СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка книжечки - анализа произведения "Пётр Ильич Чайковский. Детский альбом. "Песня жаворонка"."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В студенчестве разработали с преподавателем по фортепиано вот такую прекрасную книжечку. Буду рада, если кому-то она пригодится! :) Можно использовать как в музыкальной школе, так и в общеобразовательной.

Просмотр содержимого документа
«Разработка книжечки - анализа произведения "Пётр Ильич Чайковский. Детский альбом. "Песня жаворонка"."»


















ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

Детский альбом

«Песня жаворонка»

Анализ произведения





















2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Жизнь и творчество Петра Ильича Чайковского

  1. Обучение……………………………………………………………..3

  2. Творчество и личная жизнь……………………………….4

  3. Смерть и наследие………………………………………………5

  4. Основные произведения…………………………………….5

  5. Интересные факты из жизни………………………….….7

  1. Сведения о «Детском альбоме»………………................8

  2. Анализ произведения «Песня Жаворонка»………….9

  3. Заключение…………………………………………………………….14

  4. Список литературы………………………………………………..15





Пётр Ильич Чайковский

(1840-1893)

Петр Ильич Чайковский – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений.

Родился Петр Ильич Чайковский 7 мая 1840 года в поселке Воткинск, расположенном на территории современной Удмуртии в многодетной семье инженера. Впечатлительный ребенок чутко постигал окружающие его природу и быт: с детства на всю жизнь он проникся глубокой привязанностью к родине, впитал в себя народные песни. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе. Уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.

Обучение

Первоначальное образование Чайковским было получено дома. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. Смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. После окончания училища в 1859 году Петр стал служить в Департаменте юстиции. В свободное время он часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер Моцарта и Глинки.

Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Петра Ильича у великолепных преподавателей Н. Зарембы, А. Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.

Творческая и личная жизнь

Многие концерты Чайковского были написаны во время работы в консерватории. Опера «Ундина»(1869) не была поставлена, автор уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как балет Чайковского «Лебединое озеро».

Стоит отметить, что в 1877 году, чтобы избавиться от сплетен о своей нетрадиционной ориентации, Чайковский решил жениться на студентке консерватории Антонине Милюковой. Не испытывая к жене чувств, спустя несколько недель, он навсегда уехал от нее. С тех пор супруги жили раздельно, они так и не смогли развестись в силу различных обстоятельств.

В 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. В то же время Чайковский близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой поклонницей его музыки. Она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально. За двухлетнее время проживания в Италии, Швейцарии появляются новые великолепные произведения Чайковского – опера «Евгений Онегин», Четвертая симфония.

После материальной помощи Надежды фон Мекк, композитор много путешествует. С 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. В частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты. Наконец в биографии Петра Чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах. Настоящей вершиной стала опера "Пиковая дама" (1890 г.), также на сюжет Пушкина. В 1891 г. Чайковский написал свою последнюю оперу "Иоланта". Сочинял он и музыку к балетам: "Спящая красавица", 1889 г.; "Щелкунчик", 1892 г. Взлёт Чайковского - симфониста явлен в его Шестой симфонии (1893 г.).

Постоянно обращался композитор и к малым формам. Он автор 100 романсов, которые являются жемчужинами вокальной лирики, а также более чем 100 фортепианных пьес (в их числе циклы "Времена года", 1876 г., и "Детский альбом", 1878 г.). Творчество Чайковского было высоко оценено ещё при жизни - в 1885 г. он был избран директором Российского музыкального общества, в 1892 г. стал членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств, в 1893 г. - почётным доктором Кембриджского университета.

Смерть и наследие


Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой, где в 1892 г. приобрёл дом (с 1894 г. музей композитора).

Умер Чайковский в Петербурге 6 ноября 1893 от холеры. Его похоронили в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Именем великого композитора названы улицы, консерватории в Москве и Киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища школы) во многих городах бывшего СССР. В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.

Основные произведения Чайковского:

Оперы Чайковского:

  • Воевода (1868)

  • Ундина (1869)

  • Опричник (1872)

  • Евгений Онегин (1878)

  • Орлеанская дева (1879)

  • Мазепа (1883)

  • Черевички (1885)

  • Чародейка (1887)

  • Пиковая дама (1890)

  • Иоланта (1891)

Балеты Чайковского:

  • Лебединое озеро (1877)

  • Спящая красавица (1889)

  • Щелкунчик (1892)

Симфонии Чайковского:

  • Симфония № 1 «Зимние грезы» op. 13 (1866)

  • Симфония № 2 op.17 (1872)

  • Симфония № 3 op. 29 (1875)

  • Симфония № 4 op. 36 (1878)

  • «Манфред» - симфония (1885)

  • Симфония № 5 (1888)

  • Симфония № 6 op. 74 (1893)


Сюиты Чайковского:

  • Сюита № 1 op. 43 (1879)

  • Сюита № 2 op. 53 (1883)

  • Сюита № 3 op. 55 (1884)

  • Сюита № 4 Моцартиана op. 61 (1887)

  • Щелкунчик, сюита для балета op. 71a (1892)


Отдельные оркестровые произведения Чайковского:

  • Торжественная увертюра на Датский гимн op. 15 (1866)

  • «Буря» op. 18 (1873)

  • Славянский марш (1876) op. 31

  • «Франческа да Римини» - симфоническая фантазия (1876) op. 32

  • Итальянское каприччио op. 45 (1880)

  • Серенада для струнного оркестра op. 48 (1880)

  • «1812 год» - торжественная увертюра (1880)op. 49

  • Гамлет, увертюра-фантазия, ор. 67, 1888

  • «Гроза», увертюра к драме op. 76(1864)

  • «Фатум» - симфоническая фантазия op. 77(1868)

  • «Воевода» симфоническая баллада op. 78 (1891)

  • «Ромео и Джульетта» - увертюра-фантазия (1869, 1870, 1880)

  • Марш Добровольного флота (1878)

  • Марш Юрьевского полка (1893)


Концерты Чайковского:

  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 op. 23 (1875)

  • Меланхолическая серенада op. 26 (1875)

  • Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром op. 33 (1878)

  • Вальс-скерцо для скрипки с оркестром op. 34 (1877)

  • Концерт для скрипки с оркестром op. 35 (1878)

  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 op. 44 (1880)

  • Концертная фантазия для фортепиано с оркестром op. 56 (1884)

  • Pezzo capriccioso для виолончели с оркестром op. 62 (1887)

  • Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1893)


Фортепианные произведения Чайковского:

  • Русское скерцо op. 1, No. 1 (1867)

  • Экспромт op. 1, No. 2 (1867)

  • Воспоминание о Гапсале, 3 пьесы op. 2 (1867)

  • Вальс-каприс op. 4 (1868)

  • Романс op. 5 (1868)

  • Вальс-скерцо op. 7 (1870)

  • Каприччио op. 8 (1870)

  • Три пьесы op. 9 (1870)

  • Две пьесы op. 10 (1871)

  • Шесть пьес op. 19 (1873)

  • Шесть пьес на одну тему op. 21 (1873)

  • Большая соната соль мажор op. 37a (1878)

  • Времена года op. 37b (1876)

  • Детский альбом op. 39 (1878)

  • Двенадцать пьес op. 40 (1878)

  • Шесть пьес op. 51 (1882)

  • Думка op. 59 (1886)

  • Восемнадцать пьес op. 72 (1893)

  • Соната до-диез минор op. 80 posth (1865, изд. 1900)


Камерная музыка Чайковского:

  • Струнный квартет № 1 op. 11 (1871)

  • Струнный квартет № 2 op. 22 (1874)

  • Струнный квартет № 3 op. 30 (1876)

  • «Воспоминание о дорогом месте», три пьесы для скрипки и фортепиано op. 42 (1878)

  • Фортепианное трио op. 50 (1882)

  • «Воспоминание о Флоренции», струнный секстет op. 70 (1890)


Хоровая музыка Чайковского:

  • Всенощная для смешанного хора без сопровождения, op. 52

  • Литургия для смешанного хора без сопровождения, op. 41

  • Духовно-музыкальные сочинения на полный хор (1884-85):

  • Херувимская песнь № 1 (1887)

Интересные факты из жизни П.И. Чайковского

  • В семье Петра Ильича не было профессиональных музыкантов, но все очень любили музыку: глава семейства играл на флейте, мать – на арфе и фортепиано. Начальные уроки игры на рояле будущий композитор получил в возрасте пяти лет у Марии Марковны Пальчиковой.

  • Родители уважали и восхищались музыкальными способностями Петра, однако прочили ему совсем другую карьеру – юриста. По их наставлению он поступил в Императорское училище правоведения, после окончания которого получил чин титулярного советника.

  • Общеизвестна поговорка, что на двух стульях усидеть невозможно. А если они ещё и раздвигаются – обязательно проваливаешься между ними. Не дожидаясь «провала», Чайковский решил бросить надёжное, доходное место – службу в Министерстве юстиции и уйти в никуда – музыку. Родные сокрушались, что молодой человек променял юриспруденцию на «дудку».

  • В 1875 году Московская дирекция императорских театров попросила Чайковского написать музыку к балету «Лебединое озеро». Композитор согласился. Позже он признался, что заставило его приступить к столь сложной работе. Во-первых, денежный вопрос, который всегда волновал музыканта. А во-вторых, он никогда до этого не сочинял музыку для балета.

  • Что вдохновляло композитора на сочинение музыки для известного балета «Лебединое озеро»? Существует две версии. По одной – заводской пруд в родном городе композитора – Воткинске. По другой – озеро в Альпах, которое он посещал во время написания балета. В пользу второго говорит и сюжет гениального музыкального произведения, в основе которого древняя немецкая легенда.

  • Как уже говорилось ранее, Чайковский часто испытывал материальную нужду. Однажды даже он решил обратиться за помощью к русскому императору Александру III. На его имя он написал прошение с просьбой выдать ему в долг три тысячи рублей серебром. Ответ последовал незамедлительно: композитору выдали запрашиваемую сумму, но не в долг, а в качестве пособия.

  • О личной жизни композитора известно мало. Факты из биографии говорят, что была в его жизни одна история любви. Избранницей Чайковской была французская певица Дезире Арто. Он даже собирался вести её под венец, но их отношения закончились так же быстро и неожиданно, как и начались: оперная дива уехала на гастроли, и там негаданно для всех влюбилась и вышла замуж. В период его страстного увлечения и была написана известная фортепианная пьеса-романс ор. 5, в которой он выразил свои самые сокровенные чувства к ней.

  • Вокруг скоропостижной смерти Чайковского всегда ходили слухи. Говорили, что композитор умер не от холеры, как писалось, а от отравления мышьяком, симптомы которого схожи с холерными. Позже выяснилось, что легенды о самоубийстве базировались лишь на досужих домыслах, и не имели ничего общего с фактами.









Сведения о «Детском альбоме»

Чайковский Пётр Ильич первый композитор, создавший для детей альбом фортепианных пьес. «Детский альбом» является едва ли не самым любимым произведением маленьких пианистов всего мира.

Сочиняя «Детский альбом» Чайковский осуществлял свой давний замысел – обогатить детскую музыкальную литературу. Этот альбом был написан летом 1878 г. На Украине, в селе Каменке. Там композитор часто гостил у своей сестры. Все своё свободное время Пётр Ильич проводил в круг своих племянников. «Цветы, музыка и дети, - часто говорил композитор, - составляют лучшее украшение жизни!» И что он только не придумывал для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле, за цветами, грибами, пикники, костры, фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами.

Любил Петр Ильич слушать как ребята, а их было семеро, занимаются музыкой. Особенно он восхищался Володей Давыдовым – маленьким Бобом, или бобиком, как его ласково называли в семье. Мальчик был любимцем Петра Ильича. Володя подолгу и усердно занимался на фортепиано.

Слушая игру маленького Боба, Петр Ильич не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей, не так уж много. Слишком скучную музыку приходилось играть мальчику – сухие упражнения, серые, безликие пьесы.

Тогда-то и было задумано создать альбом пьес для ребят.

В «Детском альбоме»: 24 маленьких пьес, каждая из них – живая детская сценка, а все вместе они составляют интересный рассказ о жизни детей далекого от нас времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти. В этом альбоме – мысли, чувства, настроения детей, игровые сценки, страшные сказки, мечты. А также картины русской жизни и русской природы, песенки-путешествия.

Молитвой всегда начинался и заканчивался день ребенка. Молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки. («Утренняя молитва»).

Есть в «Детском альбоме» пьесы, посвященные самым близким и дорогим людям.

«Мама» - это добрый и внимательный взгляд, это полные ласки слова, нежное прикосновение заботливых рук. И мелодия пьесы словно дарена мягкой и светлой улыбкой. («Мама»).

Часть пьес композитор посвящает детским играм и забавам. В пьесе «Марш деревянных солдатиков» слышен ритм чеканного шага и дробь барабана игрушечного войска солдат. («Марш деревянных солдатиков»). Это игры мальчиков.

Но есть и целая поэма, связанна с играми девочек. В ней три части. Это рассказ о кукле. Она заболела. Грустная, печальная музыка повествует о болезни куклы. Эта пьеса так и называется «Болезнь куклы». («Болезнь куклы»).Как искренне и правдиво раскрыл композитор горе девочки! Еще более печальна по своему характеру пьеса «Похороны куклы». Совсем по-настоящему скорбна, сдержанно звучит музыка небольшого траурного марша. («Похороны куклы»).Но вот девочке подарили новую куклу. Каждой девочке знакомо особое чувство, возникающее, когда неожиданно дарят красивую, нарядную куклу. Радость, восторг и ликование мы слышим в «Новой кукле». («Новая кукла»).

Любимыми танцами молодежи того времени были вальсы, мазурки, полонезы, менуэты, польки. В детском альбоме они чередуются один за другим: грациозный «Вальс», задорная, ритмически острая «Мазурка», изящная кокетливая «Полька». («Полька»).

Петр Ильич Чайковский любил путешествовать. Свои впечатления об Италии, Франции, Швеции он отобразил в музыке. В «Детском альбоме» - рассказы-путешествия представлены «Старинной французской песенкой», «Немецкой песенкой», «Итальянской песенкой» и одной из самых ярких пьес «Детского альбома» - «Неаполитанской песенкой». («Старинная французская песенка»).

Большое место в «Детском альбоме» уделяется картинам и образам русской природы и быта, русским праздникам. Сцены из жизни русской деревни ожидают в пьесах «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская». Каждая из этих пьес по-своему преломляет характерные обороты русских плясовых мелодий, но особенно увлекательна «Камаринская». («Камаринская»).

Но вот и заканчивается долгий день. Пора идти спать. Если хорошенько попросить старую нянюшку, то она обязательно расскажет интересную сказку. Какие только видения не возникают в воображении. Стремительно мчится за кем-то в погоню Баба-Яга. Настойчиво, резко звучат аккорды, рокочущие пассажи в басу словно передают кипящую злобу старой колдуньи. И будто видишь, как летит она над лесами и долами в своей ступне. Пестом погоняют, помелом след заметает. («Баба-Яга»).

Уже начинают смыкаться веки, но так не хочется ложиться в постель. Лучше, забравшись с ногами в дальний угол дивана, помечтать о чем-то очень хорошем и светлом. Мечтой уносишься далеко-далеко. Таким настроением проникнута «Сладка греза». («Сладкая греза»).Душевный покой приходит в трех последних пьесах, заключительном микроцикле «Альбома».Открывает его «Песня жаворонка» — утро, конец кошмарам и томительным мечтам. Это музыкальный пейзаж с образом прелестной птички и её незабываемыми трелями. Её сменяет пьеса «Шарманщик поет». Эта пьеса является жанрово-характеристической зарисовкой, звуки которой изображают старика. Он крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки. В основу пьесы «Шарманщик поет» взят еще один итальянский (венецианский) мотив. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка.

Завершается «Детский альбом» суровой и печальной пьесой «В церкви». Молитвой ребенок не только встречал, но и провожал каждый прожитый день, вспоминая о том, какие добрые дела ему удалось сделать.

Выдающийся музыковед Б.В.Асафьев так писал о «Детском альбоме»: «В этой книжке – лирическая музыка. Она и иллюстрирует, и рассказывает, и думает, и мечтает. Своими лирическими мелодиями композитор заставляет инструмент… и петь, и беседовать, и веселиться,… и сказывать сказки».

После отъезда из Каменки Чайковский писал Льву Васильевичу Давыдову, отцу Боба: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картинками, что эти ноты сочинил дядя Петя и что на них написано: «Посвящается Володе Давыдову».

«Детский альбом» стал ценнейшим вкладом в мировую детскую культуру, на котором воспитывается не одно поколение детей.

Анализ «Песни жаворонка»

«Жаворонок»
Автор: 
В.А.Жуковский

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!

«Песня жаворонка» – светлая, ясная, словно звенящая в лазури музыка передаёт ощущение пробуждающейся весенней природы. Для детей жаворонок – это птичка над полем, а для композитора – это символ полёта его фантазии, вдохновения. Это просветление Героя в «Детском альбоме». Возвращение в воспоминании к утру жизни, ведь жаворонок поёт рано утром. Это противовес «Зимнему утру». Эта пьеса – кульминация всего цикла. «Песня жаворонка» как бы пронизана «птичьим пением». Это живописная зарисовка со светлым и радостным настроением, и лишь во второй части в грации вальса слышится налёт грусти.

И так, Жаворонок – это сам композитор, певец и творец. Вся музыка построена на звукоподражании птичьему щебету - тема, весьма распространённая в музыке всех эпох. Достаточно назвать «Жаворонка» М. Глинки, «Соловья» А. Алябьева, «Весну» из цикла концертов «Времена года» А. Вивальди, «Перекликание птиц» Ж. Ф. Рамо, изображение кукушек - от Л. Дакена до «Пасторальной симфонии» Л. Бетховена, голос Птички во II действии оперы Р. Вагнера «Зигфрид»… Примеры можно приводить до бесконечности.

Пьеса написана в тональности соль-мажор в простой трёхчастной форме, сопровождение аккордовое, с подголоском в верхнем голосе. В средней части ничто не противостоит трёхдольности: здесь мелодия не борется с аккомпанементом, а полностью с ним сливается. При таком господстве трёхдольного метра начинает «просвечивать» наиболее любимая Чайковским его разновидность – вальсообразность.

Фактура пьесы основана на небольших фигурах триолями и форшлагах, которые расположены в верхнем регистре. Непрерывная цепь форшлагов вызывает ассоциации с весёлым щебетанием птиц. Отсутствие ритмических опор в мелодии этой пьесы «Детского альбома» придаёт ей лёгкость. Этому способствует и то, что мотивы начинаются и заканчиваются большей частью на слабые доли такта. Некоторую зыбкость и неопределённость придаёт пьесе то, что мелодия состоит из мотивов, каждый из которых охватывает две четверти, тогда как накладываются они на аккомпанемент, строящийся по такту, то есть трёхдольно. Такое сочетание как бы не сочетаемых ритмических структур свидетельствует о большой изобретательности композитора.

Три шестнадцатые должны быть направлены к восьмой, ритмически точно выигрываться и звучать чётко, рассыпчато, не скомкано. Форшлаги надо проучить отдельно, чтобы они звучали очень ясно и звонко. При работе над партией левой руки полезно поиграть её на легато, а затем в виде цепких коротких аккордов.



















Заключение

Сборник П.И. Чайковского является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы не только по художественным своим достоинствам, но и по фортепианному изложению. «Детский альбом»- ценнейший вклад в мировую фортепианную литературу, послуживший примером для целого ряда сборников, написанных композиторами разных стран.

Но не каждому композитору удалость создать в миниатюрных формах произведения подлинно художественные, искренне правдивые.




































Список литературы

1. Алтаев А. Чайковский : [биогр. повесть]. — 2-е доп. изд. — М. : Детгиз, 1956. — 542 с.

2. Альшванг А. А. П. И. Чайковский / А. Альшванг. — 3-е изд. — М. : Музыка, 1970. — 816 с., 1 л. портр. : ил., нот. ил.

3. Альшванг А. Опыт анализа творчества П. И. Чайковского (1864-1878) / А. Альшванг. — М. ; Л. : Музгиз, 1950. — 256 с. : ил

4. Арановский М. Г. Рукопись в структуре творческого процесса : очерки музыкальной текстологии и психологии творчества. Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Прокофьев / М. Арановский ; М-во культуры Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания. — М. : Композитор, 2009. — 343 с. : нот. — (Российские музыкальные архивы).

5. Асафьев Б. В. О музыке Чайковского : Избранное / Б. Асафьев. — Л. : Музыка, 1972. — 376 с. : нот. ил.

6. Блинов Н. О. Последняя болезнь и смерть П. И. Чайковского / Н. О. Блинов. — М. : Музыка, 1994. — 207 с. : ил.

9. Венок Чайковскому / [сост. В. В. Рогалѐв]. — 13-е изд. — Ижевск : [б. и.], 2014.— 100 с., табл.

10.Воспоминания о П. И. Чайковском / Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки, Гос. дом-музей П. И. Чайковского в Клину ; [сост.: Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина ; ред. и авт. предисл. Вл. В. Протопопов]. — М. : Музгиз, 1962. — 460 с., 23 л. ил., портр., факс. — Указ. произведений П. И. Чайковского: с. 452-458.