СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока +презентация в 4 классе на тему : Д. Мамин-Сибиряк "Приемыш"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС . Конспект урока в 4 классе по литературному чтению на тему "Д. Мамин-Сибиряк . "Приемыш".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Учитель: Львова Светлана Сергеевна

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №2 п. Спирово

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Д. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

Цели урока: - познакомить учащихся с новым разделом ;

- расширить знания о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка;

- отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения, передавая настроение с помощью

интонации;

- развивать любовь к природе ;

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить доказывать свою точку зрения.

  • Учиться опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и природоведения.

 Развивающие:

  • Развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли.

  • Развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).

  • Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.

  • воспитывать бережное отношение к людям и их чувствам;

  • воспитывать интерес к русскому языку;





УУД:

Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; разграничивать слова.

Познавательные УУД: находить в тексте слова по заданному признаку, оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.

Регулятивные УУД: формулировать тему урока, ставить учебные задачи, контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.

Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг Д.Н.Мамина – Сибиряка для детей, “Толковый словарь”, презентация, выполненная в программе PowerPoint, учебник Литературное чтение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. 2 часть



Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.

























Время

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


I.Этап мотивации (самоопределения)к учебной деятельности

Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Слайд 2
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться 
И ответную искру зажечь!
- Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу, всем гостям и поздороваемся.
Садитесь поудобнее!
Мы начнем урок!

Личностные УУД:

Формирование умения высказывать суждения


Речевая разминка


Работа над скороговоркой Слайд 3

-Прочитаем скороговорку с восклицанием, восхищением, выделяя голосом каждое слово.
ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ (!,?, выделяя голосом каждое слово)

- А теперь прочитаем, как будто спрашиваем. Молодцы справились с заданием. (сначала один ученик, потом по рядам, хором)



Коммуникативные:

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

умение выражать свои чувства.

Регулятивные:

контроль и коррекция ответов.




II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

- О чем скороговорка? (о лебедях)
-Почему об этой птице?
(встретится этот герой в произведении)
- Ребята, мы переходим к изучению нового раздела, который называется «Природа и мы». Слайд 4

- Прослушайте стихотворение Н.А. Заболоцкого «Просьба», подумайте, чему будут посвящены произведения в данном разделе?

Слайд 5

Птицы, рыбы, звери

В душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо,

А море без рыб – не море,

А земля без зверей – не земля.


- Чему будут посвящены произведения? (Природе…)

Как вы думаете, о чём будут произведения в этом разделе?

- Автора сегодняшнего произведения вы определите сами, посмотрев выставку уже известных книг. Слайд 6

- Читаем названия…(«Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго зайца…», «Серая Шейка», «Сказка про Комара Комаровича…»)

- Кто автор? (Д. Н. Мамин – Сибиряк) Слайд 7

- Посмотрим на портрет.

-Каким вы видите Д.Мамин-Сибиряка? (ответы детей)

Послушайте основные моменты из жизни писателя.

Сведения об авторе:

Слайд 8

 Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его. Слайд 9

     Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.«Это счастье писать для детей», - говорил он.

Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших». Советую всем вам её прочитать. (демонстрация книги « Аленушкины сказки»)

- А какое произведение мы начнём изучать сегодня, вы узнаете, если расшифруете эти квадраты. Соотнесите буквы левого квадрата с цифрами правого столбика. На доске


Ш

Е

*

М

*

Ы

Р

И

П

7

4

*

5

*

6

2

3

1


- Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом «Приемыш». Слайд 10

- Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово - приёмыш? (приют, сирота, детский дом, одиночество)

-Какой же вывод следует?

Слайд 11

Приёмыш – сирота, которого взяли на воспитание чужие люди

- И сегодня мы с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.






Познавательные:

умение структурировать знания,

контролировать и оценивать знания,

формирование умения в постановке и формулировке проблемы.













Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения;
















Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.



III. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации

- О чём вам захотелось узнать, прочитав название этого произведения?

(Узнать, кто приёмыш, познакомиться с содержанием и т. д.)

- Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю вам план работы над произведением Слайд 12

(Ученик зачитывает вслух)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»


План работы исследования

Прочитав произведение

- познакомиться с героями

- определить, кто такой Приёмыш

- охарактеризовать главных героев

- определить главную мысль

- высказать своё отношение


- Итак, мы сегодня с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.

- Открываем с. 76 учебника

Работа с текстом

- Ребята, читать рассказ мы будем по частям.

-При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл. – Как вы их понимаете?

Словарная работа

-При чтении нам встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл. – Как вы понимаете?

Слайды 13

Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то.

Слайд 14

Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение.

Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма. Слайд 15

Сайма - рыбацкая стоянка. Слайд 16

Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания.

Слайд 17

Бобылём - в одиночестве.

Увечить - физически расправляться, калечить.

Хиреет - болеет, чахнет.

Божья тварь - всё живое, созданное Богом.



Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения;







Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.



IV. Физкультминутка

Слайд 18

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.




Регулятивные

Личностные

Здоровьесберегающие




V. Этап реализации построенного проекта











































VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи





















































VII. Домашнее задание





VII . Этап рефлексии учебной деятельности на уроке































- Прочитаем произведение по частям по цепочке.

- Внимание!

Мамин - Сибиряк писал давно в 19 веке, поэтому вам могут быть непонятными ещё какие-то слова, карандашом делайте пометки, мы их объясним.

- Слушая 1 часть, исследуем. Внимание на слайд, прочитайте…

1 часть - Слайд 19

- Где происходят события?

- Кто герои?

- Встретились непонятные слова и выражения? (Объясним)

- Итак, ответим на вопросы.

(События происходят на озере. Герои: Тарас, Соболько, лебедь)

- Как вы думаете, кто является Приёмышем? (Рассуждают)

- Далее мы с вами узнаем, будьте внимательны.

- Продолжив работу над 2 частью, исследуем

- Внимание на слайд, прочитайте…

2 часть - Слайд 20

- Кто оказался Приёмышем?

-Как Приёмыш появился у Тараса?

-Помечайте непонятные для вас слова и выражения.

- Встретились непонятные слова и выражения? (Объясним)

- Ответим на вопросы…

(Приемышем оказался лебедь. Охотники застрелили родителей)

- Какие слова учебника характеризуют Приёмыша?

(Лебедь, сирота, умная птица, Божья птица) Слайд 21

- Оказывается, приёмыш – это не только человек, в нашем рассказе это кто? (Лебедь)

- Здесь лебедь – сирота, почему?

(Остался без обоих родителей)

- Продолжив работу над 3 частью , исследуем…

Внимание на слайд, читайте.

3 часть Слайд 22

-Прочитав эту часть, выбрать слова и сочетания слов, характеризующие Тараса и его жизнь.

- Помечайте непонятные для вас слова и выражения.

- Встретились трудные слова? (Объясним)

- Внимание! Работаем в парах в течение 3 мин.

- Зачитываем.

(Жил на озере 40 лет, жил бобылём, родные умерли, князь князем)

- Мы дали характеристику двум главным героям, кому?

(Приёмышу, Тарасу)

- А что вы можете сказать о Соболько? Является ли он главным героем?

- Для характеристики Соболько на карточках выберите подходящие слова.




Время – 1 минута

(карточки у каждого на парте)

Слова из текста

Соболько

бобыль


пёстрый


князь князем


лучший друг человека


гордая


умный


дружелюбный


ласковый


(Пёстрый, лучший друг человека, умный, дружелюбный, ласковый)

- Мы дали характеристики всем главным героям? (Всем)

- Исследуя последнюю заключительную часть, мы узнаем…

(читаем на слайде)

4 часть - Слайд 24

- Совпадёт ли ваше мнение конца истории с авторским?

(Чтение последней части учителем)

- Встретились трудные слова? (Объясним)

- Совпало ваше мнение с авторским? (Отвечают


Работа с иллюстрацией .Выборочное чтение.

Слайд 25

- Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на с.79, установить, к какой части она относится.

  1. Как изменился старик? Прочитайте.

  2. Почему это произошло?

  3. Легко ли было Приёмышу улететь от старика и Соболько? Почему?

  4. Почему же он всё таки улетел? (найди в рассказе)

  5. О чём беспокоился старик?

  6. Прочитайте о том ,как лебеди учат своих детёнышей?



- А вот интересно, каким же будет конец этой истории?

(Заслушиваем несколько историй)

- А мог ли Тарас не отпустить птицу? (Рассуждают)



Слайд 26

– Что было бы правильнее?

Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…

Друзья и расстались.

- Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело)

В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака – преданные, умные, умеющие любить, дружить.

Ведь творить добро – это здорово! И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра.


- Выразительное чтение рассказа с. 76-84 Слайд 27

- Сравнить Приёмыша и Соболько. Чем они отличаются? Что общего?

- Предлагаю вам выполнить тест по сегодняшней теме урока.

Слайд 28

Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях.

Закончите предложения:

Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…

Рассказ помог понять…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

- Как вы оцениваете свою работу ?

- Покажите тот смайлик ,который соответствует вашей работе на уроке и настроению.

- Мне хочется закончить наш урок клипом, где мы еще раз встретимся с героями нашего произведения.

Спасибо за урок.





























Коммуникативные:

управление поведением своим и партнера,

умение выражать свои мысли.




Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата.














Личностные: формирование алгоритма своего способа действия







Познавательные:

умение структурировать знания,

работать с информацией.

















Познавательные:

умение структурировать знания,

работать с информацией.



Коммуникативные:

согласованность при работе в парах;

умение выражать свои чувства.




Регулятивные: контроль и коррекция.























Познавательные:

оценка процесса и результата деятельности.




Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.






Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его









Познавательные:

оценка процесса и результата деятельности















Просмотр содержимого презентации
«Львова С.С. Мамин-Сибиряк Д. Н. ПРИЁМЫШ»

Литературное чтение 4 класс УМК «Школа России» Литературное чтение 4 класс УМК «Школа России» Автор-составитель: Львова С.С., учитель начальных классов 2019 г.

Литературное чтение

4 класс

УМК «Школа России»

Литературное чтение

4 класс

УМК «Школа России»

Автор-составитель:

Львова С.С.,

учитель начальных классов

2019 г.

Летели лебеди с лебедятами.

Летели лебеди с лебедятами.

Природа и мы

Природа и мы

Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк (1852 – 1912)

Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк

(1852 – 1912)

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852г., в заводском посёлке Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852г., в заводском посёлке

Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих.

«Приемыш»

«Приемыш»

ЦЕРЕМОНИЯ– торжественный обряд, порядок совершения чего-то

ЦЕРЕМОНИЯ–

торжественный обряд, порядок совершения чего-то

ДОСПЕХИ –

ДОСПЕХИ –

  • в старину: воинское снаряжение;
  • тяжеловесное снаряжение.
ПРОТОКА –

ПРОТОКА –

  • боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема;
  • узкая соединительная полость, канал.
САЙМА –  рыбацкая стоянка. МУШТРОВАТЬ – обучать, подвергать муштре. ЗАВОДЬ – небольшой залив, часть водоёма (реки, озера и т. п.) около берега с замедленным течением.

САЙМА –

рыбацкая стоянка.

МУШТРОВАТЬ –

обучать, подвергать муштре.

ЗАВОДЬ –

небольшой залив, часть водоёма (реки, озера и т. п.) около берега с замедленным течением.

Бобылем - в одиночестве.  Увечить – физически расправиться, калечить. Хиреет - болеет, чахнет . Божья тварь – все живое, созданное Богом.

Бобылем -

в одиночестве.

Увечить –

физически расправиться, калечить.

Хиреет -

болеет, чахнет .

Божья тварь

все живое, созданное Богом.

Физкультминутка Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качнули головой. Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся.

Физкультминутка

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Исследуем  1 часть

Исследуем 1 часть

  • Где происходят события?
  • Кто герои?
Исследуем  2 часть

Исследуем 2 часть

  • Кто оказался Приемышем?
  • Как Приемыш появился у Тараса?
Исследуем  3 часть

Исследуем 3 часть

  • Выбрать слова и словосочетания слов, характеризующие Тараса и его жизнь.

Исследуем  4 часть Совпадет ли ваше мнение конца истории с авторским?

Исследуем 4 часть

Совпадет ли ваше мнение конца истории с авторским?