Сценарий классного часа
«Урок России»
Цель урока:
Расширить представления детей о стране, в которой они живут.
Познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном;
Развивать чувство любви и гордости за Родину, чувство патриотизма;
Способствовать сплочению классного коллектива
Форма: классный час.
Оборудование урока: карта России, изображение государственного герба, флага, запись гимна России, текст гимна, шаблоны флага. Рисунки флагов, монет, гербов - других стран.
Ход урока
Активизация познавательной деятельности.
Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас. Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, о нашей стране.
-Как называется наша страна?
-Какие народы живут в России?
-Знаете ли вы, как называется праздник 12 декабря?
- Что такое Конституция?
-Какие права и обязанности есть у граждан России?
-Какие символы имеет наша страна?
-Как вы считаете, зачем стране нужна символика?
-Из чего она состоит?
В конвертах находятся флаги, гербы, монеты разных стран (Россия, Франция, Украина, Болгария, Италия и т.д.). Нужно отобрать символы нашего государства.
2.Главный закон, который определяет жизнь государства, права и обязанности его граждан - это Конституция Российской Федерации. День принятия Конституции –12 декабря 1993 года.
- Какие обязанности и права граждан вы можете назвать? (ответы детей)
- Какие государственные праздники вы знаете? (ответы детей)
- Предлагаю следующее задание:
Соотнеси даты государственных праздников, и их название.
12 декабря | День Победы |
12 июня | День народного единства |
4 ноября | День независимости России |
23 февраля | Международный женский день |
9 мая | День конституции |
1 мая | Праздник Весны и Труда |
1 января | Новый год |
8 марта | День защитника Отечества |
7 января | Рождество Христово |
3.Учитель: Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Соберите пословицы из слов и скажите, как вы их понимаете?
Одна у человека мать, одна у него и Родина;
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей;
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
- Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов. К. Д. Ушинский писал: “Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.
Учитель: С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России. Это гимн, герб и флаг. Предлагаю выполнить такое задание: Из множества флагов выберите флаг России и разукрасьте шаблон, лежащий перед вами в цвета российского флага.
- Цвета российского флага выбраны не случайно. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство, синий – верность и честность. А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость. Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.
4.Учитель: Ещё один символ государства – это герб. Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города. Герб России – двуглавый орёл. Герб можно разглядывать, можно им любоваться как произведением искусства, но что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, три короны – союз народов, живущих в России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов. С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.
5.Учитель: В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Автором современного текста гимна России является Сергей Владимирович Михалков, музыку написал А.В.Александров. . Текст гимна утвержден Государственной Думой и Президентом Давайте сейчас исполним гимн, стоя по всем правилам. (Звучит гимн России). У детей текст гимна.
РОССИЯ - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете!
Одна ты такая - Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущее нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне-
Так было, так есть и так будет всегда!
6.Учитель: Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, к своей улице, к своей школе, к своим родителям и к своему родному городу.
- В какой области России вы живёте?
- Назовите главный город Томской области.
- Как называется село, в котором мы живём?
Учитель: Закончите начатую пословицу
Человек без Родины – что соловей без песни.
Велика русская земля и везде солнышко.
Золоту – старости нет, родине – цены нет.
Всякому мила – своя сторона.
Человек без родины – что соловей без песни.
На чужой стороне – Родина милей вдвойне
Итог занятия:
1. Игра - понятия
Выбрать из предложенных слов определения для каждого цвета флага России. Непорочность, небо, плотский, духовность, отвага, мир, постоянство, небесный, чистота, героизм, божественный, благородство, огонь, вера, кровь.
Белый: 1) непорочность; 2) мир; 3) божественный; 4) чистота; 5) благородство.
Синий: 1) небо; 2) духовность; 3) небесный; 4) вера; 5) постоянство.
Красный: 1) плотский; 2) отвага; 3) героизм; 4) огонь; 5) кровь.
2. Вопрос - ответ
1. Что такое герб? (Символ государства.)
2. Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный.)
3. От какого слова произошло слово «копейка»? (Копье.)
4. Что такое «Аз», «Буки», «Веди» и т.д.? (Буквы славянской азбуки.)
5. Что такое скипетр? (Украшенный жезл - символ власти, одна из регалий монарха.)
6. Что такое флаг? (Символ государства.)
7. Кто изображен на Российском гербе? (Двуглавый орел.)
8. Что такое монета? (Кусочек металла с особым тиснением.)
9. Что такое держава? (Золотой шар с короной или крестом наверху - символ власти, одна из регалий монарха.)
10. Какими были первые книги? (Рукописными.)
11. Закончи пословицу: «Человек без Родины, что соловей без ...» (Песни.)
- В заключение хочу прочитать вам стихотворение С.Синицына
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
Учитель: С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы..
Литература
Весь мир: Страны, Флаги, Гербы ( Энциклопедический справочник)- Мн., 1999.
Голубева Т.С. Государственная символика России // Начальная школа, 2001, №7
Мамаев К. Флаги рассказывают.- Л., 1972.
Сценарии классных часов (часть 2-я) /М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.