Разработка конспекта «Урок добра» для одноклассников ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
( учитель начальных классов Кусь Т.П.)
Тема: Посели добро в своём сердце.
Цель: формирование толерантного отношения одноклассников к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- научить ребят адекватно реагировать на детей с ограниченными возможностями здоровья;
- пробудить в детях чувство милосердия к ребятам с ограниченными возможностями здоровья;
- воспитывать толерантность.
Планируемые результаты
Личностные УУД: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения ее результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия.
Познавательные УУД: осознано и произвольно осуществляют высказывание в устной форме, используют накопленные знания, формируют ответы на вопросы, рассуждают, создают способы решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД: распределяют обязанности при выполнении творческой работы, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Предметные УУД: сравнивают свои переживания с переживаниями героя произведения; моделировать плакат по данной теме.
Формы работы:
Беседа, игра, обсуждение, просмотр мультфильма
Оборудование: листы формата А3, набор картинок, клей, цветные карандаши для работы в группах.
Организация занятия.
Дети входят в класс под музыкальное сопровождение (звучит песня Ю.Энтина « Дорога добра», муз. М.Минкова) и садятся на свои места.
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок
Садитесь удобнее -
Начнём скорей урок!
Внимательно прослушайте стихотворение и определите тему нашего занятия.
Обучающийся : (читает стихотворение)
В доме добрыми делами занята ,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера,
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты!
( дети определяют тему занятия)
Учитель: Ребята, где живёт доброта? (Высказывания детей)
- Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
3. Формирование новых знаний и представлений.
Работа над лексическим значением слова доброта. (Словарь Ожегова)
Высказывания детей. Обобщение ответов.
Учитель: Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям. Добротой называют искреннее желание человека помогать другим людям, делать для них добрые дела. Еще в древности люди поняли одну простую истину, которая стала главным правилом доброго человека. Эта истина гласит: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». Если человек плохо относится к окружающим его людям, он никогда не добьется доброго к себе отношения. А вот если относиться к людям по-доброму, то и люди будут с добром относиться к людям.
А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный. Необычное слово. Очень часто при чтении журналов, газет, в интернете можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность - имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость.
Игра – тренинг ( работа в парах)
- Ребята, на какой планете мы живем? ( Земля);
- Сколько материков на земле? (6);
- Как называется наша страна (Россия);
- А какие народы живут в России? ( Русские,…);
- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? (Люди);
- Похожи ли они между собой; (Нет, есть молодые, пожилые, с разным цветом кожи, есть дети – инвалиды.)
Учитель: Совершенно верно, все люди разные, живут в различных уголках нашей планеты. Есть молодые и пожилые люди, есть дети – инвалиды.
Они приспосабливаются к обществу обыкновенных людей, а мы должны им помочь в этом.
4.Закрепление новых знаний.
Учитель: Я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с одноклассником, имеющим ограниченные возможности. Создадим «Цветик-семицветик» с правилами толерантного человека.
Работа в группах.
(По ходу формулирования правил создаётся « Цветик - семицветик». )
1.Как вы поведёте себя при встрече с человеком, который имеет какие-либо ограниченные возможности?
Не надо смотреть так пристально, так как это может поставить его в неловкое положение.
Крепится 1 лепесток - сделать вид, что не заметил его недостатков.
2.Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы?
Крепится 2 лепесток – «установить» общение с ним
Крепится 3 лепесток - «понять» проблему человека.
Крепится 4 лепесток – «принять» человека таким, какой он есть.
Крепится 5лепесток – «заинтересоваться» успехами человека.
Крепится 6лепесток – Что-то «перенять» и что-то дать взамен.
Крепится 7лепесток – «помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя полезным для окружающих.
Учитель: Мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания. У нас вырос Цветик - семицветик. Чтобы его оживить, давайте поможем однокласснику быть вместе с нами. Такого волшебного цветка найти вряд ли удастся. Но я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее.
Просмотр мультфильма «Притча о гвоздях»
Притча о гвоздях
Восточная притча
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Беседа.
1.Каким был молодой человек?
2. Что ему посоветовал отец?
3. Какой вывод для себя сделал молодой человек?
4. Объясните смысл слов старика.
«Когда говоришь человеку что – то злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется.»
5.Итог занятия.
1. Творческая работа. ( Работа в группах.)Создание плаката « Посели добро в своём сердце»
Обучающийся: Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
6. Рефлексия
Закончи предложение
- Я думаю, что урок добра прошел не зря. Может быть в этот день кто- то стал…
- Этот урок не зря назван «добрым»,…
