СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока "Вероятность равновозможных событий"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока "Вероятность равновозможных событий"»

Конспект открытого урока

Тема «Вероятность равновозможных событий»

Класс: 9

Учитель: Аметова Анифе Февзиевна

Тип урока : изучение нового материала.

Цель урока: познакомить с элементами теории вероятности и рассмотреть алгоритм решения задач на заданную тему.

Задачи урока:

- образовательные: научить в процессе реальной ситуации определять термины теории вероятностей: достоверные, невозможные, равновероятностные, противоположные, совместные и несовместные события; научить решать задачи из жизни, формирование вероятностного мышления.

- воспитательные: воспитание умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

- развивающие: способствовать развитию интереса к математике; умений применять новый материал на практике и в жизни, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Оборудование к уроку: доска, компьютер с проектором, презентация по теме «Введение в теорию вероятностей», игральные кубики, монеты, урна с шарами различных цветов

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие класса.

Здравствуйте! О математике существует много различных высказываний, но высказывание, которое ближе мне по духу следующее (оно есть на ваших рабочих столах) На данный момент в нем есть пропущенные слова. Ваша задача: продолжить эти высказывания словами, которые ближе Вам:

Математика существует не для того, чтобы навязывать кому-либо тяжелую работу.

Наоборот, она существует только для удовольствия. Для удовольствия тех, кто любит анализировать то, что он делает, или может сделать, или то, что уже сделал в надежде сделать это еще лучше.

Роберт Брингхерст

(канадский поэт, типограф, литератор)

Математика и удовольствие. Совместимы ли эти понятия? На уроках математики испытываете ли вы удовольствие и когда?

Хорошо. К этому высказыванию мы еще вернемся.

  1. Изучение нового материала

«Теория вероятностей есть, в сущности, не что иное, как здравый смысл, сведенный к исчислению». Пьер-Симон Лаплас.

Мы часто сталкиваетесь со случаем. Случайно достали не ту тетрадь из портфеля, случайно столкнулись с другом на улице. Случайная поломка, случайная находка, случайная ошибка. Этот ряд можно продолжать бесконечно. Также в обыденной жизни мы часто говорим «возможно», «невозможно», «вероятно», «маловероятно», «обязательно». Все это мы говорим, о каких либо событиях или явлениях. Казалось бы, при чем тут математика,– какие уж законы в царстве Случая! Но и здесь наука обнаружила интересные закономерности – они позволяют человеку уверенно чувствовать себя при встрече со случайными событиями. 

Достоверное – это такое событие, о котором заранее известно, что оно произойдет.

Случайные события – это события, которые при одних и тех же условиях могут произойти, а могут и не произойти

Невозможное – это такое событие, о котором заранее известно, что оно не произойдет.

Учащиеся приводят примеры.

Невозможное: пингвины летают, солнце кружится вокруг Земли, человек бессмертен...

Достоверное: учебный год когда-нибудь закончится, все люди смертны, мама старше своих детей, …

Случайное: бутерброд упадет маслом вниз, завтра будет дождь, завтра будет видно Меркурий,…

Историческая справка.

Вопрос о возможности измерения степени достоверности наступления какого-либо события задавали себе многие ученые. Основателями теории вероятности были французские математики XVII века Б. Паскаль и П. Ферма, а также голландский ученый Х. Гюйгенс.

Зарождение теории вероятностей началось с того, что придворный французского короля, шевалье (кавалер) де Мере (1607-1648), сам азартный игрок, обратился к французскому физику, математику и философу Блезу Паскалю (1623-1662) с вопросами к задаче об возможных очках при игре в кости. До нас дошли два знаменитых вопроса де Мере к Паскалю: 1) сколько раз надо бросить две игральные кости, чтобы случаев выпадения сразу двух шестерок было больше половины от общего числа бросаний; 2) как справедливо разделить поставленные на кон деньги, если игроки прекратили игру преждевременно? Паскаль обратился к математику Пьеру Ферма (1601-1665) и переписывался с ним по поводу этих задач. Они вдвоем установили некоторые исходные положения теории вероятностей.

Пьер Ферма

Блез Паскаль

Христиан Гюйгенс


Долю успеха того или иного события математики называют вероятностью этого события (от латинского probabilitas – «вероятность»)

Исходы в определённом опыте называются равновозможными, если шансы этих исходов одинаковы. Например, монета с одинаковой вероятностью упадет одной из своих сторон вверх, на игральной кости выпадет 1 или 6 очков.

Исходы, при которых происходят некоторое событие, называют благоприятными исходами данного события.

Рассмотрим, например, событие В «выпадение четного числа очков при одном бросании игральной кости». Это событие наступает в трех случаях – когда выпадет 2, или 4, или 6 очков. Все эти исходы благоприятные событию В. Равновозможных исходов 6, тогда Р(В) = 3/6 = 1/2. Вероятностью равновозможного события в некотором испытании равно отношение числа благоприятных для него исходов (m) к числу всех равновозможных событий (n)

P(B)=

Вывод: Продолжить фразу: О любом событии можно сказать , либо оно достоверное ,либо невозможное ,либо случайное.

 Листочки с заданиями на столах.

Самостоятельная работа учащихся.

На листах написаны события. Под событиями расположена таблица. И для каждого из перечисленных событий определяете, каким данное будет являться: достоверное, возможное, невозможное. Ответы отмечаем в таблице.


1. На уроке геометрии ученик изобразил квадрат, который не является прямоугольником; 
2.На следующей неделе испортится погода;

3.В Новом Свете есть тропа Голицина;


4. Тимур начертил треугольник со сторонами 1 см;2см и 4см. 

5. Солнце кружится вокруг Земли;

6. Медиана разбила треугольник на 2 равновеликих треугольника;

7. Вам за урок поставят оценку «5»;

8. Параллельные прямые не пересекаются.


Событие

1

2

3

4

5

6

7

8

Достоверное



*



*


*

Случайное


*





*


Невозможное

*



*

*




Поменяйтесь с соседом по парте заданиям. И давайте проверим верность выполненного задания. После проверки оцените работу.

На слайде правильные ответы. Молодцы.

Давайте запишем следующие виды событий:

4. Равновозможные события.

5. Неравновозможные события.

Равновозможными называются события, когда в их наступлении нет преимуществ.

Неравновозможные события те, у которых в наступлении одного из событий есть какое-то преимущество.

У меня в руках находится монета, у которой на двух сторонах изображен орел. Появиться решка при бросании монеты ни как не может.

Таким образом, фокусники и мошенники обманывали в 17 веке простых горожан.

Далее мы будем работать с равновозможными событиями.

Физ.минутка


Классическое определение вероятности. Алгоритм решения задач.

Запишите подзаголовок: Классическое определение вероятности.

Определение: Вероятностью события А при проведении некоторого испытания называют отношение числа исходов благоприятных событию N(А), к общему числу всех (равновозможных между собой) исходов этого испытания N.

Запишем формулу: P(A)= , где

Р(А)- вероятность события A

m- благоприятные исходы события А

n- все исходы.

Домашняя работа.

Вы должны были дома двадцать раз подбросить монету и записать сколько раз выпал орел, сколько решка. Кто готов используя формулу поcчитать вероятность , что выпадет «орел». Результаты на доске.

N=20

N(A)=13

P(A)= =0,65

Ошибка Даламбера

великий французcкий учений-энциклопедист – Жан Лерон Даламбер – вошел в историю теории вероятностей со своей знаменитой ошибкой, суть которой в том, что он неверно определил равновозможность исходов.
Задача: Какова вероятность, что подброшенные вверх две правильные монеты упадут на одну и ту же сторону?
Решение, предложенное Даламбером: Опыт имеет три равновозможных исхода:
1. обе монеты упали на «орла»;
2. обе монеты упали на «решку»;
3. одна из монет упала на «орла», другая на «решку».
Из них благоприятными для нашего события будут два исхода, поэтому искомая вероятность равна 2/3.
Правильное решение: Опыт имеет четыре равновозможных исхода:
1. первая монета упала на «орла», вторая тоже на «орла»;
2. первая монета упала на «решку», вторая тоже на «решку»;
3. первая монета упала на «орла», а вторая на - «решку»;
4. первая монета упала на «решку», а вторая на - «орла».
Из них благоприятными для нашего события будут два исхода, поэтому искомая вероятность равна = .
Даламбер совершил одну из самых распространенных ошибок, допускаемую при вычислении вероятности: он объединил два принципиально разных исхода в один. Чтобы не повторить эту ошибку, помните, что природа различает все предметы, даже если внешне они для нас неотличимы.


В этом году вы сдаете ОГЭ и как вы уже успели заметить, в КИМах есть задачи связанные с теорией вероятности. (задание 9: статистика и вероятности)

Задача 1.

Из 100 лампочек 3 бракованные. Какова вероятность купить исправную лампочку?

Задача 2.

В ящике лежат 3 красных шара, 9 белых шаров, 10 зелёных и 7 коричневых. Из ящика вынимают 1 шар. Какова вероятность того, что шар окажется цветным (не белым).

Пример 1: Слайды.

В соревновании по толканию ядра участвуют 4 спортсмена из России, 9 спортсменов из Белоруссии, 7 спортсменов из Грузии и 5 – из Словении. Порядок, в котором выступают спортсмены, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсмен, который выступает последним, окажется из России?

Решение: Всего спортсменов принимающих участия в соревнования – 25, а спортсменов из России – 4.

Исходя из нашего алгоритма, получаем что:

N(A) = 4;

N= 25

Р(А)= =0,16

Ответ: 0,16.

Вероятность события выражается в виде десятичной дроби

Пример 2.

В среднем из 1000 аккумуляторов, поступивших в продажу, 6 неисправны. Найдите вероятность того, что один купленный аккумулятор окажется исправным.

Решение. Элементарный исход – случайно выбранный аккумулятор.

Поэтому N = 1000.

Событию А = {аккумулятор исправен} благоприятствуют 1000 – 6 = 994 исхода.

Поэтому N(A) = 994.

Тогда Р(А)= =0,994

Ответ: 0,994.

  1. Самостоятельная работа.

Вариант 1

1.Девятиклассники Петя, Катя, Ваня, Даша и Наташа бросили жребий, кому начинать игру. Найдите вероятность того, что начинать игру должна будет девочка.

2. На тарелке лежат одинаковые на вид пирожки: 4 с мясом, 17 с капустой и 9 с вишней. Стас наугад выбирает один пирожок. Найдите вероятность того, что он окажется с вишней.

3. В среднем из 200 карманных фонариков, поступивших в продажу, восемь неисправных. Найдите вероятность того, что выбранный наудачу в магазине фонарик окажется исправен.

4. В фирме такси в данный момент свободно 20 машин: 4 чёрных, 6 жёлтых и 10 зелёных. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшаяся ближе всего к заказчику. Найдите вероятность того, что к нему приедет жёлтое такси.

5. В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что орёл выпадет ровно 1 раз.

Вариант 1

1.На экзамене 20 билетов, Сергей не выучил 3 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет.

2. На каждые 1000 электрических лампочек приходится пять бракованных. Какова вероятность купить исправную лампочку?

3.В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что орёл выпадет ровно 2 раза.

4. В лыжных гонках участвуют 13 спортсменов из России, 2 спортсмена из Норвегии и 5 спортсменов из Швеции. Порядок, в котором спортсмены стартуют, определяется жребием. Найдите вероятность того, что первым будет стартовать спортсмен из России.

5. Игральную кость бросают дважды. Найдите вероятность того, что оба раза выпало число, меньшее 4.



Домашнее задание.

Записываем домашнее задание № 788,790(б,в).

Итоги урока.

Сегодня на уроке мы изучили с вами понятия достоверных, невозможных, равновероятностных, противоположных, совместных и несовместных событий.

Изучили классическое определение вероятности и алгоритм решения задач по теории вероятности.

Кто может повторить классическое определение вероятности?

Выставляются оценки за урок.


Рассмотрим еще один пример, иллюстрирующий эту ошибку.

Опыт «Выбор перчаток». В коробке лежат 3 пары одинаковых перчаток. Из нее, не глядя, вынимаются две перчатки. Выберите правильный вариант решения.

1 вариант: 3 исхода:

1) «обе перчатки на левую руку»;

2) «обе перчатки на правую руку»;

3) «перчатки на разные руки».

2 вариант: 4 исхода:

1) «обе перчатки на левую руку»;

2) «обе перчатки на правую руку»;

3) «первая перчатка на левую руку, вторая на правую руку»;

4) «первая перчатка на правую руку, вторая на левую руку».

Правильный второй вариант.

Чтобы не повторять эту ошибку, помните, что природа различает все предметы, даже если внешне они для нас неотличимы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!