СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа в рамках месячника патриотического воспитания "Дети - герои-антифашисты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стихи о детях войны, о юных ленинградцах, о пионерах-антифашистах.

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа в рамках месячника патриотического воспитания "Дети - герои-антифашисты"»



ДЕТИ – ГЕРОИ-АНТИФАШИСТЫ

Мероприятие во 2-4 классах подготовлено и проведено Литвиновой В.В.

Цель: гражданско - патриотическое воспитание учащихся.

  • знакомить учащихся с именами детей героев-антифашистов

  • формировать представление о подвигах детей в годы ВОВ

  • воспитывать преданность Родине и своему народу..

Форма: литературно-музыкальная композиция с презентацией «Пионеры – герои».

Оборудование:

1. Фонограммы:

  • Песня “День Победы” (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова)

  • «Витя Черевичкин» (народная песня)

  • «Ленинградские мальчишки» (из к/ф «зелёные цепочки»

  • «Вокализ» Рохманинов

2. Портреты детей героев-антифашистов – презентация.

3. Выставка книг о детях, сражавшихся в годы ВОВ.

4.выставка детских рисунков к прочитанным рассказам и стихам о детях – антифашистах

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

I. Из истории даты.

(ВОКАЛИЗ, Рахманинов) СЛАЙД-1, СЛАЙД-2.

- Ребята, сегодня мы собрались на большой и серьёзный классный час, посвящённый юным героям-антифашистам. Мы помним о них всегда, но 8 февраля – в день мужества и патриотизма, в день памяти погибших участников антифашистской борьбы и бесконечной благодарности выжившим юным героям, мы вспоминаем их имена и их бессмертные подвиги.







СЛАЙД-3

- День юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, он был утвержден Организацией Объединённых Наций в честь погибших участников антифашистских демонстраций – французского школьника Даниэля Фери (8 февраля 1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (8 февраля 1963) .

Снова зима, и снова февраль,

Стал новым героем Фадыл Джамаль!

Люди помнят, никто не забыл,

вместе с другими боролся Фадыл.

И вот решётка, пытки, сталь –

Погиб героем Фадыл Джамаль!

Так получилось, что в этот же день, но в годы Второй мировой войны, были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея «Бюффон», Жан Мари Аргус, Пьер Бенуа, Жан Бодрей, Пьер Грелл, Люсьен Легро, не предавших своих друзей-подпольщиков.

В 1943 году так же 8 февраля были расстреляны герои-молодогвардейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко в захваченном фашистами городе Краснодоне. Совпадения, может быть, и случайные, но они существуют, наполняя этот день исторической ответственностью. Мы должны сохранить в памяти имена героев-антифашистов.

-Ребята, а как вы понимаете, кто такие АНТИФАШИСТЫ? АНТИ – значит ПРОТИВ. Против…кого?

-А фашисты – это люди, которые ведут политику войн, зла, насилия, угнетения и уничтожения людей любой другой нации.

- Антифашисты - люди, несогласные с политикой фашизма, они ведут борьбу против зла, насилия, против войн.





II. Антифашисты времён ВОВ. СЛАЙД-4

В 2018 году наша страна отметит 73-ю годовщину Великой Победы, поэтому 8 февраля особое внимание, безусловно, заслуживают юные герои-антифашисты, пионеры-герои Великой Отечественной войны.

Началась она ранним утром 21 июня 1941 года.

__________________________________________________________________

2 класс

Дима Д

1 Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной.

Всего каких- то пять минут осталось.



Вероничка 2. Солнечным утром в июне,

В час, кода пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово - война.



Эсмира 3. Тогда ещё не знали вы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны

А кончится она лишь в 45-м, в мае…



4. Гуля Чтоб дойти до тебя, 45-й,

Сквозь лишения, боль и беду

Уходили из детства ребята

В сорок первом суровом году…



5.Галя Тот самый длинный день в году 
С его безоблачной погодой 
Нам выдал общую беду 
На всех, на все четыре года. 



_КНЯЗ До войны это были самые простые мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники , учителя да друзья.



Давуд

Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Дима С Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, страданий и горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, а стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

РАСУЛ

Маленькие герои большой войны, они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом со взрослыми. Они были храбрыми воинами, смелыми партизанами.



_Дима ДЗ. Мужеством наполнены страницы истории нашей Родины. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали.



Дима С. Были они мальчишками и девчонками, но в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.

«Мальчишки, мальчишки…»





ВЕРОНИКА Трубили к бою трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг. В солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать
Но всё равно, в боях они умели
Не отступать и побеждать!



РАСУЛ Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо...

13. 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда"

ДИМА ДЗ

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?.. Нам в сорок третьем
Выдали медали 
И только в сорок пятом -
Паспорта.
И в этом нет беды.
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда".


Песня о детях Ленинграда. «Мы – ленинградцы»






_______ Уходили мальчики – на плечах шинели.
Уходили мальчики – храбро песни пели
Отступали мальчики пыльными степями
Умирали мальчики – где, не знали сами.

------------------------------------------------------------------------------------------

_________ Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте.
Не продали мальчики совести и чести.

Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

ГАЛЯ Уезжали мальчики, стиснув автоматы,
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу – в сорок первом,
Шпрею – в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года:
Кто такие - мальчики нашего народа.



Сейчас дети расскажут о некоторых юных героях-антифашистах

И о самом первом мы расскажем о ростовчанине Вите Черевичкине





















«Витя Черевичкин» (народная песня)



2 «Б»

1. Юные безусые герои,

Юными остались вы для нас.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая глаз.



2. Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

3. Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтёшь, а, впрочем, всё равно,

Вы сегодня с нами,

В наших мыслях,

В каждой песне, лёгком шуме листьев,

Тихо постучавших к нам в окно.



1. Пусть в руках у нас не автоматы,

- А цветы, весенний дар земли,

Той земли, которую когда-то

Защищали от злодеев вы.





В 1941 г, когда на Советский Союз , напали войска фашисткой Германии, тысячи ребят в красных галстуках встали вместе со взрослыми на защиту Родины.

- Ребята, давайте по очереди назовем известных героев.

Володя Дубинин

Валера Волков

Леня Голиков

Нина Сагайдах

Валя Котик

Марат Казей

Зина Портнова

5. Слово учителя.

Ребята, почтим минутой молчания память юных героев, погибших за счастье и свободу Родины, за счастливое детство на нашей планете.


4 класс

1. Аркадий Каманин.

Он мечтал о небе ещё совсем мальчишкой. Когда началась война, Аркадий пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, доверяли умному мальчику вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и он посадил самолёт на свой аэродром.

После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.

До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

_________________________________________________________________



2. Боря Кулешин.

Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля "Ташкент" стоит мальчишка. Он хочет вместе со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Это Боря Кулешин, и ему всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.

Мальчик уговаривает командира взять его на корабль.

Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые обоймы со снарядами - одну за другой, не зная усталости, не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2 - х героических лет провел Боря на мо-ре, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.



3. Люся Герасименко

Она не спускала под откос вражеские цистерны с горючим, не стреляла в гитлеровцев. Она была еще маленькой. Звали ее не Людмилой, а ласково- Люся . Но все, что она делала, приближало день нашей победы над фашистскими захватчиками..

Люся стала незаменимым помощником подпольщиками. Выполняла разные поручения: то относила листовки или медикаменты в условное место, то передала донесения, то расклеивала листовки на столбах заборов, стенах домов. Все просто и в то же время сложно. Один неосторожный шаг, - и смерть. От гитлеровцев пощады не ожидай…

Люся была осторожной, находчивой, смелой. Так шел день за днем …, пока провокатор не выдал немцем их семью. Это случилось 26 декабря 1942 года. Одиннадцатилетнюю девочку расстреляли фашисты.





4. Леня Голиков:Рос он в деревне Лукино, и когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…

Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.



Валя Котик:

Когда в родной город Вали Котика Шепетовку ворвались фашисты, мальчишки-друзья решили бороться с врагом. Ребята собирали на месте боёв оружие, которое потом на возу с сеном переправили в партизанский отряд. Присмотревшись к мальчику, партизаны доверили Вале быть связным и разведчиком своей организации. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. С партизанами совершали диверсии на железной дороге, сжигали немецкие склады с продовольствием. Валя был дважды ранен. В феврале 1944 г. он участвовал в освобождении города Славуты, а когда шли освобождать Изяслав, партизаны приняли бой. Танки врага били из пушек и пулемётов. Валя упал от страшной боли в животе и потерял сознание. Он очнулся на повозке, двигавшейся по полю. Открыл глаза – по небу неслись самолёты с красными звёздами на крыльях. Это последнее, что увидел Валя в жизни, в свои 14 лет…2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественноё войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.



6. Марат Казей:

…Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат Казей с мамой – Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его мужественное сердце. Вместе с сестрой Адой, Марат ушёл к партизанам в лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Марат погиб в жестоком бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась последняя граната, он подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.

За участие в боевых операциях юный партизан награждён медалью “За боевые заслуги”, медалью “За отвагу”,орденом Отечественной войны 1 степени. 9 мая 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Марату Казею посмертно присвоено звание Героя

Володя Дубинин.

  • Тринадцатилетний партизан Володя Дубинин был глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась - орден Боевого Красного знамени. За полтора месяца командир группы юных разведчиков пионер Владимир Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни, и успел предупредить командование отряда. Благодаря вовремя возведенным перекрытиям отряд остался цел и планы немцев были сорваны. Юный партизан приносил командованию сведения о численности гарнизона, перемещениях военных и мероприятиях немцев. Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

8. Зина Портнова:

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию “Юные мстители”. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей. Два года юные подпольщики вели тайную войну против фашистов. Долго гитлеровцы старались напасть на их след, пока им не помог предатель – Гричухин… Зину схватили фашисты. В тюрьме её били, пытали кто её товарищи, но она молчала. Девочку с косичками старались уговорить, предлагая еду, конфеты, обещали отпустить домой в Ленинград к родителям. …Но она молчала. На одном из допросов Зине удалось схватить пистолет. Выстрел – и офицер убит. Зина пыталась бежать к своим, в лес. Но у реки, когда кончились патроны, её схватили…Девочку расстреляли январским утром близь города Полоцка. Зина Портнова удостоена награды: ей присвоено звание Героя Советского Союза. Награждена медалью 1 степени “Партизан Отечественной войны”.



Да, имена не всех юных героев сохранила история, но о них написаны стихи и сложены песни.



1-танкист

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас, как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами – не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…


2-танкист

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит – не выглянуть из башен, –
И кто его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился – столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:


М)

– Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…


2 танкист

– Да где же, где?.. –


М)

--А дайте я поеду
На танке с вами.

Прямо приведу.


3-танкист

Что ж, бой не ждет.

– Влезай сюда, дружище! –
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырем.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даЁм.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозЁм.


1-танкист

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар.
И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! –
И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.









3 класс

:
Дети. Одно желанье жило в их сердцах
Не покидавшее несчастных даже в снах:
Желанье голод утолить,
Хотя бы корочку какую откусить,
И с наслаждением ее жевать.
Кому пришлось такое испытать
Тот продолжает и до ныне
К хлебу относиться как к святыне.

Сценка «Брат и сестра» (исполняют дети 3 класса)

Сестра:

Как холодно! И мама не идёт.
Быть может хлебушка она нам принесет.
Ну хоть бы корочку где отыскать.
Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат:

-А разве я есть не хочу?
Хочу! Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть,
А главное фашисты далеко.
Да и кому сейчас в стране у нас легко?

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которые на праздники пекла она.
Сейчас я б съела все одна.

Брат:

Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила.
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней,
И мне воспоминанья не нужны!!!

Сестра:

А вот и мамины шаги слышны.

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей
.



За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3,5 млн. юных героев были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

1. Был враг добит, советская держава
Смела с лица Отчизны злую тень
Берлин, София, Прага и Варшава
Солдат встречали с песней в этот день.



Спасибо Всем, кто жизнь отдал,
За Русь родную, за свободу,
Кто страх забыл и воевал,
Служа любимому народу -
Спасибо Вам!




Ваш подвиг вечен,
Пока жива моя страна,
Вы в душах наших,
В нашем сердце,
Героев не забудем никогда!



Помните!
Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда –
Помните!


Их теперь не обнять, не пожать им ладонь
Но восстал из земли негасимый огонь
Скорбный огонь,
Гордый огонь,
Светлый огонь.
Это павших сердца отдают до конца
Своё яркое пламя живущим.



Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям
Давайте, люди никогда Об этом не забудем Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки



Есть вечный огонь и в нашем городе САЛЬСКЕ на площади Свободы. Каждый год 9 мая сальчане приходят к нему, чтобы возложить цветы в дань памяти погибшим в те тяжёлые военные годы.

3 класс.

А может, нам о них забыть?

Опять война, опять блокада…

Я слышу иногда:

«Не надо, Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая, правда –

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтоб и наши дети

Об этом помнили как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она

Как сила нам нужна…

Почтим всех: героев и рядовых солдат, и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию минутой молчания.

МЕТРОНОМ. СВЕЧА.

Я надеюсь, наш рассказ затронул ваши души и сердца. Фашизм – это страшное зло. Чтобы победить его, нашему народу понадобилось 4 долгих года. А сейчас, в наше время, голос прошлого проявляет себя в лице фашистских организаций и группировок, которые вовлекают в свою деятельность молодёжь и подростков. Так что и в наше время имеет место борьба с фашизмом. И если на вашем пути встретится это зло, я надеюсь, что вы выберете верный путь и пойдёте честной дорогой.