СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта к уроку окружающего мира "Свет и цвет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта к уроку окружающего мира "Свет и цвет" во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта к уроку окружающего мира "Свет и цвет"»

Конспект урока окружающего мира, проведённого во 2 классе.

Учитель: Глущенко Елизавета Андреевна

Класс

2 «Г»

УМК

«Планета знаний»

Тема урока

Свет и цвет. Зеркала

Цель урока


Создать условия для закрепления раздела «Свет и цвет. Зеркала» Создать условия для закрепления представления о свете, источниках света, световых лучах, тени, зеркалах, окраске радуги.

Задачи урока

О: Познакомить учащихся с различными источниками света, со свойствами светового луча, с понятиями «прозрачные» и «непрозрачные» предметы.

Р: Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения; умение выделять существенное в учебном материале, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал.

В: Воспитывать интерес к явлениям природы, формировать экологическую культуру учащихся

Оборудование, дидактические средства

Учебник, презентация, видеоматериал, конверты с раздаточным материалом, зеркало,фонарик

Формирование УУД:

Познавательные УУД: отвечать на поставленные вопросы, находить решения на поставленные вопросы, представлять изученную информацию

Коммуникативные УУД: проявлять доброжелательность, активность в общении, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение выслушивать и слышать друг друга

Регулятивные УУД: дисциплинированное поведение на уроке и правильный порядок выполнения заданий.

Планируемые результаты:

Личностные: стремятся расширять круг познавательных интересов

Метапредметные :

Познавательные УУД: умеют правильно и точно отвечать на поставленные вопросы, сравнивать различные предметы и увлечения, выбирать дело по душе, представлять изученную информацию

Коммуникативные УУД: проявлять доброжелательность, активность в общении, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД: осознают и оценивают результаты выполненной работы.

План урока:

I. Организация класса

1.Приветствие

2.Мотивация к учебной деятельности

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

III.Повторение изученного материала

  1. Опыт «прозрачный или непрозрачный»

2.Игра « Прозрачный или непрозрачный»

3.Беседа о зеркале

4.Солнечный зайчик

5. Опыт «Солнечный зайчик»

6.Радуга. Цвета радуги

7.Опыт с цветами радуги

IV. Итог урока

1.Подведение итога урока

2.Рефлексия

3.Наведение порядка на рабочем месте



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

I.Организация класса

1.Организация класса

- Долгожданный дан звонок-

Начинается урок

Нам лениться не годится –

Будем новому учиться.

2.Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елизавета Андреевна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Присаживайтесь.

3. Мотивация к учебной деятельности

- Закройте глаза и послушайте мелодию. Какое настроение у вас вызывает эта мелодия? Что вы представляете?

(Э. Григ – «Утро»)

- Желаю вам урок окружающего мира провести дружно и весело, узнать много удивительного о природе и получить самые яркие впечатления от этой красоты, что окружает нас.


-Дети встают, приветствуя учителя.




-Здороваются с учителем



-Закрывают глаза, представляют. -Утро, восход солнца

Р: организация рабочего места под руководством учителя.

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


II.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

-Чтобы определить тему урока, отгадайте загадку:

Ежедневно по утрам

Он в окошко входит к нам.

Если он уже вошел

Значит, новый день пришел

- Чтобы узнать вторую часть темы нашего урока вам необходимо решить ребус

- Посмотрите на экран, будьте очень внимательны

- Какая же тема нашего урока? Кто был самый внимательный и уже определил тему урока, поднимите руку.

- Как вы думаете, значение этих слов одинаковое?

-Правильно. Мы сегодня обобщим знания по теме

«Свет и цвет» .

Обратите внимание на план урока, что же мы с вами сегодня узнаем:

- Прозрачные и непрозрачные предметы в окружающем мире

- Опыт: « Прозрачный или непрозрачный»

- Использование зеркал в жизни человека

- История появления солнечного зайчика

- Опыт «Солнечный зайчик»

- Цвета радуги

- Опыт « Цвета радуги»

- На протяжении всего урока мы будем следовать этому плану, чтобы добиться успешного закрепления нашей темы.





-Свет

-Цвет


-Свет и цвет





-Знакомятся с планом урока

Л:установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Р:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того ,что еще неизвестно

Плогич.унив.дейст.: установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


III.Повторение изученного материала

1. Виды источников света

- Скажите, возможна ли жизнь без Солнца на нашей планете Земля?

- Почему?

-  Существуют разные источники света, созданные природой и руками человека.

- Скажите, какие источники являются природными, а какие созданы человеком?

-Молодцы, вы верно определили виды источников света.

2.Опыт «прозрачный или непрозрачный»

-Сейчас я предлагаю вам побыть в роли исследователей.

- Скажите, пожалуйста, а кто такие исследователи?

-Давайте познакомимся с тайнами света, чтобы понять, как он распространяется, какие  препятствия могут остановить его и какие препятствия он способен преодолевать.

- Мы с вами проведем опыт. Для опыта нам понадобится обычная прозрачная тарелка и ваза. А чтобы наш опыт состоялся, нам понадобится фонарик.

- Так как вы сейчас в роли исследователей, то мне необходимо два человека, которые проведут данный опыт с моей помощью.

-Кто хочет побыть в роли исследователя, поднимите руку. Им может быть только самый настоящий ученик, который правильно держит руку и не выкрикивает.

- Один из вас сейчас возьмет в руки тарелку и будет ее держать на вытянутых руках в стороне, а второй будет направлять луч света фонарика на эту тарелку. А мы с вами будем наблюдать этот опыт и сделаем вывод

-Что мы сейчас увидели?

-Молодцы, исследователи. Правильно, этот предмет пропускает свет, значит он - прозрачный

-А теперь поставим вазу и направим на нее свет фонарика, что мы наблюдаем?

-Правильно, тень. А этот предмет не пропускает свет. Получилась тень от этой вазы.

- Сделаем вывод: Прозрачные предметы пропускают свет, а не прозрачные образуют тень.

- Запишите результат опыта в таблицу, во вторую колонку.

3. Игра « Прозрачный или непрозрачный»

-А сейчас я предлагаю вам закрепить свои знания и поиграть в игру «Прозрачный или непрозрачный»

-Если предмет пропускает свет, то вы поднимаете вверх кулачок, а если не пропускает ,то сидите спокойно, как настоящие ученики 2 класса.

( Окно, лист картона, стакан с молоком, обыкновенные очки, металлическая крышка, стакан с водой, деревянная ложка, лупа).

-Молодцы, справились с этой задачей, в следующий раз я надеюсь, вы будете еще внимательнее.

4.Беседа о зеркале

-Скажите, что такое зеркало?

- Как выглядит зеркало?

- Согласны ли вы, что в зеркале правая и левая сторона меняются местами?

- Давайте попробуем с вами прочитать известную пословицу на доске, только она написана не в том виде, в каком мы привыкли читать обычный текст, а зеркальном

- Молодцы, вы сумели правильно прочитать пословицу .

-Давайте посмотрим интересный и познавательный м\ф.

- Будьте очень внимательными. После просмотра м\ф вы мне расскажете из чего делали первые зеркала и где они используются в жизни.

(Фиксики - Зеркала)

- Из чего делали первые зеркала?

- Где используются зеркала в жизни?

5. Солнечный зайчик

- Послушайте загадку и отгадайте ее

- В зоопарке ясным днем.

Любовался я зверьем.
 Вдруг, смотрю,
 Бесстрашный зайчик,
 Этот зайчик-попрыгайчик,
 Тигру прямо на нос сел

И, смотри-ка, уцелел -
 Хищный зверь его не съел.
 Отвечайте поскорее,
 Что за зайчик был на звере?

- А что называют солнечным зайчиком?

- Солнечные зайчики - те еще создания! Стоит навести зеркальце под углом, и они тут же появляются! Необычные, искристые, светлые - их название говорить само за себя. О каждом есть своя интересная история, которых никогда не переслушать. Однажды, один из веселой дружной компании солнечных зайчиков отделился от компании, которая как раз собралась лететь на залитую солнцем детскую площадку. В итоге малыш по неосторожности наткнулся на зеркало маленькой девочки, и видя, как она играет с ним, засмеялся и стал бегать и светиться. Наверное, после этого все солнечные зайчики подхватили эту затею, и куда бы люди ни направляли зеркала, они обязательно летели именно туда.

- Я знаю, что все умеют пускать солнечного зайчика. А кто может объяснить, как он возникает?

(Если дети затрудняются в ответе, то открыть учебник на страницу 18)

- А каким источником информации мы можем с вами воспользоваться? Откройте страницу 18 и найдите предложение о солнечном зайчике

6. Опыт «Солнечный зайчик»

- Попробуем  пустить солнечного зайчика.

- Какое условие необходимо, чтобы он появился?

- А если день пасмурный, что может заменить Солнце?  

-Для этого нам понадобится зеркало и фонарик. Включим фонарик и направим его на зеркало, что мы видим? Теперь кто-нибудь попробует сам пустить «солнечного зайчика». Я выберу только того, кто правильно держит руку и не выкрикивает

- Прекрасные солнечные зайчики! Но они нужны не только для того, чтобы позабавить ребятишек. Это свойство зеркала отражать солнечные лучи  широко использует человек в различных приборах. Например, в микроскопе (ДЕМОСТРАЦИЯ МИКРОСКОПА).

-Солнечный лучик попадает на зеркальце, а затем на предметное стёклышко, на котором размещается исследуемый объект.

-А кто помнит, где еще используется свойство «солнечного зайчика»

-Правильно, этот свойство используется в фотоаппаратах, телескопах и других приборах

7. Радуга. Цвета радуги

-А мы продолжаем наш урок. У меня для вас загадка.

- Крашеное коромысло над рекой повисло.

-Что это?

-Вы уже знаете, что такое радуга и как она появляется

- Ребята, когда в небе появляется радуга?

-Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом, на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

- А кто из вас видел радугу? Поднимите руку

-Какое настроение было, когда вы увидели радугу?

- А на какое слово похоже слово радуга?

- Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга


– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Динамическая пауза

- Встаньте, выйдите из-за столов. Проведем динамическую паузу.

В небе дождь, гроза.

(дети хлопают в ладоши над головой)

Закрывай глаза!

( дети закрывают ладошами глазки)

Дождь прошёл. Трава блестит.

(разводят руки в стороны)

В небе радуга стоит.

(поднимают руки верх, помахивая руками)

Поскорей, поскорей, выбегай из дверей

(хлопают в ладоши)

По траве босиком,

Прямо в небо прыжком.

( прыжок).



8.Опыт с цветами радуги

– Чтобы убедиться в том, что луч света состоит из семи цветных лучей, проведем опыт. У вас в конвертах уже лежат приготовленные кружки (диаметр 8–10 см) из плотной белой бумаги. Они разделены на семь равных частей и раскрашены в том порядке, в котором цвета располагаются в радуге. Раскрашенный кружок проткнем в центре спичкой (зубочисткой), получится волчок. Раскрутите волчок так, чтобы он вращался очень быстро.
– Что вы видите?

– А теперь достаньте такой же кружок, разделенный на три равные части и раскрашенные в основные цвета: желтый, синий, красный. Раскрутим волчок. Что вы видите?

- Сделаем вывод: Белый свет состоит из семи основных цветов.

- Запишите результат опыта в таблицу, во вторую колонку.

-Давайте посмотрим с вами м\ф и еще раз с вами дружно повторим цвета радуги

(Лунтик-цвета радуги)

- Сколько цветов у радуги?

- Кто знает, из каких цветов состоит радуга? 

-В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый




-Нет

- Без Солнца невозможна жизнь на Земле

-Природные: Солнце, Луна

Искуственные: уличный фонарь,фонарик,свеча,лампа

-Исследователь-это тот, кто изучает окружающий мир




























-Зеркало — гладкая поверхность, предназначенная для отражения света

-Зеркало имеет гладкую стеклянную поверхность, с обратной стороны которой нанесен тонкий слой блестящего металла

- Ученье -свет, а неученье –тьма

- Из серебра или бронзы

- В прожекторах, автомобильных фарах, телескопах



-Солнечный зайчик


- Солнечный зайчик-это кусочек солнечного света














-Солнце

-Источник света – фонарик









-В фотоаппаратах, телескопах





-Радуга

-Когда светит солнце и идёт дождь









-радость
































-При вращении все цвета радуги сливаются в один цвет – белый.
-Получили такой же эффект





-Семь цветов

-Красный, оранжевый,

желтый,зеленый, голубой,синий,

фиолетовый





-Делают вывод. Записывают вывод в таблицу наблюдений



Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Р: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценка результатов

П: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями


IV.Итог урока

1.Итог урока

-Наш урок подходит к концу, и я бы хотела узнать, что вы запомнили

- Какие явления природы мы с вами сегодня изучали весь урок?

- А как мы видим свое отражение в зеркале?

-Сколько цветом радуги вам известно? Назовите их, используя подсказку.

- Как исследователи мы выполнили план урока?

2.Рефлексия

- Я предлагаю вам оценить свое настроение в конце урока при помощи карточек настроения. Отметьте галочкой или кружком ваше настроение, которое соответствует вашему настроению.

- Я хочу вас поблагодарить за работу на уроке. Вы были внимательными, активными исследователями. Я желаю вам успехов, у вас все получится.

3. Наведение порядка на рабочем месте

-Урок окончен. Можете тихонько навести порядок на своем рабочем месте и готовиться к следующему уроку.




-Свет и цвет

-В обратном

-7 цветов радуги известно. Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан

-Да

-Прощаются


-Наводят порядок на рабочих местах

П: отвечать на поставленные вопросы, находить решения на поставленные вопросы, представлять изученную информацию

К: проявлять доброжелательность, активность в общении, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение выслушивать и слышать друг друга





Учитель ________________Шкляева В.В.

Методист___________________Плакунова И.Л.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!