III.Повторение изученного материала | 1. Виды источников света - Скажите, возможна ли жизнь без Солнца на нашей планете Земля? - Почему? - Существуют разные источники света, созданные природой и руками человека. - Скажите, какие источники являются природными, а какие созданы человеком? -Молодцы, вы верно определили виды источников света. 2.Опыт «прозрачный или непрозрачный» -Сейчас я предлагаю вам побыть в роли исследователей. - Скажите, пожалуйста, а кто такие исследователи? -Давайте познакомимся с тайнами света, чтобы понять, как он распространяется, какие препятствия могут остановить его и какие препятствия он способен преодолевать. - Мы с вами проведем опыт. Для опыта нам понадобится обычная прозрачная тарелка и ваза. А чтобы наш опыт состоялся, нам понадобится фонарик. - Так как вы сейчас в роли исследователей, то мне необходимо два человека, которые проведут данный опыт с моей помощью. -Кто хочет побыть в роли исследователя, поднимите руку. Им может быть только самый настоящий ученик, который правильно держит руку и не выкрикивает. - Один из вас сейчас возьмет в руки тарелку и будет ее держать на вытянутых руках в стороне, а второй будет направлять луч света фонарика на эту тарелку. А мы с вами будем наблюдать этот опыт и сделаем вывод -Что мы сейчас увидели? -Молодцы, исследователи. Правильно, этот предмет пропускает свет, значит он - прозрачный -А теперь поставим вазу и направим на нее свет фонарика, что мы наблюдаем? -Правильно, тень. А этот предмет не пропускает свет. Получилась тень от этой вазы. - Сделаем вывод: Прозрачные предметы пропускают свет, а не прозрачные образуют тень. - Запишите результат опыта в таблицу, во вторую колонку. 3. Игра « Прозрачный или непрозрачный» -А сейчас я предлагаю вам закрепить свои знания и поиграть в игру «Прозрачный или непрозрачный» -Если предмет пропускает свет, то вы поднимаете вверх кулачок, а если не пропускает ,то сидите спокойно, как настоящие ученики 2 класса. ( Окно, лист картона, стакан с молоком, обыкновенные очки, металлическая крышка, стакан с водой, деревянная ложка, лупа). -Молодцы, справились с этой задачей, в следующий раз я надеюсь, вы будете еще внимательнее. 4.Беседа о зеркале -Скажите, что такое зеркало? - Как выглядит зеркало? - Согласны ли вы, что в зеркале правая и левая сторона меняются местами? - Давайте попробуем с вами прочитать известную пословицу на доске, только она написана не в том виде, в каком мы привыкли читать обычный текст, а зеркальном - Молодцы, вы сумели правильно прочитать пословицу . -Давайте посмотрим интересный и познавательный м\ф. - Будьте очень внимательными. После просмотра м\ф вы мне расскажете из чего делали первые зеркала и где они используются в жизни. (Фиксики - Зеркала) - Из чего делали первые зеркала? - Где используются зеркала в жизни? 5. Солнечный зайчик - Послушайте загадку и отгадайте ее - В зоопарке ясным днем. Любовался я зверьем. Вдруг, смотрю, Бесстрашный зайчик, Этот зайчик-попрыгайчик, Тигру прямо на нос сел И, смотри-ка, уцелел - Хищный зверь его не съел. Отвечайте поскорее, Что за зайчик был на звере? - А что называют солнечным зайчиком? - Солнечные зайчики - те еще создания! Стоит навести зеркальце под углом, и они тут же появляются! Необычные, искристые, светлые - их название говорить само за себя. О каждом есть своя интересная история, которых никогда не переслушать. Однажды, один из веселой дружной компании солнечных зайчиков отделился от компании, которая как раз собралась лететь на залитую солнцем детскую площадку. В итоге малыш по неосторожности наткнулся на зеркало маленькой девочки, и видя, как она играет с ним, засмеялся и стал бегать и светиться. Наверное, после этого все солнечные зайчики подхватили эту затею, и куда бы люди ни направляли зеркала, они обязательно летели именно туда. - Я знаю, что все умеют пускать солнечного зайчика. А кто может объяснить, как он возникает? (Если дети затрудняются в ответе, то открыть учебник на страницу 18) - А каким источником информации мы можем с вами воспользоваться? Откройте страницу 18 и найдите предложение о солнечном зайчике 6. Опыт «Солнечный зайчик» - Попробуем пустить солнечного зайчика. - Какое условие необходимо, чтобы он появился? - А если день пасмурный, что может заменить Солнце? -Для этого нам понадобится зеркало и фонарик. Включим фонарик и направим его на зеркало, что мы видим? Теперь кто-нибудь попробует сам пустить «солнечного зайчика». Я выберу только того, кто правильно держит руку и не выкрикивает - Прекрасные солнечные зайчики! Но они нужны не только для того, чтобы позабавить ребятишек. Это свойство зеркала отражать солнечные лучи широко использует человек в различных приборах. Например, в микроскопе (ДЕМОСТРАЦИЯ МИКРОСКОПА). -Солнечный лучик попадает на зеркальце, а затем на предметное стёклышко, на котором размещается исследуемый объект. -А кто помнит, где еще используется свойство «солнечного зайчика» -Правильно, этот свойство используется в фотоаппаратах, телескопах и других приборах 7. Радуга. Цвета радуги -А мы продолжаем наш урок. У меня для вас загадка. - Крашеное коромысло над рекой повисло. -Что это? -Вы уже знаете, что такое радуга и как она появляется - Ребята, когда в небе появляется радуга? -Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом, на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. - А кто из вас видел радугу? Поднимите руку -Какое настроение было, когда вы увидели радугу? - А на какое слово похоже слово радуга? - Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. – Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Динамическая пауза - Встаньте, выйдите из-за столов. Проведем динамическую паузу. В небе дождь, гроза. (дети хлопают в ладоши над головой) Закрывай глаза! ( дети закрывают ладошами глазки) Дождь прошёл. Трава блестит. (разводят руки в стороны) В небе радуга стоит. (поднимают руки верх, помахивая руками) Поскорей, поскорей, выбегай из дверей (хлопают в ладоши) По траве босиком, Прямо в небо прыжком. ( прыжок). 8.Опыт с цветами радуги – Чтобы убедиться в том, что луч света состоит из семи цветных лучей, проведем опыт. У вас в конвертах уже лежат приготовленные кружки (диаметр 8–10 см) из плотной белой бумаги. Они разделены на семь равных частей и раскрашены в том порядке, в котором цвета располагаются в радуге. Раскрашенный кружок проткнем в центре спичкой (зубочисткой), получится волчок. Раскрутите волчок так, чтобы он вращался очень быстро. – Что вы видите? – А теперь достаньте такой же кружок, разделенный на три равные части и раскрашенные в основные цвета: желтый, синий, красный. Раскрутим волчок. Что вы видите? - Сделаем вывод: Белый свет состоит из семи основных цветов. - Запишите результат опыта в таблицу, во вторую колонку. -Давайте посмотрим с вами м\ф и еще раз с вами дружно повторим цвета радуги (Лунтик-цвета радуги) - Сколько цветов у радуги? - Кто знает, из каких цветов состоит радуга? -В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый | -Нет - Без Солнца невозможна жизнь на Земле -Природные: Солнце, Луна Искуственные: уличный фонарь,фонарик,свеча,лампа -Исследователь-это тот, кто изучает окружающий мир -Зеркало — гладкая поверхность, предназначенная для отражения света -Зеркало имеет гладкую стеклянную поверхность, с обратной стороны которой нанесен тонкий слой блестящего металла - Ученье -свет, а неученье –тьма - Из серебра или бронзы - В прожекторах, автомобильных фарах, телескопах -Солнечный зайчик - Солнечный зайчик-это кусочек солнечного света -Солнце -Источник света – фонарик -В фотоаппаратах, телескопах -Радуга -Когда светит солнце и идёт дождь -радость -При вращении все цвета радуги сливаются в один цвет – белый. -Получили такой же эффект -Семь цветов -Красный, оранжевый, желтый,зеленый, голубой,синий, фиолетовый -Делают вывод. Записывают вывод в таблицу наблюдений | Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Р: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценка результатов П: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями | |