СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока по литературному чтению на тему "Л.Н. Толстой. “Зайцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н. Толстой. “Зайцы” для учащихся 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока по литературному чтению на тему "Л.Н. Толстой. “Зайцы"»

Конспект по литературному чтению

Выполнила: Погребнюк Александра

Используемый учебно-методический комплект: Образовательная система «Начальная школа XXI века»

Класс: 3

Тема урока: Л.Н. Толстой. “Зайцы”

Цель урока: познакомиться с новым произведением Л.Н Толстого «Зайцы»

Планируемые результаты:

Предметные:

Знания: познакомить детей и провести анализ рассказа «Зайцы» Л.Н. Толстого, ввести новые слова в лексику учащихся, работать над пониманием логики событий, над пониманием подтекста поступков героев;

Умения: умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения –мораль, умение делать выводы),

Обогащать читательский опыт учащихся, отрабатывать навык выразительного чтения. развивать у школьников читательскую самостоятельность. показать нравственные качества героев. развивать умение понимать содержание прочитанного и работать с текстом; воспитывать понимание необходимости обдумывать свои поступки.


Метапредметные:

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу, творческую фантазию, способность к самооценке, расширение кругозора. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Ресурсы:

Для учителя: учебник по УМК «Начальная школа 21 века», интерактивная доска.

Для детей: учебник по УМК «Начальная школа 21 века».



Ход урока

Формируемые ууд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный момент

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

 Здравствуйте, ребята! сегодня, урок литературного чтения у вас буду вести я. Присаживайтесь. Меня зовут Александра Павловна

Каким бы сегодня вы хотели увидеть урок?

Чтобы урок получился таким, недостаточно действий учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть ученики на уроке?

Думаю, что урок у нас сегодня будет именно таким, как мы его себе представили.


Приветствуют учителя



Интересным, познавательным

Активными, внимательными, размышляющими


0.5

Актуализация знаний

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу, Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;


На экране появляется писатель: Л. Н. Толстой

Что вы можете рассказать о данном писателе?













Огромную работу проделал писатель, добиваясь того, чтобы, как он сам говорил, всё было «красиво», коротко, просто, и, главное - ясно. Поэтому его произведения так легко читаются и запоминаются.

Давайте вспомним с какими жанрами мы знакомились на предыдущих уроках.



Что такое басня?


На уроках внеклассного чтения мы вспомнили много сказок, басен, рассказов Льва Николаевича Толстого.








Посмотрите на картины, с какими произведениями на предыдущих уроках мы познакомились? Перечислите их.


Писателя Льва Николаевича Толстого


Л. Н. Толстой

Лев Толстой – известный русский писатель. Жил в имении «Ясная поляна». Писал и для взрослых, и для детей. У себя в имении открыл школу для сельских детей и сам их обучал. Написал для детей много поучительных рассказов и басен, составил «Азбуку». Толстой путешествовал по морю и на основании своих наблюдений написал несколько рассказов.






Мы знакомились с такими жанрами как басня и сказка

Басня – небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы.


Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.


Сказка «Два брата», басня «Белка и волк», «Лебеди»

6

Постановка учебной задачи

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение,

Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого.

Посмотрите на экран (на экране изображение зайца), предположите какой рассказ Л.Н. Толстого мы будем изучать

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте цель и задачи урока.

(Слайд)


Познакомиться…  

Учиться правильно…

Проанализировать…  

Совершенно верно, сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Л.Н.Толстого «Зайцы»






Рассказ «Зайцы»


Мы познакомимся с новым произведением Л.Н.Толстого «Зайцы»

(с рассказами Л.Толстого)

(читать, находить в тексте слова)

(рассказ «Зайцы»)

3

Открытие новых знаний

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение

К сожалению, не все люди умеют рассмотреть прекрасное вокруг себя. Многие известные писатели старались помочь нам узнать о жизни живого мира, научить видеть красоту природы, чтобы люди полюбили ее, берегли ее богатства.

Сегодня мы коснемся мира прекрасного в произведения Л.Н. Толстого и «Зайцы».

- Кто из вас видел когда-либо зайцев? Что вы знаете о них?



Откройте учебник на странице 136, предположите по названию и изображению о чем будет текст







Мнение детей




высказывают предположения



8

Первичное закрепление

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение

А сейчас я прочитаю рассказ «Зайцы». Ребята, а вы глазами следите по тексту.

Беседа по содержанию

Понравился рассказ?

К какому жанру относится рассказ и почему?







Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа?

Что нового вы узнали?

Какие незнакомые слова вам встретились в тексте?

Физкультминутка

Поднимает руки класс — это раз,

Завертелась голова — это два,

Три — руками три хлопка,

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.




Данный рассказ относится к научному жанру, так как из рассказа мы узнаём, какие бывают зайцы. Автор не передает свои чувства, а сообщает сведения, факты о жизни зайцев – дает информацию


Предположения детей

Мнение детей

Предположения детей


7

Анализ текста

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;


Сейчас мы будем читать текст п абзацам.

__________, прочитай первый абзац


Анализ первого абзаца


- Какие виды зайцев бывают?

- Чем питаются лесные / полевые / гуменники зайцы, найдите в тексте и зачитайте




- Кто охотится на зайцев?


- Что спасает зайцев?


___________, прочитай второй абзац


Анализ второго абзаца


- Почему зайца трудно обнаружить по следам? Расскажите.






___________, прочитай третий абзац


Анализ третьего абзаца


- Что делают охотники наутро?



- Почему охотники не могут поймать зайца? Найдите строчки из текста и зачитайте




- А заяц на самом деле хитрил или что он делал?



Вызвал ли этот рассказ какие-либо чувства? Заставил ли переживать? Объясните свою точку зрения


- Давайте сравним рассказ «Лебеди» и «Зайцы»

- Ребята, давайте мы с вами найдём сходство и различие в этих рассказах












Правильно, художественный рассказ воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.

Научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию).






Лесные, полевые, гуменники


Зайцы лесные по ночам кормятся карою деревьев, зайцы полевые – озимями и травой, гуменники – хлебными зернами на гумнах

На зайцев охотятся охотники, собаки, волки, лисицы, вороны, орлы

Зайцев спасает трусость


*читает второй абзац, остальные следят по тексту

*читает третий абзац, остальные следят по тексту




Охотники наутро начинают разбирать заячий след


Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца.

Заяц и не думал хитрить, он просто всего боялся



Мнения детей




В обоих рассказах идет повествование о жизни животных: в первом - о жизни лебедей, во втором – о жизни зайцев. Но в первом рассказе автор рассказывает об эпизоде из жизни лебедей – об их трудном перелёте, а во втором - сообщает факты, какие бывают зайцы и об их образе жизни. В первом рассказе автор переживает за лебедя, а во втором он просто сообщает информацию.

15-18

Самостоятельная работа по эталону

Личностные:

внутренняя позиция

школьника на

уровне

положительного

отношения к школе.

Регулятивные

УУД: овладение

способностью

принимать и

сохранять цели и

задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме

Открываем свои рабочие тетради на стр 81, выполняем задание 3 самостоятельно.




Итак проверяем…





Рефлексия.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.

С каким произведением мы познакомились?

Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

Наш урок закончен. Всего доброго.


Зайцы

Мнение детей

3






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!