели развития детского коллектива:
1– Мобильность при выполнении коллективных дел - 92%
2 – Готовность прийти на помощь - 95%
3 – Мажорное мироощущение - 100%
4 – Ответственность за коллективное дело -98%
5 – Самостоятельное выдвижение общественно-значимых целей - 78%
6 – Трудовые навыки коллектива - 88% (по методике Капустиной )
Деятельное участие обучающихся в самоуправлении в рамках МБОУ «Мало-Куналейская СОШ» выражается в принятии решений на уровне Совета старшеклассников, организации мероприятий: День самоуправления, День детства, День матери, День Победы, месячник спортивно-оздоровительной и военно-патриотической работы, субботники и др. Ученица моего класса избрана председателем Совета старшеклассников, еще одна ученица является её заместителем. Трое участвуют в работе военно-патриотического-патриотического клуба «Беркут».
Особо значимое место занимает такая социально направленная деятельность, как помощь пожилым людям, инвалидам, ветеранам труда и тыла и др. Ежегодно учащиеся класса принимают активное участие в акциях: «Вахта Памяти», «Неделя добрых дел», «Помоги престарелым». В рамках реализации направления «Я и социум» ежегодно в классе проводятся акции: «Ветеран живет рядом», «Помоги детям собраться в школу», «Дети-детям» (сбор книг, игрушек для Малокуналейского детского дома (недавно закрыли).
Опыт социализации приобретается и через научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Публичная защита, культура представления материалов исследования, этика выступления способствуют обогащению социального опыта учащихся.
Ежегодно учащиеся класса становятся победителями и призерами районной и республиканской конференции «Шаг в будущее» (секции «Оздоровительные культуры», «Страноведение», «Филология», «Русский язык», «Журналистика», «Творческая»)
Ученица 11 класса за отличную учебу, активное участие в различных районных социальных проектах стала призером (2место) муниципального конкурса «Ученик года-2017».
Направление программы «Я – гражданин России» реализуется и через краеведческий подход. Учащиеся класса ведут исследовательскую деятельность, создают проекты. Такие исследовательские проекты как «Экологическая тропа по родному краю», «Мой дед- герой Великой Отечественной», «Труженики тыла», «Участники парада Победы» и другие получили высокую оценку родителей, общественности, коллег.
В результате такой деятельности, учащиеся не только обогащаются опытом, но и реализуют себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающий мир, приобретают качества гражданина своей страны, воспитывая в себе патриотические чувства.
Частью гражданско-патриотического воспитания является формирование экологических знаний, бережного отношения к родной природе, к своему здоровью. В рамках реализации направлений: «Я и природа», «Я и мое здоровье» ежегодно проводится ряд мероприятий в этом направлении: классные часы, уроки здоровья, турслеты, спортивные эстафеты и праздники, катание на коньках и лыжах, смотры строя и песни, совместные с родителями спортивные походы. Четверо из обучающихся (67%) являются чемпионами Бичурского района по баскетболу. Активно на протяжении всех школьных лет посещают секции баскетбола и волейбола.
Учащиеся ухаживают за зелеными насаждениями в кабинетах и рекреациях школы. В 2017 году учащимися класса началась реализация социального проекта совместно с родителями «Посади дерево, выпускник». После торжественной части праздника «Последний звонок», выпускники посадили аллею выпускников в школьном саду, украшая тем самым село, делая его чище, улучшая окружающую среду.
Приобретение социального опыта обучающимися происходит и в результате взаимодействия с местными властными структурами с целью решения тех или иных проблем местного социума.
Требования к современному качеству образования, изложенные в основополагающих и регламентирующих документах в сфере образования, в том числе в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, нацеливают нас на то, что в современных условиях приоритетным должен быть компетентностный подход, которого я и придерживаюсь в своей работе сдетским коллективом.
Об эффективности данного подхода к созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта свидетельствуют данные мониторинга: у обучающихся растет уровень сформированности социальной компетентности, поликультурной компетентности личностного совершенствования.
Эффективность работы системы с данным классом подтверждается следующими результатами:
все обучающиеся успевают, из них большинство учатся на “4” и “5”(83%);
все обучающиеся занимаются в кружках, спортивных секциях, факультативах;
нет детей, стоящих на учете в школе и ПДН;
класс занимает призовые места в спортивных соревнованиях, конкурсах, научно-исследовательских конференциях;
ребята являются участниками и организаторами общешкольных дел; в классе есть хороший актив;
целенаправленная работа по профориентации с детьми и родителями, способствует правильному самоопределению по окончанию средней школы;
найден тесный контакт с родителями; родительские собрания посещают все родители.
Эффективность реализации программы воспитания и социализации обучающихся
| в 2014-2015 уч. году | в 2015-2016 уч. году | в 2016-2017 уч. году |
2.4.1. Осуществление классного руководства в текущем учебном году, да/нет | 9класс | 10класс | 11класс |
2.4.2. Динамика показателей воспитательной работы учителя: | | | |
Показатель 1 «__Прилежание», ед. изм.(средний балл от 1до 12) | 9,7 | 10,8 | 11,2 |
Показатель 2 «__Поведение_ », ед. изм.(средний балл от 1до 12) | 7,4 | 9,5 | 10,2 |
Показатель 3 «__Отношение к старшим_ », ед. изм.(средний балл от 1до 12) | 9,6 | 10,8 | 11,6 |
Показатель 4 «__Отношение к одноклассникам_ », ед. изм.(средний балл от 1до 12) | 10,1 | 11,2 | 11,8 |
Показатель 5 «__Физическое совершенство_ », ед. изм.(средний балл от 1до 12) | 9,8 | 11,1 | 11,6 |
Показатель 6 «__Внешний вид_ », ед. изм.(средний балл от 1до 12) | 9,4 | 10,7 | 11,4 |
Показатель 7 «__Отношение к прекрасному_ », ед. изм.(средний балл от 1до 12) | 9,6 | 10,9 | 11,3 |
Описание мероприятий с обучающимися
№ | Сроки | Название мероприятия | Целевая аудитория | Проблема, на решение которой направлено | Результат | Гиперссылка |
1 | Июнь 2015г Июль 2016г | Совместные походы родителей и детей с классным руководителем на природу (река Куналей, лес) | 9-10кл | 1.Привитие любви к родному краю 2.Здоровьесбережение 3. Укрепление отношений между детьми и родителями в неформальной обстановке. | Дети стали лучше и бережнее относится к природе, окружающей среде. Сплочение коллектива. Правила поведения в лесу. Основные правила ЗОЖ | |
2 | 3.09. 2015 | Эстафета по улицам села | 1-11кл | 1.Пропаганда ЗОЖ 2. Укрепление отношений между детьми | Сплочение классных коллективов | http://mcsch.ucoz.org/news/ ehstafeta_po_ ulicam_sela/ 2015-09-07-2 |
3 | 21.02.2016 | «Великолепная семёрка» | 8-11кл | Спортивно-интеллектуальное соревнование между юношами 8-11классов | Выявление самого сильного, самого интеллектуального юноши-старшеклассника школы. Поздравление девушек. | http://mcsch.ucoz.org/photo/ |
4 | 3.03.2017 | Смотр строя и песни | 11класс | Военно-патриотическое воспитание | Совместное выступление с 11классом. Спели песню «День Победы», заняли первое место. | http://mcsch.ucoz.org/news/smotr_stroja_i_pesni/2017-03-19-112 |
5 | 5.04.2017 | Единый родительский урок по профилактике тревожности | Родители 11класса | Формирование у родителей представления о том, что именно им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности и её преодолении и возможность получения информации о психологических особенностях детей старшего школьного возраста | Анкетирование родителей Показ видеороликов с обсуждением. Памятки «Как помочь справиться с психологическим стрессом», «Как помочь ребенку при подготовке к ЕГЭ» | http://mcsch.ucoz.org/news/edinyj_roditelskij_urok_po_profilaktike_ehkzamenacionnoj_trevozhnosti/2017-04-05-125 |
6 | 5-7.05.2017 | Акция «Ветеран живет рядом» | 11класс | Воспитание бережного отношения к старшим, к истории родного края. Привитие патриотических чувств. | Дети подписали открытки с поздравлением к 9мая, разнесли их по домам ветеранов войны, труда и тыла по закрепленной улице Кооперативная. Оказали посильную помощь (сложили дрова, выгребли картошку, навели порядок в оградах и улице) | http://mcsch.ucoz.org/news/veteran_zhivjot_rjadom/2017-05-18-131 |
Результатом реализации цели моего классного руководства, являются создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Воспитательную работу в классе я строю на сотрудничестве с родителями, в классе формируется коллектив единомышленников, объединённых общей задачей - сделать жизнь детей в школе интересной и запоминающейся. В классном коллективе созданы все условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей. В классе создана атмосфера защищенности, эмоционального комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий для развития обучающихся.





Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся
№ | Категория детей | Формы работы | Результаты |
1 | Одаренные дети | Создал спортивные секции: «Подвижные игры» для учащихся 5-6классов | 1.Районные соревнования «Президентские состязания» -2016,2017гг -1место(6-7класс) 2.Республиканский этап «Президентские состязания» -2016,2017гг-3место |
«Баскетбол» для юношей и девушек 7-11классов | Районные соревнования по баскетболу -1место(2015,2016,2017гг) |
2 | Дети из социально неблагополучных семей | Посещение на дому, составление актов обследования семей. Проведение бесед с родителями и детьми. Работаю совместно с созданным в ОО «Советом отцов». Привлечение данных детей в спортивные секции, в ВПК «Беркут». Работа в народной дружине. | Улучшились условия проживания. Дети не пропускают уроки без уважительных причин. |
3 | Дети, попавшие в трудные жизненные ситуации | Работа со школьным психологом, с социальным педагогом. | Учащиеся чувствуют себя комфортно в коллективе. Посещают уроки и внеклассные мероприятия. |
4 | Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей | Привлечение детей в спортивные секции. Беседы. Работа со школьным психологом, с социальным педагогом. | Учащиеся чувствуют себя комфортно в коллективе. Посещают уроки и внеклассные мероприятия. |
5 | Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья | На уроках физической культуры данная категория детей занимается по адаптивной программе. Они готовят доклады, рефераты, презентации, с которыми выступают на уроках перед одноклассниками. | Эта категория детей успешно проходит текущую аттестацию, не имея академической задолженности. |
6 | Дети с девиантным поведением | Создан в школе военно-патриотический клуб «Беркут». | Выступление команды школы на соревнованиях: «Зарница», «Сполох», «Наследники Победы и др. |


