Практическая работа №29
Основы языка JavaScript
Теоретические сведения
Язык JavaScript предназначен для выполнения в браузере наряду с HTML и CSS. Но, если эти языки предназначены для верстки структуры сайта, то JavaScript позволяет 'оживлять' web-страницы - делать их реагирующими на действия пользователя или демонстрировать некоторую динамичность (к примеру, смена картинок в блоке или красивые плавно выпадающие менюшки).
Как запустить JavaScript
Написать и запустить JavaScript можно двумя способами: первый заключается в том, что мы пишем код прямо на HTML странице внутри тега :
Тег можно располагать в любом месте страницы - как в , так и в .
Второй вариант заключается в том, что JavaScript код хранится в отдельном файле (наподобие CSS) и подключается тоже с помощью тега с атрибутом src, в котором указывается путь к файлу со скриптом:
Основы работы с JavaScript
Данные - это объекты, которыми может оперировать JavaScript, к примеру, имя пользователя - это строка, а его возраст - это число. Данные могут быть разных типов.
Строки и числа
Самыми простыми типами данных в JavaScript являются строки и числа.
Числа обозначают сами себя: 1, 12, 145, а вот строки требуется брать в кавычки (одинарные или двойные - без разницы):
Переменные
Одним из самых главных и распространенных объектов в программировании является переменная.
Переменная - это такой объект, который может хранить внутри себя различные данные, например, строки или числа.
Имя переменной должно состоять из английских букв: больших или маленьких, а также цифр и знака_подчеркивания.
В JavaScript при объявлении переменной обязательно должно быть написано ключевое слово var:
Операция присваивания
Очень важным элементом программирования является операция присваивания. Пример присваивания:
Комментарии
В коде JavaScript, так же, как и в HTML и CSS, можно оставлять комментарии. Они могут быть многострочными и однострочными:
Комментарии игнорируются браузером при выполнении кода, в них можно оставлять какие-либо пометки или временно закрывать код от исполнения, чтобы потом его при необходимости вернуть (раскомментировать).
Функция alert
В JavaScript существует специальная функция alert, которая позволяет вывести какой-либо текст в окно браузера в виде диалогового окошка.
Следующий код выводит на экран заданный текст:
А в следующим коде переменной text присваивается фраза, а затем содержимое этой переменной выводится на экран:
Математические операции
В JavaScript между числами можно совершать различные математические операции:
Получение определенного символа строки
В JavaScript можно получить доступ к определенному символу строки по его номеру таким образом: a[n] – n-ный символ строки (учтите, что нумерация идет с нуля):
Сложности с операцией присваивания
Очень часто новички не понимают, что присваивание отличается от обычного равенства. Посмотрите следующий пример:
С точки зрения математики запись a = a + 2 абсурдна, но не с точки зрения программирования.
В данном случае переменная a имела значение 1, а затем мы переменной a присвоили новое значение - старое значение переменной a плюс 2.
Операции инкремента и декремента
Операция a++ или ++a – увеличивает переменную a на единицу. Эта операция называется инкремент.
Операция a-- или --a – уменьшает переменную a на единицу. Эта операция называется декремент.
Примеры:
Давайте посмотрим, в каких случаях проявляется разница между ++a и a++.
Пусть у нас есть код alert(++a) и код alert(a++).
В первом случае переменная сначала увеличится на единицу, а потом выведется, а во втором случае - сначала выведется, а потом увеличится.
Операции +=, -=, *=, /=
Мы уже рассматривали код, который демонстрирует сложности с операцией присваивания:
В данном случае мы присваиваем переменной a ее текущее значение, увеличенное на 2. Однако JavaScript позволяет записать этот код еще короче с помощью оператора +=:
Кроме того, существуют операторы -=, *=, /=, которые эквивалентны следующему коду:
Специальные значения
В JavaScript, как и в других языках программирования, существуют ключевые слова для некоторых специальных значений. Вот они: undefined, null, true, false, NaN, Infinity, -Infinity.
Значения undefined и null
Значение undefined обозначает неопределенность. К примеру, если мы попробуем обратиться к переменной, которой мы еще не задали значение - то ее значение и будет undefined.
Значение null обозначает 'ничего'. К примеру, мы можем присвоить переменной значение null в знак того, что там ничего не лежит.
Это значение очень похоже на undefined, отличие в том, что undefined - это не определенное значение, а null - определенное - ничего.
Значения true и false
Значения true и false обозначают истину и ложь соответственно. Они используются для таких вещей, которые предполагают два варианта ответа - да или нет.
К примеру, на вопрос 'вам уже есть 18 лет?' в можете ответить да, то есть true, или нет, то есть false.
Значение NaN
Значение NaN (Not-A-Number) обозначает не число. Оно может получится, к примеру, в таком случае - когда вы умножаете строку с буквами на число:
Значения Infinity и -Infinity
Значения Infinity и -Infinity обозначают соответственно бесконечность и минус бесконечность. Они получаются если какое-то число поделить на ноль - в этом случает JavaScript не выдает ошибку, как в других языках программирования, а возвращает эти значения.
Если мы делим на ноль положительное число, то получаем Infinity, а если отрицательное - то -Infinity.
Функция prompt
Кроме функции alert, которая выдает диалоговое окошко, существует функция prompt, которая не только выдает окошко с текстом, но и позволяет получить от пользователя какой-либо текст.
Этот текст можно записать в переменную и затем выполнить над ним какие-либо операции.
В следующем примере мы спросим имя пользователя, запишем его в переменную name и с помощью функции alert выведем на экран:
Функция confirm
Если вам нужно просто спросить у пользователя 'Да' или 'Нет', не давая ему возможность ввести иной текст - используйте функцию confirm.
Эта функция вызывает окошко с вопросом, на который нужно ответить пользователю, и двумя кнопками для ответа: с кнопкой 'ОК' и с кнопкой 'Отмена'.
Если пользователь нажмет 'ОК' - то функция вернет true, а если 'Отмена' - то вернет false.
В следующем примере функция confirm выведет диалоговое окно с вопросом 'Вам уже есть 18 лет?'.
Если вы нажмете 'Ок', то в переменную ok запишется true и выведется на экран функцией alert, а если нажмете 'Отмена' - то false:
Типизация переменных
Что будет, если попробовать перемножить, к примеру, число и строку, вот так: 3 * '3'? В результате вы получите число 9. Это значит, что JavaScript автоматически осуществляет преобразование типов при необходимости, вам не нужно за это переживать.
Однако, есть нюанс: если мы попытаемся сложить строку и число, то JavaScript сложит их как строки, а не как числа, вот так: '3' + 3 получится строка '33', а не число 6.
В случае, например, с умножением JavaScript понимал, что нельзя перемножить строки, поэтому строки переводил в числа и перемножал их. А случай со сложением можно трактовать двояко: складывать как строки или как числа (плюс-то используется как для сложения строк, так и чисел).
Бороться с этим можно следующем способом: нужно сделать недопустимую для строк операцию, например, так: +'3' + 3 - поставим плюс перед строкой и она преобразуется к числу.
Второй вариант такой: можно сказать яваскрипту, что мы хотим явно преобразовать строку к числу. Это делается с помощью функции Number, вот так: Number('3') + 3. В результате получится 6, а не '33'.
К числам могут преобразовываться не только строки, но и любые другие типы данных, например true тоже можно преобразовать к числу таким образом: Number(true).
Можно преобразовывать и к другим типам с помощью функций Boolean, String и других подобных.
Задачи:
1. Создайте переменную num и присвойте ей значение 3. Выведите значение этой переменной на экран с помощью метода alert.
2. Создайте переменные a=10 и b=2. Выведите на экран их сумму, разность, произведение и частное (результат деления).
3. Создайте переменные c=15 и d=2. Просуммируйте их, а результат присвойте переменной result. Выведите на экран значение переменной result.
4. Создайте переменные a=10, b=2 и c=5. Выведите на экран их сумму.
5. Создайте переменные a=17 и b=10. Отнимите от a переменную b и результат присвойте переменной c. Затем создайте переменную d, присвойте ей значение 7. Сложите переменные c и d, а результат запишите в переменную result. Выведите на экран значение переменной result.